Новости

ВИРТУОЗНЫЙ «ТАРТЮФ»

«Тартюф» Мольера в Малом театре не появлялся аж с 1884 года. Вообще, спектакли по пьесам французского автора в этой труппе достаточно редки — в советское время, например, они практически тут не ставились. Лишь в XXI веке Мольер был возвращен сцене дома Островского. Сейчас в репертуаре театра 3 постановки по пьесам драматурга. И первая из них, на которой побывал Филипп Геллер — «Тартюф» в режиссуре Владимира Драгунова (2018).

Не будем говорить о том, что произведения автора вневременны и актуальны по сей день — пороки, которые в них высмеиваются, присутствуют в человеческом обществе испокон веков.

Лучше вспомним спектакль «Тартюф» Анатолия Эфроса во МХАТе (1981). Любой желающий может с ним ознакомиться на YouTube. Эта постановка действительно может рассматриваться как одна из лучших на русской сцене. Кроме того, что тут задействован блестящий актерский состав (хотя слишком бросается в глаза несоответствие возраста артистов героям пьесы), режиссер выстроил, порой, слишком неожиданные акценты. Например, главным героем произведения у него становится Оргон (Александр Калягин), а не Тартюф (Станислав Любшин) — именно психологию поведения первого Эфрос разбирает по косточкам. Значительные изменения претерпевает образ праведника Клеанта (Сергей Десницкий) — его нравоучительные речи проводятся в темпе presto, он словно взрывается от своего желания ораторствовать и поучать всех.

У спектакля Малого театра есть одна перекличка с версией МХАТа — костюмы в обеих постановках создавала художница Валентина Комолова. Но насколько они разные! В спектакле Эфроса (декорации Дмитрия Крымова) господствовала эстетика чересчур роскошного классицизма. Под стать оформлению подробно сделанные в духе эпохи костюмы с многочисленными деталями, тяжелые — тут и камзолы, и парики, и фижмы, и шикарные прически…

Совсем иное в версии Малого — здесь тоже не стали уходить из времени повествования, но все выглядит ощутимо легче и тоньше. Изящные, утонченные костюмы героев, гораздо более светлых цветов, чем в той постановке, но не исключающие красоты и стиля. Под стать им и сценография (художник Станислав Бенедиктов) — дворцовый зал дома Оргона, с вечно открывающимися и закрывающимися дверьми, окнами (из них обитатели дома подслушивают всякие секретные разговоры героев), большой стол с шикарной скатертью. А в глубине виден огромный гобелен с изображением красот двора Людовика XIV. Соответствует оформлению музыка Григория Гоберника. Она шутлива, игрива и отражает эпоху (на это указывает звучание клавесина).

Постановка Владимира Драгунова оказалась более традиционной, чем спектакль Эфроса — все строго по тексту, персонажи не открываются с какой-то неожиданной стороны. При этом совершенно не возникает ощущения архаики — да, актеры одеты в костюмы XVII века, но эмоции, чувства их героев понятны и современны. В пятиактной комедии сделаны уместные купюры и сокращения, которые делают постановку живой и динамичной. Режиссер умело чередует комические и лирические сцены, при этом не скатываясь в фарс или буффонаду.

Актерский ансамбль спектакля традиционно в Малом удерживает высокую планку. Что ни герой — то яркий характер, интересная судьба.

Оргона в исполнении Дмитрия Зеничева, пожалуй, жалеть не хочется совсем— он глуп, наивен, и кроме своего кумира Тартюфа никого и ничего видеть не хочет. Артист играет своего героя достаточно экспрессивно, даже взбалмошно, подчеркивая его инфантильность и полное непонимание жизни.

Объект его «вожделения» — Тартюф Глеба Подгородинского строит из себя святошу там где надо и жаждет романа с женой своего «друга». Герой мерзок нравственно, но вполне хорош собой внешне — когда он пристает к Эльмире, действительно трудно устоять перед его брутальностью и напором. Свое истинное лицо персонаж показывает ближе к концу — когда его обман раскрыт, и тут уже не остается ничего, кроме как стать собой.

Одна из ярчайших работ спектакля — как раз-таки Эльмира в интерпретации изящной, созданной для таких ролей принцесс, аристократок Ирины Леоновой. Она не перебирает с кокетством — эта женщина просто по своему статусу не может быть другой. Женщина очень порядочна и честна и соглашается прибегнуть к хитрости только ради того, чтобы доказать мужу, каков на самом деле Тартюф. Сцена мнимого соблазнения героиней лицемерного ханжи — один из ярчайших моментов спектакля.

Еще один двигатель постановки — колоритная Инна Иванова в жанровой роли служанки Дорины. Эта дама пытается разрулить сложившуюся ситуацию, ведь надо потянуть время, чтобы дочка Оргона Мариана не вышла замуж за Тартюфа, а самого героя нужно как-то выпроводить из дома. Как вкусно, как сочно играет Иванова свою героиню! Особенно смешной выходит сцена, когда Оргон пытается вразумить дочь и заинтересовать ее Тартюфом, а Дорина всячески мешает этому разговору, вклинивается в него, чем окончательно доводит папашу.

По-юношески пылок и романтичен Дамис Максима Хрусталева — он все время норовит разрешить конфликт с помощью кулаков (вернее, шпаги) и готов вступиться за честь любого из своей семьи. Рассудителен и рационален Клеант Василия Зотова — постановщик не стал смеяться над его речами, а наоборот по Мольеру сделал героя действительно правильным персонажем. Мила парочка Марианы (очаровательная Дарья Новосельцева) и Валера ( безрассудный, но честный Владимир Алексеев) — они то бранятся, то тешатся.

И нельзя забыть работу Алены Охлупиной в роли эксцентричной госпожи Пернель, матери Оргона — дама потворствует сынку, не замечая истинный характер Тартюфа, но когда ей все станет понятно, будет уже поздно.

Филипп Геллер, "БезФальши", 22.02.2024

https://bezfalshi.ru/report/virtuoznyj-tartyuf/


Дата публикации: 25.02.2024

«Тартюф» Мольера в Малом театре не появлялся аж с 1884 года. Вообще, спектакли по пьесам французского автора в этой труппе достаточно редки — в советское время, например, они практически тут не ставились. Лишь в XXI веке Мольер был возвращен сцене дома Островского. Сейчас в репертуаре театра 3 постановки по пьесам драматурга. И первая из них, на которой побывал Филипп Геллер — «Тартюф» в режиссуре Владимира Драгунова (2018).

Не будем говорить о том, что произведения автора вневременны и актуальны по сей день — пороки, которые в них высмеиваются, присутствуют в человеческом обществе испокон веков.

Лучше вспомним спектакль «Тартюф» Анатолия Эфроса во МХАТе (1981). Любой желающий может с ним ознакомиться на YouTube. Эта постановка действительно может рассматриваться как одна из лучших на русской сцене. Кроме того, что тут задействован блестящий актерский состав (хотя слишком бросается в глаза несоответствие возраста артистов героям пьесы), режиссер выстроил, порой, слишком неожиданные акценты. Например, главным героем произведения у него становится Оргон (Александр Калягин), а не Тартюф (Станислав Любшин) — именно психологию поведения первого Эфрос разбирает по косточкам. Значительные изменения претерпевает образ праведника Клеанта (Сергей Десницкий) — его нравоучительные речи проводятся в темпе presto, он словно взрывается от своего желания ораторствовать и поучать всех.

У спектакля Малого театра есть одна перекличка с версией МХАТа — костюмы в обеих постановках создавала художница Валентина Комолова. Но насколько они разные! В спектакле Эфроса (декорации Дмитрия Крымова) господствовала эстетика чересчур роскошного классицизма. Под стать оформлению подробно сделанные в духе эпохи костюмы с многочисленными деталями, тяжелые — тут и камзолы, и парики, и фижмы, и шикарные прически…

Совсем иное в версии Малого — здесь тоже не стали уходить из времени повествования, но все выглядит ощутимо легче и тоньше. Изящные, утонченные костюмы героев, гораздо более светлых цветов, чем в той постановке, но не исключающие красоты и стиля. Под стать им и сценография (художник Станислав Бенедиктов) — дворцовый зал дома Оргона, с вечно открывающимися и закрывающимися дверьми, окнами (из них обитатели дома подслушивают всякие секретные разговоры героев), большой стол с шикарной скатертью. А в глубине виден огромный гобелен с изображением красот двора Людовика XIV. Соответствует оформлению музыка Григория Гоберника. Она шутлива, игрива и отражает эпоху (на это указывает звучание клавесина).

Постановка Владимира Драгунова оказалась более традиционной, чем спектакль Эфроса — все строго по тексту, персонажи не открываются с какой-то неожиданной стороны. При этом совершенно не возникает ощущения архаики — да, актеры одеты в костюмы XVII века, но эмоции, чувства их героев понятны и современны. В пятиактной комедии сделаны уместные купюры и сокращения, которые делают постановку живой и динамичной. Режиссер умело чередует комические и лирические сцены, при этом не скатываясь в фарс или буффонаду.

Актерский ансамбль спектакля традиционно в Малом удерживает высокую планку. Что ни герой — то яркий характер, интересная судьба.

Оргона в исполнении Дмитрия Зеничева, пожалуй, жалеть не хочется совсем— он глуп, наивен, и кроме своего кумира Тартюфа никого и ничего видеть не хочет. Артист играет своего героя достаточно экспрессивно, даже взбалмошно, подчеркивая его инфантильность и полное непонимание жизни.

Объект его «вожделения» — Тартюф Глеба Подгородинского строит из себя святошу там где надо и жаждет романа с женой своего «друга». Герой мерзок нравственно, но вполне хорош собой внешне — когда он пристает к Эльмире, действительно трудно устоять перед его брутальностью и напором. Свое истинное лицо персонаж показывает ближе к концу — когда его обман раскрыт, и тут уже не остается ничего, кроме как стать собой.

Одна из ярчайших работ спектакля — как раз-таки Эльмира в интерпретации изящной, созданной для таких ролей принцесс, аристократок Ирины Леоновой. Она не перебирает с кокетством — эта женщина просто по своему статусу не может быть другой. Женщина очень порядочна и честна и соглашается прибегнуть к хитрости только ради того, чтобы доказать мужу, каков на самом деле Тартюф. Сцена мнимого соблазнения героиней лицемерного ханжи — один из ярчайших моментов спектакля.

Еще один двигатель постановки — колоритная Инна Иванова в жанровой роли служанки Дорины. Эта дама пытается разрулить сложившуюся ситуацию, ведь надо потянуть время, чтобы дочка Оргона Мариана не вышла замуж за Тартюфа, а самого героя нужно как-то выпроводить из дома. Как вкусно, как сочно играет Иванова свою героиню! Особенно смешной выходит сцена, когда Оргон пытается вразумить дочь и заинтересовать ее Тартюфом, а Дорина всячески мешает этому разговору, вклинивается в него, чем окончательно доводит папашу.

По-юношески пылок и романтичен Дамис Максима Хрусталева — он все время норовит разрешить конфликт с помощью кулаков (вернее, шпаги) и готов вступиться за честь любого из своей семьи. Рассудителен и рационален Клеант Василия Зотова — постановщик не стал смеяться над его речами, а наоборот по Мольеру сделал героя действительно правильным персонажем. Мила парочка Марианы (очаровательная Дарья Новосельцева) и Валера ( безрассудный, но честный Владимир Алексеев) — они то бранятся, то тешатся.

И нельзя забыть работу Алены Охлупиной в роли эксцентричной госпожи Пернель, матери Оргона — дама потворствует сынку, не замечая истинный характер Тартюфа, но когда ей все станет понятно, будет уже поздно.

Филипп Геллер, "БезФальши", 22.02.2024

https://bezfalshi.ru/report/virtuoznyj-tartyuf/


Дата публикации: 25.02.2024