Глушенко Евгения Константиновна

Народная артистка России, Лауреат Государственной премии России

Родилась 4 сентября 1952 года в Ростове-на-Дону. Родители — Константин Иванович и Ольга Анатольевна. Когда Женя была ученицей ростовской средней школы, мама сказала: «Занималась бы ты в каком-нибудь кружке, ну вот хотя бы в драматическом». Женя послушалась и в 10-летнем возрасте начала ходить в драматический кружок при Доме пионеров в Ростове-на-Дону. Когда пришла пора выбирать профессию, стала подумывать о педагогическом институте. Театр она любила, но он казался ей недосягаемым. Мама говорила: «Ты — артистка? Не смеши меня». Но руководительница драмкружка, профессиональная актриса Тамара Ильинична Ильинская сказала: «Если бы Женя захотела, я бы подготовила её...»

Ехать в Москву учиться на артистку она побоялась, и Тамара Ильинична сказала: «Знаешь, что? Давай-ка ты сначала здесь поступи, а там видно будет». В общем, Женя смалодушничала и осталась в Ростове, став студенткой первого курса местного театрального училища. Вытерпела год, а потом всё-таки сбежала в столицу. Тем более, что там проживала двоюродная бабушка, а у той сын был артистом цирка. Вместе с двумя приятелями из родного драмкружка Женя подала документы сразу в несколько театральных вузов столицы.

Так получилось, что экзамены в училище имени Щепкина были на несколько дней раньше, чем во всех остальных, Женя успешно их сдала и была зачислена. Все очень удивлялись, как это девочка из южного города Ростова с типично украинской фамилией имеет такую правильную, без акцента речь. Объяснялось это просто. К тому времени она уже год училась на актрису в Ростове. Где и сценической речью занимались, и дыхание ставили, да она и самостоятельно трудилась над правильным литературным произношением.

Руководителем её курса был известнейший актёр и директор Малого театра Михаил Царёв. Этот факт сыграл в судьбе Евгении Глушенко важную роль. После окончания училища в 1974 году она поначалу не получила распределения. «На вас нет заявок, вы никому не нужны», — говорили ей. И тут режиссёр Костромского театра предложил поехать к нему, сразу же, назвав конкретные роли, которые Евгении предстояло там сыграть, но... Через неделю её пригласили в Малый театр и предложили роль Лизы в «Горе от ума».

С первых же шагов на прославленной сцене Евгения Глушенко заявила о себе как о незаурядной творческой личности, обнаружив неповторимые свойства таланта — удивительную правдивость, органичность, огромное обаяние, яркость чувств и тонкий юмор — качества, которые заставили сразу же обратить внимание на молодую актрису, увидеть в ней восходящую звезду Малого.

Почти тридцать лет служения театру подтвердили эти надежды. Каждая из сыгранных Глушенко ролей становилась ступенью к совершенному овладению мастерством, постижению профессии. Первоклассная драматургия, интересная режиссура и великолепные партнёры давали актрисе возможность расти не только профессионально, но и становиться всё более глубокой и неординарной личностью. Среди работ Евгении Глушенко такие безусловные удачи как Женя («Беседы при ясной луне»), Берта («Заговор Фиеско в Генуе»), Мари-Жозеф («Мамуре»), Корделия («Король Лир»), Лида («Рядовые»), Зоя Окоёмова («Красавец-мужчина»), Лиз («Холопы»), Ефросинья («Царь Пётр и Алексей»), Матрёна («Горячее сердце»; за эту роль Глушенко была удостоена профессиональной премии СТД «Хрустальная роза»), Сюзанна («Преступная мать, или Второй Тартюф»), Глафира («Пир победителей»).

В 1996 году Евгения Глушенко вслед за режиссёром Борисом Морозовым переходит из Малого в театр Российской Армии. Новый коллектив принял Глушенко очень хорошо, и она благодарна за это своим партнерам. Е.Глушенко с успехом играла в спектакле «Сердце не камень» (1997) по пьесе А.Н.Островского. Её героиня Вера Филипповна — женщина, в душе которой схлестнулись два противоположных понятия: чувство долга и естественное женское стремление к любви, к мужской ласке. Актриса играла так, что напряжение, в котором она почти постоянно находилась, выражалось не отчаянным заламыванием рук и не громкими всхлипами и криками. Оно — в дрожании голоса, в неуловимых изменениях лица... Свою роль она играла как будто одним лицом, от которого весь спектакль невозможно отвести глаз. Она с успехом играла также в спектаклях «На дне» А.М.Горького (Василиса, 1998), «Отелло» У.Шекспира (Эмилия, 1999). Тем не менее, в 2000 году Евгения Константиновна возвращается в альма-матер — Малый театр.

Среди блестящих работ Глушенко последних театральных сезонов — Купавина («Волки и овцы»), Зюзюшка («Иванов»), Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше»; за эту роль Евгения Константиновна получила Государственную премию России) и, конечно же, бенефисная роль — Жозефина Понтиу из «Корсиканки». В октябре 2005 года Малый театр выпустил новый спектакль с участием Глушенко — мольеровский «Мнимый больной». Евгения Глушенко выступила в роли Белины, вероломной супруги главного героя. Последняя по времени работа актрисы — Мелании в спектакле Адольфа Шапиро по пьесе Максима Горького «Дети солнца». За блестящее исполнение этой роли актриса была удостоена премии им. К.С.Станиславского и театральной премии газеты «Московский комсомолец».

Звёздный статус Евгении Глушенко распространяется и на кинематограф. Такие фильмы, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Впервые замужем» (приз за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в Душанбе»), «Влюблён по собственному желанию» (приз за лучшее исполнение женской роли на Международном кинофестивале в Западном Берлине), «Уникум», «Зина-Зинуля», «Полицейские и воры», «Жизнь Клима Самгина», «Три женщины и мужчина», «Королева Марго» и многие другие принесли Евгении Глушенко известность и признание.

Трудно не поддаться очарованию женственности, способности к пониманию, сопереживанию и состраданию — притягательному дару, благодаря которому актриса сумела завоевать доверие и любовь миллионов зрителей.

Кажется, что она с лёгкостью преодолевает смену жанров и стилей, смену исторических эпох и характеров своих многочисленных героинь, но за этим, безусловно, стоит неустанный труд души, настоящий профессионализм и большой яркий талант народной артистки России Евгении Константиновны Глушенко.

Е.К.Глушенко — Народная артистка России (1995), член Всероссийского театрального общества (с 1979 года) и Союза театральных деятелей (с 1989 года).

Семья для Евгении Константиновны — её жизненная опора. На досуге она предпочитает читать, слушать классическую и современную музыку, любит живопись и часто посещает музеи и выставки. Она стремится побольше бывать на природе со своей семьёй и друзьями.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актёрские работы за 1980 год.
Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Актриса» за 1983 год.

Роли на сцене Театра Российской Армии

1997 г. Вера Филипповна «Сердце не камень» А.Н.Островского
1998 г. Василиса «На дне» А.М.Горького
1999 г. Эмилия «Отелло» У. Шекспира

Роли на сцене Малого театра

1974 г. Кристина «Средство Макропулоса» К. Чапека
1975 г. Лиза «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1975 г. Конек «Конек-горбунок» П. Ершова
1975 г. Раиса «Касатка» А.Н. Толстого
1976 г. Женя «Беседы при ясной луне» по В. Шукшину
1977 г. Берта «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера
1978 г. Зепюр «Головокружение» Г.Саркисяна
1979 г. Мари-Жозеф «Мамуре» Ж. Сармана
1979 г. Корделия «Король Лир» В. Шекспира
1983 г. Тучкова «Картина» по Д. Гранину
1984 г. Лида «Рядовые» А. Дударева
1985 г. Зоя Окоемова «Красавец-мужчина» А.Н. Островского
1987 г. Лиз «Холопы» П.П. Гнедича
1990 г. Марья Петровна «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
1991 г. Ефросинья «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна
1992 г. Матрена «Горячее сердце» А.Н. Островского
1994 г. Сюзанна «Преступная мать, или Второй Тартюф» П.-К. Бомарше
1995 г. Глафира «Пир победителей» А. Солженицына
2001 г. Зинаида Савишна «Иванов» А.П. Чехова
2001 г. Купавина «Волки и овцы» А.Н. Островского
2002 г. Жозефина «Корсиканка» И. Губача
2002 г. Мавра Тарасовна Барабошева «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Островского
2005 г. Белина «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера
2008 г. Мелания, «Дети солнца» М. Горького, режиссёр А. Шапиро