Новости

«Листая старые подшивки» «ДА! ВОДЕВИЛЬ ЕСТЬ ВЕЩЬ...»

«Листая старые подшивки»

«ДА! ВОДЕВИЛЬ ЕСТЬ ВЕЩЬ...»

Так утверждает вездесущий, непутевый Репетилов, один из героев «Горя от ума» А. Грибоедова, и резюмирует: «А прочее все гиль». Столь категорическое суждение мы, разумеется, разделять не будем. Но нельзя отрицать того безусловного факта, что водевиль играл большую роль в репертуаре русского театра первой половины XIX века, что его авторами были известные драматурги той эпохи, что Грибоедов не гнушался сочинять водевили, и немало именно водевильных ролей составили славу великих русских актеров прошлого. Сам Николай 1 всемерно способствовал развитию водевиля и щедро награждал водевилистов ценными подарками. А потом водевиль забыли...

Но откуда же он все-таки взялся? История гласит: точное происхождение термина «водевиль» так и не установлено. По одним предположениям, он от voix de Vire - голос Вира - долины реки Вир в Нормандии, откуда пошли веселые песни народного поэта Оливье Басселена, называемые «водевирами»; другая версия ведет в город, где voix de vitle - «городские голоса», иными словами - городские песни (вуа де виль) могли превратиться в «водевили». Главное же в том, что жанр легкого, веселого представления с песнями, куплетами перекочевал в начале XIX века из Франции в Россию, где великолепно прижился. Сначала игрались только переводы или переложения французских водевилей, потом появились и произведения отечественных авторов: князя А. Шаховского, Н. Хмельницкого, А. Писарева. Музыку к ним писали такие знаменитые композиторы, как К. Кавос, А. Верстовский, А. Алябьев. Вскоре к написанию водевилей подключились сами артисты, заинтересованные в выигрышных ролях для собственных бенефисов. И, надо сказать, у них это получалось превосходно. Достаточно назвать такие громкие актерские имена, как Петр Каратыгин в Александрийском театре (брат знаменитого трагика Василия Каратыгина) или Дмитрий Ленский в Малом. Водевиль становится непременной принадлежностью почти каждого спектакля: его играют, как правило, «на закуску», после основного многоактного представления, даже после душещипательной драмы или классической трагедии. И каких блистательных актеров породил легкомысленный водевиль: Николай Дюр, Варвара Асенкова, Василий Живокини. Сам великий Михаил Семенович Щепкин навеки вписал свои водевильные роли в историю русского театра.

Со второй половины XIX века пошли на убыль и слава, и востребованность водевиля. Его охотно играли в любительских кружках, да еще он прочно укоренился в актерских школах как прекрасный учебный материал, развивающий в будущем лицедее легкость, изящество, музыкальность, пластичность, импровизационность. И это действительно так. По сию пору редкий выпускной курс театрального учебного заведения обходится без веселого, непритязательного водевиля. Тогда как на профессиональной сцене его, казалось бы, раз и навсегда вытеснил современный мюзикл. А ведь они сродни - эти два музыкальных жанра на драматической сцене, как какие-нибудь шестиюродные братья, ведущие свою родословную от одного пра-пра-пра-пра-прадеда.

А что, если возродить водевиль на современной сцене? Соответственно духу сегодняшнего дня, разумеется. Такой мыслью задался художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Задался и сделал. Как большой музыкальный спектакль, с массовыми сценами, новыми стихами (стихи и сценическая редакция Александра Клюквина), новой музыкой (композиторы - Владимир Мороз и Григорий Гоберник), взяв за основу водевиль Петра Каратыгина «Чудак-покойник, или Таинственный ящик». А поскольку П. Каратыгин в свою очередь позаимствовал сюжет французский, то имена героев остались иностранные и дело происходит в некоем французском городе, хотя страсти героев и их поведение во многом близки сегодняшним людям.

Красивую, пышную декорацию - открытую площадку уличного кафе, со столиками, эстрадой для «живого» оркестра, с панорамой на островерхие крыши домов и шпили костелов - сочинил Энар Стенберг (это его последняя, увы, работа), а Наталья Поваго одела персонажей в соответствующие эпохе, только чуть стилизованные, костюмы. Танцы и канкан а-ля «Мулен Руж» поставила балетмейстер Любовь Парфенюк. И завихрилась на сцене Малого жадная погоня за выморочным наследством сто лет спустя после кончины завещателя. И кто только не оказывается в числе родственников - претендентов на старинный сундук, скрывающий в своих недрах драгоценный камень огромной величины и солидную сумму в луидорах. Здесь и надменная аристократическая пара - барон де Ратиньер (Александр Ермаков) с супругой (Ольга Пашкова), и мыльный фабрикант Мерлюш (Алексей Кудинович), и табачная торговка госпожа Рапе (Инна Иванова), бесцеремонная и горластая, и даже «интеллектуал» Дероше (Борис Клюев) - газетный репортер, именующий себя писателем. И только один актер-неудачник Сен-Феликс (его играет сам постановщик Юрий Соломин), отец хорошенькой Джульетты (Варвара Андреева), не проявляет к наследству ни малейшего интереса. Да и узнает он о том, что тоже является наследником покойного Мерлюша, чисто случайно, от своего приятеля-нотариуса Депре (Александр Клюквин), который вместе с помощником Эмилем (Алексей Фаддеев) и молодым писарем (Петр Абрамов) ведет дело о наследстве. В веселой кутерьме клокочущих амбиций, любовных излияний Эмиля и Джульетты, в вихре развевающихся юбок и энергичных батманов десятка стройных женских ног (в массовке заняты студенты первого курса Театрального училища им. Щепкина при Малом театре) наследником в итоге оказывается скромный бессребреник Сен-Феликс. И, как положено водевильному благородному отцу, старый актер соединяет руки влюбленных, одаривает их щедрым приданым, а остальное наследство делит на всех родственников, без различия чинов и званий. Все счастливы и все довольны: персонажи - согласно сюжету, исполнители - своими ролями, а публика в зале - полученным зарядом бодрости и веселья от легкого, красочного, озорного действа. Да, водевиль есть вещь.

И первокурсники на нем учатся, и маститые актеры, погружаясь в его жизнерадостную стихию, забывают о своей значительности и наработанных приемах. Таинственный ящик чудака-покойника подарил сцене Малого щедрое наследство.

Наталия БАЛАШОВА
«Московская правда», 23.05.2003

Дата публикации: 19.01.2006
«Листая старые подшивки»

«ДА! ВОДЕВИЛЬ ЕСТЬ ВЕЩЬ...»

Так утверждает вездесущий, непутевый Репетилов, один из героев «Горя от ума» А. Грибоедова, и резюмирует: «А прочее все гиль». Столь категорическое суждение мы, разумеется, разделять не будем. Но нельзя отрицать того безусловного факта, что водевиль играл большую роль в репертуаре русского театра первой половины XIX века, что его авторами были известные драматурги той эпохи, что Грибоедов не гнушался сочинять водевили, и немало именно водевильных ролей составили славу великих русских актеров прошлого. Сам Николай 1 всемерно способствовал развитию водевиля и щедро награждал водевилистов ценными подарками. А потом водевиль забыли...

Но откуда же он все-таки взялся? История гласит: точное происхождение термина «водевиль» так и не установлено. По одним предположениям, он от voix de Vire - голос Вира - долины реки Вир в Нормандии, откуда пошли веселые песни народного поэта Оливье Басселена, называемые «водевирами»; другая версия ведет в город, где voix de vitle - «городские голоса», иными словами - городские песни (вуа де виль) могли превратиться в «водевили». Главное же в том, что жанр легкого, веселого представления с песнями, куплетами перекочевал в начале XIX века из Франции в Россию, где великолепно прижился. Сначала игрались только переводы или переложения французских водевилей, потом появились и произведения отечественных авторов: князя А. Шаховского, Н. Хмельницкого, А. Писарева. Музыку к ним писали такие знаменитые композиторы, как К. Кавос, А. Верстовский, А. Алябьев. Вскоре к написанию водевилей подключились сами артисты, заинтересованные в выигрышных ролях для собственных бенефисов. И, надо сказать, у них это получалось превосходно. Достаточно назвать такие громкие актерские имена, как Петр Каратыгин в Александрийском театре (брат знаменитого трагика Василия Каратыгина) или Дмитрий Ленский в Малом. Водевиль становится непременной принадлежностью почти каждого спектакля: его играют, как правило, «на закуску», после основного многоактного представления, даже после душещипательной драмы или классической трагедии. И каких блистательных актеров породил легкомысленный водевиль: Николай Дюр, Варвара Асенкова, Василий Живокини. Сам великий Михаил Семенович Щепкин навеки вписал свои водевильные роли в историю русского театра.

Со второй половины XIX века пошли на убыль и слава, и востребованность водевиля. Его охотно играли в любительских кружках, да еще он прочно укоренился в актерских школах как прекрасный учебный материал, развивающий в будущем лицедее легкость, изящество, музыкальность, пластичность, импровизационность. И это действительно так. По сию пору редкий выпускной курс театрального учебного заведения обходится без веселого, непритязательного водевиля. Тогда как на профессиональной сцене его, казалось бы, раз и навсегда вытеснил современный мюзикл. А ведь они сродни - эти два музыкальных жанра на драматической сцене, как какие-нибудь шестиюродные братья, ведущие свою родословную от одного пра-пра-пра-пра-прадеда.

А что, если возродить водевиль на современной сцене? Соответственно духу сегодняшнего дня, разумеется. Такой мыслью задался художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Задался и сделал. Как большой музыкальный спектакль, с массовыми сценами, новыми стихами (стихи и сценическая редакция Александра Клюквина), новой музыкой (композиторы - Владимир Мороз и Григорий Гоберник), взяв за основу водевиль Петра Каратыгина «Чудак-покойник, или Таинственный ящик». А поскольку П. Каратыгин в свою очередь позаимствовал сюжет французский, то имена героев остались иностранные и дело происходит в некоем французском городе, хотя страсти героев и их поведение во многом близки сегодняшним людям.

Красивую, пышную декорацию - открытую площадку уличного кафе, со столиками, эстрадой для «живого» оркестра, с панорамой на островерхие крыши домов и шпили костелов - сочинил Энар Стенберг (это его последняя, увы, работа), а Наталья Поваго одела персонажей в соответствующие эпохе, только чуть стилизованные, костюмы. Танцы и канкан а-ля «Мулен Руж» поставила балетмейстер Любовь Парфенюк. И завихрилась на сцене Малого жадная погоня за выморочным наследством сто лет спустя после кончины завещателя. И кто только не оказывается в числе родственников - претендентов на старинный сундук, скрывающий в своих недрах драгоценный камень огромной величины и солидную сумму в луидорах. Здесь и надменная аристократическая пара - барон де Ратиньер (Александр Ермаков) с супругой (Ольга Пашкова), и мыльный фабрикант Мерлюш (Алексей Кудинович), и табачная торговка госпожа Рапе (Инна Иванова), бесцеремонная и горластая, и даже «интеллектуал» Дероше (Борис Клюев) - газетный репортер, именующий себя писателем. И только один актер-неудачник Сен-Феликс (его играет сам постановщик Юрий Соломин), отец хорошенькой Джульетты (Варвара Андреева), не проявляет к наследству ни малейшего интереса. Да и узнает он о том, что тоже является наследником покойного Мерлюша, чисто случайно, от своего приятеля-нотариуса Депре (Александр Клюквин), который вместе с помощником Эмилем (Алексей Фаддеев) и молодым писарем (Петр Абрамов) ведет дело о наследстве. В веселой кутерьме клокочущих амбиций, любовных излияний Эмиля и Джульетты, в вихре развевающихся юбок и энергичных батманов десятка стройных женских ног (в массовке заняты студенты первого курса Театрального училища им. Щепкина при Малом театре) наследником в итоге оказывается скромный бессребреник Сен-Феликс. И, как положено водевильному благородному отцу, старый актер соединяет руки влюбленных, одаривает их щедрым приданым, а остальное наследство делит на всех родственников, без различия чинов и званий. Все счастливы и все довольны: персонажи - согласно сюжету, исполнители - своими ролями, а публика в зале - полученным зарядом бодрости и веселья от легкого, красочного, озорного действа. Да, водевиль есть вещь.

И первокурсники на нем учатся, и маститые актеры, погружаясь в его жизнерадостную стихию, забывают о своей значительности и наработанных приемах. Таинственный ящик чудака-покойника подарил сцене Малого щедрое наследство.

Наталия БАЛАШОВА
«Московская правда», 23.05.2003

Дата публикации: 19.01.2006