Валерий Баринов: "Петербургские тайны" писались для меня...



По признанию самого Валерия Баринова, взять у него интервью в Москве - гиблое дело. "В работе - как белка в колесе, кручусь порой все 24 часа в сутки. Дошел до того, что, представьте, новогоднюю елку только недавно смог вынести из квартиры, - поведал мне популярный актёр при нашем знакомстве. - Поэтому сейчас у вас в Челябинске я получаю колоссальное наслаждение от того, что играю здесь только в спектаклях своего Малого театра - и всё. Вот сегодня, например, после завтрака мы сели в фойе гостиницы своей актерской компанией и проговорили - о, боже мой - аж до обеда! Для меня это неслыханная роскошь!"

- Кстати, с елкой у нас в семье был другой забавный случай, - продолжил Валерий Александрович, когда я включил диктофон . - Помню, у нас была намечена на 27 декабря премьера спектакля "Коварство и любовь". И вдруг за десять дней до премьеры заболел актер, исполняющий одну из главных ролей. Соломин бросился ко мне: мол, выручай. Я пришёл вечером домой и сказал своим: "Всё! Десять дней меня не трогать!" И тут дочка (ей сейчас восемь, а тогда было семь лет) вышла из своей комнаты и этак удивленно-сердито произнесла: "Как?! Что, папа, и елку ставить не будешь?" (Смеётся). Вот такой была её первая реакция на мой ввод в тот спектакль, который нынче мы играем в Челябинске... Кстати, в последний раз я был в вашем городе 16 лет назад с Театром Армии. И что самое интересное, так сложились обстоятельства, что мне и здесь тогда срочно пришлось вводиться на главную роль в огромный спектакль. За ночь предстояло выучить всю пьесу - 113 страниц. И я их выучил. Так что с Челябинском у меня связаны вот такие воспоминания...
- Ой, а вы, Андрей, случайно не знаете, как свою последнюю игру сыграл московский "Локомотив"? - неожиданно спросил меня актер. - Дело в том, что я страстный болельщик этой футбольной команды, фанат. И сейчас страдаю, не зная результата матча. По телевидению, как назло, профилактика была, газеты я не успел купить, в Москву звонил - там никто не отвечает. Думаю, уж не проиграли ли они? Это для меня очень важно. Причем, я не знаю, как это объяснить, но для меня это о-о-очень важно.
- А сами-то Вы спортом занимаетесь?
- Раньше я играл в футбол. Пока не травмировал мениск... Так что... пришлось мне переключиться на другое занятие - резьбу по дереву. Я неплохо это дело освоил, мебель делаю своими руками. Жаль, времени на это нынче катастрофически не хватает... - Валерий Александрович, у Вас, кажется, еще сын есть...
- Да, Егор. Он тоже актер, работает в Малом, а до этого уже успел поиграть в Театре имени Пушкина, в Театре Армена Джигарханяна. Не могу сказать, что испытываю какое-то удовлетворение от того, что он пришел в Малый. Мое убеждение - в этот театр нужно приходить актёром уже, так сказать, взрослым. Молодым везде сложно, а в Малом особенно. Но Егор выдвинул мне аргумент, что, дескать, хочет поработать со мной, поучиться у меня этой профессии. Естественно, я сделаю всё, чтобы ему помочь.
- Пока она мечтает стать воспитательницей детского сада... Я очень надеюсь, что она не будет актрисой. Не потому, что ... (Долгие раздумья). Вот, смотрите. Я люблю свою профессию. Я в ней очень счастлив. Я удовлетворен тем, что занимаюсь этим делом. И оно мне отвечает благодарностью определенной. Тьфу-тьфу-тьфу (тянется к деревянному шкафу и стучит три раза - авт.) , работа у меня есть, востребованность тоже. Но! Я - мужчина-актер. Судьба же женщин в театре - она гораздо сложнее мужской. Понимаете, мужчины нужны всегда. Даже пусть не очень одаренные и не очень способные. Как раньше говорили в театрах: "Штаны нужны всегда!" Если вы возьмете любую классическую пьесу, то там, за редким исключением, две-три женские роли, а остальные - мужские. Женщине, чтобы прийти в театр и занять там своё место , нужно быть... семи пядей во лбу! Я так считаю. (Пауза) . Ведь профессия должна приносить радость. А строится она вся всё-таки на муках. Пусть на творческих, но на муках. А кто может пожелать мук своему ребенку? Вот я верю, что сын будет хорошим артистом. Человек он способный, интересный, глубокий. Одно "но" - у него очень мягкий характер. А театр требует характера, выдержки. Особенно сейчас. Ведь зарплаты маленькие, у молодых особенно. Порой ему приходится распыляться: играть сразу в нескольких антрепризах, сниматься в рекламе - чтоб хоть как-то прожить. Егор - молодец, пока он живет
- А Вы, конечно, тоже живете не только на театральную зарплату.
- Конечно. Несмотря на то, что в театре я получаю (по театральным меркам) довольно большую зарплату, поскольку играю больше всех. Иной раз бываю занят аж в двадцати спектаклях, при этом у меня нет маленьких ролей, все, как правило, главные. А так, я довольно много снимаюсь в кино, участвую в постановках других театров. Работаю на радио, на телевидении...
- На телевидении?
- Я имел в виду телевизионные сериалы, в которых я снимался и снимаюсь. Сейчас вот сразу в двух сериалах занят. Один - это "Марш Турецкого" по романам Незнанского. Уже отсняли шесть серий, каждая серия - роман. Снимает режиссер Туманишвили, с которым я уже работал в фильме "Волкодав". А второй сериал, в котором я отснялся пока только в одной серии - "История русского террора".
А вы, Андрей, наверное, подумали, что я начал вести на телевидении какую-нибудь программу? Нет. Хотя в свое время у меня были подобные предложения. Но я их сразу отметал. Не потому, что я не признаю это дело. Сейчас, кстати, может и подумал бы. Но... нет, мне пока это неинтересно. А может... уже неинтересно. Понимаете, момент славы и популярности... я уже не в том возрасте, когда он меня волнует. Мне достаточно того, что обо мне знают... Знаете, мне иногда задают вопрос: "Как Вы относитесь к своей известности?" Что ж, хотелось бы соответствовать этой известности. Если тебя знают, то хотелось бы, чтобы люди, придя на тебя, смотрели и получали удовольствие. Мне бы очень хотелось, чтобы они получали удовлетворение от общения с моим искусством. (Улыбается). Я надеюсь, вы понимаете, что я это сказал с иронией?
А то я сейчас вспомнил историю, случившуюся со мной две недели назад на "Кинотавре". Я там пришел к одному фотографу (который снимал всех артистов, проходивших по "звёздной дорожке"), чтобы выкупить свои фотографии. А он мне говорит: "Все Ваши фотографии уже купили". Я возмущенно: "Кто?" Он отвечает: "Есть тут один инженер-строитель из Томска..." Я сразу понял, о ком идет речь. Этот тип приставал ко мне с первого дня. Но не с какими-то грязными предложениями - не подумайте чего, а ... он просто первый раз в жизни увидел живых артистов и почему-то решил, что его кумир - непременно я. Помню, подошел он ко мне за автографом. Я уже было собрался писать, как он чеканно говорит мне: "Не надо! Я уже всё написал. Вам осталось только расписаться". Дает мне развернутую картонку, которая в прошлом была блоком "Мальборо", и я на ней читаю: "Я, великий русский артист, с удовольствием встретился в Сочи с инженером из Томска..." (Общий смех). В общем, целое письмо! Естественно, подписывать его я не стал...
Так что вот момент общения с моим искусством - прошу понимать с иронией. Я к своему искусству отношусь крайне требовательно. Не то, что там... всё плохо у меня. Нет. Понимаю, что я - неплохой артист. Понимаю это. Не сумасшедший человек. Но вопрос не в этом... Доставляет ли мне мое искусство удовольствие? Да, конечно! Но самые лучшие мои спектакли играются, когда я испытываю... жуткую муку. Жуткий комплекс по поводу того, что у меня ничего не получается. Всё плохо. И я никак не могу понять, почему люди не уходят из зала, почему они хлопают и смеются... Странно это всё, да? Но вот такой вот он - Валерий Баринов.
- Валерий Александрович, я подсчитал, у Вас на счету более 40 фильмов. Но, как мне кажется, наибольшую популярность Вы приобрели после сериала "Петербургские тайны", в котором блестяще сыграли злодея Хлебонасущенского, управляющего делами князей Шадурских.
- Я о-о-очень люблю этот сериал. И чем больше проходит времени с момента его создания, чем дальше я ухожу от него, тем (тяжелый вздох) всё больше понимаю, что это была замечательная полоса в моей жизни... Конечно, мало у нас было денег, мало времени. Может, не совсем блистательно были исполнены декорации... Торопились. Есть там, конечно, кое-какие оплошности, огрехи, но зритель этого не замечает. А вот что в этом сериале было поистине потрясающим, так это актерские работы. А еще - сценарный материал. Ведь у нашего сериала с романом Крестовского "Петербургские трущобы" (по мотивам которого был снят фильм) много несовпадений. У нас, можно сказать, был самостоятельный сценарий, самостоятельная пьеса, написанная замечательным кинодраматургом Анатолием Борисовичем Гребневым...
Кстати, я сейчас на "Кинотавре" был с картиной "Дом для богатых", снятой по его же сценарию. Так вот, этот человек потрясающе владеет диалогом, языком того времени. Боже, все диалоги в "Тайнах" - это такая... музыка, такая речь Достоевского!.. Как известно, я пришел в сериал с одиннадцатой серии.
Помню, мне позвонили режиссеры Пчёлкин и Зобин и сказали: "Знаешь, Валера, есть роль. Огромная, но такая дурная! Играть там нечего. Там есть такой скучный управляющий. Ему все говорят: "Дай денег". А он отвечает: "Нет денег". И подворовывает. Всё". А у меня в то время две или три картины уже были в работе, и, тем не менее, я согласился прочитать сценарий. Мне дали почитать только одну сцену, ибо всего сценария целиком тогда и не существовало. Он писался всё время по ходу съемок. И первая сцена у меня в этом сериале была с прекрасным актером Мишей Филипповым, который играл Морденко. Так мы с Мишей хорошо сцепились!.. После этого я сказал: "Великолепная роль. Она будет одна из лучших. Не потому, что я её так сыграю. А потому что я ... её почувствовал ". Вместе со мной значимость этой роли почувствовали и авторы сценария. Они дописали мне очень многие сцены. Была выписана линия странной любви моего персонажа к этой девочке... А последние 12 серий - "Развязка "Петербургских тайн" - просто писались на меня.
Вообще, это было очень "живое" дело! Помню, я каждый раз приходил на съёмку, и Пчёлкин меня спрашивал: "Ну что, ты текст выучил?" А я отвечал (улыбается): "Что ж я, сумасшедший что ли?". Он: "Молодец. Правильно. Мы тебе новый написали". (Смеётся). И вот, пока я гримировался, учил текст. Благо, у меня хорошая память. А тексты были, надо сказать, очень трудными. Монологи были по две-три страницы. Причем о процентах, о закладных, масса фамилий, имен. Наташа Гундарева хваталась за голову, говорила мне: "Я хорошо учу, но ты вообще что-то такое вытворяешь!" А там, по большому счету, не так все сложно было. Самое главное - надо было "въехать" в логику - про что. А музыку речи я поймал с самого начала...
- Я наслышан, что во время съёмок "Тайн" со съемочной группой постоянно происходили забавные случаи...
- Были, ещё какие забавные! Вот, например... Это, что называется, из серии, когда популярность человека ему же и навредила. Мы снимали сцену в трактире. Там, естественно, бегали половые, приносили на столы еду, выпивку. Сняли все замечательно, а потом, когда уже при сделанном монтаже проходило озвучание, Пчёлкин неожиданно закричал, глядя на экран: "А этот откуда здесь?! Почему он тут бегает?!!" Я уж умолчу, как он его при этом назвал. Ассистенты ему шепчут: "Как же, снимался у нас в эпизодах". Это был Володя Пермяков, который за время монтажа и съёмок успел стать ... Лёней Гобуковым! Сами ж понимаете, Лёня Голубков на заднем плане с полотенцем - всё, сериалу конец. Все мысли зрителей будут об "МММ". В общем, "вырезать" его попытались по максимуму, но в одном эпизоде он так и остался.
- Валерий Александрович, все ждут продолжения сериала... - Увы, наверное, его не будет. У Пчёлкина с Зобиным в голове нынче уже другие идеи и замыслы. Насколько мне известно, хотят "запуститься" с новым сериалом, но пока на пути масса преград. Начальство вот, например, на телевидении меняется очень быстро. Только с одними договорятся, приходят другие...
И потом, знаете, у меня такое ощущение, что нынешняя телевизионная политика направлена во вред народу. Посмотрите, за последнее время вышла целая пачка сериалов на РТР: про школу, про какую-то "директорию смерти", "Клубничка"... Ужасно всё сделано! У меня такое ощущение, что делается это всё специально. Дело в том, что всем этим дельцам на телевидении легче покупать бразильские или американские сериалы, платя по 200 долларов за серию, чем снимать свой сериал, на одну серию которого нужно минимум 50 тысяч долларов. И это по самому-самому минимуму! Что выгоднее?.. Им ведь совершенно наплевать на то, что смотрят люди в нашей стране. А чтобы до конца всем замазать глаза, штампуют вот эти малобюджетные отечественные сериальчики, где, что называется, ни ума, ни фантазии. И вроде не придерешься - снимают же своё!..
А ещё я очень боюсь ... героизации бандитизма. Сам вот недавно снялся в сериале "Досье Детектива Дубровского", но там хоть главный герой положительный. А в основном, вы посмотрите, что видит по телевизору новое поколение!.. Вот возьмём молодого человека 17-ти лет, он вступает во взрослую жизнь. И ищет... вариант поведения своей будущей жизни. А где он? С воспитанием у нас плохо. С образованием не лучше. А как быть? Хотя бы, как одеваться? Как себя вести? Какую сделать прическу?.. Телевидение сегодня, сами знаете какое пропагандирует поведение. И нужно иметь сильный характер и какую-то защищенность образованием, культурой, чтобы не сделать себе кумиром вот этого человека, который спит с разными женщинами, стреляет налево и направо и, в общем-то, при этом обаятельный, красивый, молодой. Такой нынче моментально приобретает популярность у молодёжи. И это... в определенной степени, яд. Я боюсь, что нам за всё это придется рассчитываться...
- А мне думается, что лучшим противоядием от этого как раз являются "Петербургские тайны". Побольше б нам таких потрясающих сериалов!
- Согласен. Я тут на стороне Александра Сергеевича: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства
добрые ...". Я считаю, что особенно в наше время нам нужно пробуждать чувства добрые. Я с ужасом осознаю, что в стране после перестройки выросло новое поколение людей. Вот вырос мой сын. Ему скоро 25. А когда началась перестройка ему было 10. На чём формировалось его мировоззрение? На чём?!! Что становилось во главе угла?.. Понимаете? Вот недавно нам, словно умалишенным, по сто раз на дню вдалбливали по телевизору и радио, что арестован Гусинский. А я, знаете ли, вспоминаю замечательную фразу Явлинского: "97 процентов живут в нищете, а 3 процента разбираются, кто из них кого и как арестовал". Прокручивают для народа весь этот "мыльный" сериал, лишь бы только отвлечь людей от постоянных мыслей о нищете. И ведь многие люди считают этих олигархов героями! Вот что самое одновременно смешное и ужасное... И какие идеалы после этого будут формироваться у молодых людей?..


Душевно побеседовал с Валерием Бариновым в Челябинске Андрей Орлов.