Новости

ОРЛЫ И ВОРОНЫ НА СЦЕНЕ МАЛОГО

Стыдно признаться, но в последнее время я, мягко говоря, не слишком часто оказываюсь в Малом театре (а ведь некогда я была завсегдатаем оного). Что ж, исправляться никогда не поздно — тем более, что и повод имеется. Буквально только что Сцена на Большой Ордынке обогатилась ещё одной премьерой, в первую очередь рассчитанной на подростков (ибо школьная программа по литературе — это святое), но приятной и душеполезной для всех возрастов.

Собственно, именно группы школьников и составили львиную долю публики, приехавшей к полудню (а именно во столько и начинается спектакль) в филиал Малого, дабы ознакомиться с местной «Капитанской дочкой». И пусть я временами качала головой и закатывала очи долу, глядя на то, как подрастающее поколение изволит себя вести в холле театра, но занавес открылся — и случилось чудо: до самых поклонов (а длится действо аж два с половиной часа, включая антракт) даже самые гиперактивные зрители внимательно смотрели на сцену, искренне переживая за героев и радостно хихикая в задуманные режиссёром моменты (а таковых, к слову, предостаточно, и все они крайне уместны).

Да и я сама, вынырнув из бесконечных творческих поисков (в самых разнообразных их проявлениях), более или менее удачных попыток перелицевать привычные тексты и найти в них неведомые прежде смыслы, временами — ненужного эпатажа или же, напротив, поразительных и смелых находок (это всё хорошо и нежно любимо мной, но театр — он ведь разный… и в этом его главная прелесть), знатно отдохнула душой, погрузившись на сей раз в самую что ни на есть классическую классику. Впрочем, я не совсем права: классика-то она классика, но всё же свежая, сегодняшняя, отнюдь не революционная (а кто ждёт подобных безобразий от Малого?), но живая и дышащая полной грудью.

Молодой режиссёр Станислав Сошников (служащий в труппе театра и уже успевший совместно с самим Юрием Соломиным поставить в нём сказку «Буратино») стремился без потерь и домыслов донести до публики суть повести Пушкина, потому, хоть, работая над инсценировкой, он и вырезал недрогнувшей рукой ряд моментов (скажем, совершенно отсутствует первая глава, повествующая о детстве и становлении личности Гринёва), но полностью сохранил нутро, дух текста, его мораль: «Береги честь смолоду».

Мы видим превращение изнеженного барчука, «недоросля» в истинного мужчину (и, оказывается, в данном прочтении отсутствующая первая глава и не нужна — нам и без неё всё понятно). Мы размышляем над истинными ценностями и своей готовностью оставаться верным им. И, наконец, мы примеряем на себя калмыцкую сказку (постановщик филигранно сфокусировал на ней внимание зрителя, и отнюдь не просто так после этой сцены раздался шквал оваций) и пытаемся понять, а кто мы — орлы или вороны? Или, может, мы — совсем иные птицы?..

Учителя, приводя в Малый своих подопечных, могут быть уверены: даже те разгильдяи, которые в принципе не читают программные произведения (максимум — ограничиваясь краткими пересказами), окунутся в Пушкина по макушечку. Страшная судьба обитателей Белогорской крепости, чистая любовь Гринёва и Маши, вольный дух Емельяна Пугачёва, зверства его бандитов, предательство Швабрина — всё это тщательно, с огромной любовью перенесено на сцену.

Постановщик ставит во главу угла отношения Петра Андреевича и капитанской дочки — но при этом и все остальные события, важнейшие не только для пушкинского текста, но и для страны в целом, им «подсвечены» во всех подробностях. Да, Сошников опирается в своём повествовании на ключевые моменты, «перепрыгивая» от одного к другому — но делает это столь мастерски, что не теряет ни малейшей смысловой капли.

Сценография лаконична: художник Мария Утробина поместила персонажей в условную воздушную конструкцию, состоящую из лестниц и перекрытий, с лёгкостью «играющую роли» и крепости, и жилища коменданта, и Пугачёвского стана, и дворца императрицы… А метелью в Малом становятся развевающиеся белоснежные полотнища — и, кажется, что ты на самом деле замерзаешь вместе с героями спектакля. Такой минимализм, с которым режиссёр обращается абсолютно по-хозяйски, оживляя картинку на все сто процентов, очень идёт классике 21 века.

Актёрские работы, ожидаемо, на высоте. Крайне убедителен Максим Путинцев. Его Пётр Гринёв морально взрослеет на протяжении всего спектакля — и каждая сцена тут становится одним из этапов трансформации героя. Алина Колесникова — очень трогательная, нежная, но несколько аморфная Маша. Хочется увидеть появление в ней куда более твёрдого внутреннего стержня в финале истории.

Невероятно хороша Алёна Колесникова. Эта Василиса Егоровна, «капитанша», действительно управляет всей жизнью крепости — но делает это по-матерински, с любовью, без капли злого комизма, но зато с огромной долей доброго юмора, заложенного в героиню постановщиком. Василиса Егоровна — один из бриллиантов спектакля.

Её муж, капитан Миронов (Александр Титоренко) без проблем позволяет супруге верховодить — ибо он мудр и прекрасно понимает, что быт — это её епархия. А вот в бою Иван Кузмич демонстрирует лучшие офицерские качества, показывая, кто, на самом деле, тут главный.

Бесконечно прекрасен Алексей Коновалов — его Савельич и забавен, и умилителен, и, временами, бескрайне трагичен. Этот персонаж станет одним из ваших фаворитов, обещаю.

Максим Хрусталёв презентует нам очаровательного в своей омерзительности Швабрина. Хочется наблюдать за работой артиста безотрывно, столько он дарит зрителям нюансов. Величественна и, при этом, наделена душевным теплом Екатерина II в исполнении Светланы Амановой. Эта небольшая роль является одной из важнейших, и актриса ставит убедительную точку в бедствованиях Гринёва.

И, конечно, Александр Волков. Это такой Пугачёв-суперзвезда, в блестящем сюртуке, без окладистой бороды, стройный и красивый. За столь харизматичной личностью однозначно с превеликой радостью пошли бы народные массы — куда угодно, хоть на победу, хоть на смерть. Тандем режиссёра и артиста создал мощнейшего героя — и чего стоит один его белый платочек, получивший чуть ли не собственную сюжетную линию!.. Сильное и выразительное решение.

Такие спектакли необходимы — и не только как «дидактический материал». Понятно, что гарантированный зритель у «Капитанской дочки» не переведётся (билеты на ближайшие показы уже почти распроданы) — школьников в столице и Подмосковье масса. И здорово, что подростки будут смотреть столь умную, красивую, цельную и отнюдь не скучную (а я таких «Капитанских дочек» видала, чего душой кривить) постановку, изучая наше всё — Александра Сергеевича.

Но если и вы вдруг захотите приобщиться к хорошей, интересной, человекопонятной (и это важно!) классике — задумайтесь, не отправиться ли в Малый театр. И тогда вы снова убедитесь, что Пушкин актуален во все времена — ибо, пусть в «Капитанской дочке» и говорится о событиях давно минувших дней, но моральные ценности и истины-то не меняются. А умение беречь честь нужно тренировать… Так не заняться ли этим на Большой Ордынке?

Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube

https://musecube-org.turbopages.org/musecube.org/s...


Дата публикации: 08.11.2023

Стыдно признаться, но в последнее время я, мягко говоря, не слишком часто оказываюсь в Малом театре (а ведь некогда я была завсегдатаем оного). Что ж, исправляться никогда не поздно — тем более, что и повод имеется. Буквально только что Сцена на Большой Ордынке обогатилась ещё одной премьерой, в первую очередь рассчитанной на подростков (ибо школьная программа по литературе — это святое), но приятной и душеполезной для всех возрастов.

Собственно, именно группы школьников и составили львиную долю публики, приехавшей к полудню (а именно во столько и начинается спектакль) в филиал Малого, дабы ознакомиться с местной «Капитанской дочкой». И пусть я временами качала головой и закатывала очи долу, глядя на то, как подрастающее поколение изволит себя вести в холле театра, но занавес открылся — и случилось чудо: до самых поклонов (а длится действо аж два с половиной часа, включая антракт) даже самые гиперактивные зрители внимательно смотрели на сцену, искренне переживая за героев и радостно хихикая в задуманные режиссёром моменты (а таковых, к слову, предостаточно, и все они крайне уместны).

Да и я сама, вынырнув из бесконечных творческих поисков (в самых разнообразных их проявлениях), более или менее удачных попыток перелицевать привычные тексты и найти в них неведомые прежде смыслы, временами — ненужного эпатажа или же, напротив, поразительных и смелых находок (это всё хорошо и нежно любимо мной, но театр — он ведь разный… и в этом его главная прелесть), знатно отдохнула душой, погрузившись на сей раз в самую что ни на есть классическую классику. Впрочем, я не совсем права: классика-то она классика, но всё же свежая, сегодняшняя, отнюдь не революционная (а кто ждёт подобных безобразий от Малого?), но живая и дышащая полной грудью.

Молодой режиссёр Станислав Сошников (служащий в труппе театра и уже успевший совместно с самим Юрием Соломиным поставить в нём сказку «Буратино») стремился без потерь и домыслов донести до публики суть повести Пушкина, потому, хоть, работая над инсценировкой, он и вырезал недрогнувшей рукой ряд моментов (скажем, совершенно отсутствует первая глава, повествующая о детстве и становлении личности Гринёва), но полностью сохранил нутро, дух текста, его мораль: «Береги честь смолоду».

Мы видим превращение изнеженного барчука, «недоросля» в истинного мужчину (и, оказывается, в данном прочтении отсутствующая первая глава и не нужна — нам и без неё всё понятно). Мы размышляем над истинными ценностями и своей готовностью оставаться верным им. И, наконец, мы примеряем на себя калмыцкую сказку (постановщик филигранно сфокусировал на ней внимание зрителя, и отнюдь не просто так после этой сцены раздался шквал оваций) и пытаемся понять, а кто мы — орлы или вороны? Или, может, мы — совсем иные птицы?..

Учителя, приводя в Малый своих подопечных, могут быть уверены: даже те разгильдяи, которые в принципе не читают программные произведения (максимум — ограничиваясь краткими пересказами), окунутся в Пушкина по макушечку. Страшная судьба обитателей Белогорской крепости, чистая любовь Гринёва и Маши, вольный дух Емельяна Пугачёва, зверства его бандитов, предательство Швабрина — всё это тщательно, с огромной любовью перенесено на сцену.

Постановщик ставит во главу угла отношения Петра Андреевича и капитанской дочки — но при этом и все остальные события, важнейшие не только для пушкинского текста, но и для страны в целом, им «подсвечены» во всех подробностях. Да, Сошников опирается в своём повествовании на ключевые моменты, «перепрыгивая» от одного к другому — но делает это столь мастерски, что не теряет ни малейшей смысловой капли.

Сценография лаконична: художник Мария Утробина поместила персонажей в условную воздушную конструкцию, состоящую из лестниц и перекрытий, с лёгкостью «играющую роли» и крепости, и жилища коменданта, и Пугачёвского стана, и дворца императрицы… А метелью в Малом становятся развевающиеся белоснежные полотнища — и, кажется, что ты на самом деле замерзаешь вместе с героями спектакля. Такой минимализм, с которым режиссёр обращается абсолютно по-хозяйски, оживляя картинку на все сто процентов, очень идёт классике 21 века.

Актёрские работы, ожидаемо, на высоте. Крайне убедителен Максим Путинцев. Его Пётр Гринёв морально взрослеет на протяжении всего спектакля — и каждая сцена тут становится одним из этапов трансформации героя. Алина Колесникова — очень трогательная, нежная, но несколько аморфная Маша. Хочется увидеть появление в ней куда более твёрдого внутреннего стержня в финале истории.

Невероятно хороша Алёна Колесникова. Эта Василиса Егоровна, «капитанша», действительно управляет всей жизнью крепости — но делает это по-матерински, с любовью, без капли злого комизма, но зато с огромной долей доброго юмора, заложенного в героиню постановщиком. Василиса Егоровна — один из бриллиантов спектакля.

Её муж, капитан Миронов (Александр Титоренко) без проблем позволяет супруге верховодить — ибо он мудр и прекрасно понимает, что быт — это её епархия. А вот в бою Иван Кузмич демонстрирует лучшие офицерские качества, показывая, кто, на самом деле, тут главный.

Бесконечно прекрасен Алексей Коновалов — его Савельич и забавен, и умилителен, и, временами, бескрайне трагичен. Этот персонаж станет одним из ваших фаворитов, обещаю.

Максим Хрусталёв презентует нам очаровательного в своей омерзительности Швабрина. Хочется наблюдать за работой артиста безотрывно, столько он дарит зрителям нюансов. Величественна и, при этом, наделена душевным теплом Екатерина II в исполнении Светланы Амановой. Эта небольшая роль является одной из важнейших, и актриса ставит убедительную точку в бедствованиях Гринёва.

И, конечно, Александр Волков. Это такой Пугачёв-суперзвезда, в блестящем сюртуке, без окладистой бороды, стройный и красивый. За столь харизматичной личностью однозначно с превеликой радостью пошли бы народные массы — куда угодно, хоть на победу, хоть на смерть. Тандем режиссёра и артиста создал мощнейшего героя — и чего стоит один его белый платочек, получивший чуть ли не собственную сюжетную линию!.. Сильное и выразительное решение.

Такие спектакли необходимы — и не только как «дидактический материал». Понятно, что гарантированный зритель у «Капитанской дочки» не переведётся (билеты на ближайшие показы уже почти распроданы) — школьников в столице и Подмосковье масса. И здорово, что подростки будут смотреть столь умную, красивую, цельную и отнюдь не скучную (а я таких «Капитанских дочек» видала, чего душой кривить) постановку, изучая наше всё — Александра Сергеевича.

Но если и вы вдруг захотите приобщиться к хорошей, интересной, человекопонятной (и это важно!) классике — задумайтесь, не отправиться ли в Малый театр. И тогда вы снова убедитесь, что Пушкин актуален во все времена — ибо, пусть в «Капитанской дочке» и говорится о событиях давно минувших дней, но моральные ценности и истины-то не меняются. А умение беречь честь нужно тренировать… Так не заняться ли этим на Большой Ордынке?

Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube

https://musecube-org.turbopages.org/musecube.org/s...


Дата публикации: 08.11.2023