Новости

ЕЛЕНА ГОГОЛЕВА НАВЕЧНО ОСТАЛАСЬ АКТРИСОЙ МАЛОГО ТЕАТРА

ЕЛЕНА ГОГОЛЕВА НАВЕЧНО ОСТАЛАСЬ АКТРИСОЙ МАЛОГО ТЕАТРА

7 апреля исполняется 106 лет со дня рождения народной артистки СССР, легенды Малого театра – Елены Николаевны Гоголевой

Когда в сезоне 1986 — 87 гг. Елена Николаевна Гоголева после длительного перерыва вновь появилась на сцене Малого театра, это было похоже на чудо. 86-летняя актриса, нашедшая в себе силы подняться после тяжелейшей травмы, вызывала удивление и восхищение. И поэтому зрители аплодировали не только ее неувядающему таланту, благородной, величественной красоте, но и человеческому мужеству.

«Вопреки обстоятельствам, прогнозам медиков я на сцене, — говорила Гоголева. — Опять в атмосфере родного театра. Если бы я не верила в себя, в своих товарищей, мое возвращение не состоялось бы. Я по-прежнему актриса Малого театра. Это моя судьба».

С раннего детства театр для Гоголевой был не мечтой, а реальностью. Вместе с матерью, провинциальной актрисой, она с шести лет выходила на сцену. Впервые выйдя на подмостки, маленькая Елена громко заявила суфлеру: «Вы мне, пожалуйста, не подсказывайте, я сама все знаю».

Дочь офицера царской армии, участника Русско-японской войны Николая Гоголева, 8-летняя Елена была зачислена в Институт благородных девиц, причем ее приняли на казенный счет как дочь раненого офицера. Учеба была весьма напряженной: иностранные языки, музыка и танцы, а еще кулинария, кройка и шитье. Последний предмет ей явно не давался — Гоголева так и не научилась даже пришивать пуговицы, хотя в нарядах толк знала.
В 1916 году она поступила на драматические курсы к знаменитому актеру А. Южину. Студенткой ее приглашали в Художественный театр, но она грезила только о Малом и 1 августа 1918 года подписала свой первый контракт с этим театром. В первый сезон она сыграла три роли в спектаклях «Венецианский купец», «Старик» и «Электра».

Совсем юной актрисой Гоголева сыграла в «Холопах» Дуню Веточкину, а главную роль исполняла Мария Николаевна Ермолова. И спустя 70 лет круг замкнулся: эту роль блестяще сыграла Е. Гоголева. Возможно, ей помог ее вечный талисман — овальная брошь с маленьким портретом М. Ермоловой. В театре до самого последнего появления Елену Николаевну никто не видел без этой броши на груди.

В 1920 году Ермолова отмечала 50-летие сценической деятельности. Шел спектакль «Горе от ума», и Гоголева, игравшая Софью и ждавшая ребенка, долго «драпировалась», чтобы скрыть от зрителей свою беременность. Она не могла даже помыслить об отказе от участия в юбилее Ермоловой — Малый театр и его корифеи были для Елены Николаевны святы. А через несколько дней она родила сына Игоря.

В голодные годы гражданской войны актриса в свободное от театра время играла в антрепризах, чаще в летних театрах, парках и садах.

Расплачивались за спектакли деньгами редко, чаще — мукой, селедкой или вязанкой дров, которую приходилось тащить на себе, ведь транспорт не работал.

В 1925 году Гоголева вместе с театром отправилась в длительные гастроли в Иркутск, Читу, Харбин и Владивосток. Она играла серьезный репертуар: Настасью Филипповну в «Идиоте» Достоевского — молодую, красивую, страстную. В Хабаровске восторженные почитатели были так покорены Гоголевой, что несли ее до гостиницы на руках.

Напряженный график работы в театре и на гастролях требовал постоянной заботы о хорошей физической форме: Гоголевой всегда помогали в этом спорт и танцы. Она любила плавать, ездила на велосипеде, играла в теннис, занималась фехтованием и верховой ездой. Порой это впрямую использовалось в спектаклях.

В 20 — 30-е годы актриса немало играла в русской классике, в пьесах главного драматурга Малого театра А. Островского. В ее репертуар вошли Негина в «Талантах и поклонниках», Юлия Тугина в «Последней жертве», Лариса в «Бесприданнице» и многие другие.

В конце 30-х годов напряженность работы и переживания в личной жизни спровоцировали у Гоголевой тяжелую болезнь. В 1938 году ей поставили диагноз «переутомление связок». У нее внезапно прыгал голос, и вскоре она узнала страшный диагноз — «туберкулез», причем в скоротечной форме. Ее лечила лучшая профессура Москвы. Процесс удалось затормозить, но потом были долгие месяцы молчания в туберкулезных санаториях. Все это время Гоголева рвалась в театр, а по возвращении ей пришлось столкнуться с тем, что многие ее роли были переданы другим актрисам. «В театре меня уже считали несуществующей, — с горечью вспоминала она. — Ходили слухи, что Гоголева умрет не сегодня-завтра, а если и выживет, то у нее повреждены голосовые связки, значит, ей как актрисе конец». И она вопреки всему вернулась на сцену, сыграв Монахову в «Варварах» Горького. Премьера состоялась в 1941-м.

Впереди были годы войны, наполненные для актрисы постоянной тревогой за сына и, что самое страшное, полной неизвестностью. Военный летчик, в 1940 году Игорь уехал на западную границу. После начала войны отправил матери телеграмму: «Жив, здоров, не волнуйся». И все. Елена Николаевна разыскивала его, выезжая с концертами на фронт, расспрашивала о нем, обращалась к сыну по радио, прочитав горьковские слова из «Старухи Изергиль» о горящем сердце Данко.

До нее доходили лишь отрывочные сведения, что он попал в плен и его видели в фашистском концлагере, откуда он несколько раз бежал. Но главное для нее было то, что сын жив. Она верила в это, хотя в 1942 году уже пришла похоронка.

Наконец в июле 45-го она получила письмо: «Дорогая мамуля! 9 июля 42-го года меня сбили фашисты, потом попал к нашим, прохожу так называемую фильтрационную комиссию. Что будет дальше — не знаю. Как мне хочется тебе рассказать о всем пережитом в фашистском аду. Я сильно обожжен, покалечен, но ни в чем не виноват, моя совесть чиста».

Но доверие в те годы было не в моде, и даже великая Гоголева, народная артистка СССР и трижды лауреат Сталинских премий, не вступалась за сына, считая, что он расплачивается, как и все русские люди. По возвращении в Москву Игорю не позволили служить в его любимой военной авиации, и он работал режиссером в Доме звукозаписи, а в 1969-м скоропостижно умер. Актриса завещала похоронить себя рядом с сыном на Ваганьковском кладбище, хотя по статусу и заслугам ее должны были похоронить на Новодевичьем.

В начале 80-х Гоголева сыграла роль 106-летней француженки Селины Муре в спектакле «Мамуре» Сармана. Она имела оглушительный успех в этой роли. Но в 1985 году случайно упала на скользком паркете, сломав шейку бедра. И далее — месяцы лечения, необходимость двигаться, превозмогая сильную боль (впоследствии до конца жизни ее день начинался с 40-минутной гимнастики). В 1986-м, победив болезнь, Гоголева снова вышла на сцену. Ее последней ролью стала княжна Плавутина-Плавунцова в «Холопах» П. Гнедича. Четыре часа актриса почти постоянно находилась на сцене, сидя в глубоком кресле, но на поклонах обязательно поднималась, чтобы поприветствовать и поблагодарить партнеров. Гоголева без запинки произносила громаду сложнейшего текста и проживала огромную сложную судьбу, в которой были предательство и раскаяние, радость и боль. И восхищенные зрители кричали ей после спектакля: «Браво», «Будьте здоровы», «Живите долго».

Елена Николаевна жила, пока играла.

«Я иногда думаю: через два дня спектакль — не пора ли уходить, бросать? Уже тяжело. А потом думаю: как же я брошу? Как? Что я буду делать? А театр? Я не могу себе этого представить, не могу», — говорила она незадолго до ухода.

И все же настал тот день, когда 93-летняя Гоголева приняла такое решение. 22 октября 1993 года она сыграла последний спектакль. Через три недели ушла из жизни. Проститься с ней пришли тысячи людей. Один из выступавших на панихиде сказал, что «смерть Гоголевой — это гордый уход жрицы, окончившей свое святое служение».

Александр Федоров
«Амурская правда», 19.01.2006

Дата публикации: 07.04.2006
ЕЛЕНА ГОГОЛЕВА НАВЕЧНО ОСТАЛАСЬ АКТРИСОЙ МАЛОГО ТЕАТРА

7 апреля исполняется 106 лет со дня рождения народной артистки СССР, легенды Малого театра – Елены Николаевны Гоголевой

Когда в сезоне 1986 — 87 гг. Елена Николаевна Гоголева после длительного перерыва вновь появилась на сцене Малого театра, это было похоже на чудо. 86-летняя актриса, нашедшая в себе силы подняться после тяжелейшей травмы, вызывала удивление и восхищение. И поэтому зрители аплодировали не только ее неувядающему таланту, благородной, величественной красоте, но и человеческому мужеству.

«Вопреки обстоятельствам, прогнозам медиков я на сцене, — говорила Гоголева. — Опять в атмосфере родного театра. Если бы я не верила в себя, в своих товарищей, мое возвращение не состоялось бы. Я по-прежнему актриса Малого театра. Это моя судьба».

С раннего детства театр для Гоголевой был не мечтой, а реальностью. Вместе с матерью, провинциальной актрисой, она с шести лет выходила на сцену. Впервые выйдя на подмостки, маленькая Елена громко заявила суфлеру: «Вы мне, пожалуйста, не подсказывайте, я сама все знаю».

Дочь офицера царской армии, участника Русско-японской войны Николая Гоголева, 8-летняя Елена была зачислена в Институт благородных девиц, причем ее приняли на казенный счет как дочь раненого офицера. Учеба была весьма напряженной: иностранные языки, музыка и танцы, а еще кулинария, кройка и шитье. Последний предмет ей явно не давался — Гоголева так и не научилась даже пришивать пуговицы, хотя в нарядах толк знала.
В 1916 году она поступила на драматические курсы к знаменитому актеру А. Южину. Студенткой ее приглашали в Художественный театр, но она грезила только о Малом и 1 августа 1918 года подписала свой первый контракт с этим театром. В первый сезон она сыграла три роли в спектаклях «Венецианский купец», «Старик» и «Электра».

Совсем юной актрисой Гоголева сыграла в «Холопах» Дуню Веточкину, а главную роль исполняла Мария Николаевна Ермолова. И спустя 70 лет круг замкнулся: эту роль блестяще сыграла Е. Гоголева. Возможно, ей помог ее вечный талисман — овальная брошь с маленьким портретом М. Ермоловой. В театре до самого последнего появления Елену Николаевну никто не видел без этой броши на груди.

В 1920 году Ермолова отмечала 50-летие сценической деятельности. Шел спектакль «Горе от ума», и Гоголева, игравшая Софью и ждавшая ребенка, долго «драпировалась», чтобы скрыть от зрителей свою беременность. Она не могла даже помыслить об отказе от участия в юбилее Ермоловой — Малый театр и его корифеи были для Елены Николаевны святы. А через несколько дней она родила сына Игоря.

В голодные годы гражданской войны актриса в свободное от театра время играла в антрепризах, чаще в летних театрах, парках и садах.

Расплачивались за спектакли деньгами редко, чаще — мукой, селедкой или вязанкой дров, которую приходилось тащить на себе, ведь транспорт не работал.

В 1925 году Гоголева вместе с театром отправилась в длительные гастроли в Иркутск, Читу, Харбин и Владивосток. Она играла серьезный репертуар: Настасью Филипповну в «Идиоте» Достоевского — молодую, красивую, страстную. В Хабаровске восторженные почитатели были так покорены Гоголевой, что несли ее до гостиницы на руках.

Напряженный график работы в театре и на гастролях требовал постоянной заботы о хорошей физической форме: Гоголевой всегда помогали в этом спорт и танцы. Она любила плавать, ездила на велосипеде, играла в теннис, занималась фехтованием и верховой ездой. Порой это впрямую использовалось в спектаклях.

В 20 — 30-е годы актриса немало играла в русской классике, в пьесах главного драматурга Малого театра А. Островского. В ее репертуар вошли Негина в «Талантах и поклонниках», Юлия Тугина в «Последней жертве», Лариса в «Бесприданнице» и многие другие.

В конце 30-х годов напряженность работы и переживания в личной жизни спровоцировали у Гоголевой тяжелую болезнь. В 1938 году ей поставили диагноз «переутомление связок». У нее внезапно прыгал голос, и вскоре она узнала страшный диагноз — «туберкулез», причем в скоротечной форме. Ее лечила лучшая профессура Москвы. Процесс удалось затормозить, но потом были долгие месяцы молчания в туберкулезных санаториях. Все это время Гоголева рвалась в театр, а по возвращении ей пришлось столкнуться с тем, что многие ее роли были переданы другим актрисам. «В театре меня уже считали несуществующей, — с горечью вспоминала она. — Ходили слухи, что Гоголева умрет не сегодня-завтра, а если и выживет, то у нее повреждены голосовые связки, значит, ей как актрисе конец». И она вопреки всему вернулась на сцену, сыграв Монахову в «Варварах» Горького. Премьера состоялась в 1941-м.

Впереди были годы войны, наполненные для актрисы постоянной тревогой за сына и, что самое страшное, полной неизвестностью. Военный летчик, в 1940 году Игорь уехал на западную границу. После начала войны отправил матери телеграмму: «Жив, здоров, не волнуйся». И все. Елена Николаевна разыскивала его, выезжая с концертами на фронт, расспрашивала о нем, обращалась к сыну по радио, прочитав горьковские слова из «Старухи Изергиль» о горящем сердце Данко.

До нее доходили лишь отрывочные сведения, что он попал в плен и его видели в фашистском концлагере, откуда он несколько раз бежал. Но главное для нее было то, что сын жив. Она верила в это, хотя в 1942 году уже пришла похоронка.

Наконец в июле 45-го она получила письмо: «Дорогая мамуля! 9 июля 42-го года меня сбили фашисты, потом попал к нашим, прохожу так называемую фильтрационную комиссию. Что будет дальше — не знаю. Как мне хочется тебе рассказать о всем пережитом в фашистском аду. Я сильно обожжен, покалечен, но ни в чем не виноват, моя совесть чиста».

Но доверие в те годы было не в моде, и даже великая Гоголева, народная артистка СССР и трижды лауреат Сталинских премий, не вступалась за сына, считая, что он расплачивается, как и все русские люди. По возвращении в Москву Игорю не позволили служить в его любимой военной авиации, и он работал режиссером в Доме звукозаписи, а в 1969-м скоропостижно умер. Актриса завещала похоронить себя рядом с сыном на Ваганьковском кладбище, хотя по статусу и заслугам ее должны были похоронить на Новодевичьем.

В начале 80-х Гоголева сыграла роль 106-летней француженки Селины Муре в спектакле «Мамуре» Сармана. Она имела оглушительный успех в этой роли. Но в 1985 году случайно упала на скользком паркете, сломав шейку бедра. И далее — месяцы лечения, необходимость двигаться, превозмогая сильную боль (впоследствии до конца жизни ее день начинался с 40-минутной гимнастики). В 1986-м, победив болезнь, Гоголева снова вышла на сцену. Ее последней ролью стала княжна Плавутина-Плавунцова в «Холопах» П. Гнедича. Четыре часа актриса почти постоянно находилась на сцене, сидя в глубоком кресле, но на поклонах обязательно поднималась, чтобы поприветствовать и поблагодарить партнеров. Гоголева без запинки произносила громаду сложнейшего текста и проживала огромную сложную судьбу, в которой были предательство и раскаяние, радость и боль. И восхищенные зрители кричали ей после спектакля: «Браво», «Будьте здоровы», «Живите долго».

Елена Николаевна жила, пока играла.

«Я иногда думаю: через два дня спектакль — не пора ли уходить, бросать? Уже тяжело. А потом думаю: как же я брошу? Как? Что я буду делать? А театр? Я не могу себе этого представить, не могу», — говорила она незадолго до ухода.

И все же настал тот день, когда 93-летняя Гоголева приняла такое решение. 22 октября 1993 года она сыграла последний спектакль. Через три недели ушла из жизни. Проститься с ней пришли тысячи людей. Один из выступавших на панихиде сказал, что «смерть Гоголевой — это гордый уход жрицы, окончившей свое святое служение».

Александр Федоров
«Амурская правда», 19.01.2006

Дата публикации: 07.04.2006