Новости

«Листая старые подшивки» КОНЬЯК «НАПОЛЕОН» И НЕМНОГО ИСТОРИИ

«Листая старые подшивки»

КОНЬЯК «НАПОЛЕОН» И НЕМНОГО ИСТОРИИ

В МАЛОМ ТЕАТРЕ ПОСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ОБ ИМПЕРАТОРЕ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ЖЕНИТЬСЯ НА КУХАРКЕ

Мы уже привыкли к тому, что Малый постоянно обращается к истории русских царей и выводит на сцену то Ивана Грозного, то Бориса Годунова. Здесь они чувствуют себя как дома, поскольку театр все-таки «императорский». А вот иностранные правители появляются здесь крайне редко. А когда прошел слух, что театр приступил к репетициям современной пьесы Иржи Губача «Корсиканка» - из жизни Наполеона, то многие всполошились, с трудом представляя военные баталии в интерьере бархатно-золотого зала в филиале на Ордынке.

К тому же спектакль ставил не свой режиссер, а приехавший из Йошкар-Олы Владислав Константинов, предложивший роль Наполеона Валерию Баринову, внешне похожему на гренадера, а уж никак не на низкорослого императора. Да и вообще, попервоначалу все как-то расходилось с обычаями Малого театра, старающегося не впускать в свой дом «чужаков» и во всем следовать «правде факта», особенно если это касается исторических персонажей.

Когда же во время премьеры открылся занавес и зрители увидели огромный заброшенный амбар с кудахтающими курами и бегающими крысами, где император Франции, Италии и Испании спал, не снимая драного мундира, на грязном тюфяке, ел сухари и пил прокисшее вино, им показалось, что их эпатируют. Здесь было чему удивляться и помимо странной обстановки. Мощный, широкоплечий Баринов, изображавший поверженного Наполеона на острове Святой Елены, вовсю распекал двух генералов за то, что они дрались на дуэли из-за куриных яиц, а какая-то полоумная кухарка (в исполнении темпераментной Евгении Глушенко), приплывшая из Франции на пароходе, требовала от него 20 тысяч франков за погибшего на войне мужа. Бред какой-то, скажете вы. Да нет, не бред, как выяснилось позже, а комедия. Чешский писатель Иржи Губач спустя 180 лет после смерти великого завоевателя Европы решил изобразить последние годы его жизни через призму комического абсурда.

Представьте бывшего императора, добровольно сдавшегося на милость победителей под Аустерлицем, охраняет 3 тысячи английских солдат. Ему даже не разрешают свободно передвигаться по острову, унижают на каждом шагу, сохраняя при этом видимость светского этикета. Лицемерие, ложь, притворство окружают Наполеона даже в этом забытом Богом месте. И ему остается писать мемуары, рычать на повара, не умеющего приготовить обед из ничего, заставлять генералов доить коз, а самому пить дрянное вино, даже если оно отравленное: он не привык изменять своим привычкам.

Это не «ученая история»: одно дело - знать в общем и целом, что Наполеон страдал от изоляции и забвения, и совсем другое - «сочинять» каждый день его жизни на острове Святой Елены. Представлять вместе с артистами, как в размеренно тусклую, серую жизнь вдруг врывается смелая, озорная женщина и все переворачивает в ней, пробуждая в опустившемся узнике простого корсиканского парня и заставляя его смеяться, дурачиться. Одним словом, в некотором роде переиначивать, переоценивать себя, свою жизнь.

Несложно догадаться, что Жозефина понадобилась драматургу для того, чтобы с ее появлением Наполеон наконец-то понял: счастье человека измеряется не его величием и славой - они эфемерны, преходящи. Счастье - и в умении радоваться восходу солнца, красивой песне, зажигательному танцу. Жозефина постоянно напоминает Наполеону, что оба они корсиканцы, девиз которых - свобода и вендетта. Следуя логике практичного человека, она считает, что чем дольше ее земляк продержится на этом проклятом скалистом острове, тем больше у его противников будет причин для беспокойства, ибо нет ничего опаснее сильного зверя в клетке. Вы не можете себе представить, какой яростью наливаются глаза Наполеона, когда он узнает, что его парадный мундир с золотыми пуговицами корсиканка использовала в виде пугала, чтобы отгонять птиц на огороде. Он готов разорвать ее в клочья, арестовать (непонятно только, каким образом), ну а ей все нипочем, она уверена: здоровье Его Величества может спасти свежая морковка, а не «протухший маскарадный костюм». На какое-то время они даже меняются ролями: Жозефина становится полководцем, а Наполеон - ее солдатом в баталиях с английскими тюремщиками, не чающими, когда же эта чертова баба уберется с их острова. Но вот что странно: покоривший не одно женское сердце император робеет перед своим «генералом» в юбке, чувствуя себя чуть ли не мальчишкой, и в то же время присутствие Жозефины возвращает ему давно забытое ощущение покоя и счастья. Трудно представить, но Наполеон нашел родственную душу в простой, необразованной кухарке, матери четверых детей. Ему уже начинает казаться, что они должны быть вместе всегда, поэтому в запальчивости он предлагает ей руку и сердце. В ответ мудрая женщина (до этого отказавшаяся от своих 20 тысяч) только отшучивается и предлагает ему более выгодную «сделку»: назвать коньяк, который она привезла в подарок, «Наполеоном». На что император резонно заявляет: наверняка он будет простым людям не по карману. Великий стратег, завоевавший полмира, как в воду смотрел, и все-таки он не мог предугадать, что этот коньяк завоюет весь мир...

Такой вот исторический «анекдот» показал академический, серьезный театр.

Любовь ЛЕБЕДИНА
«Труд», 26.03.2002

Дата публикации: 14.11.2005
«Листая старые подшивки»

КОНЬЯК «НАПОЛЕОН» И НЕМНОГО ИСТОРИИ

В МАЛОМ ТЕАТРЕ ПОСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ОБ ИМПЕРАТОРЕ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ЖЕНИТЬСЯ НА КУХАРКЕ

Мы уже привыкли к тому, что Малый постоянно обращается к истории русских царей и выводит на сцену то Ивана Грозного, то Бориса Годунова. Здесь они чувствуют себя как дома, поскольку театр все-таки «императорский». А вот иностранные правители появляются здесь крайне редко. А когда прошел слух, что театр приступил к репетициям современной пьесы Иржи Губача «Корсиканка» - из жизни Наполеона, то многие всполошились, с трудом представляя военные баталии в интерьере бархатно-золотого зала в филиале на Ордынке.

К тому же спектакль ставил не свой режиссер, а приехавший из Йошкар-Олы Владислав Константинов, предложивший роль Наполеона Валерию Баринову, внешне похожему на гренадера, а уж никак не на низкорослого императора. Да и вообще, попервоначалу все как-то расходилось с обычаями Малого театра, старающегося не впускать в свой дом «чужаков» и во всем следовать «правде факта», особенно если это касается исторических персонажей.

Когда же во время премьеры открылся занавес и зрители увидели огромный заброшенный амбар с кудахтающими курами и бегающими крысами, где император Франции, Италии и Испании спал, не снимая драного мундира, на грязном тюфяке, ел сухари и пил прокисшее вино, им показалось, что их эпатируют. Здесь было чему удивляться и помимо странной обстановки. Мощный, широкоплечий Баринов, изображавший поверженного Наполеона на острове Святой Елены, вовсю распекал двух генералов за то, что они дрались на дуэли из-за куриных яиц, а какая-то полоумная кухарка (в исполнении темпераментной Евгении Глушенко), приплывшая из Франции на пароходе, требовала от него 20 тысяч франков за погибшего на войне мужа. Бред какой-то, скажете вы. Да нет, не бред, как выяснилось позже, а комедия. Чешский писатель Иржи Губач спустя 180 лет после смерти великого завоевателя Европы решил изобразить последние годы его жизни через призму комического абсурда.

Представьте бывшего императора, добровольно сдавшегося на милость победителей под Аустерлицем, охраняет 3 тысячи английских солдат. Ему даже не разрешают свободно передвигаться по острову, унижают на каждом шагу, сохраняя при этом видимость светского этикета. Лицемерие, ложь, притворство окружают Наполеона даже в этом забытом Богом месте. И ему остается писать мемуары, рычать на повара, не умеющего приготовить обед из ничего, заставлять генералов доить коз, а самому пить дрянное вино, даже если оно отравленное: он не привык изменять своим привычкам.

Это не «ученая история»: одно дело - знать в общем и целом, что Наполеон страдал от изоляции и забвения, и совсем другое - «сочинять» каждый день его жизни на острове Святой Елены. Представлять вместе с артистами, как в размеренно тусклую, серую жизнь вдруг врывается смелая, озорная женщина и все переворачивает в ней, пробуждая в опустившемся узнике простого корсиканского парня и заставляя его смеяться, дурачиться. Одним словом, в некотором роде переиначивать, переоценивать себя, свою жизнь.

Несложно догадаться, что Жозефина понадобилась драматургу для того, чтобы с ее появлением Наполеон наконец-то понял: счастье человека измеряется не его величием и славой - они эфемерны, преходящи. Счастье - и в умении радоваться восходу солнца, красивой песне, зажигательному танцу. Жозефина постоянно напоминает Наполеону, что оба они корсиканцы, девиз которых - свобода и вендетта. Следуя логике практичного человека, она считает, что чем дольше ее земляк продержится на этом проклятом скалистом острове, тем больше у его противников будет причин для беспокойства, ибо нет ничего опаснее сильного зверя в клетке. Вы не можете себе представить, какой яростью наливаются глаза Наполеона, когда он узнает, что его парадный мундир с золотыми пуговицами корсиканка использовала в виде пугала, чтобы отгонять птиц на огороде. Он готов разорвать ее в клочья, арестовать (непонятно только, каким образом), ну а ей все нипочем, она уверена: здоровье Его Величества может спасти свежая морковка, а не «протухший маскарадный костюм». На какое-то время они даже меняются ролями: Жозефина становится полководцем, а Наполеон - ее солдатом в баталиях с английскими тюремщиками, не чающими, когда же эта чертова баба уберется с их острова. Но вот что странно: покоривший не одно женское сердце император робеет перед своим «генералом» в юбке, чувствуя себя чуть ли не мальчишкой, и в то же время присутствие Жозефины возвращает ему давно забытое ощущение покоя и счастья. Трудно представить, но Наполеон нашел родственную душу в простой, необразованной кухарке, матери четверых детей. Ему уже начинает казаться, что они должны быть вместе всегда, поэтому в запальчивости он предлагает ей руку и сердце. В ответ мудрая женщина (до этого отказавшаяся от своих 20 тысяч) только отшучивается и предлагает ему более выгодную «сделку»: назвать коньяк, который она привезла в подарок, «Наполеоном». На что император резонно заявляет: наверняка он будет простым людям не по карману. Великий стратег, завоевавший полмира, как в воду смотрел, и все-таки он не мог предугадать, что этот коньяк завоюет весь мир...

Такой вот исторический «анекдот» показал академический, серьезный театр.

Любовь ЛЕБЕДИНА
«Труд», 26.03.2002

Дата публикации: 14.11.2005