Если вы ищете "классический театр", то сходите на малую сцену филиала Малого театра на Ордынке – там идет новый спектакль Андрея Цисарука по «Доходному месту» Александра Островского. Он показателен в серьезности отношения к материалу. Здесь, прежде всего, случился крепкий и точный разбор драматической ситуации, поддержанный отличной актерской игрой. Режиссер заранее делает главного героя Жадова (Михаил Мартьянов) уже проигравшим. Он знает, что в глазах публики реформаторские речи молодого идеалиста не вызовут в сегодняшнем зале сочувствия. Этим обеспечивается тихий, неплакатный, чисто семейный конфликт: почти гончаровская «Обыкновенная история». Мудрость и такт дяди Вышневского (мощный, темпераментный, крепко сбитый Александр Ермаков с большими руками, основательностью во всем корпусе) и книжное знание подростка, не желающего взрослеть и думать о перспективах хотя бы на завтра. Тут никто не наяривает и не прикусывает удила. Герои знают каждый свой кусок правды и не особо нападают друг на друга, так - наблюдают искоса. А зачем еще приходит в ресторан Жадов, когда знает, что там кутят ненавистные ему люди? Свои люди – сочтутся.
Но парадокс в том, что именно в такой негромкой, бесшумной режиссуре финальная сцена оказывается громом: суд совести, Божий суд может стать куда большей расплатой, чем криминальное разбирательство, которое, видимо, точно так же будет устроено, как коррупционные схемы чиновников. Измена жены Вышневского Анны (Мари Марк), ее разоблачение, в сущности, едва ли педофильски растлевающих способов принуждения к любви, покупка богачем эмоций жарит и жжет Вышневского больше, чем человечий суд. Нет любви в его мире, а какая-никакая любовь все же в семье Жадова приметна. Жадов выигрывает в мнении публики только в финале: молодость чует дух времени, а дядя и Юсов (Сергей Тезов) - уже нет. Молодость хотя бы попыталась что-то изменить, а старость самоуверенна в своем праве на насилие. И вдруг в этом классическом формате Малого театра звучат яростные гражданские правдоискательские интонации, чем особенно ценна русская литература XIX века. Жадов проиграл, но он хотя бы попытался. Еще в этом спектакле ужасно потешный Досужев – в исполнении Дмитрия Марина это такой оскотинившийся, с озверелым взглядом бывший либерал, которого запах денег сделал нечаянно хищником и бандитом. Сам не заметил товарищ, как стал пьяной свиньей.
20 января исполняется 25 лет служения искусству Малого театра народного артиста России Александра Юрьевича Ермакова. От души поздравляем Александра Юрьевича с этим знаменательным событием и желаем ему крепкого здоровья, праздничного настроения и новых творческих успехов!
В Москве состоялась премьера киноверсии спектакля «Смута. 1609-1611» по роману министра культуры России Владимира Мединского. Смотрите фрагмент выпуска передачи "Доброе утро" на Первом канале от 05.11.2019
Народный артист России Александр Ермаков и Заведующая Мемориальной квартирой А.И.Сумбатова-Южина Вера Тарасова в эфире Радио Москвы. Тема разговора – юбилей Малого театра.
24 марта в комедии Ж.Б.Мольера "Мнимый больной" роль Доктора Диафуаруса первый сыграл народный артист России Александр Ермаков. Поздравляем Александра Юрьевича и желаем ему новых творческих успехов!
Сегодня народная артистка России Ирина Муравьева отмечает юбилей. Я всегда был влюблен в эту актрису. Ее самоотверженность — пример для подражания. Если надо в кадре кататься на роликовых коньках, значит наденет их и покажет класс. Надо быть неуклюжей? И это она может.
Когда я приехал в Москву из Харькова, очень хотел посмотреть ее на сцене. Она тогда служила в Театре Моссовета, играла Грушеньку в «Братьях Карамазовых». Это была очень серьезная работа, театралы толпами шли на нее. А потом судьба свела меня на съемочной площадке с ее коллегой по театру Юрием Кузьменковым. Узнав про мою любовь к актрисе, он пригласил меня на спектакль. Это была такая радость. На служебном входе после спектакля я наконец встретился с Ириной Вадимовной и наговорил ей комплиментов.
Прошло время, я поступил на службу в Малый театр, и оказалось, что Ирина Муравьева уже в его труппе. Наше знакомство она, конечно, не помнила. Я был счастлив, что мог из-за кулис наблюдать, как она играет Аркадину в чеховской «Чайке». Позже мне повезло. Юрий Соломин распределил нас в один спектакль «Лес», который он ставил. Ирина Вадимовна играла Гурмыжскую, а я — ее племянника. Какая же это была радость партнерства! Ирина Муравьева легкая, открытая. На любую импровизацию партнера откликается своей импровизацией.
Спустя время Антон Яковлев решил ставить «Священные чудовища» по Жану Кокто. И мы опять встретились в одной работе, но уже в ролях мужа и жены. Нам эта работа давалась непросто. Мы оставались после репетиций, много говорили о произведении, о создании образов. И на этом спектакле очень подружились. Поэтому мне тот опыт особенно дорог.
Ирина Муравьева закрытый человек. Даже мы, коллеги, многого не знаем о ней. В свою семейную жизнь она никого не пускает. Это ее территория, на которую посторонним хода нет. Но могу уверенно сказать, что пресса выдумала много мифов о ней. Мол, строгая, необщительная, надменная. Это всё не про Муравьеву. Она — человек радостный.
После съемок в оскароносной картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» Муравьева могла бы зазнаться, «поймать звезду», но такого не было и, уверен, не будет. Ирина Вадимовна — душевный, добрый и отзывчивый человек. В театре нет никого, кто бы мог сказать, что она его обидела, повысила голос. Но если понадобится помощь — она первая откликнется, примет участие, поддержит. Устроить в больницу, найти нужного доктора — всё это она делает для разных людей регулярно. И как только она появляется на пороге какого-то учреждения, никто не может отказать ей.
Однажды я ее спросил, отчего она не снимается в кино. Ирина Вадимовна сказала, что относится к этому спокойно — в ее жизни было достаточно картин, за которые не стыдно. Поэтому сейчас она очень избирательно подходит к выбору материала. Бывало, что давала согласие на съемки, а увидев фильм, понимала, что это ошибка. Современные режиссеры ничего достойного большой актрисы не предлагают. Зато в Малом театре ее можно увидеть регулярно. На сцене она такая разная! Яркая, взбалмошная, экспрессивная в «Филумене Мартурано», комичная в «Женитьбе», легкомысленная и взрывная в «На всякого мудреца довольно простоты». И многие зрители идут именно на нее. Покупая билеты, интересуются: «Муравьева играет? Тогда берем».
Театр — большая часть ее жизни. Его она любит самозабвенно. Дороже театра ей, пожалуй, только семья. А еще Ирина Вадимовна прекрасно готовит. В спектакле «Чайка» в финале все герои сидят за столом. И артисты сговорились, что на каждый спектакль будут приносить что-то вкусное. Какой же невероятный торт испекла Муравьева! Коллеги были поражены ее кулинарными способностями.
Муравьева — одна такая. Актриса с большой буквы, легенда. И сегодня она уже достояние не только театра, но всей страны.
Автор — народный артист России, актер Малого театра Александр Ермаков
"Известия", 8 февраля 2019 года
Пьеса Гоголя «Женитьба» была впервые показана в далеком 1842 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге, в Москве же дебют состоялся в 1843-м — это была постановка Малого театра. Спустя 175 лет режиссер Юрий Соломин снова вернулся к нестареющей классике и поставил свою «Женитьбу» — спектакль по всем правилам традиционного классического театра.
Каждый, кто приходит в Малый театр, примерно знает, что он хочет увидеть: верные зрители Малого не желают наблюдать вольные сценические эксперименты с формой и содержанием, яростную актуализацию, осовременивание. Им по душе тихое искусство, которое гармонизирует душу, рассказывает о нынешнем аллегорично и деликатно, — вряд ли это та же публика, что у Театра.doc или Гоголь-центра. И хотя в зале много молодежи (преимущественно школьники с учителями), это дети, которых растят на великом классическом каноне, рифмованных стихах и примерах классиков, и их посещение Малого закономерно: где еще искать чистое искусство? И вот здесь перед режиссером Соломиным стояла нелегкая задача: талантливо и оригинально поставить спектакль, который встречается в репертуарах театра чуть ли не так же часто, как чеховская «Чайка» или «Вишневый сад».
Действие разворачивается в масштабных декорациях (которые оказываются в итоге вполне мобильными), выстроенных художником Александром Глазуновым. Григорий Скряпкин, играющий надворного советника Подколесина, — эдакий русский Обломов, который готов пролеживать жизнь на диване и целыми днями обсуждать какую-то ерунду о том, что говорят о нем люди, со своим слугой Степаном (студент ВТУ им. Щепкина Игнатий Кузнецов). Соломин выводит главного героя инфантильным глуповатым увальнем, безобидным и нерешительным, — и, конечно, за всеми его приключениями следить ужасно смешно. Приключениями — потому что история с женитьбой для него как для человека с размеренной жизнью — подстегивающая авантюра, на которую он, если бы не старания близкого друга Кочкарева (в исполнении заслуженного артиста Александра Вершинина), никогда бы не решился.
Александр Вершинин в спектакле — один из ярчайших элементов: живой, подвижный, находчивый, обаятельный — нередко он перетягивает внимание на себя, затмевая всех присутствующих на сцене. Пожалуй, не выдерживает конкуренции он только с одним персонажем — свахой Феклой Ивановной в исполнении блистательной Ирины Муравьевой, каждое появление которой встречается аплодисментами. Комическая роль свахи вообще всегда считается выигрышной — но и здесь есть свои подводные камни: не скатиться в гротеск, не переиграть в угоду публике, не использовать банальный инструментарий и пошлые репризы. Муравьева справляется безупречно: мимика, речь, интонационные выделения и тембральные переходы — все к месту и вовремя. Она затмевает даже главную героиню — невесту Агафью Тихоновну, хотя Карина Саханенко хорошо справляется с задачей, поставленной перед ней режиссером, просто ее персонаж выглядит менее фактурным.
В целом, как и полагается классическому театру, — актерский состав здесь на уровне. Абсолютно прекрасный и трогательный морской офицер Жевакин (замечательная работа Владимира Дубровского) — он, пожалуй, единственный полностью положительный персонаж в спектакле, которому получается сопереживать до сердечной боли, до умиления. В нем много затаенной нежности и робости, детскости и чего-то настоящего — на фоне других женихов: статного Яичницы-Афанасьева и трепетного Анучкина-Ермакова. И даже после его ухода со сцены перед глазами стоят его лицо, черный потертый китель, в который он был одет, и робкая улыбка, когда он произносит с нежностью слово «розанчик».
Пожалуй, самым неразрешенным вопросом спектакля становится персонаж Ивана Породного — гостинодворец Стариков. Будучи явно самым красивым мужчиной на сцене (его появление должно было, наверное, оттенить всю неприглядность остальных женихов и показать, что не только дворяне достойны внимания), он появляется настолько не к месту и остается не у дел, что диву даешься: какую именно функцию он должен был выполнить по задумке режиссера?
Но все же, несмотря на небольшие огрехи, в этой «Женитьбе» Юрию Соломину удалось сделать почти невозможное: при всех, казалось бы, архаичных приемах (таких, как пространные монологи, обращения и выходы в зал, попытка выстраивания диалога с публикой) получился очень крепкий и смешной спектакль. Все репризы, гэги и ужимки сработали, обращения к публике не казались наигранными, а были уместны в контексте спектакля — а значит, при должном таланте даже зрителям ХХI века можно показать, что интерактив актерского театра жив, существует и работает. И если в финале все искренне смеются, то что еще надо изобретать классическому театру?
Екатерина Писарева, "Московский комсомолец", 25 октября 2018 года
Сегодня, 17 сентября, по традиции, заведенной Марией Николаевной Сумбатовой, мы в Малом театре вспоминаем Александра Ивановича Сумбатова-Южина. В этот день он обычно праздновал своё рождение (добавив один день при пересчете со старого стиля, так как родился он 4 сентября 1857 года), и 17 сентября 1927 года он умер во Франции, в пансионате города Жуан-Люпен.
Вспоминая сегодня Южина, выдающегося актера и драматурга, нельзя не вспомнить и его заслуги как руководителя Малого театра, вступившего в должность заведующего московской драматической труппой в 1909 году, и остававшегося во главе театра в Первую мировую войну, в годы революции и гражданской войны.
9 августа 1909 г. он выступил перед труппой Малого театра с речью, в которой точно и подробно проанализировал нынешнее положение русского театра, его проблемы, а также сформулировал свое видение дальнейшего развития Малого и расставил жесткие приоритеты в своей будущей работе заведующего труппой.
Многие его высказывания и сейчас можно принять как руководство к действию, а его тезисы о развитии мировой культуры не потеряли своей актуальности. Речь Южина, напечатанная в книге «Александр Иванович Сумбатов-Южин. Записи. Статьи. Письма» (М., 1951) занимает 28 страниц текста! Скорее всего, произносил он ее несколько часов и, как сам он пишет в дневнике: «Впечатление от моей речи, кажется, глубокое: поняли, что спасение и театра и труппы в напряженной работе. Отношение ко мне, кажется, искреннее и доверчивое».
Мы попросили актеров Малого театра – Валерия Афанасьева, Василия Бочкарева и Александра Ермакова зачитать несколько фрагментов из этой речи, и сегодня предлагаем вам посмотреть получившееся видео.
Этот спектакль – важное событие в театральной жизни Москвы не только потому, что за основу здесь взят роман «Стена» министра культуры России Владимира Мединского. Кому, как ни главному академическому театру столицы, можно доверить этот текст и быть спокойным. И действительно, все успешно – аншлаги, зрители аплодируют.
Это единственная постановка о смуте на столичной сцене. Роман описывает события двухгодичной осады Смоленска польскими интервентами в 1609 – 1611 годах, то есть повествует о разгаре смутного времени на Руси. Времени, которое очень скудно освящено на театральных подмостках. А между тем события тех лет давно уже заслужили театрального осмысления. В «Смуте. 1609-1611 гг.» трехчасовое действие выглядит очень кинематографичным. Прежде всего потому, что на задник сцены постоянно проецируются видео то с летящими в небе птицами, то с поедающим крепость пламенем, то с панорамой серых улиц Смоленска. Иногда изображение статично. В сцене молитвы владыки Сергия выстроенные на сцене стены храма становятся иконостасом с ликом богородицы – тоже проекция, и это выглядит исключительно красиво. Чаще же перед зрителем предстает именно видео.
На таком «движущемся» фоне некоторые сцены выглядят буквально как на экране! Вот Григорий, оставшись с Катериной, наконец, наедине, страстно с ней обнимается и целуется; вот Дедюшин убивает свою любовницу Варвару на глазах у влюбленного в нее и не сумевшего защитить Саньки. Даже прекрасная музыка Георгия Свиридова кажется саундтреком к блокбастеру про любовь на краю гибели и подвиг вопреки обстоятельствам.
Зрелищности происходящему добавляет сценография Виктора Герасименко, соорудившего на поворотном круге сцены белокаменные стены, которые предстают то сводами храма, то постоялым двором, то кельей, то смоленским Кремлем.
В спектакле есть две актерские работы, демонстрирующие глубинный подход. Это Валерий Бабятинский в роли Сигизмунда III и Александр Ермаков в роли владыки Сергия. Их герои - свободные люди. Свободные, прежде всего, от стереотипов и условностей. Бабятинский добавляет самонадеянному Сигизмунда усталую небрежность. Такого короля хочется пожалеть. Ему надоела не столько двухгодичная осада Смоленска, сколько собственные амбиции, которым надо соответствовать даже при полном провале. И как прекрасны две борзые, выходящие на сцену вместе с королем! Они, как и сам Бабятинский, добавляют действию реалистичность.
Сыграть православного святого отца, вдохновляющего народ на противостояние врагу, непростая задача. Ермаков своего владыку Сергия решил раскрыть, прежде всего, с человеческой стороны. Его сила, согласно интерпретации актера, в непосредственности. В одной из сцен он признается, что сам устроил так, чтобы икона мироточила, для воодушевления народа. И в его робком голосе слышны отголоски страха – ведь обманул! Или просит смолян отдать оставшееся у каждого пропитание, когда городские кладовые опустели: негромко, как-то даже по-свойски, он сперва говорит, что сам уже свои закрома открыл. Такая непосредственность уводит от банальности, заставляет поверить.
У этой премьеры есть одно неоспоримое преимущество: все здесь показано очень популярно. И публике это по вкусу.
Анна Бояринова, "Аргументы и факты", 11 сентября 2018 года
Год назад в Малом театре состоялась премьера спектакля «Таланты и поклонники». Знаменитая пьеса А.Н.Островского вернулась на легендарную сцену, на этот раз в постановке Владимира Драгунова. В последнем номере газеты "Малый театр" мы опубликовали рецензию Аллы Шевелевой на этот спектакль.
Написанная драматургом для Малого (первую Негину в 1881 году сыграла Мария Ермолова) она пережила не одного императора, генерального секретаря и президента. В новом столетии, когда театр вновь достал из рукава свой козырь, талантливый текст в очередной раз попал в болевой нерв сегодняшнего дня. Глядя на то, как начинающая актриса Александра Негина получает непристойное предложение от «барина старого типа» Ираклия Стратоныча Дулебова, невольно вспомнишь голливудский скандал с Харви Вайнштейном и его жертвами. Кроме того, комедия эксплуатирует неизменное любопытство публики, мечтающей заглянуть в неизведанное царство закулисья, и желание жрецов Мельпомены поведать зрителю о том, в чем они разбираются лучше всего,— о самих себе.
С виду её сюжет довольно прост: юная одаренная актриса живёт в нищете. Её благородный, но бедный жених не может помочь ей решить насущные проблемы. Отбиваясь от стаи развратных поклонников, Негина в конечном счёте отвечает взаимностью благородному богатому купцу Великатову, который спасает её в сложной ситуации. Оставив жениха и провинциальный город, Саша уезжает в столицу, делая выбор в пользу призвания и безбедной жизни. Но именно в «Талантах и поклонниках», как и в других своих поздних пьесах, Островский уходит от однозначных характеристик персонажей, оставляя театру пространство для трактовок.
Выбирая нужную тональность для своего спектакля, режиссёр Владимир Драгунов остановился на минорном звучании. Не отказываясь от юмора Островского, которым проникнуто и произведение, и спектакль Малого, он констатирует: единожды заражённые бациллой театра люди неизлечимо больны. Жестокое божество постоянно требует от них самоотречения и жертв.
Так полный благородства Нароков, в прошлом человек обеспеченный, меценат, спустив все деньги на свой театр, служит теперь в нём простым суфлёром. Александр Ермаков играет Мартына Прокофьича возвышенным романтиком, не отказывающим себе в маленькой слабости— вести себя в жизни, как «на театре», преувеличенно страдая и всячески подчеркивая свою избранность. Человек закулисья, он явно живёт в мире театральных грёз, избегая встречи с неприглядной реальностью.
Его полная противоположность, а вместе с тем искажённый двойник, эгоцентричный трагик Громилов (Михаил Фоменко), всячески выпячивает свою значимость— «Саша, Александра! Ты смотри, кто тебя просит! Смотри, кто у ног твоих! Громилов, сам Ераст Громилов!»— театрально увещевает он Негину, когда она отказывается выпить после своего бенефиса. И вместе с тем его можно смело причислить к жертвам театра, с его запоями и необузданным наигрышем— по сути, жаждой признания. Подчёркивая его избранность, хрупкость актёрской души, режиссёр спектакля дарит чрезмерному и неуёмному Громилову трогательную бенефисную сцену— в луче света герой Михаила Фоменко проникновенно поёт Негиной любовный романс.
Принадлежность «людей театральных» к особому братству Драгунов обозначает одним маленьким штришком. В сцене, когда получившие отставку поклонники Негиной устраивают ей западню,— выгоняют из театра и пытаются провалить её бенефис— потерявшая почву под ногами героиня бросается в сторону Громилова, словно ищет у него помощи, поддержки, защиты. Ведь никто из героев не способен разделить её горе, как брат по цеху, пусть даже это сильно пьющий и сильно наигрывающий трагик.
Для главной героини, одарённой актрисы Александры Негиной (Дарья Новосельцева), живущей в бедности, нет ничего важнее театра. Порывистая, запутавшаяся бесприданница с уязвлённым самолюбием, она мучается шаткостью своего положения и отсутствием возможностей соответствовать более успешным коллегам. Кажется, ничто её по-настоящему не радует: ни влюблённый в неё порядочный, умный и любящий красавец-жених Петя Мелузов (Михаил Мартьянов), ни рыцарски преданный, понимающий масштаб её дарования Мартын Прокофьич Нароков.
В прологе Негина стоит на перроне, провожая проходящие поезда, словно одна из чеховских сестёр, чью жизнь заглушила «сорная трава» грубых провинциальных нравов. В финале— покидает ненавистный город, оставив на платформе возлюбленного.
«Если я родилась актрисой? Ведь я актриса... Я актриса... Разве могу я без театра жить?»— вот ключевой монолог для главной героини, её главная тема. Не любовь к Великатову толкает Негину на бегство из города, а талант диктует ей, что стать содержанкой и получить возможность играть на сцене— единственный выход. Ради сцены, ради призвания Негина готова отказаться от любви и семейного счастья.
При всей своей легковесности, умеющая устроиться в жизни Смельская тоже исправно служит театральному божеству. Подруга и соперница Негиной(в театре это не редкость), красивая хищница, она в исполнении Дарьи Мингазетдиновой— порхающий от мужчины к мужчине мотылёк, использующий богатых поклонников как ресурс для удачных бенефисов и обновления сценического гардероба.
В этой истории каждый, кто недооценивает могущество театра, останется не у дел: и посетители райка, и первого ряда кресел. И опасный светский лев Дулебов (у Островского— древний старик, в трактовке Малого— эффектный молодой человек), изящно сыгранный Александром Дривнем, и бесчувственный циник Бакин— Василий Дахненко играет его полным ничтожеством, жестоким и бездушным. Наконец самый мощный удар получает жених, возлюбленный Негиной— Петя Мелузов, которого и актёр Михаил Мартьянов, и режиссёр видят не нудным моралистом, не знающим жизни, а человеком высоких идеалов.
В спектакле Малого Мелузов становится едва ли не главным трагическим персонажем. Тема человека из чужого для служителей Мельпомены мира— особый предмет для размышлений. Михаил Мартьянов играет своего Петра человеком с достоинством, уверенным в себе. Он не жалок, не робок (часто Мелузова наделяют этими качествами), он чётко знает какой должна стать его возлюбленная, он уважает её, видит в ней равного партнёра.
Но «человек не театра» никогда не сможет понять «театрального сектанта». Мелузов не придает значения одержимости, с которой Негина относится к своему призванию, и проигрывает более мудрому игроку— богачу и красавцу Великатову.
Иван Семёныч— ключевой персонаж и пьесы, и спектакля, и, пожалуй, самый загадочный. Василий Зотов и Владимир Драгунов лишают Великатова приземленности, превращая его в героя почти мистического, в символ искушения, в талантливого режиссёра, который способен подчинить своей воле каждого. Посланник судьбы, Великатов только рассказывает о своем «хорошем домике комнат в сорок» с павлинами и лебедями, кто он и куда увлекает за собой несчастную Негину— зрителю предстоит догадаться самому.
В финале на пустой сцене остается ошарашенный, потерянный Петя Мелузов– одинокая тень смотрит в след уходящему поезду. Перед нами ещё одна жертва— новая жертва прекрасного и беспощадного божества по имени «театр».
Алла Шевелева, "Малый театр" №6-7 2018 г.
В Малом театре дают «Женитьбу» по пьесе Николая Гоголя в постановке народного артиста СССР Юрия Соломина. Премьерный показ посетила корреспондент "ВМ".
Любите ли вы театр, который «начинается с вешалки»? Которой расположен не в подвале или бассейне, а в центре старой купеческой Москвы в прекрасном старинном особняк. Где блещут, как им и положено, ложи, свет играет в хрустале люстр, а бархатный занавес поражает своей монументальностью. Любите ли вы театр, в котором декорации гоголевского пространства – продолжение исторических интерьеров особняка, и каждая деталь сценографии (благодаря художнику Александру Глазунову) вопиет о подлинности вещи: будь-то гостиный гарнитур красного бархата, огромные зеркала в резных золоченых рамах, изящный столик с изогнутыми ножками, покрытый накрахмаленной скатертью, старинная печь с изразцами и бронзовой заслонкой, массивные чернильные приборы или подсвечники.
Если вы, действительно, в театре получаете наслаждение от атмосферы, то вам сюда - в здание на Большой Ордынке. Здесь классика правит бал без малого вот уже два столетия. И вот уже более ста лет здесь не появлялась на сцене гоголевская «Женитьба»...
Художественный руководитель театра Юрий Соломин решил взяться за эту яркую, по-настоящему до сих пор неразгаданную гоголевскую пьесу о сорвавшейся свадьбе нерешительного чиновника, помня главную заповедь самого Гоголя, который видел предназначение театра в том, чтобы «целой тысяче народа за одним разом читать живой полезный урок». Какой же? Да все тот же - «показывать смешное привычек и пороков или высокотрогательное достоинств и возвышенных чувств человека». В общем, как говаривал незабвенный датский принц Гамлет, «держать как бы зеркало перед природой, показать доблести её истинное лицо и её истинное – низости».
О Гамлете вспомнилось не случайно. Потому что мелкая с виду проблема в сознании главного героя надворного советника Подколесина (его блестяще сыграл артист Григорий Скряпкин) жениться ему или не жениться вырастает до гамлетовских размеров - «быть или не быть». И хочется, и колется! А разборчивость невесты (красавица Карина Саханенко) оборачивается обманутым самолюбием и той самой «первой слезой», которая так ценится «на театре».
В этом спектакле достаточно всего - и «высокотрогательного достоинств», и «смешного пороков». И подивиться есть на кого: в "Женитьбе" на сцену разом выходят сразу пять народных артистов, которые и в одиночку могли бы сделать хорошую кассу. А зритель начинает облизываться, едва взглянув на афишу. Каждый из народных - и Валерий Афанасьев (расчетливый экзекутор Яичница), и Александр Ермаков (отставной пехотный офицер Анучкин), и Владимир Дубровский (моряк Жевакин) крепко держат зал в ежовых рукавицах, как и положено матерым профессионалам. За их неторопливой подробностью легко разглядеть маленьких людей со столь понятными чувствами и присущими современному обществу пороками. Вот Яичница, смотрящий на женитьбу, только как на очередной прибыльный «проект». Рядом честолюбивый Анучкин, помешанный на недоступном ему блеске французского общества. Тут же престарелый Жевакин бедолага-рекордсмен по части отказов юных невест. Узнаваемо!
Аплодисменты на входы и выходы артистов – постоянный аккомпанемент и железная закономерность постановки.
Особняком в галерее стоит образ предприимчивой свахи - блистательная работа народной артистки России Ирины Муравьевой. Ирина Вадимовна комична в каждом жесте и движении бровей, а еще более - в паузах. Наблюдать за ней – наслаждение необычайное: Муравьева так просто демонстрирует вершины актерского мастерства, что впору студентов приглашать. Каждая минута ее пребывания на сцене рождает неизменный хохот в зале.
Под стать ей и матерая колоритная тетка Арина Пантелеймонова (народная артистка России Людмила Полякова). Необыкновенно хорош оборотистый живчик – «локомотив» Кочкарев (Александр Вершинин), готовый устраивать, улаживать, продюссировать, но только за хорошую гастрономическую мзду.
То, как люди ходят по сцене, чувствуют, говорят или кушают чай в этом спектакле составляет коллективный портрет Отечества, в главном мало изменившегося со времен Гоголя. То же желание «быть не хуже людей» и «держать марку», то же недоверие себе и собственному выбору, те же и страхи связать жизнь с недостойным человеком, а рядом - корысть, честолюбие, чревоугодие, лесть, обман. И невозможный инфантилизм перед лицом любых перемен: от личных до социальных. Сочный и неповторимый язык Гоголя, яркая и одновременно бережная режиссура Юрия Соломина делают спектакль Малого театра настоящим подарком ценителям живой, всегда современной классики, где глаз радуется, а слух поражается ядрено-смачному гоголевскому слову, по-прежнему бьющему - не в бровь, а в глаз.
Елена Булова, «Вечерняя Москва», 31 января 2018
Накануне Нового года в филиале Малого театра на Ордынке состоялась премьера гоголевской "Женитьбы" в постановке художественного руководителя театра Юрия Соломина и в декорациях Александра Глазунова.
Уж сколько раз не ставили эту пьесу Николая Гоголя, она всегда звучит современно, потому что каждому человеку хочется встретить такого спутника жизни, с которым он будет счастлив всегда. Проблема выбора, отнюдь не так проста, как кажется. Одни руководствуются романтическими чувствами, другие выгодным приданным, третьи, бегством от одиночества. Хорошо изучив природу русского человека великий классик сумел соединить вместе эти три составляющих и посмеяться над вечными женихами, купеческой дочерью, мечтающей выйти замуж за дворянина и нерешительным надворным советником, готовым влюбиться по настоянию товарища.
Ситуация, можно сказать, комическая, похожая на водевиль, но в ней помимо юмора есть и пронзительная грусть, и жалость к героям, не понимающим ради чего они живут. Поэтому в спектакле Юрия Соломина нет масок, каждый персонаж – это отдельная судьба, пусть и незначительная, маленькая, но достойная внимания и сопереживания. Поскольку все они существуют как бы по привычке, под гнетом обстоятельств и заведенного порядка, в то время, как биологические часы все тикают и тикают, и в этом тоже заключаются быстро проходящие мгновения жизни, как прекрасный вальс Григория Гоберника, чуть ностальгический с щемящей нотой несбыточного. И вот уже шевелюра стала белой, лысина появилась на затылке, сюртук не сходится на животе, и в зеркалах себя не узнать.
Если для молодого Подколесина, чем-то похожего на Обломова в исполнении Григория Скряпкина, это первое сватовство по настоянию вездесущего Кочкарева, то для остальных "потрепанных" женихов – чуть ли не привычный ритуал без желаемого результата. Поэтому на этот раз они должны во что бы то ни стало выиграть, преподнести себя в лучшем свете. Дородный экзекутор Яичница, несмотря на смешную фамилию в исполнении Валерия Афанасьева способен дать фору своим соперникам основательностью и солидностью, не разменивающегося по пустякам, а двухэтажный, кирпичный дом для него значит больше, чем "придурковатая" невеста. Отставной пехотный офицер Анучкин, постоянно перебирающий ногами, как старая скаковая лошадь, которого изобретательно изображает Александр Ермаков, наоборот, мечтает об образованной жене, говорящей по-французски, приставая с этим вопросом ко всем подряд. А бывший морской "волк" Жевакин – Владимира Дубровского, в сюртуке, побитом молью, высоко не берет. Ему бы иметь пусть и небогатую жену, но пухленькую в скромном гнездышке. Он настолько одинок, что несказанно рад случайной аудитории, выслушивающей его "бредни" по поводу итальяночек, говорящих по-французски. Неважно, что он хромает на одну ногу, зато у него есть треуголка, доброе сердце и мечта - выиграть "бонус" в лице хорошенькой невесты.
Сама же Агафья Тихоновна лирической актрисы Карины Саханенко больше всего боится, чтобы муж на второй день после свадьбы не прибил, поскольку ее покойный отец – купец третей гильдии не раз с помощью кулака учил уму разуму маменьку. Тетушка Арина Пантелеймоновна, будто сошедшая с полотен Федотова дородная купчиха в исполнении Людмилы Поляковой, хочет, чтобы племянница вышла замуж за купеческого сына, оно так надежней, но опять же ничего подходящего нет на примете, поэтому скрипя сердцем принимает безродных дворян, авось сваха "залежалого" товара не предложит… И что же? Явившиеся женихи, один другого краше, наводят уныние своей непрезентабельностью. Будь ее воля, она бы их на порог не пустила, не то что чаем угощала, но тут, как черт из бутылки выпрыгивает самозванец Кочкарев, целует ручки и объявляет себя дальним родственником. Ну, слава Богу, нашелся хоть один человек ее круга.
Заводной Кочкарев в острохарактерном представлении Александра Вершинина должен как-то отомстить пронырливой свахе, неудачно женившей и его в том числе. К счастью, убогая компания женихов явно подобрана ею "с миру по нитке", ни в какое сравнение не идущие с его протеже. Тем не менее, не так- то просто заткнуть рот Фекле Ивановне, способной одурачить любого и взять инициативу в свои руки в гротесковом исполнении Ирины Муравьевой, она и не в таких переделках бывала… Второе – это головная боль с вкрадчивым и комплексующим Подколесиным, которого надо постоянно подталкивать в спину к цепям Гименея. И третья проблема касается юной жеманницы, не знающей кому отдать предпочтение. Того и гляди "сорвется с крючка". Поэтому в этой ситуации нужен человек решительный, способный интриговать, обманывать. Напрашивается вопрос: а зачем Кочкареву это нужно, из какой такой корысти он хлопочет за своего друга, ссорится с ним, угрожает, если тот не согласится сей миг жениться? Все дело в том, что жизнь Кочкарева пустая, ему нечем ее заполнить, а так хочется праздника в череде серых будней. И вот, наконец, подворачивается случай – продемонстрировать талант человека дела, насильно сделать Подколесина счастливым, а что будет потом с ним - не его забота. По крайней мере, купеческая дочка осуществит свою мечту – выйдет замуж за дворянина, распугав несчастных женихов криком: "Пошли вон, дураки!" и заработав аплодисменты зала.
Зрители охотно реагирует на невероятные события в комических ситуациях "Женитьбы", а герои выходят в зрительный зал и напрямую общаются с публикой, чувствуя ее расположение и понимание. При этом у многих возникал вопрос: почему Подколесин сбежал, выпрыгнув в окно, не смотря на алебастровые ручки невесты? Наверное, потому, что насильно сделать человека счастливым нельзя. И об этом, по-моему, ставил спектакль Юрий Соломин.
Любовь Лебедина, "Деловая трибуна", 27 декабря 2017 года
30 ноября в комедии А.Н.Островского «Последняя жертва» роль Лавра Мироныча первый раз сыграл народный артист России Александр Ермаков. От души поздравляем Александра Юрьевича и желаем ему новых творческих успехов!
Фотогалерея на сайте Татар-информ
В Казани с 14 по 19 сентября на сцене Татарского государственного академического театра имени Г.Камала труппа Государственного академического Малого театра представит три своих премьерных спектакля: комедию «Молодость Людовика XIV» А.Дюма в постановке Юрия Соломина, комедии А.Н.Островского «Не все коту масленица» и «Сердце не камень». Обменные гастроли московского и казанского театров проходят раз в два года и представляют лучшие премьерные спектакли.
«Я очень рад приезду Малого театра в Казань. У меня вся жизнь связана с Малым театром. Я воспитывался в училище имени Щепкина при Малом театре, смотрел все его спектакли. Поэтому я считаю театр своим альма-матер, своим домом», – сказал сегодня, открывая пресс-конференцию по случаю гастролей, народный артист РТ и РФ, популярнейший актер театра Г.Камала Равиль Шарафеев.
Как отметил артист, это театр с большой историей, его образовательные заслуги сложно переоценить. «Его называли вторым университетом, на театр возлагалась большая обязанность. В наше время случается, что театры занимаются ерундой, наш театр тоже этим грешит», – сказал он.
Народный артист РФ напомнил также журналистам о том, что Малый театр дорог камаловцам еще и тем, что он называется домом Островского, а этот автор очень близок к театру Камала и его зрителю. Равиль Шарафеев подчеркнул, что этому драматургу удавалось передавать речевые характеристики героев. «У Островского каждый персонаж своим языком говорит, каждый прописан, как бриллиант. В современных пьесах все говорят одинаково», – сказал артист, подчеркнув, что в Малом театре очень внимательно относятся к слову.
Завершая свою речь, Равиль Шарафеев извинился за многословность, объяснив это тем, что его переполняют чувства – он рад приезду своего любимого театра.
В пресс-конференции также приняли участие народная артистка России Светлана Аманова, народный артист России Александр Ермаков, которые играют главные роли в спектакле «Молодость Людовика XIV», а также заместитель генерального директора Государственного академического Малого театра Петр Павлович Лукошков.
«Мы очень рады и гордимся тем, что театр Камала нас принимает и просим у вас извинения, что Юрий Мефодьевич Соломин, художественный руководитель нашего театра, народный артист Советского Союза, не смог приехать сегодня. Он планировал приехать, но он сейчас выпускает спектакль "Женитьба" по Гоголю, он остался там», – сообщил Александр Ермаков. Актер отметил, что худрук театра передал казанцам «огромнейший» привет и благодарность за радушный прием. «Та дружба, которая существует у нас с театром Камала, как он сказал, это самое великое, что есть во взаимоотношениях двух городов – Москвы и Казани», – сказал Ермаков.
По словам гостя, театральный мир устроен таким образом, что на гастролях театр зарабатывает деньги. Но, по его мнению, между Малым и Камаловским театрами отношения особые – был подписан договор о дружбе, об обмене премьерами. «Чтобы мы могли показывать свои премьеры и выезжать в Москву, показывать свои премьеры в Москве, мы – здесь у вас, а вы – у нас. Это дорогого стоит в сегодняшнее время», – отметил народный артист России.
Актер также признался, что в восторге от спектаклей театра Камала. «Мы видим, с каким чувством этот театр принимает в Малом театре зритель московский. Уже много лет мы ездим сюда и уже неоднократно приезжали со спектаклями в Казань и когда мы узнали, что снова едем сюда, мы откликнулись с радостью», – признался Александр Ермаков.
Традиционно Малый театр привозит только премьерные спектакли. Как пояснили спикеры, премьерным спектакль считается в течение года. Говоря о посещаемости, артисты сообщили, что в репертуаре театра имеются постановки, которым более 20 лет, но это не мешает им проходить при аншлагах. Как напомнила Светлана Аманова, это «Волки и овцы», «Вишневый сад», «Бешеные деньги», «Свои люди – сочтемся!» и другие.
Как рассказал артист, Малый театр готовит ряд премьер, которые казанцы, возможно, смогут увидеть в их следующий приезд. Это «Король Лир» У.Шекспира в постановке Антона Яковлева, Короля Лира играет Борис Навзоров – в главном здании. Спектакль «Слуга двух господ» в филиале Малого поставил итальянский режиссер Стефано де Лука. «Великолепный спектакль в филиале! Великолепный посещаемый спектакль. Также у нас есть еще третья сцена, маленькая сцена, там у нас 200 мест, выпущен спектакль нашим актером впервые – народным артистом Вячеславом Езеповым, "Маленькие трагедии", где он также в главной роли. Если будете в Москве, посмотрите, это действительно очень талантливо», – заверил актер.
«Мы очень любим к вам приезжать. Ваш город притягивает магией творчества, в воздухе что-то такое, какой-то творческий заряд присутствует, и видно, как город облагораживают, строят, видно, что это делается с любовью. Каждый год он как-то преображается, и здесь очень приятная аура, атмосфера, хочется что-то делать, творить, он как-то заряжает какой-то энергией жизни, поэтому мы ездим к вам всегда с большим удовольствием», – сказала народная артистка России Светлана Аманова, исполнительница роли Анны Австрийской в первом из показанных гастрольных спектаклей – «Молодости Людовика XIV» А.Дюма-отца.
Его действие относит зрителя к тем временам, когда самый известный правитель Франции «Король-Солнце» Людовик XIV был молод, и его ум занимали не дела правления, а развлечения, балеты, охота и молоденькие фаворитки. История начинается, когда Людовик, ломая голову, как разобраться с интригами, окружающими двор, знакомится с сыном придворного обойщика Поклена, Жаном Батистом, которого собственный отец считает шалопаем и бездельником. Юноша, взявший себе имя Мольер, в надежде на особую театральную привилегию предлагает королю забавный выход из сложившейся ситуации.
«Роль, в которой сталкиваешься с историческими личностями, конечно, обязывает вникать в эпоху, читать историю об этом персонаже. Потому что у каждого свое представление, какая была королева, какой был кардинал. И создать такое всеобъемлющее, универсальное, наверное, и не нужно. Но лично я, например, для себя брала то, что мне близко. Она мать. У нее двое сыновей, и вот эту тему я для себя раскручивала внутри. То есть не изображать королеву как ее такую должность, обязанность, а брать более женскими красками и человеческими взаимоотношениями с кардиналом, у них своя любовная история была, это известный исторический факт», – сказала Светлана Аманова.
Актриса также сообщила, что пьесу пришлось сильно сокращать – она состояла из пяти актов. «Сейчас зритель уже не воспринимает такое количество информации, персонажей и уже не может высиживать так долго», – пояснила она и добавила, что Юрий Соломин ставил задачу отталкиваться от простых человеческих взаимоотношений в работе над ролью.
«Что касается меня, Мазарини, кардинала Франции, естественно, мне было очень не просто окунуться в этот образ – красная одежда, шапочка и так далее. И я пошел в костел на Большой Грузинской. Перед праздником это было. Сначала зашел в магазин, взял какие-то фотографии, креститься не крестился там, но зашел», – рассказал о своей работе над ролью Александр Ермаков. Когда к нему подошли, он представился и рассказал, с какой целью зашел. Служитель храма рассказал ему обо всем, а также подарил актеру четки.
«До сих по мы со Светланой Геннадьевной все хотим отдать им приглашения на спектакль. Но костел – там по-другому чувствуешь себя. Там просто так не отдашь приглашение. Это должны быть официальные какие-то вещи, бумага, приглашение. И мы со Светланой Геннадьевной как раз на эту тему говорили. Пригласить бы их, потому что это эпоха, это со стороны идет эпоха», – поделился актер.
По материалам агентства Татар-информ
Дорогой Александр Юрьевич!
В День Вашего юбилея примите от коллектива Дома актёра самые тёплые и искренние поздравления!
Ваш талант и мастерское владение искусством перевоплощения снискали Вам искреннюю любовь зрителей!
В Вашей творческой биографии – богатая палитра запоминающихся ролей, каждая из которых пример высочайшего безупречного вкуса.
Верность своему призванию, насыщенный профессиональный путь и преданность родному театру заслуживают самого искреннего уважения!
От всей души мы желаем Вам крепкого здоровья, творческих сил, вдохновения и удачи!
Счастья и благополучия Вам и Вашим близким!
Всегда рады встрече с Вами в нашем Доме!
С уважением,
Директор ЦДА Золотовицкий И.Я.
29 мая исполняется 65 лет народному артисту России Александру Ермакову. От души поздравляем Александра Юрьевича с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов!
Малый театр не зря зовется «Домом Островского». Новый спектакль по пьесе этого драматурга – изюминка каждого сезона. И одновременно – главная интрига. Ведь, ставя хрестоматийный текст, сказать «новое слово» чрезвычайно трудно. Удалось ли это режиссёру Владимиру Драгунову – смогли оценить зрители, пришедшие на премьеру спектакля «Таланты и поклонники». Репортаж Анастасии Егоровой.
Пьеса Островского впервые была поставлена в Малом театре в 1881году. В новой версии спектакля режиссёр Владимир Драгунов историю о талантливой провинциальной актрисе переосмыслил – сделал акцент на современных проблемах общества.
«Благодаря этой пьесе можно поговорить о таких важных темах, как поиск себя, это мне кажется сегодня особенно актуально - найти свою веру, найти смысл своего существования, в том мире, который сейчас на некоем распутье, в мире, в котором все покупается и продается, но потеряны ориентиры, когда неизвестно, куда идти. Когда можно имитировать путь, но на самом деле найти эти пути очень сложно», - делится режиссер Владимир Драгунов.
Поиск пути у героев начинается с перрона. Первая сцена – в декорациях вокзала. И этот образ сопровождает актеров до финала – как символ потерянности, неустроенности жизни, суеты и отсутствия дома. По мнению постановщика, художника и композитора, вокзальность жизни становится нормой.
Главная героиня – актриса Александра Негина – в погоне за славой и лучшей жизнью - уезжает из города вместе с состоятельным поклонником. Режиссер уверен, что это абсолютно современный персонаж. На роль он пригласил молодую актрису Дарью Новосельцеву. Роль Негиной – первая серьезная и главная.
«Владимир Николаевич Драгунов - наш режиссер - как-то все время напоминал мне о том, что Негина - это характер. И он говорит, что не бывает талантливых людей с пушистыми характерами, все время они с каким-то стержнем, сталью внутри. Если им что-то не нравится, они могут сказать, отстаивать свою точку зрения, свою самобытность. И здесь главное было - не бояться уйти в такой сложный и неоднозначный характер», - объясняет актриса Дарья Новосельцева.
Персонажи, получившие у Островского характеристики, «барин старого типа» и «помещик средних лет», в постановке Драгунова – молодые люди. Это задумка режиссёра - совместить на сцене людей разных поколений.
«Мы когда подходили к этой пьесе, к этим образам, мы просматривали и документы – он очень трепетно, очень внимательно относился к этому произведению, потому что сам Островский обожал артистов, он любил артистов, любил театр и, возможно, мне не хочется это утверждать, но Нароков, которого я играю, возможно, это сам Островский», - говорит актер Александр Ермаков.
«Пьеса с большим человеческим объемом», - говорит о «Талантах и поклонниках» режиссер. Ставили быстро, всего за два месяца. Спешили встретиться со зрителем и поговорить о том, что наболело.
Алла Шевелева о спектакле «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца, который в феврале пойдет на Основной сцене Малого театра. Статья опубликована в последнем номере газеты «Малый театр».
Этот спектакль Малого театра придётся по душе зрителям, которые соскучились по роскошным костюмным постановкам и захватывающим историческим сюжетам, по остроумным диалогам и виртуозной актёрской игре. Специально для них Юрий Соломин поставил пьесу Александра Дюма-отца «Молодость Людовика XIV», придав сегодняшнее звучание истории «великого века».
Начинающий талантливый писатель рассуждает о бремени власти, которое рано или поздно придётся взвалить на себя пришедшему новому поколению. Юный король, до сей поры не утруждавший себя решением важных государственных дел, настойчиво вступает в свои права. Его мать Анна Австрийская (Светлана Аманова) и крёстный – кардинал Мазарини (Александр Ермаков) без энтузиазма воспринимают внезапный порыв повзрослевшего Луи, но противостоять напору молодого монарха им не под силу. Впервые произнеся перед парламентом знаменитую фразу «Нам так угодно», Людовик оставляет в прошлом эпоху правления своих наставников.
Из повесы, любителя празднеств, охоты и юных прелестниц на наших глазах рождается Государь, о котором спустя годы Дюма напишет в историческом романе «Жизнь Людовика XIV»: «Ни об одной коронованной особе не было столько и таких разнообразных суждений, как о нём, и никто из них не слышал более громких похвал и несправедливых обвинений».
Но то видение зрелого автора, а раннему Дюма, Дюма-драматургу, интересен идеализированный правитель, впервые вставший перед выбором: оставаться ли ему беззаботным гулякой или добровольно потерять покой от «многих печалей» своей страны?
Михаил Мартьянов лишает Людовика инфантильности. С первых же минут на сцене действует полный достоинства молодой человек, в котором прочитывается будущий монарх, провозгласивший: «Государство – это я». Тем не менее, выбрав путь познания, он с изумлением знакомится с такими привычными для мира политики понятиями, как «финансовые махинации», «манипуляции» и «борьба за власть».
Другое дело, что все эти нелицеприятные составляющие придворной жизни облачены в изящную форму. Зло привлекательно и заманчиво, оно прячется за вычурным этикетом, куртуазными диалогами и умопомрачительной красоты одеждой (художником по костюмам в спектакле выступил маэстро Вячеслав Зайцев).
Напротив, истина, которой так жаждет смущённый внезапными открытиями Людовик, подкарауливает его в самом неожиданном месте – на театральных подмостках. Вступая на престол, король опирается на преданных и честных друзей – мечтающую стать актрисой Жоржетту (очаровательную плутовку, сыгранную Дарьей Мингазетдиновой) и мудрого сына обойщика Поклена, взявшего себе театральное прозвище Мольер (акварельная работа Дмитрия Марина). Кстати, именно будущий реформатор французского театра подсказывает Людовику, как про- вести противников, а потом вместе с ним с удовольствием наблюдает за «спектаклем» с участием напыщенных придворных.
Особое место в стане молодых занимает младший брат короля – герцог Анжуйский в острохарактерном и талантливом исполнении Алексея Коновалова. Большой ребёнок, одержимый модой, балами и карточной игрой, будто напоминает о том, какой путь мог бы избрать государь. В то же самое время, именно он беспечно «глаголет истину», ставя в тупик окружающих.
Любопытно, что поначалу главным антагонистом Людовика выступает матёрый лис Мазарини, который вынужденно уступает монарху законную власть. Лукавый, обаятельный и мудрый, в финале он искренне благословляет крестника на славное правление. И король, мечтающий о воцарении всеобщей справедливости, неожиданно сталкивается со своим главным врагом – самим собой.
Спектакль Малого театра «Молодость Людовика XIV» адресован тем, кто в детстве зачитывался авантюрными романами Александра Дюма, а став постарше, влюбился в бесхитростную, но свежую, здоровую, ясную игру актеров Малого, умеющих и любящих играть «костюмную» комедию. Дворцовые интриги, любовные забавы придворных, тайны королевских особ и многочисленные quid pro quo увлекали зрителей в легендарном «Стакане воды», сравнительно недавнем «Плаще кардинала», в идущих до сих пор «Тайнах мадридского двора». Обратившись к комедийной безделушке Дюма-отца, постановщик спектакля Юрий Соломин пополнил традиционную для Малого репертуарную линию.
Сценический облик комедии вызывающе консервативен и намеренно архаичен. В нем много нарядной красоты, но нет привкуса «гламурной» красивости. И никакого переноса действия в недавнее советское прошлое или в наши дни. В основе костюмов Вячеслава Зайцева и декораций Александра Глазунова – исторически точные «версальские» мотивы эпохи. Расшитые золотом и серебром наряды, разноцветные парики и шляпы с перьями, отлично написанные задники («пейзажный» в первом действии и «гобеленовый» во втором), оливковые падуги и кулисы, густо увитые зеленью беседки – вся эта стародавняя театральная мишура радует глаз.
Простенький сюжет о том, как молодой король в один прекрасный день решил «не только царствовать, но и править», разыгран артистами, как по нотам. Однако играется он отнюдь не бездумно и не бессмысленно, с внимательным и уважительным отношением к жанру. В наслаждении игровой стихией, нарочито преувеличенном рисунке ролей, насмешливом поддразнивании партнеров сквозит особое театральное лукавство. «Старый добрый» и вполне условный реализм артистов старшего поколения соседствует с темпераментной и задорной игрой их младших коллег. Каждый получает свое актерское «соло», краткое или пространное, в зависимости от развертывания сценического сюжета.
Опытный Александр Ермаков корректно и сдержанно играет хитроумного кардинала Мазарини, в начале спектакля мечтающего породниться с королем, а в финале склоняющего голову перед королевской волей. Красавица Светлана Аманова в роли вдовствующей королевы Анны Австрийской обнаруживает новые и энергичные краски характерности. Симпатичен Сергей Еремеев – придворный обойщик Жан Поклен (и, между прочим, отец гениального Мольера), готовый засадить сына в Бастилию, лишь бы излечить его от увлечения театром, позорного для третьего сословия.
Из молодого состава особенно хорош Алексей Коновалов, играющий шутовскую роль Филиппа (герцога Анжуйского и брата короля) увлеченно, броско и забавно. Не исключено, что со временем он сможет занять амплуа комика-буфф, ныне пустующее. Стоит отметить и перспективную Валерию Князеву – честолюбивую Марию Манчини, племянницу кардинала. С какой простодушной горячностью она признается в том, что любила бы Людовика, будь он даже «простым графом или бароном»!
В центре густонаселенного спектакля, разумеется, сам Людовик – молодой, полный сил, честолюбивый, обуреваемый желанием править на благо Франции и в свое удовольствие. Будущего «короля-солнце» Михаил Мартьянов играет изящно, стильно и с изрядной долей иронии. Его не увлекают любовные страсти героя, внимание отдано постижению тайных пружин дипломатии. Он занят тем, что расплетает сети придворных интриг и развязывает завязанные хитроумными политиканами узлы, по ходу дела открывая для себя невеселую истину: «Какое печальное и мрачное дело – политика».
В политические дебри Людовика вводят знатоки дворцового закулисья – королевский камердинер Мольер, жаждущий за свои услуги получить «театральную привилегию», и служанка Жоржетта, готовая отдать все мыслимые привилегии на свете за возможность играть на сцене. Юного Мольера несколько суховато, но с большой точностью играет Дмитрий Марин (неглуп, востер, в меру угодлив и очень себе на уме). Роль проказницы Жоржетты с обаятельной живостью, временами «зашкаливающей» от переизбытка стараний, исполняет Дарья Мингазетдинова (настоящая субретка, любопытная, бойкая и сметливая).
Ключевые моменты спектакля связаны с «уроками управления», которые Комедиант дает Королю. С уверенностью прирожденного руководителя театра юный Мольер учит молодого Людовика быть подлинным режиссером политической жизни страны: не только правильно «распределять роли» между сподвижниками, но и твердо держать в своих руках нити их закулисной жизни. Финальная сцена спектакля – ужин Комедианта и Короля – играется как явная отсылка к булгаковской «Кабале святош», где сквозят те же идеи и темы, но, естественно, в другой аранжировке. Таким образом, ценность умной режиссуры (и в театральном деле, и в политических делах) не только декларируется в спектакле, но и смыкает «под занавес» обе сферы жизни – театр и политику.
Выступая в роли режиссера-постановщика, Юрий Соломин остается режиссером-педагогом и ставит перед актерами далеко не простые сценические задачи. Он ведет своих учеников не к погружению в атмосферу любовных страстей, а к совсем другим мыслям и темам. В сценически легком, но отнюдь не легковесном спектакле последовательно и настойчиво проводится мысль, что политика – это во многом игра «понарошку», а театр – это всерьез и навсегда. Сарказм высказывания смягчается скрытой иронией и немного грустным юмором. Юрий Соломин уверен, что театр лучше любой политики: актерами можно восхищаться, а политиков стоит пожалеть за то, что они тратят свою жизнь совсем не на то, на что ее стоит истратить. Его режиссерская идея прозрачна и проста: история в основе своей – это политический театр, которому есть смысл поучиться «законам жанра» у театра настоящего.
Не в этом ли кроется подлинная современность старинной комедии Александра Дюма? И не сквозит ли в подобном прочтении пьесы тайная мечта самого постановщика об обретении такого режиссера, который сможет, подобно заглавному герою его постановки, правильно распоряжаться жизнедеятельностью столь многосложного театрального организма, каким является Малый театр?
Нина Шалимова, «Вопросы театра», №3-4 2015