Новости

ВАСИЛИЙ БОЧКАРЕВ НОМИНИРОВАН НА «ЗОЛОТУЮ МАСКУ»

БЕЗ БЛЕСКА, НО С ДОСТОИНСТВОМ

Объявлены номинанты на «Золотую маску»

В отеле «Мариотт-Аврора» прошла пресс-конференция, посвященная грядущему 12-му театральному фестивалю и премии «Золотая маска». Список номинантов обсуждают ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА и МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА.

На этот раз «Золотая маска» впервые обошлась без своего многолетнего руководителя Эдуарда Боякова (с поста директора он официально ушел после юбилейного, десятого фестиваля, но в прошлом году еще выступал в невнятной роли куратора-координатора). То ли из-за отсутствия этого колоритнейшего персонажа московской театральной тусовки, то ли потому, что «Золотая маска» становится рутиной, но пресс-конференция протекала уныло. Куда-то испарился вольный дух фрондерства, зато возник отчетливый след государственной целесообразности – как в чиновничьей атмосфере мероприятия, так и в списке номинантов и в составе судейских бригад.

В музыкальном театре судить театральный процесс поручено людям заслуженным, но от актуальности далеким – композиторам, директорам, главрежам и дирижерам театров, профессорам учебных заведений, чей средний возраст сильно зашкаливает за 50. Понятно, что отсутствие представителей активного поколения скажется на вердикте. Впрочем, театральные люди России, по-видимому, не слишком охотно идут в судьи – впервые в составе жюри оказалось два представителя Белоруссии. Директор фестиваля Мария Ревякина пояснила, что «национальная» означает статус премии, но никак не государственную принадлежность.

Среди пятнадцати судей только четверо – специалисты по танцу, в том числе и председатель жюри Владимир Васильев, известный своим, мягко говоря, консерватизмом. В этих обстоятельствах судьба балетной «Маски» печально предсказуема. В номинантах – «Анна Каренина» Бориса Эйфмана, которого глава судейской коллегии давно считает лучшим современным автором. С ней соперничают два современных балета Мариинки – «Approximate Sonata» Уильяма Форсайта и «Reverence» Дэвида Доусона – не столь эффектные, как форсайтовская «тройчатка», отхватившая прошлогоднюю «Золотую маску». Большой театр с недоработанным «Сном в летнюю ночь» Джона Ноймайера и уязвимым «Болтом» Алексея Ратманского – тоже слабый конкурент. Остается красноярский «кот в мешке» – «Ромео и Джульетта» в постановке Сергея Боброва, но у Бориса Эйфмана, который в наступающем году отмечает 60-летие, шансов явно больше. За бортом «Маски» остался подготовленный Большим вечер балетов Леонида Мясина, и трудно объяснить, почему эксперты «не заметили» хотя бы один из них – скажем, «Предзнаменования» с великолепной Светланой Лунькиной в главной роли.

Современный танец представлен адекватно, то есть скудно. Любимица «Маски» Ольга Пона из Челябинска предложит «Немного ностальгии»; новые московские персонажи Дина Хусейн и Анна Абалихина покажут спектакль «Мухи»; Александр Пепеляев покажет свежий русско-эстонский спектакль «Двери», а Балет Евгения Панфилова – возобновленную постановку своего покойного руководителя «Клетка для попугаев».

В истекшем сезоне, в отличие от балета, в опере случился настоящий бум: выдвинуто девять спектаклей из Москвы, Петербурга, Уфы, Перми. Фаворитами выглядят Большой с «Детьми Розенталя» и «Мадам Баттерфляй» и Мариинка с «Тристаном и Изольдой» и «Путешествием в Реймс». Номинированы и все оперные режиссеры, за исключением Боба Уилсона: его «Мадам Баттерфляй» – перенос готового спектакля, а не оригинальная постановка. Зато дирижеров отметили всего двух – Александра Ведерникова (за «Детей Розенталя») и Владимира Понькина (за «Упавшую с небес»). Господин Гергиев от участия в турнире дирижеров устранился, попросив его кандидатуру не выдвигать.

В драматическом театре прошлый сезон был досадно бедным, что отразилось на афише фестиваля. В номинации «Спектакль большой формы» выдвинуты две постановки из Омска – «Вишневый сад» Евгения Марчелли и «Чудаки» из Пятого театра, из Санкт-Петербурга – «Оскар и розовая дама» Театра Ленсовета, из глубинки – тувинский «Король Лир» и всего две московские премьеры: «Три сестры» Петра Фоменко, не самая лучшая работа мастера, включенная в афишу скорее по инерции выделять постановки «Мастерской», и «Лес» Кирилла Серебренникова.

По опросам критиков он был признан лидером сезона, но, как выяснилось в кулуарах, попал в список номинантов с большим скрипом: эксперты преодолели свою антипатию к современной режиссуре, только опасаясь скандала в прессе. Тем не менее Наталью Тенякову, чья крупно и смело сыгранная Гурмыжская является смысловым центром всего спектакля, совет не счел достойной номинации на лучшую женскую роль. Как, впрочем, и Чулпан Хаматову, исполнившую, наверное, свою самую сильную роль в другом спектакле господина Серебренникова – «Голой пионерке» в «Современнике». Эта провокационная постановка была отметена экспертным советом, ее не приняли и не поняли и многие критики, но невероятно мощную и пронзительную игру госпожи Хаматовой отмечали все. Однако для актрисы не пожелали сделать исключение, как для Василия Бочкарева, его выдвинули за роль в спектакле Малого театра «Последняя жертва», которого среди номинантов нет (по правилам, актеры выдвигаются только вместе со спектаклями).

В раздел «Большая форма» могла бы попасть и постановка Андрея Могучего «Между собакой и волком», но ее причислили к «Новациям», стараясь таким образом придать солидности этой номинации, куда попали также «Бытие #2» Ивана Вырыпаева, «Недосказки» Дмитрия Крымова и «Полифем» театра «Тень». В номинации «Малая форма» на премию претендуют также шесть спектаклей: «На дне» питерского Небольшого драматического театра, омская «Фрекен Жюли» того же Евгения Марчелли, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова в МХТ (у обоих режиссеров по две личных номинации), экспериментальная «Шинель» Валерия Фокина, «Сцены из деревенской жизни» («Дядя Ваня») театра «Около дома Станиславского» и «Мальчики» Сергея Женовача, превратившие его дипломный курс в театр.

«Золотую маску» «за честь и достоинство» получат старейшая актриса БДТ Людмила Макарова и ее сверстница из Ярославского театра имени Волкова Наталья Терентьева, а за «поддержку театрального искусства» – президент Башкирии Муртаза Рахимов и Сбербанк России, который с 2002 года является генеральным спонсором премии, фестиваля и всех его дочерних проектов. По опросу критики лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в уходящем году, была признана «Эмилия Галотти» берлинского Дойчес-театра, привезенная в Москву фестивалем NET.

«КоммерсантЪ», 21.12.2005

ОБСУДИТЬ В АНТРАКТЕ

Дата публикации: 21.12.2005
БЕЗ БЛЕСКА, НО С ДОСТОИНСТВОМ

Объявлены номинанты на «Золотую маску»

В отеле «Мариотт-Аврора» прошла пресс-конференция, посвященная грядущему 12-му театральному фестивалю и премии «Золотая маска». Список номинантов обсуждают ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА и МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА.

На этот раз «Золотая маска» впервые обошлась без своего многолетнего руководителя Эдуарда Боякова (с поста директора он официально ушел после юбилейного, десятого фестиваля, но в прошлом году еще выступал в невнятной роли куратора-координатора). То ли из-за отсутствия этого колоритнейшего персонажа московской театральной тусовки, то ли потому, что «Золотая маска» становится рутиной, но пресс-конференция протекала уныло. Куда-то испарился вольный дух фрондерства, зато возник отчетливый след государственной целесообразности – как в чиновничьей атмосфере мероприятия, так и в списке номинантов и в составе судейских бригад.

В музыкальном театре судить театральный процесс поручено людям заслуженным, но от актуальности далеким – композиторам, директорам, главрежам и дирижерам театров, профессорам учебных заведений, чей средний возраст сильно зашкаливает за 50. Понятно, что отсутствие представителей активного поколения скажется на вердикте. Впрочем, театральные люди России, по-видимому, не слишком охотно идут в судьи – впервые в составе жюри оказалось два представителя Белоруссии. Директор фестиваля Мария Ревякина пояснила, что «национальная» означает статус премии, но никак не государственную принадлежность.

Среди пятнадцати судей только четверо – специалисты по танцу, в том числе и председатель жюри Владимир Васильев, известный своим, мягко говоря, консерватизмом. В этих обстоятельствах судьба балетной «Маски» печально предсказуема. В номинантах – «Анна Каренина» Бориса Эйфмана, которого глава судейской коллегии давно считает лучшим современным автором. С ней соперничают два современных балета Мариинки – «Approximate Sonata» Уильяма Форсайта и «Reverence» Дэвида Доусона – не столь эффектные, как форсайтовская «тройчатка», отхватившая прошлогоднюю «Золотую маску». Большой театр с недоработанным «Сном в летнюю ночь» Джона Ноймайера и уязвимым «Болтом» Алексея Ратманского – тоже слабый конкурент. Остается красноярский «кот в мешке» – «Ромео и Джульетта» в постановке Сергея Боброва, но у Бориса Эйфмана, который в наступающем году отмечает 60-летие, шансов явно больше. За бортом «Маски» остался подготовленный Большим вечер балетов Леонида Мясина, и трудно объяснить, почему эксперты «не заметили» хотя бы один из них – скажем, «Предзнаменования» с великолепной Светланой Лунькиной в главной роли.

Современный танец представлен адекватно, то есть скудно. Любимица «Маски» Ольга Пона из Челябинска предложит «Немного ностальгии»; новые московские персонажи Дина Хусейн и Анна Абалихина покажут спектакль «Мухи»; Александр Пепеляев покажет свежий русско-эстонский спектакль «Двери», а Балет Евгения Панфилова – возобновленную постановку своего покойного руководителя «Клетка для попугаев».

В истекшем сезоне, в отличие от балета, в опере случился настоящий бум: выдвинуто девять спектаклей из Москвы, Петербурга, Уфы, Перми. Фаворитами выглядят Большой с «Детьми Розенталя» и «Мадам Баттерфляй» и Мариинка с «Тристаном и Изольдой» и «Путешествием в Реймс». Номинированы и все оперные режиссеры, за исключением Боба Уилсона: его «Мадам Баттерфляй» – перенос готового спектакля, а не оригинальная постановка. Зато дирижеров отметили всего двух – Александра Ведерникова (за «Детей Розенталя») и Владимира Понькина (за «Упавшую с небес»). Господин Гергиев от участия в турнире дирижеров устранился, попросив его кандидатуру не выдвигать.

В драматическом театре прошлый сезон был досадно бедным, что отразилось на афише фестиваля. В номинации «Спектакль большой формы» выдвинуты две постановки из Омска – «Вишневый сад» Евгения Марчелли и «Чудаки» из Пятого театра, из Санкт-Петербурга – «Оскар и розовая дама» Театра Ленсовета, из глубинки – тувинский «Король Лир» и всего две московские премьеры: «Три сестры» Петра Фоменко, не самая лучшая работа мастера, включенная в афишу скорее по инерции выделять постановки «Мастерской», и «Лес» Кирилла Серебренникова.

По опросам критиков он был признан лидером сезона, но, как выяснилось в кулуарах, попал в список номинантов с большим скрипом: эксперты преодолели свою антипатию к современной режиссуре, только опасаясь скандала в прессе. Тем не менее Наталью Тенякову, чья крупно и смело сыгранная Гурмыжская является смысловым центром всего спектакля, совет не счел достойной номинации на лучшую женскую роль. Как, впрочем, и Чулпан Хаматову, исполнившую, наверное, свою самую сильную роль в другом спектакле господина Серебренникова – «Голой пионерке» в «Современнике». Эта провокационная постановка была отметена экспертным советом, ее не приняли и не поняли и многие критики, но невероятно мощную и пронзительную игру госпожи Хаматовой отмечали все. Однако для актрисы не пожелали сделать исключение, как для Василия Бочкарева, его выдвинули за роль в спектакле Малого театра «Последняя жертва», которого среди номинантов нет (по правилам, актеры выдвигаются только вместе со спектаклями).

В раздел «Большая форма» могла бы попасть и постановка Андрея Могучего «Между собакой и волком», но ее причислили к «Новациям», стараясь таким образом придать солидности этой номинации, куда попали также «Бытие #2» Ивана Вырыпаева, «Недосказки» Дмитрия Крымова и «Полифем» театра «Тень». В номинации «Малая форма» на премию претендуют также шесть спектаклей: «На дне» питерского Небольшого драматического театра, омская «Фрекен Жюли» того же Евгения Марчелли, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова в МХТ (у обоих режиссеров по две личных номинации), экспериментальная «Шинель» Валерия Фокина, «Сцены из деревенской жизни» («Дядя Ваня») театра «Около дома Станиславского» и «Мальчики» Сергея Женовача, превратившие его дипломный курс в театр.

«Золотую маску» «за честь и достоинство» получат старейшая актриса БДТ Людмила Макарова и ее сверстница из Ярославского театра имени Волкова Наталья Терентьева, а за «поддержку театрального искусства» – президент Башкирии Муртаза Рахимов и Сбербанк России, который с 2002 года является генеральным спонсором премии, фестиваля и всех его дочерних проектов. По опросу критики лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в уходящем году, была признана «Эмилия Галотти» берлинского Дойчес-театра, привезенная в Москву фестивалем NET.

«КоммерсантЪ», 21.12.2005

ОБСУДИТЬ В АНТРАКТЕ

Дата публикации: 21.12.2005