Новости

А. И. РЖАНОВ (1894—1953)

А. И. РЖАНОВ (1894—1953)

Статья Е.П.Велихова в «Ежегоднике Малого театра. 1593-54».(М., 1956).

Анатолий Иванович Ржанов пришел в Малый театр в 1924 году. Это было очень трудное для театра время — его реалистическое искусство подвергалось тогда тяжелым испытаниям, на его подмостки проникали чуждые ему формалистические веяния. Театр искал путей, которые могли бы помочь ему отразить в своем творчестве новые формы жизни. В группу молодежи, состоявшую главным образом из актеров, только что окончивших театральную школу при Малом театре, вошел и А. И. Ржанов. В течение последующих тридцати лет Анатолий Иванович своей горячей любовью к Малому театру, строгим отношением к труду вносил свой вклад в дело развития искусства Малого театра, которому он служил с огромной преданностью. Уже на первых шагах своей артистической деятельности он овладел искусством выразительной, полнокровной сценической речи, сумел находить в роли яркие, характерные черты. В 1926 году Малый театр поставил свой этапный спектакль «Любовь Яровая». Как раз в этом году Ржанов был переведен из подготовительного кадра в состав основной труппы Малого театра, и в спектакле «Любовь Яровая» ему поручили ответственную роль Семена. Острота сценической характеристики в соединении с жизненной правдивостью позволила Анатолию Ивановичу создать яркий типический образ тупого озлобленного солдата-белогвардейца, представителя той темной силы, на которую опиралась контрреволюция в России. Вместе с крупнейшими актерами театра Ржанов был участником создания этого замечательного спектакля, сыгравшего такую большую роль в истории развития Малого театра.
За тридцать лет работы в Малом театре Анатолий Иванович сыграл много ролей разнообразного характера. Среди них в первые годы было много эпизодических, которые он умел играть ярко и точно. В дальнейшем Анатолий Иванович играл и целый ряд ответственных, центральных ролей: Бессудный в «На бойком месте», Гордей Карпыч в «Бедности не порок», Мороз в «Снегурочке» А. Н. Островского, Федор в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, Герцог Альба в «Дон Карлосе» Ф. Шиллера и многие другие.
Самыми большими удачами Анатолия Ивановича в классическом репертуаре были роли судьи Ляпкина-Тяпкина в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и Скалозуба в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. В образе Скалозуба за комическим поведением «созвездия маневров и мазурки» Ржанов сумел показать солдафона, воспитанного в годы аракчеевщины, тупую машину самодержавия, созданную для проведения экзекуций и карательных походов. С большим проникновением в существо образа играл он и Ляпкина-Тяпкина, великолепно передавая ограниченность провинциального чиновника, панический страх Взяточника перед надвигающейся карой. Скалозуб и Ляпкин-Тяпкин были любимыми ролями Ржанова, над которыми он постоянно работал, внося в них все новые и новые краски.
Много ролей сыграно Ржановым и в советском репертуаре. Творческими удачами актера были: Орешков («Жена» К. Тренева), Штанге, Бочаров («Огненный мост» и «Бойцы» Б. Ромашова), Егоров («Нашествие» Л. Леонова), профессор Покорский («Молодость» Л. Зорина).
В роли Покорского Анатолий Иванович с любовью создал образ советского ученого. Его Покорский глубоко верил в свое дело, был влюблен в свою профессию филолога, с горячим сердцем и неувядающей с годами пылкостью жил интересами своих учеников.
Нельзя не вспомнить также его живописного Малюту Скуратова, преданного друга и верного помощника неистового преобразователя России — царя Ивана в спектакле «Иван Грозный» А. Н. Толстого.
Помимо актерской деятельности Анатолий Иванович долгое время был заведующим репертуарной конторой театра, и мы помним его внимание, его заботу и чуткость, с которыми он относился к нашим актерским нуждам. Многими хорошими человеч\'ескими качествами обладал Анатолий Иванович, но, пожалуй, самым ярким было его совершенное, дисциплинированное отношение к своему труду. Он так любил свое дело, свой театр, что всю свою личную жизнь подчинял работе. Ничто не могло повлиять на его творческую собранность, на безукоризненную строгость и точность сценического поведения. Это достойное глубокого уважения качество Анатолия Ивановича может служить замечательным примером для молодого поколения нашего театра.
Многие друзья и товарищи навсегда ушли от нас в последние годы. Ушел и Анатолий Иванович Ржанов. Мы всегда будем помнить его большую ладную фигуру, его великолепный голос, его доброе сердце, дружескую теплоту, требовательность к себе и любовь к Малому театру.

Е. ВЕЛИХОВ


Дата публикации: 16.08.1954
А. И. РЖАНОВ (1894—1953)

Статья Е.П.Велихова в «Ежегоднике Малого театра. 1593-54».(М., 1956).

Анатолий Иванович Ржанов пришел в Малый театр в 1924 году. Это было очень трудное для театра время — его реалистическое искусство подвергалось тогда тяжелым испытаниям, на его подмостки проникали чуждые ему формалистические веяния. Театр искал путей, которые могли бы помочь ему отразить в своем творчестве новые формы жизни. В группу молодежи, состоявшую главным образом из актеров, только что окончивших театральную школу при Малом театре, вошел и А. И. Ржанов. В течение последующих тридцати лет Анатолий Иванович своей горячей любовью к Малому театру, строгим отношением к труду вносил свой вклад в дело развития искусства Малого театра, которому он служил с огромной преданностью. Уже на первых шагах своей артистической деятельности он овладел искусством выразительной, полнокровной сценической речи, сумел находить в роли яркие, характерные черты. В 1926 году Малый театр поставил свой этапный спектакль «Любовь Яровая». Как раз в этом году Ржанов был переведен из подготовительного кадра в состав основной труппы Малого театра, и в спектакле «Любовь Яровая» ему поручили ответственную роль Семена. Острота сценической характеристики в соединении с жизненной правдивостью позволила Анатолию Ивановичу создать яркий типический образ тупого озлобленного солдата-белогвардейца, представителя той темной силы, на которую опиралась контрреволюция в России. Вместе с крупнейшими актерами театра Ржанов был участником создания этого замечательного спектакля, сыгравшего такую большую роль в истории развития Малого театра.
За тридцать лет работы в Малом театре Анатолий Иванович сыграл много ролей разнообразного характера. Среди них в первые годы было много эпизодических, которые он умел играть ярко и точно. В дальнейшем Анатолий Иванович играл и целый ряд ответственных, центральных ролей: Бессудный в «На бойком месте», Гордей Карпыч в «Бедности не порок», Мороз в «Снегурочке» А. Н. Островского, Федор в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, Герцог Альба в «Дон Карлосе» Ф. Шиллера и многие другие.
Самыми большими удачами Анатолия Ивановича в классическом репертуаре были роли судьи Ляпкина-Тяпкина в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и Скалозуба в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. В образе Скалозуба за комическим поведением «созвездия маневров и мазурки» Ржанов сумел показать солдафона, воспитанного в годы аракчеевщины, тупую машину самодержавия, созданную для проведения экзекуций и карательных походов. С большим проникновением в существо образа играл он и Ляпкина-Тяпкина, великолепно передавая ограниченность провинциального чиновника, панический страх Взяточника перед надвигающейся карой. Скалозуб и Ляпкин-Тяпкин были любимыми ролями Ржанова, над которыми он постоянно работал, внося в них все новые и новые краски.
Много ролей сыграно Ржановым и в советском репертуаре. Творческими удачами актера были: Орешков («Жена» К. Тренева), Штанге, Бочаров («Огненный мост» и «Бойцы» Б. Ромашова), Егоров («Нашествие» Л. Леонова), профессор Покорский («Молодость» Л. Зорина).
В роли Покорского Анатолий Иванович с любовью создал образ советского ученого. Его Покорский глубоко верил в свое дело, был влюблен в свою профессию филолога, с горячим сердцем и неувядающей с годами пылкостью жил интересами своих учеников.
Нельзя не вспомнить также его живописного Малюту Скуратова, преданного друга и верного помощника неистового преобразователя России — царя Ивана в спектакле «Иван Грозный» А. Н. Толстого.
Помимо актерской деятельности Анатолий Иванович долгое время был заведующим репертуарной конторой театра, и мы помним его внимание, его заботу и чуткость, с которыми он относился к нашим актерским нуждам. Многими хорошими человеч\'ескими качествами обладал Анатолий Иванович, но, пожалуй, самым ярким было его совершенное, дисциплинированное отношение к своему труду. Он так любил свое дело, свой театр, что всю свою личную жизнь подчинял работе. Ничто не могло повлиять на его творческую собранность, на безукоризненную строгость и точность сценического поведения. Это достойное глубокого уважения качество Анатолия Ивановича может служить замечательным примером для молодого поколения нашего театра.
Многие друзья и товарищи навсегда ушли от нас в последние годы. Ушел и Анатолий Иванович Ржанов. Мы всегда будем помнить его большую ладную фигуру, его великолепный голос, его доброе сердце, дружескую теплоту, требовательность к себе и любовь к Малому театру.

Е. ВЕЛИХОВ


Дата публикации: 16.08.1954