Новости

«СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА» А.В.СУХОВО-КОБЫЛИН

«СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА» А.В.СУХОВО-КОБЫЛИН

Режиссер — Василий ФЕДОРОВ
Премьера — декабрь 2005 г.

Тарелкин умер в четвертый раз: теперь — на сцене филиала Малого театра. Пьеса Сухово-Кобылина, пользующаяся бешеной популярностью у режиссеров последние два сезона, наконец-то дождалась постановки в крепости русской классической драматургии. Из всех четырех премьер эта — самая классическая, и в этом ее несомненный плюс. И пусть в спектакле нет умопомрачительных в своей оригинальности режиссерских ходов, зато текст Сухово-Кобылина в устах актеров Малого театра звучит во всем его блеске и гротескная картина чиновничьей Руси рисуется во всем ее несуразном абсурде.
Спектакль Малого театра — это парад великолепных, вкусных актерских работ, сыгранных с предельной достоверностью. Здесь темные, карикатурно выписанные образы Расплюева и Варравина обретают вполне земное, ощутимо плотское воплощение. То же касается и сценической обстановки: квартирка юркого Тарелкина представлена с максимальным вниманием к деталям его нехитрого быта. Тут и огромная старинная печь, и потертые кресла, принадлежащие разным гарнитурам, и измятый таз для умывания, падающий с оглушительным грохотом в кульминационные моменты действия.
Сам Тарелкин (Дмитрий Зеничев), жалкое, суетящееся, хлопочущее существо, меркнет при появлении Варравина (Алексей Кудинович) — великолепного в своем презрении к окружающему миру генерала в роскошной шубе, спадающей с плеча. Он брезгливо прячет свой утонченный нос в кружевной платок от запаха тухлой рыбы, которой набито тело «ненастоящего покойника»; он надменен и немногословен, у него цепкий и острый взгляд. За таким Варравиным чувствуется неподдельная власть, которая делает его по-настоящему страшной фигурой.
Расплюева, еще одного весьма харизматического персонажа пьесы, Сергей Еремеев играет, мастерски неторопливо раскрывая зрителю хитрую расплюевскую натуру. Сначала это будто вполне добродушный, хоть и строгий квартальный надзиратель, вся особенность которого — поесть да выпить больше обычного. Но с появлением Варравина, переодетого в капитана Полутатаринова, Расплюев начинает проявлять недюжинную смекалку, до поры до времени спрятанную под тупой подобострастностью. И уж совсем другим человеком квартальный надзиратель предстает во время допроса в полицейском участке: тут Расплюев не остановится ни перед чем ради достижения собственной выгоды. Даже его начальник Ох (Виталий Коняев) уходит в тень — настолько всесильным ощущает себя Расплюев. Надо сказать, «Смерть Тарелкина» в Малом театре — это один из тех редких спектаклей, где нет проходных или неудавшихся ролей. Даже почти ничего не говорящие шестерки Расплюева — мушкатеры Качала и Шатала — цепляют глаз своей неестественной выправкой и бравыми усами. Поэтому, даже если вы посмотрели всех трех Тарелкиных и устало задаетесь вопросом, нужно идти на четвертого, мой вам совет: обязательно идите. И два с половиной часа пролетят на едином дыхании.

Валерия ГУМЕНЮК
«Театральная касса», февраль

Дата публикации: 31.01.2006
«СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА» А.В.СУХОВО-КОБЫЛИН

Режиссер — Василий ФЕДОРОВ
Премьера — декабрь 2005 г.

Тарелкин умер в четвертый раз: теперь — на сцене филиала Малого театра. Пьеса Сухово-Кобылина, пользующаяся бешеной популярностью у режиссеров последние два сезона, наконец-то дождалась постановки в крепости русской классической драматургии. Из всех четырех премьер эта — самая классическая, и в этом ее несомненный плюс. И пусть в спектакле нет умопомрачительных в своей оригинальности режиссерских ходов, зато текст Сухово-Кобылина в устах актеров Малого театра звучит во всем его блеске и гротескная картина чиновничьей Руси рисуется во всем ее несуразном абсурде.
Спектакль Малого театра — это парад великолепных, вкусных актерских работ, сыгранных с предельной достоверностью. Здесь темные, карикатурно выписанные образы Расплюева и Варравина обретают вполне земное, ощутимо плотское воплощение. То же касается и сценической обстановки: квартирка юркого Тарелкина представлена с максимальным вниманием к деталям его нехитрого быта. Тут и огромная старинная печь, и потертые кресла, принадлежащие разным гарнитурам, и измятый таз для умывания, падающий с оглушительным грохотом в кульминационные моменты действия.
Сам Тарелкин (Дмитрий Зеничев), жалкое, суетящееся, хлопочущее существо, меркнет при появлении Варравина (Алексей Кудинович) — великолепного в своем презрении к окружающему миру генерала в роскошной шубе, спадающей с плеча. Он брезгливо прячет свой утонченный нос в кружевной платок от запаха тухлой рыбы, которой набито тело «ненастоящего покойника»; он надменен и немногословен, у него цепкий и острый взгляд. За таким Варравиным чувствуется неподдельная власть, которая делает его по-настоящему страшной фигурой.
Расплюева, еще одного весьма харизматического персонажа пьесы, Сергей Еремеев играет, мастерски неторопливо раскрывая зрителю хитрую расплюевскую натуру. Сначала это будто вполне добродушный, хоть и строгий квартальный надзиратель, вся особенность которого — поесть да выпить больше обычного. Но с появлением Варравина, переодетого в капитана Полутатаринова, Расплюев начинает проявлять недюжинную смекалку, до поры до времени спрятанную под тупой подобострастностью. И уж совсем другим человеком квартальный надзиратель предстает во время допроса в полицейском участке: тут Расплюев не остановится ни перед чем ради достижения собственной выгоды. Даже его начальник Ох (Виталий Коняев) уходит в тень — настолько всесильным ощущает себя Расплюев. Надо сказать, «Смерть Тарелкина» в Малом театре — это один из тех редких спектаклей, где нет проходных или неудавшихся ролей. Даже почти ничего не говорящие шестерки Расплюева — мушкатеры Качала и Шатала — цепляют глаз своей неестественной выправкой и бравыми усами. Поэтому, даже если вы посмотрели всех трех Тарелкиных и устало задаетесь вопросом, нужно идти на четвертого, мой вам совет: обязательно идите. И два с половиной часа пролетят на едином дыхании.

Валерия ГУМЕНЮК
«Театральная касса», февраль

Дата публикации: 31.01.2006