Новости

ПРЕДАННЫЙ

Святослав Рыбас давно занимается исторической публицистикой, он автор книг о Сталине, Столыпине, Шульгине, генерале Кутепове и других исторических деятелях ХХ века. Пьеса "Государственный переворот", по словам автора, выросла из его же книги "Заговор верхов, или Тотальный переворот" - исторического исследования событий февраля 1917 года. Как же из капитального труда вышла драматургия - с ее эмоциями, диалогами, конфликтами?

- Могу только сказать, что я ничего не выдумывал, - говорит Святослав Юрьевич, - а лишь анализировал и сопоставлял источники, изучал биографии заговорщиков - генерала Рузского, лидера октябристов Гучкова, миллионера-старовера Коновалова и других, их привычки и наклонности. Пьеса начинается с ужина в кабинете в гостинице "Астория", Гучков и Родзянко за столом, Коновалов играет на рояле - он ведь был неплохим пианистом. И здесь же, в "Астории", начинает раскручиваться заговор.


А почему вы решили обратить книгу в пьесу?


Святослав Рыбас: Пьеса - более короткий и эмоциональный путь к человеку, чем книга, а мне захотелось лишний раз призвать наше общество к бдительности, напомнить, что в России время циклично. Хотелось бы избежать проблем 1917 года на новом витке.

О предреволюционной ситуации начала 1917 г. написано много. Как вы сами объяснили происшедшее?


Святослав Рыбас: Как столкновение двух методов управления государством, традиционного верхушечно-монархического и революционно-технологического. Царь Николай сделал важнейшие вещи: абсолютную монархию превратил в конституционную, провел финансовую и аграрную реформы. Но нужно было действовать еще быстрее, развитие капитализма, которое в связи с международной конкуренцией шло все быстрее, требовало более четких и быстрых решений. Но нас втянули в войну, а потом совершилось два переворота - первый из которых, отречение царя от престола, организовало ближайшее окружение царя.

Цари, в вашем понимании, это обычные люди, ошибающиеся, как и все мы? Или чем-то свыше наделенные?

Святослав Рыбас: Я думаю, что все люди, поднявшиеся на высший уровень управления, - большие грешники. Потому что они должны принимать решения масштабные, государственные, а не касающиеся отдельного человека, и обязанные в случае острых ситуаций приносить интересы этого человека, а то и его самого - в жертву. И такое государство настолько подавляет "царя", что он или выполняет требования и задачи государственные, или "ложится", и его давит это государство. Николай II был человеком добрым, щедрым, бескорыстным...

И был, в итоге, раздавлен.

Святослав Рыбас: Да, раздавлен. И стал мучеником. Но все, кто были свидетелями последних месяцев жизни Николая, показывали, что он вел себя в это время очень достойно. Он причислен к лику страстотерпцев именно за то, что он выдержал эту муку.

Как пьеса оказалась в Малом театре?

Святослав Рыбас: По разным причинам за нее не взялись МХАТ имени Горького и Театр Табакова. Я позвонил Юрию Мефодьевичу Соломину, и он долго не раздумывал. Была читка пьесы, актеры подготовили вопросы про своих персонажей, было видно, что они изучали тех, кого им предстоит сыграть, и допытывались у меня - какими их герои были людьми, какие перед ними стояли задачи...

Ну, вот, скажем, Родзянко, председатель Госдумы.

Святослав Рыбас: Монархист, кавалергард, дворянин, помещик - а с другой стороны, купец, человек честолюбивый, на этом его и взяли заговорщики. Сначала он был на стороне императора, и тут ему говорят, а вы то, мол, на каждом винтовочном прикладе "навариваете" себе по целковому, и он психологически сжимается, теряется, начинает оправдываться - то есть сдается. Это логика характера, вытекающая из истории человека.

А с актером, играющим царя, был какой-то особый разговор?

Святослав Рыбас: С Василием Зотовым мы сидели, чай пили, разговаривали. Я рассказывал, каким замечательным человеком был Николай. Вспоминали незаконченный портрет Серова, помните, крупно голова, мундир с красными обшлагами? Взгляните в глаза молодому императору, герою портрета - и все сразу станет ясно про этого человека.

В тексте много диалогов. Родзянко спорит с генералом Алексеевым, Коновалов в чем-то убеждает Гучкова, царица - государя... Видно, что вы хотели вместить в пьесу как можно больше смыслов, так наболело, что захотелось поделиться сразу всем?

Святослав Рыбас: Не наболело, а настоятельно потребовало. Мой дед в начале прошлого века был горным инженером, воевал в белой армии, но, вернувшись, оказался рьяным сторонником индустриализации, будучи просто государственником, патриотом. Он работал и работал, считая это своим долгом. Так стараюсь поступать и я. Не думать, что все обойдется, а делать свое дело, исполнять свой долг.

Царь Николай не исполнил свой?

Святослав Рыбас: Не исполнил, но при этом остался с теми, кого не сумел защитить.

Досье

Святослав Рыбас - писатель, журналист, общественный деятель.

В 1973 году окончил Литинститут им. Горького, был замглавного редактора газеты "Литературная Россия", издательства "Молодая гвардия", руководил главной редакцией литературно-драматических программ ЦТ. Возглавлял Фонд восстановления храма Христа Спасителя.
Автор политических биографий в книжной серии "Жизнь замечательных людей", романов о Гражданской войне. По его повести "Зеркало для героя" поставлен одноименный фильм.

Кстати


Юрий Соломин, художественный руководитель Государственного академического Малого театра:


- Пьеса Святослава Рыбаса пришла в театр не случайно. В самом начале 90-х Малый театр первым заговорил о теме царской семьи, тогда у нас была поставлена пьеса Сергея Кузнецова "...И аз воздам". Тема тогда была острая, и театр пьесу молодого автора доводил сам, работал в оперативном режиме, иногда просто выхватывая из прессы новые, открывавшиеся тогда факты. В худсовете многие возражали против выхода спектакля, но я настоял - и пьеса шла несколько сезонов на полных аншлагах.
И мы тему не забыли. "Государственный переворот" Рыбаса тоже основан на документах, автор, хорошо знающий историю 20 века, работал над пьесой долго и скрупулезно, не обходя острые моменты, не боясь сравнивать былое с нынешним. Царь у Рыбаса находится в ситуации выбора - он выбирает между титулом и страной во враждебном, как оказалось, окружении. Я, игравший царя в "...И аз воздам" и перелопативший массу источников и знакомый с пьесой "Государственный переворот", могу сказать, что автору удалось тут показать, что мужественность человека выражается не только в том, чтобы рвать на груди рубашку и стоять стеной. Иногда мужество - это принести себя в жертву.

Елена Оленина, режиссер-постановщик:

- Эта пьеса для меня не просто историческая драма, но и попытка исторического анализа. Царь перед самой смертью вспоминает, что в его жизни было так, а что не так, как он вел себя в последние годы. В списке действующих лиц два царя - до отречения и уже отрекшийся. Первый - еще борющийся, надеющийся на лучшее, второй - согрешивший, сломленный.
Мы старались показать наших героев прежде всего живыми людьми, а уже потом историческими личностями - и, надеюсь, это удалось. В том числе и потому, что в спектакле собралась замечательная актерская команда: Василий Зотов, Василий Дахненко, Варвара Андреева, Дмитрий Кознов и другие.


Андрей Васянин, "Российская газета", 29 ноября 2018 года


Дата публикации: 14.12.2018

Святослав Рыбас давно занимается исторической публицистикой, он автор книг о Сталине, Столыпине, Шульгине, генерале Кутепове и других исторических деятелях ХХ века. Пьеса "Государственный переворот", по словам автора, выросла из его же книги "Заговор верхов, или Тотальный переворот" - исторического исследования событий февраля 1917 года. Как же из капитального труда вышла драматургия - с ее эмоциями, диалогами, конфликтами?

- Могу только сказать, что я ничего не выдумывал, - говорит Святослав Юрьевич, - а лишь анализировал и сопоставлял источники, изучал биографии заговорщиков - генерала Рузского, лидера октябристов Гучкова, миллионера-старовера Коновалова и других, их привычки и наклонности. Пьеса начинается с ужина в кабинете в гостинице "Астория", Гучков и Родзянко за столом, Коновалов играет на рояле - он ведь был неплохим пианистом. И здесь же, в "Астории", начинает раскручиваться заговор.


А почему вы решили обратить книгу в пьесу?


Святослав Рыбас: Пьеса - более короткий и эмоциональный путь к человеку, чем книга, а мне захотелось лишний раз призвать наше общество к бдительности, напомнить, что в России время циклично. Хотелось бы избежать проблем 1917 года на новом витке.

О предреволюционной ситуации начала 1917 г. написано много. Как вы сами объяснили происшедшее?


Святослав Рыбас: Как столкновение двух методов управления государством, традиционного верхушечно-монархического и революционно-технологического. Царь Николай сделал важнейшие вещи: абсолютную монархию превратил в конституционную, провел финансовую и аграрную реформы. Но нужно было действовать еще быстрее, развитие капитализма, которое в связи с международной конкуренцией шло все быстрее, требовало более четких и быстрых решений. Но нас втянули в войну, а потом совершилось два переворота - первый из которых, отречение царя от престола, организовало ближайшее окружение царя.

Цари, в вашем понимании, это обычные люди, ошибающиеся, как и все мы? Или чем-то свыше наделенные?

Святослав Рыбас: Я думаю, что все люди, поднявшиеся на высший уровень управления, - большие грешники. Потому что они должны принимать решения масштабные, государственные, а не касающиеся отдельного человека, и обязанные в случае острых ситуаций приносить интересы этого человека, а то и его самого - в жертву. И такое государство настолько подавляет "царя", что он или выполняет требования и задачи государственные, или "ложится", и его давит это государство. Николай II был человеком добрым, щедрым, бескорыстным...

И был, в итоге, раздавлен.

Святослав Рыбас: Да, раздавлен. И стал мучеником. Но все, кто были свидетелями последних месяцев жизни Николая, показывали, что он вел себя в это время очень достойно. Он причислен к лику страстотерпцев именно за то, что он выдержал эту муку.

Как пьеса оказалась в Малом театре?

Святослав Рыбас: По разным причинам за нее не взялись МХАТ имени Горького и Театр Табакова. Я позвонил Юрию Мефодьевичу Соломину, и он долго не раздумывал. Была читка пьесы, актеры подготовили вопросы про своих персонажей, было видно, что они изучали тех, кого им предстоит сыграть, и допытывались у меня - какими их герои были людьми, какие перед ними стояли задачи...

Ну, вот, скажем, Родзянко, председатель Госдумы.

Святослав Рыбас: Монархист, кавалергард, дворянин, помещик - а с другой стороны, купец, человек честолюбивый, на этом его и взяли заговорщики. Сначала он был на стороне императора, и тут ему говорят, а вы то, мол, на каждом винтовочном прикладе "навариваете" себе по целковому, и он психологически сжимается, теряется, начинает оправдываться - то есть сдается. Это логика характера, вытекающая из истории человека.

А с актером, играющим царя, был какой-то особый разговор?

Святослав Рыбас: С Василием Зотовым мы сидели, чай пили, разговаривали. Я рассказывал, каким замечательным человеком был Николай. Вспоминали незаконченный портрет Серова, помните, крупно голова, мундир с красными обшлагами? Взгляните в глаза молодому императору, герою портрета - и все сразу станет ясно про этого человека.

В тексте много диалогов. Родзянко спорит с генералом Алексеевым, Коновалов в чем-то убеждает Гучкова, царица - государя... Видно, что вы хотели вместить в пьесу как можно больше смыслов, так наболело, что захотелось поделиться сразу всем?

Святослав Рыбас: Не наболело, а настоятельно потребовало. Мой дед в начале прошлого века был горным инженером, воевал в белой армии, но, вернувшись, оказался рьяным сторонником индустриализации, будучи просто государственником, патриотом. Он работал и работал, считая это своим долгом. Так стараюсь поступать и я. Не думать, что все обойдется, а делать свое дело, исполнять свой долг.

Царь Николай не исполнил свой?

Святослав Рыбас: Не исполнил, но при этом остался с теми, кого не сумел защитить.

Досье

Святослав Рыбас - писатель, журналист, общественный деятель.

В 1973 году окончил Литинститут им. Горького, был замглавного редактора газеты "Литературная Россия", издательства "Молодая гвардия", руководил главной редакцией литературно-драматических программ ЦТ. Возглавлял Фонд восстановления храма Христа Спасителя.
Автор политических биографий в книжной серии "Жизнь замечательных людей", романов о Гражданской войне. По его повести "Зеркало для героя" поставлен одноименный фильм.

Кстати


Юрий Соломин, художественный руководитель Государственного академического Малого театра:


- Пьеса Святослава Рыбаса пришла в театр не случайно. В самом начале 90-х Малый театр первым заговорил о теме царской семьи, тогда у нас была поставлена пьеса Сергея Кузнецова "...И аз воздам". Тема тогда была острая, и театр пьесу молодого автора доводил сам, работал в оперативном режиме, иногда просто выхватывая из прессы новые, открывавшиеся тогда факты. В худсовете многие возражали против выхода спектакля, но я настоял - и пьеса шла несколько сезонов на полных аншлагах.
И мы тему не забыли. "Государственный переворот" Рыбаса тоже основан на документах, автор, хорошо знающий историю 20 века, работал над пьесой долго и скрупулезно, не обходя острые моменты, не боясь сравнивать былое с нынешним. Царь у Рыбаса находится в ситуации выбора - он выбирает между титулом и страной во враждебном, как оказалось, окружении. Я, игравший царя в "...И аз воздам" и перелопативший массу источников и знакомый с пьесой "Государственный переворот", могу сказать, что автору удалось тут показать, что мужественность человека выражается не только в том, чтобы рвать на груди рубашку и стоять стеной. Иногда мужество - это принести себя в жертву.

Елена Оленина, режиссер-постановщик:

- Эта пьеса для меня не просто историческая драма, но и попытка исторического анализа. Царь перед самой смертью вспоминает, что в его жизни было так, а что не так, как он вел себя в последние годы. В списке действующих лиц два царя - до отречения и уже отрекшийся. Первый - еще борющийся, надеющийся на лучшее, второй - согрешивший, сломленный.
Мы старались показать наших героев прежде всего живыми людьми, а уже потом историческими личностями - и, надеюсь, это удалось. В том числе и потому, что в спектакле собралась замечательная актерская команда: Василий Зотов, Василий Дахненко, Варвара Андреева, Дмитрий Кознов и другие.


Андрей Васянин, "Российская газета", 29 ноября 2018 года


Дата публикации: 14.12.2018