Новости

БОЛЬШОЙ В МАЛОМ

Дорогие друзья!

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и новостных видео-сюжетов, вышедших сегодня и посвященных юбилею Юрия Мефодьевича Соломина.

СТАРЫЙ ДОБРЫЙ МАЛЫЙ

Как Юрий Соломин сумел сохранить русский психологический театр

Текст: Алексей Филиппов

Российская газета - Неделя № 131(8185)

18 июня исполнилось 85 лет Юрию Соломину, художественному руководителю Малого театра, Народному артисту СССР, Герою труда Российской Федерации. Золотую звезду ему вручили несколько дней назад, во время церемонии он сказал: "это награда всему нашему коллективу" - Соломин человек скромный, а театр общее дело. Но это, конечно же, еще и награда за его роли в кино, за фильмы, на которых выросли несколько поколений.

30 лет назад автору этих строк посчастливилось быть его подчиненным - тогда Юрий Мефодьевич был министром культуры России. В министерстве его любили, а в первом правительстве Ельцина не очень понимали - он говорил, что надо бросить как можно больше денег на образование и культуру, и это вытянет все остальное. Сегодня уже понятно, что он был прав. И коллеги это понимают.

Борис Любимов, театральный критик, ректор Высшего театрального училища имени Щепкина, заместитель худрука Малого театра:

- Юрий Мефодьевич Соломин проработал в Малом театре шестьдесят лет, и это уникальная история. На самом деле она еще более долгая и начинается со Щепкинского училища, в которое он поступил в 1953-м. С юных лет, как студент, он выходил в массовках, застал легендарных "стариков" Малого театра Яблочкову и Турчанинову и их партнеров... Малый - театр императорский, это не театр какого-то одного направления, а совокупность того многообразия, которое дают артистические силы народа. Вспомним, с какой легкостью пришли в Малый театр и влились в него артисты Мейерхольда Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Михаил Царёв. Как приходили артисты из Камерного театра. В Малом театре работали и режиссеры мейерхольдовского направления, и мхатовские режиссеры. Соломин в этом смысле органически влился в труппу и очень рано занял в ней достойное место. Среди молодежи его поколения он сразу стал одним из первых, если не первым.

Он может работать с режиссерами самых разных направлений, это очень важно для Малого. Может сыграть и человека из народа, и аристократа, и царя. Вспомним его Хлестакова, его роли в чеховском репертуаре, его царя Федора. Он играл Достоевского, Островского, он и драматический, и трагический, и комический актер. Очень часто актерский расцвет приходится на 30-40 лет, после этого люди "гаснут". У Соломина этого не произошло, до нынешнего времени он играл в премьерах Малого - и в 2000-е и в 2010-е годы. Такое театральное долгожительство тоже характерно для многих значительных артистов Малого театра. Я не касаюсь таких его ипостасей, как режиссура или педагогическая работа в Щепкинском училище. Скажу только, что все актеры, пришедшие в Малый театр на протяжении последних 30 лет, так или иначе связаны с педагогической школой Соломина. А если говорить о нем, как о руководителе, то надо вспомнить время, когда он возглавил Малый театр - 1988-й. Когда, по словам Пушкина, "геральдического льва демократическим копытом кто только не лягал". Те критики, которые стояли по струнке перед Малым театром до 1986-го, когда руководивший им Михаил Иванович Царев возглавлял Всероссийское театральное общество и был в великой силе, резко прозрели - и в театр полетели и комья грязи, и камни.

Нужно было поднимать Малый театр, и он проявил себя как незаурядный организатор. Вспомните нищающий Советский Союз 1989-1990 годов, а Малый театр за один сезон провел зарубежные гастроли в Ливии, Болгарии, Израиле и Японии. Представьте себе, что такое было организовать это тогда! Мы были первым театром, который провел полные гастроли в Израиле, в 1990-м там еще и посольства-то не было. А гастроли в Японии и сейчас необыкновенное дело. В 1989-1990 годах в театре был сделан ремонт. Он оказался прекрасным менеджером.

С ним связаны все репертуарные искания Малого театра последних 30 лет - в зарубежной, исторической драме. Это сейчас кто только не ставит исторические драмы, а в девяностые это было внове и составило целую репертуарную линию Малого театра. Тут были и "Царь Борис", и пьесы, посвященные Николаю Второму, и "Пир победителей" Солженицына и так далее.

Он приглашал и продолжает приглашать в Малый театр и иностранных режиссеров, и кинорежиссеров - таких, как Сергей Соловьев. Ему свойственна постоянная забота и о молодежи, и о приходящих в театр маститых артистах. Цвет нашей сценографии прошел через Малый театр именно при Соломине.

О том, какой он человек, мне говорить и легко, и трудно. Я с ним работаю больше тридцати лет и думаю, что это довольно редкий случай, - человек моей профессии сотрудничает с выдающимся актером, руководителем театра и за это время между нами не то что кошка не пробежала - черной шерстки не было. С 1990 по 1991 годы Юрий Мефодьевич был министром культуры - поначалу еще РСФСР, и сразу же позвал меня в качестве своего советника. Там я с ним год проработал, видел его в разных ипостасях. Вместе с ним, в его кабинете, писал письмо президенту Ельцину об отставке с поста министра. В общем, мне о нем есть что вспомнить, и я могу произнести только добрые слова.

Василий Бочкарев, народный артист РСФСР:

- Шестьдесят лет я вместе с Юрием Мефодьевичем и все время у него учусь. А учиться тут можно многому. В свои 85 лет он и живой, и подвижный человек, полон планов. В чем для меня состоит его главный секрет? В том, что он вечный путник и все время идет к какой-то важной цели. Соломин играет роли, потом эти роли, как у всякого актера, уходят, и он берется за новые. Он ставит спектакли, они уходят, и он выпускает новые спектакли. Он педагог и вкладывает душу в учеников. Они уходят, и он набирает новых.

А самое главное в том, что в своем сердце он держит традиции Малого театра и понятие "нравственного закона". Он бережет русский психологический театр.

Соломин, конечно же, патриарх отечественной сцены. Он бежит от всего сиюминутного и старается, чтобы Малый театр нес зрителю настоящее, серьезное, важное. Он часто повторяет: "Малый театр крепок, потому что верен самому себе". Эту верность Юрий Мефодьевич взял у Михаила Ивановича Царева, бывшего руководителя Малого театра и своего учителя. Еще он говорит: "Малый театр такой большой корабль, что, пока мы его развернем направо, все изменится. Налево развернем - будет то же самое. Так что лучше мы пойдем вперед".

Мне кажется, это и к России относится - когда мы плывем прямо, у нас все нормально…

К юбилею Юрия Соломина Малый театр подготовил серию онлайн-трансляций спектаклей, среди которых будут редкие записи таких спектаклей, как "Пучина" и "Таинственный ящик", "Лес", фильм "Его Величество Актер", который создавался в сложный для театра период реконструкции. А также новый документальный фильм "Малый театр Юрия Соломина". Он готовился во время пандемии, в "полевых условиях", и актерам пришлось самостоятельно записывать свои воспоминания.

О Юрии Соломине расскажут его выпускники разных лет, его партнеры по сцене и молодые коллеги. В подготовке фильма принимали участие народные артисты России Василий Бочкарев, Людмила Полякова, Владимир Дубровский, Светлана Аманова, Людмила Титова, Елена Харитонова, Алена Охлупина, Владимир Носик, Александр Ермаков, заслуженные артисты России Виктор Низовой, Глеб Подгородинский, Алексей Фаддеев, артисты Ольга Жевакина, Михаил Мартьянов, Карина Саханенко и Алена Колесникова, режиссер Стефано Де Лука.

***



Большой в Малом: россияне ценят артистический масштаб Юрия Соломина

Народный артист СССР отмечает юбилей

Марина Иванова

Зоя Игумнова

"Известия", 18 июня 2020 года

Юрию Соломину исполнилось 85 лет. За плечами всенародно любимого «Адъютанта его превосходительства» множество ролей и 32 года художественного руководства Малым театром. «Известия» поздравляют народного артиста с юбилеем и вспоминают самые яркие события его биографии.

Ранняя любовь

День рождения Юрий Мефодьевич встречает в узком семейном кругу, сообщили в театре, а на юбилейное интервью «Известия», по договоренности с артистом, отправятся ближе к открытию сезона, когда, по его словам, будет о чем сказать. О себе Соломин говорить не любит, зато о Малом театре рассказывает много и с удовольствием. Малый — любовь всей его жизни, причем ранняя.

Будущий худрук родился и вырос в Чите, в семье преподавателей музыки, а решение ехать в Москву и поступать в школу Малого — Театральное училище имени М.С.Щепкина — пришло после того, как он увидел в городском кинотеатре фильм «Малый театр и его мастера». На вступительном экзамене будущий артист читал «Стихи о советском паспорте», и комиссия покатывалась со смеху. Уж очень не вязался пафос героического опуса Маяковского с обликом худенького паренька в закопченном пиджачке — в столицу абитуриент добирался восемь суток и не успел отмыться от паровозной гари. В труппу Соломин попал прямо со студенческой скамьи и вот уже 64-й год носит высокое звание артиста Малого театра. В его послужном списке более 50 ролей, в основном главные, и преимущественно в классических, проверенных временем произведениях. Гоголь, Островский, Достоевский, Чехов, Ростан, Мольер...

Диапазон сыгранного простирается от комедии и водевиля до драмы и трагедии, и везде присутствуют фирменные соломинские обаяние и органика. Есть среди его ролей и настоящие шедевры, например, царь Фёдор в знаменитом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии Алексея Толстого. Не ущербный, слабоумный венценосец, каким его обычно считают, но человек высочайшей нравственности, взыскующий добра и мира, но ничего не способный поделать с враждой и жестокостью.

Сцена выше жизни

Сегодня в его репертуаре — блюститель устоев Фамусов из «Горе от ума» и прирожденный оптимист Доменико Сориано в пьесе Эдуардо Де Филиппо «Филумена Мартурано». Опять классика и вновь верность традициям. Для Соломина бережное отношение к опыту предшественников — смысл существования. Традиция — то, чем славен и велик Малый театр. Никаких отступлений от этого правила Соломин-актер, режиссер, худрук, педагог не допускает, за что нередко подвергается критике.

— Традиционность Малого театра нам как будто ставят в упрек, — делился он с «Известиями». — Да, традиционный. А почему традиционного театра не должно быть в России? В Японии есть театр Кабуки или театр Но, во Франции — «Комеди Франсез». А у нас свои традиции. Почему надо на сцене ржать, как ржет на улицах это самое «поколение пепси»? Почему речь должна быть невнятной? Зачем все это переносить на сцену? Ведь сцена должна быть выше жизни — не случайно она приподнята над зрительным залом.

На нынешнем культурном фоне Соломин выглядит идеалистом и консерватором — в том смысле, что расходится с представлениями об актуальном театре. Не считает, что мат на сцене — это отражение быта («Если ты настоящий артист, послать человека можно даже молча — да так, что он долго еще не вернется») и не терпит актерской распущенности даже в самых невинных проявлениях. На вопрос «Известий» — как вас принимали старики, кумиры, когда вы только появились в труппе? — отвечает: «Так же, как сегодня мы принимали выпускников Театрального училища имени Щепкина. Только я пришел в костюме и галстуке, а молодежь нынешняя приходит в свитерах и подтяжках. Поэтому я им и порекомендовал прямо со сцены: прежде чем идти в Малый театр, посмотрите на себя в зеркало. Дома так можно ходить, но театр — это святое для нас».

Любимый адъютант

Удивительно, но стопроцентная положительность Юрия Мефодьевича не вызывает ни смеха, ни отторжения. Только восхищение. Эту особенность — нести ничем не омраченный позитив и при этом быть живым, не картонным — в свое время оценили миллионы кино- и телезрителей. Соломин снялся в десятках фильмов, периодически попадая на обложку журнала «Советский экран», что означало безоговорочное признание. Особенной любовью публики одной шестой части света пользовался капитан Кольцов из телефильма Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Соломина долго не утверждали на эту роль — киночиновникам он казался недостаточно героическим для «нашего» разведчика. Но когда картина, наконец, вышла, стало ясно: персонаж Соломина надолго завладел зрительскими сердцами.

В юбилейные дни «Адъютант», в прошлом году отметивший 50-летие, наряду с другими картинами юбиляра вновь появится в телеэфире. И можно не сомневаться — дети и внуки первых зрителей картины будут сопереживать главному герою с тем же неослабевающим интересом. А любители документального кино смогут посмотреть фильм «Малый театр Юрия Соломина». О друге и учителе расскажут его выпускники разных лет, партнеры по сцене и молодые коллеги. Части фильма выходят на YouTube-канале и в социальных сетях театра с 15 по 18 июня в дневное время.

Людмила Полякова, народная артистка России

— Я училась на курсе Юрия Мефодьевича Соломина в Театральном училище имени Щепкина. После окончания пошла «путешествовать» по московским театрам. Но за творческой жизнью своих педагогов следила внимательно. И, видимо, Юрий Мефодьевич тоже за мной следил. И как-то на Киностудии имени Горького мы случайно встретились. Я к тому времени была без работы, и когда он узнал, что я нигде, скомандовал: «Ну-ка, быстро в Малый театр!» Через два дня я была зачислена в труппу и уже 30 лет служу. Он — настоящий волшебник.

Это такое счастье видеть его, работать вместе. Я такую нежность испытываю к нему, ну почти материнскую. Соломин фантастически репетирует с артистами. Он заводится в одну секунду и гениально показывает. Какой бы персонаж ни был, он может сыграть любого, даже кошку и собаку. Артисты хохочут до слез.

А пару лет назад, когда у меня тоже близился юбилей, он сделал мне бесценный подарок. Я показала ему пьесу «А дальше тишина», и он сказал: «Это нужно ставить непременно». Сам взялся за постановку и дал мне главную роль. Этот спектакль — настоящий гражданский подвиг. Во времена, когда с телеканалов льется грязь, семейные разборки, дрязги, судилища, вышел наш спектакль, на котором плачут даже мужчины. Когда об этом рассказали Юрию Мефодьевичу, он сказал: «Пусть плачут. Пора задуматься о жизни. И пусть у театра всегда стоит скорая помощь!»

Я видела, как ему вручили Звезду Героя труда в День России. Думаю, скоро вся эта история с коронавирусом закончится и надо бы что-то нам еще с ним замутить. Я желаю ему только здоровья. Мы все его очень любим. Юра в любой момент может на меня рассчитывать. Я всегда подставлю ему свое плечо.

Дмитрий Барщевский, кинорежиссер

— Юрий Соломин — пример высочайших человеческих качеств: благородства, надежности, интеллигентности, партнерства, верности. Творческое проникновение в задачу — это тоже талант, которым Юрия Соломина щедро наградили родители и Бог. Он великий труженик. Я сделал три картины с его участием («Московская сага», «Тяжелый песок» и «Бульварное кольцо») и признаюсь: работать с ним — большая честь и радость. А дружить — подарок судьбы.

Для картины «Московская сага» мы долго не могли подобрать актеров на главные роли — супругов Градовых. И вот однажды автор сценария картины Наталья Виолина увидела, как Юрий Соломин читает «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» Константина Симонова. И в это мгновение она поняла — это профессор Градов. Благородный герой с мощной внутренней энергией. Сила в Соломине не очевидна, но это настоящий русский интеллигент, обладающий несгибаемым стержнем.

И я бесконечно рад тому, что Юрий Мефодьевич считает свою роль в «Московской саге» одной из главных в жизни и самой серьезной в последние десятилетия. Знаю, что и зрители отплатили ему любовью и пересматривают «Сагу» из года в год. Вот и в эти юбилейные дни Первый канал планирует повтор нашего киноромана.Я видела, как ему вручили Звезду Героя труда в День России. Думаю, скоро вся эта история с коронавирусом закончится и надо бы что-то нам еще с ним замутить. Я желаю ему только здоровья. Мы все его очень любим. Юра в любой момент может на меня рассчитывать. Я всегда подставлю ему свое плечо.

Еще нас всегда восхищало его отношение к животным. На даче у него живет не меньше пяти подобранных собак и кошек. Он находит время заниматься ими, кормить, лечить. Это его мир. Кстати, в «Московской саге» он снимался со своей любимой овчаркой Маклаем. На съемках за Маклая он волновался больше, чем за себя. После премьеры, когда Соломин выходил на прогулку с собакой, прохожие интересовались: «Маклай, а кого это ты вывел на прогулку? Кто с тобой идет?» Юрий Мефодьевич шутил: «Наконец и я прославился за счет собаки!».

К несчастью, огромным ударом стал для Юрия Мефодьевича уход из жизни супруги Ольги Николаевны. Она была педагогом, профессором в Щепкинском театральном училище. В память о ней он вернул на сцену Малого театра спектакль «Последний срок» по повести Распутина, поставленный Ольгой Николаевной со студентами, а ныне артистами Малого театра. Юрий Мефодьевич очень любит молодежь. Для него работать с ней не утомительная нагрузка, а огромная радость. Театр для Соломина — это дом и вся его жизнь. Я благодарен судьбе за нашу встречу и желаю Юрию Мефодьевичу еще долгих лет в здравии и творчестве.

Борис Клюев, народный артист России

— Я знаю Юрия Мефодьевича с 1962 года, его творчество развивалось на моих глазах. Когда Малый театр остался без художественного руководителя, весь коллектив выбрал его на этот ответственный пост, и Юрий Мефодьевич очень достойно на протяжении более 30 лет правит нашим кораблем. Всякое было за это время. Уходили из труппы ученики, бросали его. Но Юрий Соломин терпел, крепился. А вместе с ним и театр выжил. И потом, когда у нас не стало хватать режиссеров, Юра вдруг стал ставить спектакли, и довольно успешно. Несмотря на то что несколько лет назад он заболел и перенес операцию, Малый театр не бросил, продолжал руководить, ставить и играть. Пожалуй, только сейчас стал немного тормозить.

Он не дает потопить классическое искусство. Верит, что у репертуарного театра есть будущее. И так должны считать все артисты в труппе. Если ты работаешь в этом театре, то должен хвалить его. Не разделяешь мнение — уходи. Многие ведь ушли. Только я не знаю, выиграли они от этого или нет. Артисты любят Юрия Мефодьевича. У него есть замечательное качество, унаследованное от Михаила Ивановича Царёва: если он что-то обещал, обязательно сделает. Не болтает языком, как некоторые. Всем заболевшим и пожилым актерам помогает с лечением, деньгами. В театре есть специальный фонд. Артисты Малого театра зарплату получают до конца своих дней. Анатолий Торопов, который уже ходить не мог, говорил: «Спасибо, что не бросаете». Где, в каком театре это еще есть? Человек ушел на пенсию — и до свидания.

Соломин не бросает и молодежь. Когда рождаются в семьях дети, театр снимает артистам квартиры, оплачивает их. Когда я начинал, такого не было. И это всё благодаря Юрию Соломину.


***


Для Адьютанта его Превосходительства – главное честь

Народному артисту СССР, художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину 18 -го июня исполняется 85 лет.

Кажется, мы все знаем о любимце публики Юрии Мефодьевиче Соломине и вместе с тем определенного не знаем ничего. В беседах он скользит по поверхности и полностью не раскрывается никогда. Правда иногда "между строк" можно кое-что прочесть… Это школа Михаила Царева, многолетнего худрука Малого театра: все, что положено зрителям знать об артисте, проявляется в его художественных образах, закодированных личным воображением.

Правда, в 1975 году, когда вручали американского "Оскара" за лучший иностранный фильм картине "Дерсу Узала" Акиры Куросавы, где Юрий Соломин сыграл роль капитана Арсеньева, он тоже ничего не знал. Министерство культуры не сочло нужным сообщить об этом артисту, положив приглашение от американской киноакадемии под сукно. Обидно, что и говорить, тем не менее Соломин вытащил счастливый билет, встретив на своем пути всемирно известного режиссера, выбравшего его после просмотра сериала "Адъютант его превосходительства", снятого в 1970-ом году полвека назад. Теперь в гостиной Соломина висит картина Куросавы "Голова тигра", подаренная артисту на съемках в уссурийской тайге, после чего их дружба продлилась 25 лет, а страна восходящего солнца наградила народного артиста СССР в 1993-ем году орденом Японии "За вклад в мировую культуру".

А первый счастливый билет Юрий Соломин вытащил в 1954 ом году, когда, приехав из Читы вместе с отцом, поступил на курс Веры Пашенной в театральное училище имени Щепкина и стал выходить на сцену Малого театра в массовке. О никаком протеже и речи не могло быть, молодым человеком руководила одна мечта: стать настоящим артистом и учиться, учиться у великих мастеров императорской сцены. Первой наградой стала роль Хлестакова в "Ревизоре", которого спустя много лет он поставил, как режиссер.

С первых шагов Соломин понял: в театре, где главным всегда считался Его Величество Актер, нельзя имитировать чувства, они должны рождаться здесь, сейчас. Хоть умри, но сделай! Поэтому тщательно собирая наблюдения за поведением разных людей в собственную копилку, ключ от которой доверял редким режиссерам. К ним можно отнести Сергея Женовача, поставившего в Малом театре в 2000 году "Горе от ума", где роль ретрограда Фамусова выбрал Соломин, впоследствии получив за нее Государственную премию РСФСР. Желание сыграть дальновидного и хитрого московского вельможу родилось неслучайно, из собственного жизненного опыта. С 1990 го по 1992-ой годы Юрий Мефодьевич возглавлял Министерство культуры в правительстве новой России, надеясь помочь деятелям искусства, оказавшимся на обочине. Два года хватило ему, чтобы понять: все преобразования российской культуры уходили "в свисток", забирали силы, которые в том числе требовались для сохранения творческой атмосферы в Малом театре, поскольку с 1988-го года был единогласно избран художественным руководителем.

Опыт работы в высших эшелонах власти не прошел для него даром, подсказав идею "Кабалы святош" по пьесе Михаила Булгакова, а также трактовку Жана Батиста Мольера, вынужденного пресмыкаться и юлить перед королем ради сохранения своего театра. Именно русская классика: Островский, Гоголь, Толстой, Чехов давали Соломину пищу для ума и радость созидания. Кроме того, во внешнем облике Соломина есть что-то аристократическое, чуждое серой пошлости и пустой суете.

Казалось, Юрий Соломин был создан не только для сценических, но и для экранных героев Чехова, но кинорежиссеры не замечали этого. А зря! В любом фильме, будь то "Блокада", "Хождение по мукам", "ТАСС уполномочен заявить" и тем более "Адъютант его превосходительства" в каждом из его персонажей можно увидеть, ощутить чеховского интеллигента в погонах, для которого главное – честь. Особенно это проявилась в образе профессора Бориса Градова в "Московской саге", снятой в 2004-ом году и показанной на канале "Победа" сейчас. В этом ничуть не устаревшем телесериале хирург Градов в мощном исполнении Юрия Соломина сдержан и молчалив. он знает цену человеческой жизни и порядочности, воспитанной родителями. Как это было в музыкальной семье Юрия Мефодьевича, привитой его отцом и матерью, мечтавшей увидеть сына хирургом.

Спустя 40 лет Соломин побывал с артистами Малого театра в родной Чите. Многое там изменилось. Ему помогли найти могилу отца на заброшенном кладбище в лесу, постоять на крылечке прежнего роддома, где он вместе с отцом в декабре 1941 года встречал новорожденного Виталика, впоследствии ставшего актером и режиссером Малого театра, неожиданно для всех "сгоревшего" в 60 лет. Похоже судьба сделала "мертвую петлю" и отняла у него самого дорогого и близкого человека, оставив в прошлом все творческие разногласия. Своей болью он мог поделиться только с женой – Ольгой Николаевной, профессором Щепкинского высшего училища, воспитавшей вместе с мужем сотни талантливых артистов. Но вот год назад, и она ушла, и уютная квартира заполнилась гулкой тишиной после 50-ти лет совместной жизни.

Теперь у Героя труда России, лауреата множества премий и орденов остались дочь и внуки, а также родной Дом Островского с его учениками, исповедующими духовное начало в человеке и силу правды. Может быть поэтому настоящая драматургия здесь не имеет срока давности, как в "Последнем сроке" Валентина Распутина, недавней премьере режиссера Юрия Соломина, посвященной памяти верной жене и незабвенному другу.

Автор статьи: Любовь Лебедина

Деловая Трибуна, 18 июля 2020 года


Дата публикации: 18.06.2020