Новости

УТРАТА

В Малом театре большое несчастье – 9 декабря ушёл из жизни народный артист России Вячеслав Иванович Езепов.

Творческая судьба этого актёра во многом отличалась от пути других корифеев Дома Островского, в большинстве своём выпускников ВТУ им. М.С.Щепкина. Вячеслав Езепов родился 7 октября 1941 г. в Саратове – театральной столице нашей страны. Он окончил Школу-студию МХАТ, где учился на курсе легендарных педагогов Василия Топоркова и Киры Головко, и в том же 1963 г. был принят в Русский академический театр им. Леси Украинки (г. Киев). Для молодого артиста, только что зачисленного в труппу, было бы естественно несколько ближайших лет провести в массовке – однако Езепов сразу начал с ведущих ролей, многие из которых в дальнейшем вошли в золотой фонд советского искусства, снискав большой успех у зрителей, критиков и театральной общественности. Репертуар Вячеслава Ивановича простирался от современной драматургии (Пальчиков, «Вечерний свет» А.Арбузова) до проверенной временем классики (Доминго, «Дон Карлос» Ф.Шиллера; Джек, «Как важно быть серьёзным» О.Уайльда). Однако наиболее важными работами того периода стали Крылов («Иду на грозу» Д.Гранина) и Антон Чехов («Насмешливое моё счастье» Л.Малюгина) – эту роль Езепов продолжал играть и после ухода из Театра Леси Украинки, специально приезжая из Москвы в Киев. (Хочется привести некоторые зрительские отзывы о работе актёра: «Отныне, заслышав об А.П.Чехове, вижу перед глазами лишь Вячеслава Езепова»; «Очень понравилась игра Вячеслава Езепова – именно таким я и представлял себе А.П.Чехова. И дело вовсе не в портретном сходстве, а в тонкой, в высшей степени интеллигентной игре»).

Талантливого молодого актёра заметил Анатолий Эфрос, пригласивший его в Театр им. Ленинского комсомола (нынешний «Ленком»), где Вячеслав Иванович проработал в течение сезона. В дальнейшем он ещё раз возвращался в Театр Леси Украинки, но постепенно главную роль в творческой жизни Езепова стал играть Малый театр, куда он был принят в 1967 г.

Вячеслав Иванович Езепов пришёл в Дом Островского совсем молодым, но уже сложившимся артистом, вобравшим богатый опыт не похожих друг на друга творческих школ. За 53 года работы в Малом театре он исполнил около 40 ролей. Подлинный лицедей, Езепов существовал вне амплуа и жанров, хотя особый конёк актёра – скользкие, морально нечистоплотные персонажи, от вороватого управляющего имением Вукола Чугунова («Волки и овцы» А.Н.Островского) и циничного Щёткина («Дети Ванюшина» С.Найдёнова) до двуличного будущего царя Василия Шуйского («Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого).

Вячеслав Езепов – артист тонкого и глубокого психологического анализа, что в сочетании с богатой палитрой выразительных средств, самобытной творческой индивидуальностью, трудолюбием и целеустремленностью позволяло ему создавать яркие, запоминающиеся образы, каждый раз находя для своих персонажей новые краски. В числе сыгранных им героев – Николо («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо), Гастон («Путешественник без багажа» Ж.Ануйя), Ганефельд («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Платон Горич («Горе от ума» А.С.Грибоедова), дон Алонсо («Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины), Леонид («Ретро» А.Галина), Баркильфедро («Человек, который смеётся» В.Гюго), Учитель танцев («Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера), Суфлёр («Убийство Гонзаго» Н.Йорданова), князь Александр Павлович («Холопы» П.П.Гнедича), Курослепов («Горячее сердце» А.Н.Островского), Луп-Клешнин («Царь Борис» А.К.Толстого), князь Дулебов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского) и многие другие.

Актёру, прославившемуся исполнением роли А.П.Чехова, трижды довелось сыграть персонажей этого драматурга. Герои Езепова – трогательный и нелепый Вафля-Дядин («Леший»), бесцеремонный хамоватый Шамраев («Чайка») и старый лакей Фирс, забытый и преданный своими хозяевами («Вишнёвый сад»).

Одна из любимейших ролей мастера – король Испании Карл V. Крупнейший государственный деятель Европы XVI века, он внёс наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Впрочем, в комедии Э.Скриба и Е.Легуве «Тайны Мадридского двора» речь идёт о частной жизни властителя, незадолго до собственной свадьбы влюбившегося во французскую принцессу Маргариту, всеми правдами и неправдами пытающуюся вызволить из испанского плена своего брата-короля. Превосходно выписанный образ Карла давал Вячеславу Езепову возможность продемонстрировать многочисленные грани таланта. Царственность, величие, надменность как в калейдоскопе сменялись растерянностью от нахлынувшего чувства, радостью, эксцентричностью. Произошедшая с ним метаморфоза ошеломляла самого героя. Кажется, впервые он чувствовал себя обычным человеком, а не вершителем судеб. Но счастье короля оказывалось недолговечным. Езепов создавал необыкновенно живой и достоверный характер, вызывая у зрителей искреннюю симпатию к своему герою. Карла V актёр играл на протяжении 23 лет.

Стоит сказать, что наряду с монаршей особой в творческой биографии Вячеслава Езепова был и цареубийца – Яков Юровский, близкий друг Свердлова, непосредственный руководитель расстрела Николая II с чадами и домочадцами («И Аз воздам» С.Кузнецова). Езепов играл человека в общем-то незлого, умного и рассудительного, которого классовая ненависть и революционная необходимость заставляли пойти на убийство без суда и следствия.

Отдельную главу биографии актёра составило многолетнее сотрудничество с режиссёром-постановщиком Владимиром Бейлисом. Вячеслав Иванович сыграл центральные роли в спектаклях «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве, «Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта, «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло, «Наследники Рабурдена» Э.Золя. В последние годы творческий союз приобрёл новые формы: с 2013 г. Вячеслав Иванович являлся вторым режиссёром большинства новых спектаклей Бейлиса – это «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра, «Восемь любящих женщин» Р.Тома, «Васса Железнова – первый вариант» и «Варвары» (обе постановки по пьесам М.Горького).

«Мне очень повезло за 50 с лишним лет работы в театре с режиссурой, – говорил Вячеслав Езепов. – Я всю жизнь встречался с сильными, выдающимися мастерами: это и Равенских, и Варпаховский, Львов-Анохин, Резникович, Хейфец, Морозов... В своей актёрской работе я перепробовал практически всё: играл в театре и на телевидении, снимался в кино, дублировал. И преподавал, кстати, достаточно – и в Киеве (КГИТИ им. И.К.Карпенко-Карого), и в Москве (ВТУ им. М.С.Щепкина). Мне всегда очень хотелось понять: что это такое – создание не отдельной роли, а замысла целиком? И Владимир Михайлович Бейлис как-то сказал: «Ну, давай попробуем вторым режиссёром». Это безумно интересно, а поскольку опыт у меня достаточно серьёзный, есть, у кого что брать – я всё-таки видел, как работает настоящая режиссура – я очень увлёкся».

В 2017 г. Вячеслав Иванович впервые попробовал силы в качестве режиссёра-постановщика – для дебюта он выбрал «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.

Езепов был известен не только как театральный актёр – он сыграл более шестидесяти ролей в кино и на телевидении, в том числе в художественных фильмах «Ася» (картина получила главный приз во французском городе Кобур), «Господин Великий Новгород», «Хождение по мукам», «История одной любви», «Карл Маркс. Молодые годы», «Через Гоби и Хинган», «День командира дивизии», «Пять минут страха», «Зонтик для новобрачных», «Последняя дорога», «Битва за Москву», «Кодекс бесчестия», «34-ый скорый», «Счастливая, Женька!», «Убить «Шакала», «Николай Вавилов» и многих других.

Прощаясь с одним из наших ведущих мастеров, подводя итоги творческой жизни Вячеслава Езепова, можно сказать, что это был великолепный мастер, наделённый яркой индивидуальностью и колоссальным талантом. Созданные им образы ещё долгие годы будут жить в памяти зрителей Малого театра и коллег по цеху. Выражаем искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям творчества Вячеслава Ивановича Езепова. Светлая память и вечный покой!

Коллектив Малого театра



Дата публикации: 09.12.2020

В Малом театре большое несчастье – 9 декабря ушёл из жизни народный артист России Вячеслав Иванович Езепов.

Творческая судьба этого актёра во многом отличалась от пути других корифеев Дома Островского, в большинстве своём выпускников ВТУ им. М.С.Щепкина. Вячеслав Езепов родился 7 октября 1941 г. в Саратове – театральной столице нашей страны. Он окончил Школу-студию МХАТ, где учился на курсе легендарных педагогов Василия Топоркова и Киры Головко, и в том же 1963 г. был принят в Русский академический театр им. Леси Украинки (г. Киев). Для молодого артиста, только что зачисленного в труппу, было бы естественно несколько ближайших лет провести в массовке – однако Езепов сразу начал с ведущих ролей, многие из которых в дальнейшем вошли в золотой фонд советского искусства, снискав большой успех у зрителей, критиков и театральной общественности. Репертуар Вячеслава Ивановича простирался от современной драматургии (Пальчиков, «Вечерний свет» А.Арбузова) до проверенной временем классики (Доминго, «Дон Карлос» Ф.Шиллера; Джек, «Как важно быть серьёзным» О.Уайльда). Однако наиболее важными работами того периода стали Крылов («Иду на грозу» Д.Гранина) и Антон Чехов («Насмешливое моё счастье» Л.Малюгина) – эту роль Езепов продолжал играть и после ухода из Театра Леси Украинки, специально приезжая из Москвы в Киев. (Хочется привести некоторые зрительские отзывы о работе актёра: «Отныне, заслышав об А.П.Чехове, вижу перед глазами лишь Вячеслава Езепова»; «Очень понравилась игра Вячеслава Езепова – именно таким я и представлял себе А.П.Чехова. И дело вовсе не в портретном сходстве, а в тонкой, в высшей степени интеллигентной игре»).

Талантливого молодого актёра заметил Анатолий Эфрос, пригласивший его в Театр им. Ленинского комсомола (нынешний «Ленком»), где Вячеслав Иванович проработал в течение сезона. В дальнейшем он ещё раз возвращался в Театр Леси Украинки, но постепенно главную роль в творческой жизни Езепова стал играть Малый театр, куда он был принят в 1967 г.

Вячеслав Иванович Езепов пришёл в Дом Островского совсем молодым, но уже сложившимся артистом, вобравшим богатый опыт не похожих друг на друга творческих школ. За 53 года работы в Малом театре он исполнил около 40 ролей. Подлинный лицедей, Езепов существовал вне амплуа и жанров, хотя особый конёк актёра – скользкие, морально нечистоплотные персонажи, от вороватого управляющего имением Вукола Чугунова («Волки и овцы» А.Н.Островского) и циничного Щёткина («Дети Ванюшина» С.Найдёнова) до двуличного будущего царя Василия Шуйского («Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого).

Вячеслав Езепов – артист тонкого и глубокого психологического анализа, что в сочетании с богатой палитрой выразительных средств, самобытной творческой индивидуальностью, трудолюбием и целеустремленностью позволяло ему создавать яркие, запоминающиеся образы, каждый раз находя для своих персонажей новые краски. В числе сыгранных им героев – Николо («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо), Гастон («Путешественник без багажа» Ж.Ануйя), Ганефельд («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Платон Горич («Горе от ума» А.С.Грибоедова), дон Алонсо («Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины), Леонид («Ретро» А.Галина), Баркильфедро («Человек, который смеётся» В.Гюго), Учитель танцев («Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера), Суфлёр («Убийство Гонзаго» Н.Йорданова), князь Александр Павлович («Холопы» П.П.Гнедича), Курослепов («Горячее сердце» А.Н.Островского), Луп-Клешнин («Царь Борис» А.К.Толстого), князь Дулебов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского) и многие другие.

Актёру, прославившемуся исполнением роли А.П.Чехова, трижды довелось сыграть персонажей этого драматурга. Герои Езепова – трогательный и нелепый Вафля-Дядин («Леший»), бесцеремонный хамоватый Шамраев («Чайка») и старый лакей Фирс, забытый и преданный своими хозяевами («Вишнёвый сад»).

Одна из любимейших ролей мастера – король Испании Карл V. Крупнейший государственный деятель Европы XVI века, он внёс наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Впрочем, в комедии Э.Скриба и Е.Легуве «Тайны Мадридского двора» речь идёт о частной жизни властителя, незадолго до собственной свадьбы влюбившегося во французскую принцессу Маргариту, всеми правдами и неправдами пытающуюся вызволить из испанского плена своего брата-короля. Превосходно выписанный образ Карла давал Вячеславу Езепову возможность продемонстрировать многочисленные грани таланта. Царственность, величие, надменность как в калейдоскопе сменялись растерянностью от нахлынувшего чувства, радостью, эксцентричностью. Произошедшая с ним метаморфоза ошеломляла самого героя. Кажется, впервые он чувствовал себя обычным человеком, а не вершителем судеб. Но счастье короля оказывалось недолговечным. Езепов создавал необыкновенно живой и достоверный характер, вызывая у зрителей искреннюю симпатию к своему герою. Карла V актёр играл на протяжении 23 лет.

Стоит сказать, что наряду с монаршей особой в творческой биографии Вячеслава Езепова был и цареубийца – Яков Юровский, близкий друг Свердлова, непосредственный руководитель расстрела Николая II с чадами и домочадцами («И Аз воздам» С.Кузнецова). Езепов играл человека в общем-то незлого, умного и рассудительного, которого классовая ненависть и революционная необходимость заставляли пойти на убийство без суда и следствия.

Отдельную главу биографии актёра составило многолетнее сотрудничество с режиссёром-постановщиком Владимиром Бейлисом. Вячеслав Иванович сыграл центральные роли в спектаклях «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве, «Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта, «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло, «Наследники Рабурдена» Э.Золя. В последние годы творческий союз приобрёл новые формы: с 2013 г. Вячеслав Иванович являлся вторым режиссёром большинства новых спектаклей Бейлиса – это «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра, «Восемь любящих женщин» Р.Тома, «Васса Железнова – первый вариант» и «Варвары» (обе постановки по пьесам М.Горького).

«Мне очень повезло за 50 с лишним лет работы в театре с режиссурой, – говорил Вячеслав Езепов. – Я всю жизнь встречался с сильными, выдающимися мастерами: это и Равенских, и Варпаховский, Львов-Анохин, Резникович, Хейфец, Морозов... В своей актёрской работе я перепробовал практически всё: играл в театре и на телевидении, снимался в кино, дублировал. И преподавал, кстати, достаточно – и в Киеве (КГИТИ им. И.К.Карпенко-Карого), и в Москве (ВТУ им. М.С.Щепкина). Мне всегда очень хотелось понять: что это такое – создание не отдельной роли, а замысла целиком? И Владимир Михайлович Бейлис как-то сказал: «Ну, давай попробуем вторым режиссёром». Это безумно интересно, а поскольку опыт у меня достаточно серьёзный, есть, у кого что брать – я всё-таки видел, как работает настоящая режиссура – я очень увлёкся».

В 2017 г. Вячеслав Иванович впервые попробовал силы в качестве режиссёра-постановщика – для дебюта он выбрал «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.

Езепов был известен не только как театральный актёр – он сыграл более шестидесяти ролей в кино и на телевидении, в том числе в художественных фильмах «Ася» (картина получила главный приз во французском городе Кобур), «Господин Великий Новгород», «Хождение по мукам», «История одной любви», «Карл Маркс. Молодые годы», «Через Гоби и Хинган», «День командира дивизии», «Пять минут страха», «Зонтик для новобрачных», «Последняя дорога», «Битва за Москву», «Кодекс бесчестия», «34-ый скорый», «Счастливая, Женька!», «Убить «Шакала», «Николай Вавилов» и многих других.

Прощаясь с одним из наших ведущих мастеров, подводя итоги творческой жизни Вячеслава Езепова, можно сказать, что это был великолепный мастер, наделённый яркой индивидуальностью и колоссальным талантом. Созданные им образы ещё долгие годы будут жить в памяти зрителей Малого театра и коллег по цеху. Выражаем искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям творчества Вячеслава Ивановича Езепова. Светлая память и вечный покой!

Коллектив Малого театра



Дата публикации: 09.12.2020