Базарова Екатерина Михайловна

Артистка

Екатерина Михайловна Базарова, артистка драмы, родилась 3 июля 1978 года. Выпускница ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М.и О.Н. Соломиных), в 1999 году она была приглашена в труппу Малого театра.

Начав, как и водится, с небольших ролей, в настоящее время Базарова является одной из ведущих актрис своего поколения. Десять крупных работ за пятнадцать лет работы в театре. Забавно, но в её творческом багаже представлены, кажется, все слои общества: «криминальные элементы» (Маленькая разбойница в «Снежной королеве» по Е.Шварцу), зажиточное крестьянство (Акулина во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого), средний класс (Жюли из «Дельца» О. де Бальзака, Ирина Лавровна в «Последней жертве» А.Н.Островского), купечество (Липочка в «Своих людях – сочтёмся!», Лариса из «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), чиновничество (Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В.Гоголя), «придворная камарилья» (Катерина из «Усилий любви» У.Шекспира), высшая знать (принцесса Эльза в «Снежной королеве» по Е.Шварцу) и даже будущая королева Испании (принцесса Изабелла в «Тайнах Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве).

Екатерина Базарова – ярко выраженная характерная актриса, чьё дарование органично сочетает все оттенки комического, от мягкого лиризма в «Дельце» до откровенного гротеска в «Усилиях любви». Впрочем, по словам самой Екатерины, она всегда рада, когда её «выпускают из этих рамок». Прирождённая клоунесса, словно сошедшая со страниц комедий дель арте, Базарова справедливо полагает, что не умещается в понятие жанра. Её амплуа очень подвижно. Она может играть и драматические, и комедийные, и эксцентрические роли – у Екатерины богатейшее разностороннее дарование. Однако единственная пока что драматическая героиня Базаровой – Акулина во «Власти тьмы», причём сыграла её актриса дважды, сначала в училище, а затем и на подмостках Малого театра.

В числе лучших работ Екатерины – Жюли Меркаде из «Дельца». Свежая, естественная, чистая, Жюли подобна цветку, распускающемуся с первыми лучами солнца. Актриса не играла, она жила на сцене – чем иначе объяснить тот мягкий внутренний свет, что исходил от её героини?

Ещё одной бесспорной творческой удачей Базаровой стала Лариса Епишкина в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Режиссёру-постановщику Эдуарду Марцевичу вместе с исполнительницей удалось найти очень интересные и неожиданные краски, во многом меняющие уже сложившееся представление об этой роли. Незамужней Ларисе 26 лет, возраст по тем временам критический. Кажется, сам Бог велел играть перезревшую, сверх меры озабоченную девицу, у которой голос плоти заглушает остатки разума. Однако тут совсем другой коленкор.

Базарова ведёт свою роль достаточно мягко, без нажима и излишнего комикования. Её героиня – особа противная, надо отдать должное, но всё же она, в первую очередь, жертва семейного деспотизма. «Как хочешь… поворачивай, всё дрянь», – говорит про дочку купец Епишкин. Да и маменька, Фетинья Мироновна, отзывается едва ли многим лучше: «…разумом недостаточна, дурой не назовёшь, а и к умным не причтёшь, так, полудурье». А великовозрастной девице, которую собственные родители стыдятся выпускать на люди, всего-то и нужна порция ласки, внимания и любви. «Простое женское счастье», ни о какой «озабоченности» нет и речи. И так ей этого хочется, что палит Лариса по первой попавшейся мишени – соседскому дурачку Елесе.

В результате героиня получает всё, что ей нужно для счастья, – полную свободу и Елесю Мигачёва в придачу. Однако свобода Ларисы – это свобода жить на скотном дворе (именно так трактовал Марцевич место действия своего спектакля). Впрочем, сочувствовать ей не стоит, ведь Лариса не понимает, где находится.

Роль Ирины Лавровны («Последняя жертва») актриса называет одной из самых любимых. …Головокружительное декольте, перья, дрожащий от страсти низкий голос… «Знойная женщина, мечта поэта», одним словом. Слегка утрируя, добавляя ярких и сочных красок (всё-таки Островский во многом сродни Кустодиеву!), Базарова создаёт остросовременный портрет молоденькой искательницы приключений, прикрывающей трезвый расчёт разговорами о «высокой поэзии». «Когда на неё смотришь, – говорит театральный критик Вера Максимова, – возникает ощущение свежести, страсти, силы. Она замечательно передаёт человеческую глупость. Это тоже очень важно. Ум играть трудно, но куда труднее играть глупость и не впадать в карикатуру».

Кроме работы в театре, Екатерина Базарова снимается на телевидении. На её счету участие в сериалах «Замыслил я побег», «Моя прекрасная няня», «Московская история», «Одна любовь души моей», «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной».

1999 г. горожанка, «Бешеные деньги» Г-А. Островского, режиссёр В. Иванов

1999 г. горничная, «Лес» А. Островского, режиссёр Ю. Соломин

2000 г. горничная, «Чайка» А. Чехова, режиссёр В. Драгунов

2000 г. Олимпиада Самсоновна, «Свои люди — сочтёмся!» А. Островского, режиссёр А.Четверкин

2000 г. Принцесса Эльза, «Снежная королева» Г-Х. Андерсена, режиссёр В. Иванов

2000 г. Жюли, «Делец» О. де Бальзака, режиссёр В. Драгунов

2001 г. Аксинья, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр А. Коршунов

2002 г. Катерина, «Усилия любви» У. Шекспира, режиссёр В. Иванов

2004 г. Принцесса Изабелла, «Тайны мадридского двора » Э. Скриб и ЕюЛегуве, режиссёр В. Бейлис

2004 г. Ирина Лавровна, «Последняя жертва»А.Н.Островского, режиссёр В. Драгунов

2004 г. Маленькая разбойница, «Снежная королева» Г-Х. Андерсена, режиссёр В. Иванов

2006 г. Марья Антоновна, «Ревизор» Н. Гоголя, режиссёр Ю. Соломин

2007 г. Лариса, «Не было ни гроша да вдруг алтын» А. Островского, режиссёр Э. Марцевич

2007 г. Акулина, «Власть тьмы» Л. Толстого, режиссёр Ю. Соломин

2015 г. Устинья Наумовна, «Свои люди — сочтёмся!» А. Островского, режиссёр А.Четверкин