Новости

И СНОВА ОТЦЫ И ДЕТИ

Самое удивительное, что в спектаклях, бывших хитами сцены в 70‑х, первый в самом Малом с Михаилом Царевым в главной роли, второй - в Театре имени Моссовета с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом, казалось бы, разных по тематике, времени и местам обитания действующих лиц, остро высветилась тема отцов и детей - бич современной России. Премьера «Перед заходом солнца» подтвердила, что пьеса немецкого классика Герхарда Гауптмана, написанная в 1932 году, когда в Германии отмечали 100‑летие ухода великого Гете, переживет время, отчасти и потому, что в ней есть отголосок личной истории автора «Фауста». На 72‑м году жизни поэт влюбился в 17‑летнюю Ульрику, сватался к ней, но получил отказ. И посвятил возлюбленной «Мариенбадскую элегию», которая считается вершиной его любовной лирики. Гауптман дает детям главного героя своей пьесы имена персонажей и знакомцев Гете, возводя ему своего рода литературный памятник.

1932 год был не только годом 100‑летия ухода Гете, но и временем наступления нацизма в Германии, и во всех постановках гауптмановской пьесы в ХХ веке любовь тайного советника коммерции Маттиаса Клаузена с юной медсестрой Инкен Петерс происходила на фоне очень мрачной атмосферы. Режиссер нового спектакля «Перед заходом солнца» народный артист России Владимир Бейлис и сценограф народный художник России Борис Мессерер сосредотачивают внимание на внутрисемейном конфликте Клаузена, на крушении его идеальной в глазах общества семьи, когда он позволил себе любить. При этом особой привязки ко времени ни в оформлении спектакля, ни в костюмах не делают. Вот они все, блестящее семейство Клаузена, дресс-код black, очень красивы на его 70‑летии, где мэр города вручает юбиляру почетную регалию, и Маттиас (Борис Клюев), может, впервые после потери жены улыбчив и весел. Отношения с наследниками у него ровные, дела издательского концерна он ведет еще сам, но на первых ролях у него муж младшей дочери Кламрот (заслуженный артист России Алексей Фаддеев) - зловещий двуликий Янус, из тех, кто приветствовал новую политику в Германии 30‑х. Отиллия (Полина Долинская) - слабая тень властного мужа, бессловесная жена-девочка. Старшая, Беттина, хромоножка и старая дева, почти одержима отцом, она ведет дом и ни на шаг не позволит никому приблизиться к ее идолу. Этим и объяснима ее одинокость - по контрасту с прежними героинями народная артистка России Елена Харитонова создает характер жесткий и властный. В вечно взъерошенном, готовом завестись с пол-оборота старшем Вольфганге не сразу узнаете Игоря Петренко, полгода назад вернувшегося на сцену Малого. Актер, известный в кино образами харизматичных и мужественных героев, играет подкаблучника, которого, несмотря на всю его ученость, то и дело пощипывает за мягкое место жена. Паула Клотильда, гламурная сексуальная штучка, весьма убедительна в исполнении Ольги Абрамовой. Лишь младший сын Эгмонт (Максим Филатов) в стороне от семейства, он очарован веселой Инкен (Ирина Леонова), которую отец пригласил на праздник. Актерский ансамбль великолепен, невозможно пропустить ни одной реакции и второстепенных персонажей - друга Маттиаса, доктора Штайница (народный артист России Владимир Дубровский) и его преданного секретаря Винтера (Василий Дахненко). Впечатление, что этот мир незыблем, неколебимо.

Тем интереснее наблюдать, как эти благовоспитанные дети, превозносящие отца, превращаются в стаю хищников, готовых разорвать его вместе с избранницей на куски. Наследство! Любовь старика и юной девушки всегда проблематично воспринимается обществом - откройте любой таблоид, не случайно на отдыхе в альпийской деревушке в разговоре с любопытным хозяином бара Маттиас с иронией называет Инкен правнучкой. Но в романтической трагедии, как режиссер определяет жанр спектакля, ни на секунду не усомнитесь в правдивости происходящего, дуэт Инкен и Клаузена займет свое место среди самых ярких сценических созданий на сцене Малого. Борис Клюев, и сам юбиляр (в июле отметит 75‑летие), создает мощный характер, но, играя крупного предпринимателя, подчеркивает в нем прежде всего черты поэта, ценителя искусств и доброго человека, как назвали его в Альпах. Свою любовь к Инкен он воспринимает как возможность прожить еще одну жизнь перед заходом солнца. И ему так хочется сбежать с ней в тот дом на берегу озера, где свидетелями их любви будут звезды, под которыми они обменялись признаниями.


Но бежать Клаузену придется от собственных детей, которые объявят его недееспособным, и благодаря адвокату-предателю Генефельдту (заслуженный артист Василий Зотов) у них это получится. В ночи, в непогоду, в странном одеянии, подобно королю Лиру, автор вначале и хотел назвать пьесу «Новый Лир», он окажется в скромном домике, где живет Инкен с матерью (заслуженная артистка России Ольга Чуваева), разум его не выдержит, и он сведет счеты с жизнью. Инкен - это стальная пружинка, сильная, независимая; узнаваемый современный характер создает Ирина Леонова, отчаявшись, что не успела увезти Клаузена за границу, уходит вслед за любимым. Чудовищный золотой телец одержал победу над любовью, и сейчас с улицы смотрит в окна домика глазами его детей.
А Инкен и Клаузен в белых одеждах встретятся на берегу озера на фоне огромного алого заката, и кто не вспомнит в этот момент Мастера и Маргариту в их вечном домике? Авторы вдохновлялись одним источником.


Премьера драмы «Дальше - тишина» по киносценарию Вины Дельмар состоялась в филиале на Ордынке неделей позже после Гауптмана. Предыстория такова - в 30‑х в Америке по роману Джозефины Лоуренс была написана пьеса, а в 1937 году вышел фильм «Уступи место завтрашнему дню» по сценарию Вины Дельмар. В 1969‑м в Театре имени Моссовета поставили спектакль «Дальше - тишина», по которому девять лет спустя сняли телеверсию. Ценители Шекспира узнают в названии реплику из «Гамлета», которой заканчивается трагедия. Действительно, для главных героев спектакля все закончится тишиной одиночества.
По инициативе народной артистки России Людмилы Поляковой, отметившей в этом году юбилей, и мечтавшей о роли Люси Купер с того момента, как увидела в ней Раневскую, спектакль поставил худрук Малого театра - народный артист СССР Юрий Соломин. И история пожилой пары из американской глубинки, прожившей полвека в любви и согласии, вырастившей пятерых детей и оставшейся на положении бедных родственников, оказалась необыкновенно близка современному российскому зрителю. Супругов Купер, отметивших золотую свадьбу, играют народные артисты России Людмила Полякова - Люси и Владимир Носик - Барклей.
Юрий Соломин и сценограф - заслуженный работник культуры Александр Глазунов - не стали удивлять ни оформлением спектакля, ни костюмами: на мультимедийном заднике появляется то улочка небольшого города, то виды Нью-Йорка, то экстерьеры вокзала или кафе, а одеты герои универсально. Используются видеопроекции - ветер шевелит листочки на деревьях, с шумом отъезжает от кафе автомобиль, начинает свое движение поезд, уносящий Барка. Оформление квартир, в которых живут дети Куперов, да и сам их дом, с семейного веселья в котором начинается спектакль, типичны для среднего класса. Но искреннее веселье с традиционным яблочным пирогом длится недолго. Отправив Люси на кухню, Барклей интересуется у детей, не смогут ли они скинуться на более скромное жилище для родителей, так как дом перезаложен в банке, а средств у них нет, отец потерял работу.


И только что весело танцевавшие и балагурившие братья Джордж (Александр Вершинин) и Роберт (Евгений Сорокин), сестры Нелли (Александра Иванова) и Кора (Алена Колесникова) наперебой начинают убеждать отца, что свободных доходов ни у кого нет… Разве что… кто-либо из них… сможет «до лучших времен»… порознь приютить родителей. И начинается знакомая старикам всего мира «игра в футбол» - это когда любимых родителей дети отфутболивают друг к другу, и зачастую они оказываются далеко не у тех, кому условия действительно «позволяют».


Тема распада семей и необъяснимого эгоизма детей ярко звучит в спектакле. Новый дуэт Куперов убедителен и проникновенен - Людмила Полякова попадает в точку, говоря о том, что ей герои представляются постаревшими Ромео и Джульеттой. Актриса, вопреки своему мощному темпераменту, создает образ нежной, заботливой и способной бесконечно прощать матери. Она так и не скажет Барку, что ее отправляют в приют… Отец в этой паре сдержан и все переживает в себе, зрителю остается только догадываться, что думает он о тех или иных поступках детей. В спектакле много психологических загадок, ответ на которые долго будет искать зритель, и прежде всего на ту, почему выросшие в семье с такими любящими родителями дети оказались прожженными эгоистами? Почему в стороне оказалась бездетная пара - Нелли с беспардонным Гарвеем (Александр Дривень), который в конце концов и предложил отправить тещу в приют, и почему Джордж с женой Анитой (народная артистка России Алена Охлупина) и внучкой Родой (Дарья Шевчук), у которых Люси перебивалась вначале, позволили сделать это? И как могла живущая в Калифорнии дочь вызвать к себе одного отца?.. Не виноваты ли в чем-то и сами Люси с Барклеем в своей безоглядной любви к наследникам?.. Что интересно, зрители отмечают, что пьесы на эту тему пишут лишь западные авторы, хотя дома престарелых в России переполнены…


Кульминацией стала трогательная сцена прощания Куперов - в баре их юности и на вокзале, когда мимо них на вращающейся платформе проплывают фигуры детей и всех, с кем их свела жизнь. В сцене этой легко было впасть в сентиментальность, но актеры мастерски доносят до зрителей суровую правду жизни и словно дотрагиваются до их сердец. Юрий Соломин во время репетиций как-то пошутил, что играть спектакль надо так, чтобы у входа дежурили три «скорые помощи». «Скорые» не «скорые», но носовые платки в зале мелькают не только у пожилых зрительниц, плачут и мужчины, и те, кому двадцать. Нет ничего тяжелее для человека, чем неисполненный долг перед родителями. Соломинский спектакль - ответ Малого тем, кто все еще пытается критиковать театр за «старомодность» и «музейность» (с одним «старомодным» недавно расправились), зритель идет сюда за волшебством и магией искусства, за воспитанием чувств и получает это сполна. И пишет в отзывах, что Малый театр - лучший в Москве, и это не преувеличение, потому что на спектаклях его ощущается новая волна подъема, создаваемая игрой как старейшин, так и дебютантов. В театре начинается новая эра. Приходите и убедитесь сами.


Нина Катаева, "Учительская газета", 18 июня 2019 года


Дата публикации: 20.06.2019

Самое удивительное, что в спектаклях, бывших хитами сцены в 70‑х, первый в самом Малом с Михаилом Царевым в главной роли, второй - в Театре имени Моссовета с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом, казалось бы, разных по тематике, времени и местам обитания действующих лиц, остро высветилась тема отцов и детей - бич современной России. Премьера «Перед заходом солнца» подтвердила, что пьеса немецкого классика Герхарда Гауптмана, написанная в 1932 году, когда в Германии отмечали 100‑летие ухода великого Гете, переживет время, отчасти и потому, что в ней есть отголосок личной истории автора «Фауста». На 72‑м году жизни поэт влюбился в 17‑летнюю Ульрику, сватался к ней, но получил отказ. И посвятил возлюбленной «Мариенбадскую элегию», которая считается вершиной его любовной лирики. Гауптман дает детям главного героя своей пьесы имена персонажей и знакомцев Гете, возводя ему своего рода литературный памятник.

1932 год был не только годом 100‑летия ухода Гете, но и временем наступления нацизма в Германии, и во всех постановках гауптмановской пьесы в ХХ веке любовь тайного советника коммерции Маттиаса Клаузена с юной медсестрой Инкен Петерс происходила на фоне очень мрачной атмосферы. Режиссер нового спектакля «Перед заходом солнца» народный артист России Владимир Бейлис и сценограф народный художник России Борис Мессерер сосредотачивают внимание на внутрисемейном конфликте Клаузена, на крушении его идеальной в глазах общества семьи, когда он позволил себе любить. При этом особой привязки ко времени ни в оформлении спектакля, ни в костюмах не делают. Вот они все, блестящее семейство Клаузена, дресс-код black, очень красивы на его 70‑летии, где мэр города вручает юбиляру почетную регалию, и Маттиас (Борис Клюев), может, впервые после потери жены улыбчив и весел. Отношения с наследниками у него ровные, дела издательского концерна он ведет еще сам, но на первых ролях у него муж младшей дочери Кламрот (заслуженный артист России Алексей Фаддеев) - зловещий двуликий Янус, из тех, кто приветствовал новую политику в Германии 30‑х. Отиллия (Полина Долинская) - слабая тень властного мужа, бессловесная жена-девочка. Старшая, Беттина, хромоножка и старая дева, почти одержима отцом, она ведет дом и ни на шаг не позволит никому приблизиться к ее идолу. Этим и объяснима ее одинокость - по контрасту с прежними героинями народная артистка России Елена Харитонова создает характер жесткий и властный. В вечно взъерошенном, готовом завестись с пол-оборота старшем Вольфганге не сразу узнаете Игоря Петренко, полгода назад вернувшегося на сцену Малого. Актер, известный в кино образами харизматичных и мужественных героев, играет подкаблучника, которого, несмотря на всю его ученость, то и дело пощипывает за мягкое место жена. Паула Клотильда, гламурная сексуальная штучка, весьма убедительна в исполнении Ольги Абрамовой. Лишь младший сын Эгмонт (Максим Филатов) в стороне от семейства, он очарован веселой Инкен (Ирина Леонова), которую отец пригласил на праздник. Актерский ансамбль великолепен, невозможно пропустить ни одной реакции и второстепенных персонажей - друга Маттиаса, доктора Штайница (народный артист России Владимир Дубровский) и его преданного секретаря Винтера (Василий Дахненко). Впечатление, что этот мир незыблем, неколебимо.

Тем интереснее наблюдать, как эти благовоспитанные дети, превозносящие отца, превращаются в стаю хищников, готовых разорвать его вместе с избранницей на куски. Наследство! Любовь старика и юной девушки всегда проблематично воспринимается обществом - откройте любой таблоид, не случайно на отдыхе в альпийской деревушке в разговоре с любопытным хозяином бара Маттиас с иронией называет Инкен правнучкой. Но в романтической трагедии, как режиссер определяет жанр спектакля, ни на секунду не усомнитесь в правдивости происходящего, дуэт Инкен и Клаузена займет свое место среди самых ярких сценических созданий на сцене Малого. Борис Клюев, и сам юбиляр (в июле отметит 75‑летие), создает мощный характер, но, играя крупного предпринимателя, подчеркивает в нем прежде всего черты поэта, ценителя искусств и доброго человека, как назвали его в Альпах. Свою любовь к Инкен он воспринимает как возможность прожить еще одну жизнь перед заходом солнца. И ему так хочется сбежать с ней в тот дом на берегу озера, где свидетелями их любви будут звезды, под которыми они обменялись признаниями.


Но бежать Клаузену придется от собственных детей, которые объявят его недееспособным, и благодаря адвокату-предателю Генефельдту (заслуженный артист Василий Зотов) у них это получится. В ночи, в непогоду, в странном одеянии, подобно королю Лиру, автор вначале и хотел назвать пьесу «Новый Лир», он окажется в скромном домике, где живет Инкен с матерью (заслуженная артистка России Ольга Чуваева), разум его не выдержит, и он сведет счеты с жизнью. Инкен - это стальная пружинка, сильная, независимая; узнаваемый современный характер создает Ирина Леонова, отчаявшись, что не успела увезти Клаузена за границу, уходит вслед за любимым. Чудовищный золотой телец одержал победу над любовью, и сейчас с улицы смотрит в окна домика глазами его детей.
А Инкен и Клаузен в белых одеждах встретятся на берегу озера на фоне огромного алого заката, и кто не вспомнит в этот момент Мастера и Маргариту в их вечном домике? Авторы вдохновлялись одним источником.


Премьера драмы «Дальше - тишина» по киносценарию Вины Дельмар состоялась в филиале на Ордынке неделей позже после Гауптмана. Предыстория такова - в 30‑х в Америке по роману Джозефины Лоуренс была написана пьеса, а в 1937 году вышел фильм «Уступи место завтрашнему дню» по сценарию Вины Дельмар. В 1969‑м в Театре имени Моссовета поставили спектакль «Дальше - тишина», по которому девять лет спустя сняли телеверсию. Ценители Шекспира узнают в названии реплику из «Гамлета», которой заканчивается трагедия. Действительно, для главных героев спектакля все закончится тишиной одиночества.
По инициативе народной артистки России Людмилы Поляковой, отметившей в этом году юбилей, и мечтавшей о роли Люси Купер с того момента, как увидела в ней Раневскую, спектакль поставил худрук Малого театра - народный артист СССР Юрий Соломин. И история пожилой пары из американской глубинки, прожившей полвека в любви и согласии, вырастившей пятерых детей и оставшейся на положении бедных родственников, оказалась необыкновенно близка современному российскому зрителю. Супругов Купер, отметивших золотую свадьбу, играют народные артисты России Людмила Полякова - Люси и Владимир Носик - Барклей.
Юрий Соломин и сценограф - заслуженный работник культуры Александр Глазунов - не стали удивлять ни оформлением спектакля, ни костюмами: на мультимедийном заднике появляется то улочка небольшого города, то виды Нью-Йорка, то экстерьеры вокзала или кафе, а одеты герои универсально. Используются видеопроекции - ветер шевелит листочки на деревьях, с шумом отъезжает от кафе автомобиль, начинает свое движение поезд, уносящий Барка. Оформление квартир, в которых живут дети Куперов, да и сам их дом, с семейного веселья в котором начинается спектакль, типичны для среднего класса. Но искреннее веселье с традиционным яблочным пирогом длится недолго. Отправив Люси на кухню, Барклей интересуется у детей, не смогут ли они скинуться на более скромное жилище для родителей, так как дом перезаложен в банке, а средств у них нет, отец потерял работу.


И только что весело танцевавшие и балагурившие братья Джордж (Александр Вершинин) и Роберт (Евгений Сорокин), сестры Нелли (Александра Иванова) и Кора (Алена Колесникова) наперебой начинают убеждать отца, что свободных доходов ни у кого нет… Разве что… кто-либо из них… сможет «до лучших времен»… порознь приютить родителей. И начинается знакомая старикам всего мира «игра в футбол» - это когда любимых родителей дети отфутболивают друг к другу, и зачастую они оказываются далеко не у тех, кому условия действительно «позволяют».


Тема распада семей и необъяснимого эгоизма детей ярко звучит в спектакле. Новый дуэт Куперов убедителен и проникновенен - Людмила Полякова попадает в точку, говоря о том, что ей герои представляются постаревшими Ромео и Джульеттой. Актриса, вопреки своему мощному темпераменту, создает образ нежной, заботливой и способной бесконечно прощать матери. Она так и не скажет Барку, что ее отправляют в приют… Отец в этой паре сдержан и все переживает в себе, зрителю остается только догадываться, что думает он о тех или иных поступках детей. В спектакле много психологических загадок, ответ на которые долго будет искать зритель, и прежде всего на ту, почему выросшие в семье с такими любящими родителями дети оказались прожженными эгоистами? Почему в стороне оказалась бездетная пара - Нелли с беспардонным Гарвеем (Александр Дривень), который в конце концов и предложил отправить тещу в приют, и почему Джордж с женой Анитой (народная артистка России Алена Охлупина) и внучкой Родой (Дарья Шевчук), у которых Люси перебивалась вначале, позволили сделать это? И как могла живущая в Калифорнии дочь вызвать к себе одного отца?.. Не виноваты ли в чем-то и сами Люси с Барклеем в своей безоглядной любви к наследникам?.. Что интересно, зрители отмечают, что пьесы на эту тему пишут лишь западные авторы, хотя дома престарелых в России переполнены…


Кульминацией стала трогательная сцена прощания Куперов - в баре их юности и на вокзале, когда мимо них на вращающейся платформе проплывают фигуры детей и всех, с кем их свела жизнь. В сцене этой легко было впасть в сентиментальность, но актеры мастерски доносят до зрителей суровую правду жизни и словно дотрагиваются до их сердец. Юрий Соломин во время репетиций как-то пошутил, что играть спектакль надо так, чтобы у входа дежурили три «скорые помощи». «Скорые» не «скорые», но носовые платки в зале мелькают не только у пожилых зрительниц, плачут и мужчины, и те, кому двадцать. Нет ничего тяжелее для человека, чем неисполненный долг перед родителями. Соломинский спектакль - ответ Малого тем, кто все еще пытается критиковать театр за «старомодность» и «музейность» (с одним «старомодным» недавно расправились), зритель идет сюда за волшебством и магией искусства, за воспитанием чувств и получает это сполна. И пишет в отзывах, что Малый театр - лучший в Москве, и это не преувеличение, потому что на спектаклях его ощущается новая волна подъема, создаваемая игрой как старейшин, так и дебютантов. В театре начинается новая эра. Приходите и убедитесь сами.


Нина Катаева, "Учительская газета", 18 июня 2019 года


Дата публикации: 20.06.2019