Новости

«Листая старые подшивки» ЗАЙМЕМ У БАЛЬЗАКА НЕМНОГО ОПТИМИЗМА

«Листая старые подшивки»

ЗАЙМЕМ У БАЛЬЗАКА НЕМНОГО ОПТИМИЗМА

Новый театральный сезон в Малом театре откроется премьерой комедии «Делец» по пьесе Оноре де Бальзака. Это не первое обращение к творчеству французского писателя». И наверное, не последнее. Неужели Бальзак современен? Об этом рассказывает режиссер Владимир ДРАГУНОВ.

Бальзаковская эпоха «смутное время». Что это значит, известно и всем нам. Меняется власть, отсутствует стабильность, то монархия берет верх, то революционеры пытаются установить республику... А самое главное во главу угла ставят деньги... Во всех человеческих отношениях любовных, дружеских, семейных, деловых между людьми встает денежный вопрос. И вот в эту эпоху Оноре де Бальзак пишет комедию «Делец» не для того, чтобы сурово обличить и зло высмеять нравы современного ему общества, а чтобы весело посмеяться и пошутить по поводу всего, что происходит вокруг.

Сценическая история этой пьесы невелика. Она впервые увидела свет уже после смерти Бальзака, хотя писатель и надеялся стать свидетелем ее успеха у парижан. В России же Бальзака ставят крайне редко, как прозаик он более известен, нежели как драматург. В его пьесах особый стиль: характеры проще, действия стремительнее, чем в романах... Бальзак-драматург добр и ироничен, он относится с симпатией к своим героям.

Мне кажется, что сегодня такой юмор уместнее всего. Мы живем тяжело и трудно, а Бальзак говорит нам: не надо отчаиваться, не надо опускать руки, как бы тяжело ни было. И в конце концов все будет хорошо. Таким настроением пронизана вся пьеса.

Россию трудно назвать оптимистической страной. И сегодня очень хочется занять у Бальзака немного оптимизма. Хочется немного французской легкости. Чехов говорил о разнице между французским и русским артистом о том, что француз может играть просто и легко, а русский даже в водевиле умудряется найти мировую скорбь и множество проблем. Конечно, мы не можем играть ни о чем, и в бальзаковской пьесе есть проблемы, но все-таки нужно, чтобы были и легкость, и свет.

Главного героя Меркаде играет Василий Бочкарев. Для Меркаде деньги не самое главное, но он любит свою семью и потому вынужден играть по существующим правилам. Роль его жены исполняет Татьяна Лебедева. Молодых героев играют Екатерина Базарова и Степан Коршунов это их дебют. В других ролях заняты такие замечательные артисты, как Борис Клюев, Анатолий Торопов, Виталий Коняев, Владимир Сафронов, Петр Складчиков и Александр Вахтеров.

Художник спектакля Лариса Ломакина, она работала над многими постановками в разных театрах страны, в антрепризе. Оформление, стилизация под бальзаковскую эпоху. Такую обстановку, как в доме Меркаде, можно и сегодня увидеть в доме богатого человека, который любит ретро. Мы же собираемся педантично и скрупулезно воссоздавать все бытовые детали, но хотим, чтобы чувствовался стиль и дух эпохи. Композитор Григорий Гоберник, которого зрители Малого театра хорошо знают по музыке к спектаклям «Коварство и любовь», «Лес» и другим.

Конечно, мир коммерции, о котором говорит Бальзак в своем «Дельце», известен далеко не каждому. Однако сегодня он все же гораздо понятнее нам, чем несколько лет назад. Еще недавно слова «биржа», «вкладчики», «финансовая пирамида» не говорили бы нам ни о чем. Теперь они на слуху у каждого, и герои Бальзака, живущие в этом непростом мире, подают нам пример стойкости и жизнелюбия.

Записала Ольга БУТКОВА.
«Российские вести», 07.06.2000

Дата публикации: 07.11.2005
«Листая старые подшивки»

ЗАЙМЕМ У БАЛЬЗАКА НЕМНОГО ОПТИМИЗМА

Новый театральный сезон в Малом театре откроется премьерой комедии «Делец» по пьесе Оноре де Бальзака. Это не первое обращение к творчеству французского писателя». И наверное, не последнее. Неужели Бальзак современен? Об этом рассказывает режиссер Владимир ДРАГУНОВ.

Бальзаковская эпоха «смутное время». Что это значит, известно и всем нам. Меняется власть, отсутствует стабильность, то монархия берет верх, то революционеры пытаются установить республику... А самое главное во главу угла ставят деньги... Во всех человеческих отношениях любовных, дружеских, семейных, деловых между людьми встает денежный вопрос. И вот в эту эпоху Оноре де Бальзак пишет комедию «Делец» не для того, чтобы сурово обличить и зло высмеять нравы современного ему общества, а чтобы весело посмеяться и пошутить по поводу всего, что происходит вокруг.

Сценическая история этой пьесы невелика. Она впервые увидела свет уже после смерти Бальзака, хотя писатель и надеялся стать свидетелем ее успеха у парижан. В России же Бальзака ставят крайне редко, как прозаик он более известен, нежели как драматург. В его пьесах особый стиль: характеры проще, действия стремительнее, чем в романах... Бальзак-драматург добр и ироничен, он относится с симпатией к своим героям.

Мне кажется, что сегодня такой юмор уместнее всего. Мы живем тяжело и трудно, а Бальзак говорит нам: не надо отчаиваться, не надо опускать руки, как бы тяжело ни было. И в конце концов все будет хорошо. Таким настроением пронизана вся пьеса.

Россию трудно назвать оптимистической страной. И сегодня очень хочется занять у Бальзака немного оптимизма. Хочется немного французской легкости. Чехов говорил о разнице между французским и русским артистом о том, что француз может играть просто и легко, а русский даже в водевиле умудряется найти мировую скорбь и множество проблем. Конечно, мы не можем играть ни о чем, и в бальзаковской пьесе есть проблемы, но все-таки нужно, чтобы были и легкость, и свет.

Главного героя Меркаде играет Василий Бочкарев. Для Меркаде деньги не самое главное, но он любит свою семью и потому вынужден играть по существующим правилам. Роль его жены исполняет Татьяна Лебедева. Молодых героев играют Екатерина Базарова и Степан Коршунов это их дебют. В других ролях заняты такие замечательные артисты, как Борис Клюев, Анатолий Торопов, Виталий Коняев, Владимир Сафронов, Петр Складчиков и Александр Вахтеров.

Художник спектакля Лариса Ломакина, она работала над многими постановками в разных театрах страны, в антрепризе. Оформление, стилизация под бальзаковскую эпоху. Такую обстановку, как в доме Меркаде, можно и сегодня увидеть в доме богатого человека, который любит ретро. Мы же собираемся педантично и скрупулезно воссоздавать все бытовые детали, но хотим, чтобы чувствовался стиль и дух эпохи. Композитор Григорий Гоберник, которого зрители Малого театра хорошо знают по музыке к спектаклям «Коварство и любовь», «Лес» и другим.

Конечно, мир коммерции, о котором говорит Бальзак в своем «Дельце», известен далеко не каждому. Однако сегодня он все же гораздо понятнее нам, чем несколько лет назад. Еще недавно слова «биржа», «вкладчики», «финансовая пирамида» не говорили бы нам ни о чем. Теперь они на слуху у каждого, и герои Бальзака, живущие в этом непростом мире, подают нам пример стойкости и жизнелюбия.

Записала Ольга БУТКОВА.
«Российские вести», 07.06.2000

Дата публикации: 07.11.2005