Шуберт Александра Ивановна

Актер
Шуберт (урожд. Куликова) Александра Ивановна (14.3. 1827 - 1.2.1909), актриса. Сестра Н. И. Куликова и П. И. Орловой. Училась в Петербургском театральном училище, затем (с 1842) продолжала образование под рук. Куликова. В 1842 дебютировала в Александрийском театре (Фанни — «Камилла, или Брат и сестра» Э. Скриба) и в 1843 была зачислена в труппу. В 1844 переведена в моек. Малый театр, где М. С. Щепкин уделил большое внимание художественному и этическому воспитанию Шуберт. В 1847—53 (вместе со своим первым мужем, артистом М.А. Шубертом) работала в Одесском т-ре, чья труппа была сформирована по рекомендации Щепкина из его учеников и лучших актёров провинции. После 1853 вновь играла в Александрийском т-ре. В 1860—68 в Малом т-ре, затем в Орле, Вильно, Твери. Летние сезоны 1869 и 1870 играла на частных сценах Петербурга и его окрестностей. В 1871—73 в труппе П. М. Медведева в Саратове, Орле, Казани. В 1874—76 в московском Артистич. кружке. Последний раз вышла на сцену в 1882 (бенефис П. А. Стрепетовой в т-ре А. А. Бренко). Актриса преимущественно комедийная и водевильная, Шуберт в молодости исполняла роли субреток, ловких и бойких барышень, а в зрелые годы — пронырливых кумушек и свах. Её игра отличалась непосредственностью, юмором, она умела придать своим персонажам забавные, почерпнутые из действительности черты. Роли: Лиза («Горе от ума» А С. Грибоедова), Агнесса («Школа женщин» Мольера), Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Мирандолина («Мирандолина» К. Л. Блума по «Трактирщице» К. Гольдони), Лиза («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского), Василиса Перигриновна («Воспитанница» А. Н. Островского), Квикли («Виндзорские проказницы» У. Шекспира) и др. Ш. тщательно работала над ролями и в бытовом репертуаре (Мария Андреевна в «Бедной невесте» и Любовь Гордеевна в пьесе «Бедность не порок» Островского), но они были далеки от её актёрской индивидуальности. Не замыкаясь в театральной среде, в 1850—60-е гг. Шуберт была дружна с А. Ф. Писемским, И. А. Гончаровым, А. В. Дружининым, А. Н. Плещеевым, Ф. М. Достоевским. В 1860-70-е гг. славилась чтением современной поэзии (с эстрады и в дивертисментах). Преданная ученица и последовательница Щепкина, пропагандировала творчество великого артиста и его систему в провинции. Обладая выдающимся педагогическим дарованием, оказала глубокое влияние на формирование ряда крупнейших актёров, служивших в молодости одновременно с Шуберт в провинциальных театрах. Среди них: Стрепетова, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов. Шуберт оставила воспоминания «Моя жизнь» (Л., 1929).
Шуберт (урожд. Куликова) Александра Ивановна (14.3. 1827 - 1.2.1909), актриса. Сестра Н. И. Куликова и П. И. Орловой. Училась в Петербургском театральном училище, затем (с 1842) продолжала образование под рук. Куликова. В 1842 дебютировала в Александрийском театре (Фанни — «Камилла, или Брат и сестра» Э. Скриба) и в 1843 была зачислена в труппу. В 1844 переведена в моек. Малый театр, где М. С. Щепкин уделил большое внимание художественному и этическому воспитанию Шуберт. В 1847—53 (вместе со своим первым мужем, артистом М.А. Шубертом) работала в Одесском т-ре, чья труппа была сформирована по рекомендации Щепкина из его учеников и лучших актёров провинции. После 1853 вновь играла в Александрийском т-ре. В 1860—68 в Малом т-ре, затем в Орле, Вильно, Твери. Летние сезоны 1869 и 1870 играла на частных сценах Петербурга и его окрестностей. В 1871—73 в труппе П. М. Медведева в Саратове, Орле, Казани. В 1874—76 в московском Артистич. кружке. Последний раз вышла на сцену в 1882 (бенефис П. А. Стрепетовой в т-ре А. А. Бренко). Актриса преимущественно комедийная и водевильная, Шуберт в молодости исполняла роли субреток, ловких и бойких барышень, а в зрелые годы — пронырливых кумушек и свах. Её игра отличалась непосредственностью, юмором, она умела придать своим персонажам забавные, почерпнутые из действительности черты. Роли: Лиза («Горе от ума» А С. Грибоедова), Агнесса («Школа женщин» Мольера), Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Мирандолина («Мирандолина» К. Л. Блума по «Трактирщице» К. Гольдони), Лиза («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского), Василиса Перигриновна («Воспитанница» А. Н. Островского), Квикли («Виндзорские проказницы» У. Шекспира) и др. Ш. тщательно работала над ролями и в бытовом репертуаре (Мария Андреевна в «Бедной невесте» и Любовь Гордеевна в пьесе «Бедность не порок» Островского), но они были далеки от её актёрской индивидуальности. Не замыкаясь в театральной среде, в 1850—60-е гг. Шуберт была дружна с А. Ф. Писемским, И. А. Гончаровым, А. В. Дружининым, А. Н. Плещеевым, Ф. М. Достоевским. В 1860-70-е гг. славилась чтением современной поэзии (с эстрады и в дивертисментах). Преданная ученица и последовательница Щепкина, пропагандировала творчество великого артиста и его систему в провинции. Обладая выдающимся педагогическим дарованием, оказала глубокое влияние на формирование ряда крупнейших актёров, служивших в молодости одновременно с Шуберт в провинциальных театрах. Среди них: Стрепетова, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов. Шуберт оставила воспоминания «Моя жизнь» (Л., 1929).
Публикации
Отзывы