Вильде Николай Евстафьевич

Актер
ВИЛЬДЕ Николай Евстафьевич (Карл Густавович фон Вильденау) (22.8.1832 - 29.6.1896), актёр, драматург. Учился в Петербургском университете (1841-51). Летом 1858 владелец и директор Нижегородского театра. С 1859 играл на провинциальной сцене, в 1863-88 ведущий актёр Малого театра. Исполнял амплуа «драматических любовников», позднее - характерные и «резонёров». Достоинством Вильде были прекрасная наружность, благородные манеры, сценические навыки, образованность. В то же время это был актер, способный либо к полному бесстрастию, либо к исступлению, без неподдельного жара, не согревающий свою игру чувством, лишенный живой мимики и сценического общения с партнером. Роли: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Борис Годунов («Борис Годунов» А. С. Пушкина), Несчастливцев («Лес» А. Н. Островского), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Арбенин («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), Васильков («Бешеные деньги» А.Н.Островского), Борис Годунов («Смерть Ивана Грозного» А.К.Толстого), Морозов («Опричник» И.Лажечникова), Грязной («Царская невеста» Л.Мея), граф Альмавива («Женитьба Фигаро» Бомарше), Бежарс («Новый Тартюф» Бомарше), Карл Моор («Разбойники» Ф.Шиллера), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Дулебов («таланты и поклонники» А.Н.Островского), фон Клакс («Холостяк» И.С.Тургенева), Горский («Где тонко, там и рвется» И.С.Тургенева), Ракитин («Месяц в деревне» И.С.Тургенева), Фернан Гомец де Гузман («Овечий источник» Лопе де Вега), Шейлок («Венецианский купец» У.Шекспира), Анджело («Мера за меру» У.Шекспира), Мефистофель («Фауст и Маргарита» Гете), де Сантес («Уриэль Акоста» К.Гуцкова), Орнано («Корсиканка» Гуальтьери).

Один из старшин труппы руководимого Островским «Артистического кружка», управляющий его драматической частью (1867-69, 1875-77), вложил в это дело много сил и личных средств. Принимал участие в создании московского Общества русских драматических писателей и оперных композиторов (1874). Руководил драматическим классом музыкально-драматического училища Московской филармонического общества. Переводил и переделывал водевили и оперетты (ок. 20). Автор пьес: «Женихи, или Седина в бороду, а бес в ребро» (Александрийский т-р, 1854), «Званный вечер с итальянцами» (Малый т-р, 1867) и др. В мемуарах «Из моих записок» («Московский листок», 1888—89) создал портреты актёров В. И. Живокини, Н. X. Рыбакова, П. М. Садовского, С. В. Шумского и др.

«В постановке «Горя от ума» 19 октября 1864 года исполнение Самарина, несмотря на некоторые замечания критики, было оценено одобрительно уже на первом спектакле, Чацкий — Вильде потерпел поражение. Дело, конечно, не в том, что часть зрителей, встретившая в штыки приглашение Вильде в труппу Малого театра, устроила обструкцию актеру, шикая ему уже с первого выхода на сцену. «Современная летопись» (1865, № 37) писала, что в купоны засело несколько молодых людей, которые шикали Вилыде почти на каждое слово, часть рублики в ответ на это аплодировала. Шиканье продолжалось до конца представления, не раз нарушая его ход. Во время последнего монолога Чацкого шиканье, которое шло кресчендо, превратилось в неприличные восклицания и иронический хохот. Только тогда публика потребовала удаления нарушителей, что и было выполнено. Шум был так силен, что последних слов Фамусова зритель не услышал.
Свойственные Вильде холодность, искусственность, однообразные, рутинные жесты, характеризовали его игру и в роли Чацкого. Вильде читал текст без внутренней увлеченности, в его сценах с Софьей не было горячего чувства. Обличительные монологи он выкрикивал в публику, и в них не ощущались раздумья человека, боль и негодование. Неуспех Вильде, хотя впоследствии он вновь выступит в этой роли, привел к тому, что «Горе от ума» «е было повторено и лишь спустя полтора месяца возобновлено, но уже с участием Шумского» (Н.Г.Зограф «Малый театр 2-й половины XIX века», стр. 194).

«Холостяк» И.С.Тургенева (1869). . (Н.Г.Зограф «Малый театр 2-й половины XIX века», стр. 337)

«Овечий источник» Лопе де Вега (1876). (Н.Г.Зограф «Малый театр 2-й половины XIX века», стр. 368).
ВИЛЬДЕ Николай Евстафьевич (Карл Густавович фон Вильденау) (22.8.1832 - 29.6.1896), актёр, драматург. Учился в Петербургском университете (1841-51). Летом 1858 владелец и директор Нижегородского театра. С 1859 играл на провинциальной сцене, в 1863-88 ведущий актёр Малого театра. Исполнял амплуа «драматических любовников», позднее - характерные и «резонёров». Достоинством Вильде были прекрасная наружность, благородные манеры, сценические навыки, образованность. В то же время это был актер, способный либо к полному бесстрастию, либо к исступлению, без неподдельного жара, не согревающий свою игру чувством, лишенный живой мимики и сценического общения с партнером. Роли: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Борис Годунов («Борис Годунов» А. С. Пушкина), Несчастливцев («Лес» А. Н. Островского), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Арбенин («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), Васильков («Бешеные деньги» А.Н.Островского), Борис Годунов («Смерть Ивана Грозного» А.К.Толстого), Морозов («Опричник» И.Лажечникова), Грязной («Царская невеста» Л.Мея), граф Альмавива («Женитьба Фигаро» Бомарше), Бежарс («Новый Тартюф» Бомарше), Карл Моор («Разбойники» Ф.Шиллера), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Дулебов («таланты и поклонники» А.Н.Островского), фон Клакс («Холостяк» И.С.Тургенева), Горский («Где тонко, там и рвется» И.С.Тургенева), Ракитин («Месяц в деревне» И.С.Тургенева), Фернан Гомец де Гузман («Овечий источник» Лопе де Вега), Шейлок («Венецианский купец» У.Шекспира), Анджело («Мера за меру» У.Шекспира), Мефистофель («Фауст и Маргарита» Гете), де Сантес («Уриэль Акоста» К.Гуцкова), Орнано («Корсиканка» Гуальтьери).

Один из старшин труппы руководимого Островским «Артистического кружка», управляющий его драматической частью (1867-69, 1875-77), вложил в это дело много сил и личных средств. Принимал участие в создании московского Общества русских драматических писателей и оперных композиторов (1874). Руководил драматическим классом музыкально-драматического училища Московской филармонического общества. Переводил и переделывал водевили и оперетты (ок. 20). Автор пьес: «Женихи, или Седина в бороду, а бес в ребро» (Александрийский т-р, 1854), «Званный вечер с итальянцами» (Малый т-р, 1867) и др. В мемуарах «Из моих записок» («Московский листок», 1888—89) создал портреты актёров В. И. Живокини, Н. X. Рыбакова, П. М. Садовского, С. В. Шумского и др.

«В постановке «Горя от ума» 19 октября 1864 года исполнение Самарина, несмотря на некоторые замечания критики, было оценено одобрительно уже на первом спектакле, Чацкий — Вильде потерпел поражение. Дело, конечно, не в том, что часть зрителей, встретившая в штыки приглашение Вильде в труппу Малого театра, устроила обструкцию актеру, шикая ему уже с первого выхода на сцену. «Современная летопись» (1865, № 37) писала, что в купоны засело несколько молодых людей, которые шикали Вилыде почти на каждое слово, часть рублики в ответ на это аплодировала. Шиканье продолжалось до конца представления, не раз нарушая его ход. Во время последнего монолога Чацкого шиканье, которое шло кресчендо, превратилось в неприличные восклицания и иронический хохот. Только тогда публика потребовала удаления нарушителей, что и было выполнено. Шум был так силен, что последних слов Фамусова зритель не услышал.
Свойственные Вильде холодность, искусственность, однообразные, рутинные жесты, характеризовали его игру и в роли Чацкого. Вильде читал текст без внутренней увлеченности, в его сценах с Софьей не было горячего чувства. Обличительные монологи он выкрикивал в публику, и в них не ощущались раздумья человека, боль и негодование. Неуспех Вильде, хотя впоследствии он вновь выступит в этой роли, привел к тому, что «Горе от ума» «е было повторено и лишь спустя полтора месяца возобновлено, но уже с участием Шумского» (Н.Г.Зограф «Малый театр 2-й половины XIX века», стр. 194).

«Холостяк» И.С.Тургенева (1869). . (Н.Г.Зограф «Малый театр 2-й половины XIX века», стр. 337)

«Овечий источник» Лопе де Вега (1876). (Н.Г.Зограф «Малый театр 2-й половины XIX века», стр. 368).
Публикации
Отзывы