Сабуров Александр Матвеевич

Актер
Сабуров Александр Матвеевич (1800, Орловская губ. — 28.6 (10.7).1831, Москва) — артист драмы и оперы (бас). Муж А. Т. Сабуровой. В 1824 окончил Московское театр училище. С 1823 выступал в Московском Императорском театре на Моховой, с 1824 — в Московском Малом театре, с 1825 — московском Большом Петровском театре. Как лучший воспитанник училища, был посылаем дирекцией для слушания лекций в московский университет. В 1821 г. тогдашний директор московских театров А. А. Майков послал Сабурова в С.-Петербург для ознакомления с игрой первостепенных талантов, украшавших тогда сцену невской столицы. Здесь Сабуров в первый раз (если не считать ученических спектаклей в школе) выступил на сцене в роли графа Альмавивы в «Севильском Цирюльнике». Успех дебютанта был так велик, что петербургская театральная администрация немедленно предложила ему место в своей труппе, но А. А. Майков не согласился на это отвлечение полезной силы от московского театра. Во всяком случае пребывание в Петербурге принесло немало пользы Сабурову, познакомив его с приемами и духом игры таких выдающихся талантов, как, напр., Сосницкий, который с особенным вниманием и участливостью отнесся к начинающему артисту и дал много полезных указаний и советов на первых шагах его деятельности. Зачисленный в труппу московского театра, Сабуров сразу же занял почетное место в ее составе. Дело в том, что поступление Сабурова на сцену совпало с некоторой реформой репертуара в московском театре. В то время начали освежать состав пьес некоторыми новинками, позаимствованными у петербургского театра, причем в этих новых пьесах Сабурову поручались те ответственные роли, которые в С.-Петербурге исполнялись Сосницким. Таким образом в летописях московского театра имя С. должно быть поставлено в ряду тех деятелей сцены, которыми создавались роли в пьесах, впервые вошедших в репертуар; именно, С. созданы роли — Ветрона в комедии «Луканин», Посошкова в комедии «Благородный театр», Дюка д\'Эльмара в комедии «Урок старикам» и некоторые. др. Кроме того, в свои бенефисы С. тоже поставил новинки: «Финн», «Севильский Цирюльник», «Свадьба Фигаро». Особенно удачно вышла у него роль цирюльника в двух последних комедиях. «Успех его» — отзывается один из современников — «превзошел все ожидания. В России никто не играл и вероятно никогда не сыграет роли севильского цирюльника с таким совершенством, как Сабуров». На московской сцене Сабуров в свое время не имел соперников в передаче также следующих ролей: младшего Стрельского в ком. «Два брата», Хрустилина в вод. «Новый Рокус Пумперникель» (были любители, предпочитавшие в этих ролях С. с.-петербургскому их исполнителю — Сосницкому), Жака Трише в водев. «Два учителя», Грифьяка в вод. «Феникс» и др. Вообще репертуар Сабурова был очень обширен: особенно хорош он был в комедиях и водевилях в ролях молодых людей, повес и ветреников; иногда он исполнял и в трагедиях вторые роли — со средним успехом. Будучи хорошим танцором, С. часто был приглашаем в качестве учителя по танцевальному искусству в аристократические дома Москвы. Это обстоятельство между прочим не прошло бесследно и для развития его сценического дарования. Непосредственное знакомство с высшим обществом помогло ему с совершенной легкостью и полной естественностью исполнять роли, в которых он должен был олицетворять представителей аристократического мира. Нечего и говорить, что в танцевальной части дивертисментов, входивших тогда в репертуар, С. пленял публику своей грацией и даже затмевал присяжных танцоров. Выделяясь в составе тогдашнего артистического мира своею образованностью, Сабуров пробовал свои силы и на поприще драматической литературы. Им переделан с французского водевиль «Опыт артистов или авось удастся», написанный сценично и имевший значительный успех при его постановке, и переведена (тоже с франц.) драма: «Ночь в замке Палюцци», поставленная им в свой бенефис. С. обладал верным и свежим критическим чутьем; его приговоры о пьесах, о вероятном их успехе или неуспехе, всегда оказывались непогрешимыми и безошибочными, а оценка тех персонажей, которых ему приходилось олицетворять, показывала в нем тонкого знатока человеческого характера. В частной жизни он был человек веселый, общительный и всегда остроумный собеседник. — Сабуров скончался 28 июня 1831 г., проболев всего два дня.

Лит.: А. P., «Некрология А. М. Сабурова» (в «Репертуаре Русского театра» 1840 г., кн. IV); есть также некролог в «Молве», 1831 г., № 27.
Сабуров Александр Матвеевич (1800, Орловская губ. — 28.6 (10.7).1831, Москва) — артист драмы и оперы (бас). Муж А. Т. Сабуровой. В 1824 окончил Московское театр училище. С 1823 выступал в Московском Императорском театре на Моховой, с 1824 — в Московском Малом театре, с 1825 — московском Большом Петровском театре. Как лучший воспитанник училища, был посылаем дирекцией для слушания лекций в московский университет. В 1821 г. тогдашний директор московских театров А. А. Майков послал Сабурова в С.-Петербург для ознакомления с игрой первостепенных талантов, украшавших тогда сцену невской столицы. Здесь Сабуров в первый раз (если не считать ученических спектаклей в школе) выступил на сцене в роли графа Альмавивы в «Севильском Цирюльнике». Успех дебютанта был так велик, что петербургская театральная администрация немедленно предложила ему место в своей труппе, но А. А. Майков не согласился на это отвлечение полезной силы от московского театра. Во всяком случае пребывание в Петербурге принесло немало пользы Сабурову, познакомив его с приемами и духом игры таких выдающихся талантов, как, напр., Сосницкий, который с особенным вниманием и участливостью отнесся к начинающему артисту и дал много полезных указаний и советов на первых шагах его деятельности. Зачисленный в труппу московского театра, Сабуров сразу же занял почетное место в ее составе. Дело в том, что поступление Сабурова на сцену совпало с некоторой реформой репертуара в московском театре. В то время начали освежать состав пьес некоторыми новинками, позаимствованными у петербургского театра, причем в этих новых пьесах Сабурову поручались те ответственные роли, которые в С.-Петербурге исполнялись Сосницким. Таким образом в летописях московского театра имя С. должно быть поставлено в ряду тех деятелей сцены, которыми создавались роли в пьесах, впервые вошедших в репертуар; именно, С. созданы роли — Ветрона в комедии «Луканин», Посошкова в комедии «Благородный театр», Дюка д\'Эльмара в комедии «Урок старикам» и некоторые. др. Кроме того, в свои бенефисы С. тоже поставил новинки: «Финн», «Севильский Цирюльник», «Свадьба Фигаро». Особенно удачно вышла у него роль цирюльника в двух последних комедиях. «Успех его» — отзывается один из современников — «превзошел все ожидания. В России никто не играл и вероятно никогда не сыграет роли севильского цирюльника с таким совершенством, как Сабуров». На московской сцене Сабуров в свое время не имел соперников в передаче также следующих ролей: младшего Стрельского в ком. «Два брата», Хрустилина в вод. «Новый Рокус Пумперникель» (были любители, предпочитавшие в этих ролях С. с.-петербургскому их исполнителю — Сосницкому), Жака Трише в водев. «Два учителя», Грифьяка в вод. «Феникс» и др. Вообще репертуар Сабурова был очень обширен: особенно хорош он был в комедиях и водевилях в ролях молодых людей, повес и ветреников; иногда он исполнял и в трагедиях вторые роли — со средним успехом. Будучи хорошим танцором, С. часто был приглашаем в качестве учителя по танцевальному искусству в аристократические дома Москвы. Это обстоятельство между прочим не прошло бесследно и для развития его сценического дарования. Непосредственное знакомство с высшим обществом помогло ему с совершенной легкостью и полной естественностью исполнять роли, в которых он должен был олицетворять представителей аристократического мира. Нечего и говорить, что в танцевальной части дивертисментов, входивших тогда в репертуар, С. пленял публику своей грацией и даже затмевал присяжных танцоров. Выделяясь в составе тогдашнего артистического мира своею образованностью, Сабуров пробовал свои силы и на поприще драматической литературы. Им переделан с французского водевиль «Опыт артистов или авось удастся», написанный сценично и имевший значительный успех при его постановке, и переведена (тоже с франц.) драма: «Ночь в замке Палюцци», поставленная им в свой бенефис. С. обладал верным и свежим критическим чутьем; его приговоры о пьесах, о вероятном их успехе или неуспехе, всегда оказывались непогрешимыми и безошибочными, а оценка тех персонажей, которых ему приходилось олицетворять, показывала в нем тонкого знатока человеческого характера. В частной жизни он был человек веселый, общительный и всегда остроумный собеседник. — Сабуров скончался 28 июня 1831 г., проболев всего два дня.

Лит.: А. P., «Некрология А. М. Сабурова» (в «Репертуаре Русского театра» 1840 г., кн. IV); есть также некролог в «Молве», 1831 г., № 27.
Публикации
Отзывы