Новости

«Пресса о гастролях Малого театра» ДЕНЬ КОМЕДИИ

«Пресса о гастролях Малого театра»

ДЕНЬ КОМЕДИИ

Ах, как часто, устав от «чернухи» и прочих остроактуальных проблем современности, душа стремится к классике. Никогда тут не услышишь со сцены бранного слова - разве что «жупел»; не увидишь неподобающих объятий, безобразных жестов, двусмысленных символов. Спектакль Малого театра «День на день не приходится» по пьесе Островского, на прошлой неделе показанный ульяновцам в рамках Всероссийского театрального фестиваля, задачам отдыха и очищения от новомодной шелухи отвечал всецело. Светлый, добрый и ироничный, веселый и полностью традиционный, превращенный в настоящую лирическую комедию, он пробудил в зрителях массу положительных эмоций.

Произведения с таким названием у Островского нет, и это интригует. На самом деле, переименованию подверглась ранняя пьеса драматурга «Тяжелые дни»: театр, видимо, побоялся, что ее мрачноватое название отпугнет зрителей. Новое, впрочем, получилось вполне в стиле русского классика, который любил выносить в заглавие пословицы и поговорки.

Надо отметить, что «Тяжелые дни» ставятся довольно редко, и нельзя сказать, чтобы это было так уж несправедливо. Они, скажем прямо, не относятся к лучшим созданиям автора «Грозы». Ни широты сюжета, ни масштаба характеров: все приземленно, непритязательно и крайне нравоучительно. Чай пьют с блюдечка, выпимши бьют первого попавшегося, носят чепцы, а при случае лицемерно вздыхают: «Ох, грехи наши тяжкие». Тем жизнь и ограничивается. Впрочем, есть могучий купец, его недалекая супруга, пара влюбленных, мелкий злодей и счастливый конец. А еще есть неописуемые красоты старой русской речи, прихотливые повороты которой не сможет затмить ничто: «Поймите все фибры души моей», «Я хоша и дурак, а вижу», «Поехал в Марьину Рощу наслаждаться благами природы, а попал в хаос необразованности».

Достойно преподносить всю эту прелесть актерам Малого удается вполне, а, кроме того, здесь умеют при любом подходящем и неподходящем случае отменно бухнуть картузом об пол, сплясать почти не хуже танцоров из ансамбля Моисеева и задушевно распевать романсы под гитару и баян.

Единственного по-настоящему положительного персонажа - честного и умного чиновника Досужева его исполнитель, народный артист России Александр Коршунов (он же и поставил спектакль) наделил неожиданным демонизмом, так что у зрителя этот герой вызывает скорее опаску, чем благодарную радость. Но он все-таки помогает своему другу Андрею, сыну богатого купца-самодура Тит Титыча, жениться на любимой девушке, выторговывая родительское согласие на брак в обмен на прекращение дела о драке: не послушавшись предостережения жены о том, что понедельник - день тяжелый, Тит Титыч отправляется в город по делам, устраивает драку, и избитый им Перцов требует выплатить сумму, грозящую купцу разорением (у Перцова - такой бизнес: попасть богачу под горячую руку и требовать затем материальной компенсации). Сюжет, прямо скажем, не из самых занимательных. Но актеры играют с таким удовольствием и азартом, что происходящее на сцене, как говорится, «забирает» без остатка.

Зрительницы должны быть готовы к тому, что актеры могут подойти и неожиданно поцеловать кого-нибудь из них. Ничего не поделаешь, спектакль построен на приемах открытого взаимодействия с залом (особенно надо остерегаться тех, кто «теперича оченно влюблен-с»). Кроме того, со сцены вам могут показать «альбом с нехорошими картинками». Главный же секрет спектакля - в детективном мотиве, который привносит Досужев - на первый взгляд, какой-то сомнительный тип с повадками шантажиста. В течение всего спектакля ждешь от него, хитро наблюдающего за остальными героями, подвоха, а он в финале бескорыстно помогает соединиться паре юных любящих сердец.

Спектакль напоминает рождественскую сказку со счастливым концом, в которой по мере развития сюжета блеснут огромный купчина «Кит Китыч» (Д. Кознов), его уморительно пришептывающая супруга (И. Тельпугова), простой и в то же время себе на уме пылкий влюбленный Андрей Титыч (С. Потапов), лоботряс с претензиями на аристократизм Перцов, сверх-общительная купчиха Круглова (Е. Доронина).

«День на день не приходится» - спектакль легкий, с хорошим юмором, не без хулиганства, в который, к удовольствию зрителей, органично вплетаются романсы и пляски, позволяющие актерам продемонстрировать свои таланты. Поставлено все традиционно: написано у Островского - «грот в Кремлевском саду», значит, на сцене появляется нарисованный на холсте грот у кремлевской стены, напоминающий лубок; написано - «гостиная», значит, грот раскладывается в симпатичную замоскворецкую гостиную с кружевными скатерками, старинной мебелью и всем, что положено (художник Ольга Коршунова).

Можно с удовольствием рассматривать, как стряпчий Мудров (Владимир Дубровский), кряхтя, стягивает калоши, как обстоятельно нюхает он табак и не менее обстоятельно чинит карандаш. Нельзя без улыбки глядеть, с каким апломбом носит цилиндр и модную тросточку негодяй и щеголь Василиск Перцов. Приятно наблюдать за милой возней влюбленных Андрея и Сашеньки (О. Жевакина): с робкими (и не очень) поцелуями и киданием подушками (вообще, эта молодая пара может служить для своих коллег-сверстников примером удачной актерской игры). А едва появившийся на пороге самодур Тит Титыч вынужден некоторое время обождать, пока зрители вытрут выступившие от смеха слезы: его величественная фигура, буйные седые кудри, нависающие брови, стеклянные глаза и длинный халат с лисьей оторочкой вызывают в зале реакцию восторженную до легкого шока.

Действо спектакля могло быть разыграно очень серьезно и пафосно, не подпусти сам автор в пьесу иронии (постановщик сделал ставку как раз на это и, что называется, не промахнулся). Почему, собственно, Островский назвал свое произведение «Тяжелые дни»? Да ведь поверье есть среди замечательных «замоскворецких» обитателей, что дни бывают легкие и тяжелые, в которые за дела и браться-то не стоит - все равно не получится ничего. Понедельник, кстати, из их числа. Угораздило же Тит Титыча делом заняться именно в понедельник... И, очевидно, что все беды его отсюда.

Александр РУСИНОВ
«Ульяновская правда», 29.03.2006

Дата публикации: 31.03.2006
«Пресса о гастролях Малого театра»

ДЕНЬ КОМЕДИИ

Ах, как часто, устав от «чернухи» и прочих остроактуальных проблем современности, душа стремится к классике. Никогда тут не услышишь со сцены бранного слова - разве что «жупел»; не увидишь неподобающих объятий, безобразных жестов, двусмысленных символов. Спектакль Малого театра «День на день не приходится» по пьесе Островского, на прошлой неделе показанный ульяновцам в рамках Всероссийского театрального фестиваля, задачам отдыха и очищения от новомодной шелухи отвечал всецело. Светлый, добрый и ироничный, веселый и полностью традиционный, превращенный в настоящую лирическую комедию, он пробудил в зрителях массу положительных эмоций.

Произведения с таким названием у Островского нет, и это интригует. На самом деле, переименованию подверглась ранняя пьеса драматурга «Тяжелые дни»: театр, видимо, побоялся, что ее мрачноватое название отпугнет зрителей. Новое, впрочем, получилось вполне в стиле русского классика, который любил выносить в заглавие пословицы и поговорки.

Надо отметить, что «Тяжелые дни» ставятся довольно редко, и нельзя сказать, чтобы это было так уж несправедливо. Они, скажем прямо, не относятся к лучшим созданиям автора «Грозы». Ни широты сюжета, ни масштаба характеров: все приземленно, непритязательно и крайне нравоучительно. Чай пьют с блюдечка, выпимши бьют первого попавшегося, носят чепцы, а при случае лицемерно вздыхают: «Ох, грехи наши тяжкие». Тем жизнь и ограничивается. Впрочем, есть могучий купец, его недалекая супруга, пара влюбленных, мелкий злодей и счастливый конец. А еще есть неописуемые красоты старой русской речи, прихотливые повороты которой не сможет затмить ничто: «Поймите все фибры души моей», «Я хоша и дурак, а вижу», «Поехал в Марьину Рощу наслаждаться благами природы, а попал в хаос необразованности».

Достойно преподносить всю эту прелесть актерам Малого удается вполне, а, кроме того, здесь умеют при любом подходящем и неподходящем случае отменно бухнуть картузом об пол, сплясать почти не хуже танцоров из ансамбля Моисеева и задушевно распевать романсы под гитару и баян.

Единственного по-настоящему положительного персонажа - честного и умного чиновника Досужева его исполнитель, народный артист России Александр Коршунов (он же и поставил спектакль) наделил неожиданным демонизмом, так что у зрителя этот герой вызывает скорее опаску, чем благодарную радость. Но он все-таки помогает своему другу Андрею, сыну богатого купца-самодура Тит Титыча, жениться на любимой девушке, выторговывая родительское согласие на брак в обмен на прекращение дела о драке: не послушавшись предостережения жены о том, что понедельник - день тяжелый, Тит Титыч отправляется в город по делам, устраивает драку, и избитый им Перцов требует выплатить сумму, грозящую купцу разорением (у Перцова - такой бизнес: попасть богачу под горячую руку и требовать затем материальной компенсации). Сюжет, прямо скажем, не из самых занимательных. Но актеры играют с таким удовольствием и азартом, что происходящее на сцене, как говорится, «забирает» без остатка.

Зрительницы должны быть готовы к тому, что актеры могут подойти и неожиданно поцеловать кого-нибудь из них. Ничего не поделаешь, спектакль построен на приемах открытого взаимодействия с залом (особенно надо остерегаться тех, кто «теперича оченно влюблен-с»). Кроме того, со сцены вам могут показать «альбом с нехорошими картинками». Главный же секрет спектакля - в детективном мотиве, который привносит Досужев - на первый взгляд, какой-то сомнительный тип с повадками шантажиста. В течение всего спектакля ждешь от него, хитро наблюдающего за остальными героями, подвоха, а он в финале бескорыстно помогает соединиться паре юных любящих сердец.

Спектакль напоминает рождественскую сказку со счастливым концом, в которой по мере развития сюжета блеснут огромный купчина «Кит Китыч» (Д. Кознов), его уморительно пришептывающая супруга (И. Тельпугова), простой и в то же время себе на уме пылкий влюбленный Андрей Титыч (С. Потапов), лоботряс с претензиями на аристократизм Перцов, сверх-общительная купчиха Круглова (Е. Доронина).

«День на день не приходится» - спектакль легкий, с хорошим юмором, не без хулиганства, в который, к удовольствию зрителей, органично вплетаются романсы и пляски, позволяющие актерам продемонстрировать свои таланты. Поставлено все традиционно: написано у Островского - «грот в Кремлевском саду», значит, на сцене появляется нарисованный на холсте грот у кремлевской стены, напоминающий лубок; написано - «гостиная», значит, грот раскладывается в симпатичную замоскворецкую гостиную с кружевными скатерками, старинной мебелью и всем, что положено (художник Ольга Коршунова).

Можно с удовольствием рассматривать, как стряпчий Мудров (Владимир Дубровский), кряхтя, стягивает калоши, как обстоятельно нюхает он табак и не менее обстоятельно чинит карандаш. Нельзя без улыбки глядеть, с каким апломбом носит цилиндр и модную тросточку негодяй и щеголь Василиск Перцов. Приятно наблюдать за милой возней влюбленных Андрея и Сашеньки (О. Жевакина): с робкими (и не очень) поцелуями и киданием подушками (вообще, эта молодая пара может служить для своих коллег-сверстников примером удачной актерской игры). А едва появившийся на пороге самодур Тит Титыч вынужден некоторое время обождать, пока зрители вытрут выступившие от смеха слезы: его величественная фигура, буйные седые кудри, нависающие брови, стеклянные глаза и длинный халат с лисьей оторочкой вызывают в зале реакцию восторженную до легкого шока.

Действо спектакля могло быть разыграно очень серьезно и пафосно, не подпусти сам автор в пьесу иронии (постановщик сделал ставку как раз на это и, что называется, не промахнулся). Почему, собственно, Островский назвал свое произведение «Тяжелые дни»? Да ведь поверье есть среди замечательных «замоскворецких» обитателей, что дни бывают легкие и тяжелые, в которые за дела и браться-то не стоит - все равно не получится ничего. Понедельник, кстати, из их числа. Угораздило же Тит Титыча делом заняться именно в понедельник... И, очевидно, что все беды его отсюда.

Александр РУСИНОВ
«Ульяновская правда», 29.03.2006

Дата публикации: 31.03.2006