Новости

ВАЛЕРИЙ АФАНАСЬЕВ В ПРОГРАММЕ «ОТРАЖЕНИЕ»

Дорогие друзья!

Предлагаем вам посмотреть запись передачи на канале ОТР с участием народного артиста России Валерия Афанасьева. В ней Валерий Алексеевич не только рассказывает о себе и своих ролях, в том числе и в спектакле "Царь Борис", но и поет под собственный аккомпанемент на гитаре.


Анна Тарубарова: Время "Антракта". В ближайшие 20 минут говорим с человеком, в лице которого страна потеряла спортсмена, музыканта, но приобрела царя, генерала, маршала. В студии "ОТРажения" сегодня мы встречаем народного артиста России Валерия Афанасьева. Здравствуйте, Валерий Алексеевич.
Валерий Афанасьев: Здравствуйте.
Анна Тарубарова: Хочется вам сказать: здравия желаю!
Валерий Афанасьев: Отнюдь. Вольно!
Анна Тарубарова: Уважаемые зрители, приглашаю вас к разговору. Звоните, пишите, задавайте свои вопросы.
Валерий Алексеевич, задалась непростой задачей – попыталась в фильмографии вашей посчитать, скольких людей в погонах вы сыграли.
Валерий Афанасьев: Я, честно говоря…
Анна Тарубарова: Получилось семь.
Валерий Афанасьев: Семь, да? А может, больше? Наверное, больше.
Анна Тарубарова: Может, больше. Я гуманитарий, могла ошибиться.
Валерий Афанасьев: Шутили, когда тебя вызывают на съемки, говорят: "Так, чтобы в гардеробе вся твоя одежда была. Тут генералы, генералиссимусы, маршалы, полковники и так далее". Ну, это шутка. Наверное, больше. Я думаю, что больше, наверное.
Анна Тарубарова: А еще был маршал Жуков, и не раз.
Валерий Афанасьев: Да, и не раз. В нескольких фильмах удалось мне прикоснуться к этому, так сказать, персонажу, скажем так, исторической личности, герою.
Анна Тарубарова: Как в вашей жизни возникло это амплуа "грозы врагов, отца солдатов"?
Валерий Афанасьев: Ну как? Я даже не знаю. Наверное, мама с папой такую внешность дали. Может быть, что-то такое. А вообще…
Анна Тарубарова: А дело во внешности разве?
Валерий Афанасьев: Ну да, вообще, конечно. Кино – это типаж, прежде всего. Конечно, хотелось бы выйти из этого амплуа. И я стараюсь, делаю что-то для этого, но тем не менее все равно как-то не очень. Я вообще и комедийный актер. Я заканчивал Вахтанговскую школу. Я очень люблю комедийные роли. А папа был военный, и я знаю, что такое портупея, запах портупеи, палатки прорезиненной, так сказать, плащ-палатки и так далее. Но я никогда не хотел быть военным, хотя мама мне говорила: "Сыночек, иди в академию медицинскую, военную". Я сказал: "Я крови боюсь. Нет, мама".
Анна Тарубарова: А на экране не боитесь?
Валерий Афанасьев: Ну а что делать? Я не боюсь, когда меня убивают на экране. Некоторые актеры, знаете, боятся, что их убивают на экране и так далее. В этом смысле я не суеверный абсолютно человек.
Анна Тарубарова: Я вас понимаю, меня тоже в военных готовили. Но вы-то готовились…
Валерий Афанасьев: Вас?
Анна Тарубарова: Меня, да. Но вы-то готовились в гимнасты, в музыканты.
Валерий Афанасьев: Ну, я не в гимнасты готовился. Просто я занимался спортом, причем достаточно яростно. Но я совершенно не подходил к этому по своей фактуре, так сказать, к этому виду спорту. Но я очень яростно… Я мечтал быть чемпионом мира, что я стою на пьедестале. Тогда тоже какая-то роль была. Даже тренер меня называл: "Валерьян, артист!" – потому что вольные упражнения больше всего получались, так сказать. И я был очень гнущийся и даже на поперечном шпагате сидел.
Анна Тарубарова: А сейчас как со спортом? Дружите?
Валерий Афанасьев: Сейчас? Нет, я не дружу. Знаете, когда внуки приезжают ко мне, разбрасывают игрушки всякие и прочее-прочее, я на утро собираю. Вот это весь мой, так сказать, вид спорта. По всем углам!
Анна Тарубарова: То есть военного порядка в доме нет?
Валерий Афанасьев: Нет, я люблю порядок, я люблю. Я никогда не сяду за стол что-то учить, или что-то делать, или что-то писать такое, если у меня не убрано. Говорят, что Карл Маркс писал просто на углу, все отодвигал и как-то среди пыли писал свой "Капитал".
Анна Тарубарова: Творческий беспорядок.
Валерий Афанасьев: Нет, я должен привести все в порядок, помыть всю посуду, что-то приготовить, убраться в квартире и сесть, если что-то важное нужно – допустим, к роли готовиться, учить начать. Хотя я могу учить где угодно, лишь бы было что учить.
Анна Тарубарова: Ну, тогда у меня сразу вопрос. Это же не царское дело все убирать. А у вас вот роль, премьера в Малом театре – и сразу царь.
Валерий Афанасьев: Нет, я люблю… А, ну да.
Анна Тарубарова: Давайте про премьеру. Каково это?
Валерий Афанасьев: Ну, каково? Это страшно. Вообще, это страшно. Знаете, я испытывал такие два волнения в жизни, выходя на сцену, ну, кроме всего прочего, конечно.
Одно было волнение, когда мы привезли… А я работал в Театре на Юго-Западе, и мы привезли "Мастера и Маргариту" в Израиль, и я играл Пилата. И я выходил на сцену в первом спектакле – у меня колени дрожали! Не знаю – почему. Ну, я не накачивал себя, просто так произошло. Я играю Пилата в стране, где был казнен Иисус. Понимаете? И так далее. И я дал на это добро как персонаж.
И второй момент – когда мы сдавали Юрию Мефодьевичу Соломину спектакль "Царь Борис". И я все-таки уже третий исполнитель, не считая Южина (Сумбатова), который еще в те годы играл. У меня тремор был страшный совершенно.
Анна Тарубарова: А как справляться с этим тремором, с коленками дрожащими?
Валерий Афанасьев: Ой, я даже не знаю…
Анна Тарубарова: Что делать?
Валерий Афанасьев: Выдыхайте – вдыхайте. Выдыхайте – вдыхайте. Мой педагог, один из педагогов, Вера Константиновна Львова, она девочек учила… Раньше ведь ходили в таких ботиночках, знаете, много-много шнурков. Вот такие ботиночки были у девушек в те еще незапамятные времена. Она говорит: "Развяжите все и опять завяжите – и вот тогда перед сценой вы уймете ваше волнение". Я помню, она рассказывала. А я тоже иногда так делаю.
Анна Тарубарова: Нам звонит Александр из Екатеринбурга, давайте его послушаем. Александр, здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер.
Валерий Афанасьев: Добрый вечер.
Зритель: Я преклоняюсь перед вашим талантом. Большое вам спасибо за роли военных. Сам отслужил 25 с лишним лет, сейчас на пенсии, седьмой десяток уже. Больших вам творческих успехов. И большое-большое вам сердечное спасибо!
Валерий Афанасьев: Спасибо большое, спасибо огромное.
Зритель: Удачи и здоровья вам!
Валерий Афанасьев: Спасибо. Буду стараться.
Анна Тарубарова: Вот вам не надоело играть военных?
Валерий Афанасьев: Нет, нет абсолютно. Сначала я как-то комплексовал по этому поводу, масса вопросов и так далее, и так далее – от шуток до каких-то таких подколов, так сказать. А потом, понимаете, в каждой роли всегда можно что-то найти. А какая разница, что он военный или не военный, понимаете? Он же все равно человек. Так что вот это человеческое найти. И вообще это же такое благородство этой профессии, несмотря на всю, так сказать, опасность и так далее, и так далее этой профессии.
Анна Тарубарова: Понимаю. А давайте о царе поговорим. Все-таки он там такой отрицательный персонаж, да? И как-то испытывать к нему какие-то приятные чувства, симпатию вряд ли получится. Но тем не менее, я специально готовилась и читала, что критики следующим образом отзываются по поводу вашего царя Бориса: этот художественный персонаж в вашем исполнении располагает к себе, "смотришь – и начинаешь сострадать к нему". Означает ли это, что вы намеренно так делаете, что вы сами испытываете к нему сострадание, жалость?
Валерий Афанасьев: Да, да, да. И с режиссером мы об этом говорили – как можно дольше протянуть этот момент, когда человек с добром приходит, совершив, да, преступление, да, так сказать, во имя страны и во имя Руси. Как можно дольше вот эту ниточку протянуть… ну, не то что доброты. Не страхом, а любовью, понимаете? Я хочу с людьми… так сказать, нести любовь к людям, прежде всего, чтобы люди понимали добро мое. И он много чего сделал, если говорить об историческом персонаже.
Но есть еще и персонаж, написанный Алексеем Толстым. И там есть моменты, где можно проявить вот это качество доброты и какой-то… Ведь как он с дочерью, как он с сыном, как он с Христианом, которого он, так сказать, прочит в женихи. Отверг английского, а выбрал сам, понимаете, по своему образу и подобию датского принца. Понимаете? И как можно дольше. И постепенно как судьба его… вот эта машина власти его начинает перемалывать самого. И все то, что он совершил до того, все всплывает.
Анна Тарубарова: В общем, как всегда – бытие определяет сознание. У нас звонок из Владимира, нам звонит Сергей. Сергей, здравствуйте.
Зритель: Да, добрый вечер.
Анна Тарубарова: Добрый.
Валерий Афанасьев: Да, здравствуйте.
Зритель: Огромное впечатление производит приглашенный гость, артист, который так или иначе помнится и по советскому кинематографу. На самом деле такое выразительное лицо и фактурная внешность прежде всего обозначилась в истории современного российского кино.
Я бы хотел задать ему вопрос. Вы упомянули такое слово "амплуа". По нынешним сериалам, рекламам и, тем более, многим фильмам многие актеры, тем более из молодой плеяды, сейчас стремятся заработать как можно больше денег. Не могли бы вы пример привести из своего кинематографического творчества. Приходилось ли вас уговаривать на какую-то определенную роль? И какая роль, если это было (в том числе, может быть, и другая), наиболее четко отложилась в вашем творчестве и далась вам очень трудно? Спасибо большое.
Анна Тарубарова: Спасибо, Сергей.
Валерий Афанасьев: Был такой один момент, когда меня уговаривали на совершенно отрицательного бандита, абсолютно такого расхристанного. Не то что он совсем уж такой отрицательный, но который совершенно хабально, так сказать, и хамски ведет себя и с женой, и со всеми делами. Я говорю: "Ну, я могу это сыграть, но это будет игра. Во мне не то что нет этого, я могу это сыграть, но это будет игра". И в конечном итоге я переборол, так сказать, режиссера, и мы с ним сошлись на совершенно другой роли. Я не буду называть эту роль. Ну никак она мне… не то что не давалась. Я бы мог сыграть, но это был бы наигрыш, так сказать, и так далее, и так далее. Все-таки вы правы – есть типажность, есть, так сказать, фактурность, идущая от актера, от его природных данных.
А что касается роли, которую я бы… Вот последний сериал был, назывался "Благие намерения". Мне был очень дорог этот персонаж. Это мэр города, такой человек, который, так сказать, глава семьи, с очень непростой биографией. К финалу он практически умирает в этом сериале, но который приносит городу очень много, так сказать, положительных каких-то вещей, выстроив этот город…
Анна Тарубарова: Редкий персонаж в наше время.
Валерий Афанасьев: И с какой-то… ну, не то что благостью уходит из жизни, а с тем, что он что-то такое выполнил.
И еще одна была работа, которую я очень тоже, так сказать… как-то отношусь к ней очень серьезно. Такой был сериал, назывался он "Жизнь, которой не было". Это работа по Драйзеру, но на современном материале уже, как бы переписанная с "Американской трагедии" Теодора Драйзера. И я играл отца героя. Ну, такая роль, которая мне очень, так сказать, была интересна. И там я, как бы сказать, вместе с режиссером… не я дописывал, а он дописывал эту роль, беря от меня биографию моего родного брата, который был актером, провинциальным актером. И если у Драйзера он миссионер, отец героя, то здесь он такой провинциальный актер и режиссер. И режиссер все время расспрашивал про моего брата, который, так сказать, тоже был актером. Ну, старше меня. И я как бы чуть-чуть в чем-то играл его там. Вот эта роль мне была как-то очень дорога.
Анна Тарубарова: У нас еще один звонок – Маргарита из Санкт-Петербурга. Маргарита, слушаем вас.
Зритель: Вы знаете, хотелось просто по-человечески сказать этому актеру, что мы его все обожаем. Я из Санкт-Петербурга.
Анна Тарубарова: Культурная столица.
Зритель: Мы его просто любим и хотим ему пожелать творческих успехов, здоровья, благополучия, счастья.
Валерий Афанасьев: Спасибо огромное, спасибо.
Зритель: Ну просто мы его обожаем! Спасибо ему за его работу. Он ее выполняет от всей души, от всего сердца. Спасибо вам большое.
Валерий Афанасьев: Спасибо огромное.
Анна Тарубарова: Вот когда по улице идете, подходят, благодарят?
Валерий Афанасьев: Да, да, да, есть такой момент. И я как-то немножко глазки опускаю. И не потому, что… Я езжу на метро, я езжу на транспорте, так сказать. Ну, подходят.
Анна Тарубарова: Лидия нам звонит, следом звонок. Лидия?
Зритель: Алло. Да, здравствуйте.
Валерий Афанасьев: Да, здравствуйте.
Анна Тарубарова: Да-да, здравствуйте.
Зритель: Вы меня слышите? Вы меня слышите?
Анна Тарубарова: Слышим.
Зритель: Вы знаете, я хочу выразить актеру Валерию свое восхищение. Мне кажется, этот человек… Вот у меня он ассоциируется с людьми из той далекой России, из прошлого века, вот такой порядочный… Вы знаете, я немного волнуюсь, конечно. Повезло его жене. Вот он такой надежный тыл! Мне кажется, таких людей очень много должно быть, но у нас их, к сожалению, очень мало. И еще я смотрела фильм, сериал "Между нами, девочками" вот только из-за него. Как он органичен в этом фильме!
Анна Тарубарова: Про девочек.
Зритель: Я желаю вам здоровья. И мне хочется пожелать вам много-много ролей.
Валерий Афанасьев: Спасибо огромное, спасибо, спасибо. Я в этом сериале отца своего играю, да-да-да. Ну, отец был у меня очень такой серьезный человек, молчаливый, но никогда меня пальцем не трогал вообще, так сказать. И все его поговорочки такие я туда…
Анна Тарубарова: Какие, например?
Валерий Афанасьев: Ну, "понима-нет?" он говорил – слово "понимаешь, нет?". Знаете, он бывший военный, вот этот персонаж. И режиссер говорит: "Валера, надо какую-то взять такую поговорочку". Ну, мы так навскидку вспоминали – они все были уже где-то, так сказать, задействованы. Я говорю: "Ты знаешь, у меня отец сокращал слово "понимаешь, нет?". Ну, знаете, мусор такой у нас, мы говорим "так сказать" или еще что-то такое. И он сокращал "понимаешь, нет?" – он говорил "понима-нет?". "Я вот тебе так скажу. Понима-нет?" И вот так съедал. Я так туда и вкрапил.
Анна Тарубарова: Ушло в народ.
Валерий Афанасьев: Да-да. И потом уже сценаристы писали мне. Костюмеры спрашивают: "Валера, а что здесь написано? "Понимает, нет?". И уже сценаристы…
Анна Тарубарова: Фишка.
Валерий Афанасьев: Да-да-да. И персонаж даже, Галочка Петрова, она говорила: "Это вам не "понимает, нет?"!".
Анна Тарубарова: Запомню.
Валерий Афанасьев: Да. Так что я соавтор.
Анна Тарубарова: В одном из своих интервью вы сказали о том, что от материала должны быть мурашки. У вас или у зрителя, вы имели в виду?
Валерий Афанасьев: У меня для начала, конечно.
Анна Тарубарова: А от каждого материала мурашки?
Валерий Афанасьев: Нет, абсолютно нет, конечно нет.
Анна Тарубарова: А есть роли, которые вы отыграли и забыли?
Валерий Афанасьев: Да, производство. Театр – тем не менее производство. Я должен сделать это, как у нас говорят, на сливочном масле, понимаете, чтобы… Я не получаю от этого… но я все равно, так сказать, должен это сделать. Понимаете? Любая работа не может быть… не то что она проходная, но она как-то не попадает в какие-то твои уголочки, так сказать, но ты как профессионал это исполняешь.
А бывают такие вещи, которые ты читаешь – и сразу прямо у тебя возникает. И ты еще не знаешь, куда пойдет твоя, так сказать, вся эта природа актерская, но ты уже… И вот тут важно ее не расплескать и донести до премьеры. Понимаете? А потом уже через зал, так сказать, чтобы зал тебе откликался, а ты уже ему отдашь.
Анна Тарубарова: А где таких ролей у вас больше – в театре или в кино?
Валерий Афанасьев: В театре. Конечно, в театре.
Анна Тарубарова: Почему? И почему "конечно"?
Валерий Афанасьев: Ну, потому что, к сожалению, нет такой драматургии для меня, скажем, понимаете ли, которая… Может быть, она в будущем появится, все-таки хочется верить. В основном это, так сказать, военные или еще какие-то персонажи, и такой нет драматургии. Понимаете, я играл всего Гоголя, я играл Чехова, Булгакова, Жана Кокто, Курта Воннегута, Ионеско…
Анна Тарубарова: Понятно.
Валерий Афанасьев: Булгаков, Шекспир. Понимаете? Я играл Макбета, Полония и так далее, и так далее. Вот материал. Вообще на материале всегда… Я сейчас преподаю и студентам об этом говорю: только на материале раскрывается роль, на ролях, понимаете. А роли – это классика. И она неисчерпаема.
Анна Тарубарова: А есть такая роль, которую вы ждете? Может, того самого музыканта, которым вы не стали?
Валерий Афанасьев: Музыканта?
Анна Тарубарова: Которым не стали.
Валерий Афанасьев: Да, может быть, может быть, может быть…
Анна Тарубарова: Вот у вас гитара по случаю стоит.
Валерий Афанасьев: Гитара, да. Вы хотите, чтобы я спел?
Анна Тарубарова: Я знаю, что вы на кларнете хотели играть.
Валерий Афанасьев: Да-да-да.
Анна Тарубарова: Ну, раз кларнета нет, сыграйте нам на гитаре что-нибудь.
Валерий Афанасьев: Ну, я вам сразу скажу, что я не большой, так сказать, игрок на гитаре. Я еще пишу песни просто, понимаете?
Анна Тарубарова: А вы сейчас нам свое сыграете?
Валерий Афанасьев: Да, я сейчас спою вам песенку, она без названия.
Анна Тарубарова: Для настроения, а то осень у нас, хочется красоты.

ПЕСНЯ
В деревеньке под Парижем
Ты присядь к огню поближе,
Что в камине разведен,
Что в камине разведен.
Дети спят, устали звери,
И закрыты на ночь двери,
Не пуская лишних в дом,
Не пуская лишних в дом.
Ангел мой, я на секунду,
Я доказывать не буду,
Что люблю тебя сильней,
Что люблю тебя сильней.
Как в классическом сюжете,
Повторяется на свете
Все яснее и яснее,
Все ясней, ясней, ясней.
Мы разбрасываем камни
Чаще легкими руками,
Не задумываясь впредь,
Не задумываясь впредь,
Что придет когда-то время
Собирать сии каменья.
Но дожить бы, не сгореть,
Но дожить бы не сгореть…
Что нам выпало с тобою –
Все задумано судьбою.
Хочешь – верь или не верь.
Хочешь – верь или не верь.
Расстоянье – наша доля,
Наших расставаний боли.
Этой жизни круговерть,
Этой жизни круговерть.
В деревеньке под Парижем
Ты присядь к огню поближе,
Что в камине разведен,
Что в камине разведен.
Дети спят, устали звери,
И закрыты на ночь двери,
Не пуская лишних в дом,
Не пуская лишних в дом.
В деревеньке под Парижем,
В деревеньке под Парижем,
В деревеньке под Парижем,
В деревеньке под Парижем…

Анна Тарубарова: Здорово! Зрители пишут: "Браво! Вы талантливы во всем". И спрашивают, где можно услышать музыку вашу?
Валерий Афанасьев: Как сказать, где?
Анна Тарубарова: Это только дома, квартирники, для своих?
Валерий Афанасьев: Наверное, да. Ну, я не записываю, так сказать, нигде. Есть такой диск, но для себя, в общем. У меня нет, знаете, здравой паранойи пробиться. Просто как будто… Кто-то это услышал, кто-то не услышал.
Анна Тарубарова: Может, стоит задуматься?
Валерий Афанасьев: Ну, стоит, наверное, да. Причем есть возможность. Мне все время друг – он хороший звукорежиссер – говорит: "Когда ты придешь записываться ко мне?" Ну, созрею.
Анна Тарубарова: Значит, в следующий раз мы вас ждем с диском.
Валерий Афанасьев: Хорошо, ладно.
Анна Тарубарова: Спасибо вам.
Валерий Афанасьев: Спасибо и вам.

Анна Тарубарова: У нас в гостях был народный артист России Валерий Афанасьев. Увидимся через неделю.


Дата публикации: 03.11.2017

Дорогие друзья!

Предлагаем вам посмотреть запись передачи на канале ОТР с участием народного артиста России Валерия Афанасьева. В ней Валерий Алексеевич не только рассказывает о себе и своих ролях, в том числе и в спектакле "Царь Борис", но и поет под собственный аккомпанемент на гитаре.


Анна Тарубарова: Время "Антракта". В ближайшие 20 минут говорим с человеком, в лице которого страна потеряла спортсмена, музыканта, но приобрела царя, генерала, маршала. В студии "ОТРажения" сегодня мы встречаем народного артиста России Валерия Афанасьева. Здравствуйте, Валерий Алексеевич.
Валерий Афанасьев: Здравствуйте.
Анна Тарубарова: Хочется вам сказать: здравия желаю!
Валерий Афанасьев: Отнюдь. Вольно!
Анна Тарубарова: Уважаемые зрители, приглашаю вас к разговору. Звоните, пишите, задавайте свои вопросы.
Валерий Алексеевич, задалась непростой задачей – попыталась в фильмографии вашей посчитать, скольких людей в погонах вы сыграли.
Валерий Афанасьев: Я, честно говоря…
Анна Тарубарова: Получилось семь.
Валерий Афанасьев: Семь, да? А может, больше? Наверное, больше.
Анна Тарубарова: Может, больше. Я гуманитарий, могла ошибиться.
Валерий Афанасьев: Шутили, когда тебя вызывают на съемки, говорят: "Так, чтобы в гардеробе вся твоя одежда была. Тут генералы, генералиссимусы, маршалы, полковники и так далее". Ну, это шутка. Наверное, больше. Я думаю, что больше, наверное.
Анна Тарубарова: А еще был маршал Жуков, и не раз.
Валерий Афанасьев: Да, и не раз. В нескольких фильмах удалось мне прикоснуться к этому, так сказать, персонажу, скажем так, исторической личности, герою.
Анна Тарубарова: Как в вашей жизни возникло это амплуа "грозы врагов, отца солдатов"?
Валерий Афанасьев: Ну как? Я даже не знаю. Наверное, мама с папой такую внешность дали. Может быть, что-то такое. А вообще…
Анна Тарубарова: А дело во внешности разве?
Валерий Афанасьев: Ну да, вообще, конечно. Кино – это типаж, прежде всего. Конечно, хотелось бы выйти из этого амплуа. И я стараюсь, делаю что-то для этого, но тем не менее все равно как-то не очень. Я вообще и комедийный актер. Я заканчивал Вахтанговскую школу. Я очень люблю комедийные роли. А папа был военный, и я знаю, что такое портупея, запах портупеи, палатки прорезиненной, так сказать, плащ-палатки и так далее. Но я никогда не хотел быть военным, хотя мама мне говорила: "Сыночек, иди в академию медицинскую, военную". Я сказал: "Я крови боюсь. Нет, мама".
Анна Тарубарова: А на экране не боитесь?
Валерий Афанасьев: Ну а что делать? Я не боюсь, когда меня убивают на экране. Некоторые актеры, знаете, боятся, что их убивают на экране и так далее. В этом смысле я не суеверный абсолютно человек.
Анна Тарубарова: Я вас понимаю, меня тоже в военных готовили. Но вы-то готовились…
Валерий Афанасьев: Вас?
Анна Тарубарова: Меня, да. Но вы-то готовились в гимнасты, в музыканты.
Валерий Афанасьев: Ну, я не в гимнасты готовился. Просто я занимался спортом, причем достаточно яростно. Но я совершенно не подходил к этому по своей фактуре, так сказать, к этому виду спорту. Но я очень яростно… Я мечтал быть чемпионом мира, что я стою на пьедестале. Тогда тоже какая-то роль была. Даже тренер меня называл: "Валерьян, артист!" – потому что вольные упражнения больше всего получались, так сказать. И я был очень гнущийся и даже на поперечном шпагате сидел.
Анна Тарубарова: А сейчас как со спортом? Дружите?
Валерий Афанасьев: Сейчас? Нет, я не дружу. Знаете, когда внуки приезжают ко мне, разбрасывают игрушки всякие и прочее-прочее, я на утро собираю. Вот это весь мой, так сказать, вид спорта. По всем углам!
Анна Тарубарова: То есть военного порядка в доме нет?
Валерий Афанасьев: Нет, я люблю порядок, я люблю. Я никогда не сяду за стол что-то учить, или что-то делать, или что-то писать такое, если у меня не убрано. Говорят, что Карл Маркс писал просто на углу, все отодвигал и как-то среди пыли писал свой "Капитал".
Анна Тарубарова: Творческий беспорядок.
Валерий Афанасьев: Нет, я должен привести все в порядок, помыть всю посуду, что-то приготовить, убраться в квартире и сесть, если что-то важное нужно – допустим, к роли готовиться, учить начать. Хотя я могу учить где угодно, лишь бы было что учить.
Анна Тарубарова: Ну, тогда у меня сразу вопрос. Это же не царское дело все убирать. А у вас вот роль, премьера в Малом театре – и сразу царь.
Валерий Афанасьев: Нет, я люблю… А, ну да.
Анна Тарубарова: Давайте про премьеру. Каково это?
Валерий Афанасьев: Ну, каково? Это страшно. Вообще, это страшно. Знаете, я испытывал такие два волнения в жизни, выходя на сцену, ну, кроме всего прочего, конечно.
Одно было волнение, когда мы привезли… А я работал в Театре на Юго-Западе, и мы привезли "Мастера и Маргариту" в Израиль, и я играл Пилата. И я выходил на сцену в первом спектакле – у меня колени дрожали! Не знаю – почему. Ну, я не накачивал себя, просто так произошло. Я играю Пилата в стране, где был казнен Иисус. Понимаете? И так далее. И я дал на это добро как персонаж.
И второй момент – когда мы сдавали Юрию Мефодьевичу Соломину спектакль "Царь Борис". И я все-таки уже третий исполнитель, не считая Южина (Сумбатова), который еще в те годы играл. У меня тремор был страшный совершенно.
Анна Тарубарова: А как справляться с этим тремором, с коленками дрожащими?
Валерий Афанасьев: Ой, я даже не знаю…
Анна Тарубарова: Что делать?
Валерий Афанасьев: Выдыхайте – вдыхайте. Выдыхайте – вдыхайте. Мой педагог, один из педагогов, Вера Константиновна Львова, она девочек учила… Раньше ведь ходили в таких ботиночках, знаете, много-много шнурков. Вот такие ботиночки были у девушек в те еще незапамятные времена. Она говорит: "Развяжите все и опять завяжите – и вот тогда перед сценой вы уймете ваше волнение". Я помню, она рассказывала. А я тоже иногда так делаю.
Анна Тарубарова: Нам звонит Александр из Екатеринбурга, давайте его послушаем. Александр, здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер.
Валерий Афанасьев: Добрый вечер.
Зритель: Я преклоняюсь перед вашим талантом. Большое вам спасибо за роли военных. Сам отслужил 25 с лишним лет, сейчас на пенсии, седьмой десяток уже. Больших вам творческих успехов. И большое-большое вам сердечное спасибо!
Валерий Афанасьев: Спасибо большое, спасибо огромное.
Зритель: Удачи и здоровья вам!
Валерий Афанасьев: Спасибо. Буду стараться.
Анна Тарубарова: Вот вам не надоело играть военных?
Валерий Афанасьев: Нет, нет абсолютно. Сначала я как-то комплексовал по этому поводу, масса вопросов и так далее, и так далее – от шуток до каких-то таких подколов, так сказать. А потом, понимаете, в каждой роли всегда можно что-то найти. А какая разница, что он военный или не военный, понимаете? Он же все равно человек. Так что вот это человеческое найти. И вообще это же такое благородство этой профессии, несмотря на всю, так сказать, опасность и так далее, и так далее этой профессии.
Анна Тарубарова: Понимаю. А давайте о царе поговорим. Все-таки он там такой отрицательный персонаж, да? И как-то испытывать к нему какие-то приятные чувства, симпатию вряд ли получится. Но тем не менее, я специально готовилась и читала, что критики следующим образом отзываются по поводу вашего царя Бориса: этот художественный персонаж в вашем исполнении располагает к себе, "смотришь – и начинаешь сострадать к нему". Означает ли это, что вы намеренно так делаете, что вы сами испытываете к нему сострадание, жалость?
Валерий Афанасьев: Да, да, да. И с режиссером мы об этом говорили – как можно дольше протянуть этот момент, когда человек с добром приходит, совершив, да, преступление, да, так сказать, во имя страны и во имя Руси. Как можно дольше вот эту ниточку протянуть… ну, не то что доброты. Не страхом, а любовью, понимаете? Я хочу с людьми… так сказать, нести любовь к людям, прежде всего, чтобы люди понимали добро мое. И он много чего сделал, если говорить об историческом персонаже.
Но есть еще и персонаж, написанный Алексеем Толстым. И там есть моменты, где можно проявить вот это качество доброты и какой-то… Ведь как он с дочерью, как он с сыном, как он с Христианом, которого он, так сказать, прочит в женихи. Отверг английского, а выбрал сам, понимаете, по своему образу и подобию датского принца. Понимаете? И как можно дольше. И постепенно как судьба его… вот эта машина власти его начинает перемалывать самого. И все то, что он совершил до того, все всплывает.
Анна Тарубарова: В общем, как всегда – бытие определяет сознание. У нас звонок из Владимира, нам звонит Сергей. Сергей, здравствуйте.
Зритель: Да, добрый вечер.
Анна Тарубарова: Добрый.
Валерий Афанасьев: Да, здравствуйте.
Зритель: Огромное впечатление производит приглашенный гость, артист, который так или иначе помнится и по советскому кинематографу. На самом деле такое выразительное лицо и фактурная внешность прежде всего обозначилась в истории современного российского кино.
Я бы хотел задать ему вопрос. Вы упомянули такое слово "амплуа". По нынешним сериалам, рекламам и, тем более, многим фильмам многие актеры, тем более из молодой плеяды, сейчас стремятся заработать как можно больше денег. Не могли бы вы пример привести из своего кинематографического творчества. Приходилось ли вас уговаривать на какую-то определенную роль? И какая роль, если это было (в том числе, может быть, и другая), наиболее четко отложилась в вашем творчестве и далась вам очень трудно? Спасибо большое.
Анна Тарубарова: Спасибо, Сергей.
Валерий Афанасьев: Был такой один момент, когда меня уговаривали на совершенно отрицательного бандита, абсолютно такого расхристанного. Не то что он совсем уж такой отрицательный, но который совершенно хабально, так сказать, и хамски ведет себя и с женой, и со всеми делами. Я говорю: "Ну, я могу это сыграть, но это будет игра. Во мне не то что нет этого, я могу это сыграть, но это будет игра". И в конечном итоге я переборол, так сказать, режиссера, и мы с ним сошлись на совершенно другой роли. Я не буду называть эту роль. Ну никак она мне… не то что не давалась. Я бы мог сыграть, но это был бы наигрыш, так сказать, и так далее, и так далее. Все-таки вы правы – есть типажность, есть, так сказать, фактурность, идущая от актера, от его природных данных.
А что касается роли, которую я бы… Вот последний сериал был, назывался "Благие намерения". Мне был очень дорог этот персонаж. Это мэр города, такой человек, который, так сказать, глава семьи, с очень непростой биографией. К финалу он практически умирает в этом сериале, но который приносит городу очень много, так сказать, положительных каких-то вещей, выстроив этот город…
Анна Тарубарова: Редкий персонаж в наше время.
Валерий Афанасьев: И с какой-то… ну, не то что благостью уходит из жизни, а с тем, что он что-то такое выполнил.
И еще одна была работа, которую я очень тоже, так сказать… как-то отношусь к ней очень серьезно. Такой был сериал, назывался он "Жизнь, которой не было". Это работа по Драйзеру, но на современном материале уже, как бы переписанная с "Американской трагедии" Теодора Драйзера. И я играл отца героя. Ну, такая роль, которая мне очень, так сказать, была интересна. И там я, как бы сказать, вместе с режиссером… не я дописывал, а он дописывал эту роль, беря от меня биографию моего родного брата, который был актером, провинциальным актером. И если у Драйзера он миссионер, отец героя, то здесь он такой провинциальный актер и режиссер. И режиссер все время расспрашивал про моего брата, который, так сказать, тоже был актером. Ну, старше меня. И я как бы чуть-чуть в чем-то играл его там. Вот эта роль мне была как-то очень дорога.
Анна Тарубарова: У нас еще один звонок – Маргарита из Санкт-Петербурга. Маргарита, слушаем вас.
Зритель: Вы знаете, хотелось просто по-человечески сказать этому актеру, что мы его все обожаем. Я из Санкт-Петербурга.
Анна Тарубарова: Культурная столица.
Зритель: Мы его просто любим и хотим ему пожелать творческих успехов, здоровья, благополучия, счастья.
Валерий Афанасьев: Спасибо огромное, спасибо.
Зритель: Ну просто мы его обожаем! Спасибо ему за его работу. Он ее выполняет от всей души, от всего сердца. Спасибо вам большое.
Валерий Афанасьев: Спасибо огромное.
Анна Тарубарова: Вот когда по улице идете, подходят, благодарят?
Валерий Афанасьев: Да, да, да, есть такой момент. И я как-то немножко глазки опускаю. И не потому, что… Я езжу на метро, я езжу на транспорте, так сказать. Ну, подходят.
Анна Тарубарова: Лидия нам звонит, следом звонок. Лидия?
Зритель: Алло. Да, здравствуйте.
Валерий Афанасьев: Да, здравствуйте.
Анна Тарубарова: Да-да, здравствуйте.
Зритель: Вы меня слышите? Вы меня слышите?
Анна Тарубарова: Слышим.
Зритель: Вы знаете, я хочу выразить актеру Валерию свое восхищение. Мне кажется, этот человек… Вот у меня он ассоциируется с людьми из той далекой России, из прошлого века, вот такой порядочный… Вы знаете, я немного волнуюсь, конечно. Повезло его жене. Вот он такой надежный тыл! Мне кажется, таких людей очень много должно быть, но у нас их, к сожалению, очень мало. И еще я смотрела фильм, сериал "Между нами, девочками" вот только из-за него. Как он органичен в этом фильме!
Анна Тарубарова: Про девочек.
Зритель: Я желаю вам здоровья. И мне хочется пожелать вам много-много ролей.
Валерий Афанасьев: Спасибо огромное, спасибо, спасибо. Я в этом сериале отца своего играю, да-да-да. Ну, отец был у меня очень такой серьезный человек, молчаливый, но никогда меня пальцем не трогал вообще, так сказать. И все его поговорочки такие я туда…
Анна Тарубарова: Какие, например?
Валерий Афанасьев: Ну, "понима-нет?" он говорил – слово "понимаешь, нет?". Знаете, он бывший военный, вот этот персонаж. И режиссер говорит: "Валера, надо какую-то взять такую поговорочку". Ну, мы так навскидку вспоминали – они все были уже где-то, так сказать, задействованы. Я говорю: "Ты знаешь, у меня отец сокращал слово "понимаешь, нет?". Ну, знаете, мусор такой у нас, мы говорим "так сказать" или еще что-то такое. И он сокращал "понимаешь, нет?" – он говорил "понима-нет?". "Я вот тебе так скажу. Понима-нет?" И вот так съедал. Я так туда и вкрапил.
Анна Тарубарова: Ушло в народ.
Валерий Афанасьев: Да-да. И потом уже сценаристы писали мне. Костюмеры спрашивают: "Валера, а что здесь написано? "Понимает, нет?". И уже сценаристы…
Анна Тарубарова: Фишка.
Валерий Афанасьев: Да-да-да. И персонаж даже, Галочка Петрова, она говорила: "Это вам не "понимает, нет?"!".
Анна Тарубарова: Запомню.
Валерий Афанасьев: Да. Так что я соавтор.
Анна Тарубарова: В одном из своих интервью вы сказали о том, что от материала должны быть мурашки. У вас или у зрителя, вы имели в виду?
Валерий Афанасьев: У меня для начала, конечно.
Анна Тарубарова: А от каждого материала мурашки?
Валерий Афанасьев: Нет, абсолютно нет, конечно нет.
Анна Тарубарова: А есть роли, которые вы отыграли и забыли?
Валерий Афанасьев: Да, производство. Театр – тем не менее производство. Я должен сделать это, как у нас говорят, на сливочном масле, понимаете, чтобы… Я не получаю от этого… но я все равно, так сказать, должен это сделать. Понимаете? Любая работа не может быть… не то что она проходная, но она как-то не попадает в какие-то твои уголочки, так сказать, но ты как профессионал это исполняешь.
А бывают такие вещи, которые ты читаешь – и сразу прямо у тебя возникает. И ты еще не знаешь, куда пойдет твоя, так сказать, вся эта природа актерская, но ты уже… И вот тут важно ее не расплескать и донести до премьеры. Понимаете? А потом уже через зал, так сказать, чтобы зал тебе откликался, а ты уже ему отдашь.
Анна Тарубарова: А где таких ролей у вас больше – в театре или в кино?
Валерий Афанасьев: В театре. Конечно, в театре.
Анна Тарубарова: Почему? И почему "конечно"?
Валерий Афанасьев: Ну, потому что, к сожалению, нет такой драматургии для меня, скажем, понимаете ли, которая… Может быть, она в будущем появится, все-таки хочется верить. В основном это, так сказать, военные или еще какие-то персонажи, и такой нет драматургии. Понимаете, я играл всего Гоголя, я играл Чехова, Булгакова, Жана Кокто, Курта Воннегута, Ионеско…
Анна Тарубарова: Понятно.
Валерий Афанасьев: Булгаков, Шекспир. Понимаете? Я играл Макбета, Полония и так далее, и так далее. Вот материал. Вообще на материале всегда… Я сейчас преподаю и студентам об этом говорю: только на материале раскрывается роль, на ролях, понимаете. А роли – это классика. И она неисчерпаема.
Анна Тарубарова: А есть такая роль, которую вы ждете? Может, того самого музыканта, которым вы не стали?
Валерий Афанасьев: Музыканта?
Анна Тарубарова: Которым не стали.
Валерий Афанасьев: Да, может быть, может быть, может быть…
Анна Тарубарова: Вот у вас гитара по случаю стоит.
Валерий Афанасьев: Гитара, да. Вы хотите, чтобы я спел?
Анна Тарубарова: Я знаю, что вы на кларнете хотели играть.
Валерий Афанасьев: Да-да-да.
Анна Тарубарова: Ну, раз кларнета нет, сыграйте нам на гитаре что-нибудь.
Валерий Афанасьев: Ну, я вам сразу скажу, что я не большой, так сказать, игрок на гитаре. Я еще пишу песни просто, понимаете?
Анна Тарубарова: А вы сейчас нам свое сыграете?
Валерий Афанасьев: Да, я сейчас спою вам песенку, она без названия.
Анна Тарубарова: Для настроения, а то осень у нас, хочется красоты.

ПЕСНЯ
В деревеньке под Парижем
Ты присядь к огню поближе,
Что в камине разведен,
Что в камине разведен.
Дети спят, устали звери,
И закрыты на ночь двери,
Не пуская лишних в дом,
Не пуская лишних в дом.
Ангел мой, я на секунду,
Я доказывать не буду,
Что люблю тебя сильней,
Что люблю тебя сильней.
Как в классическом сюжете,
Повторяется на свете
Все яснее и яснее,
Все ясней, ясней, ясней.
Мы разбрасываем камни
Чаще легкими руками,
Не задумываясь впредь,
Не задумываясь впредь,
Что придет когда-то время
Собирать сии каменья.
Но дожить бы, не сгореть,
Но дожить бы не сгореть…
Что нам выпало с тобою –
Все задумано судьбою.
Хочешь – верь или не верь.
Хочешь – верь или не верь.
Расстоянье – наша доля,
Наших расставаний боли.
Этой жизни круговерть,
Этой жизни круговерть.
В деревеньке под Парижем
Ты присядь к огню поближе,
Что в камине разведен,
Что в камине разведен.
Дети спят, устали звери,
И закрыты на ночь двери,
Не пуская лишних в дом,
Не пуская лишних в дом.
В деревеньке под Парижем,
В деревеньке под Парижем,
В деревеньке под Парижем,
В деревеньке под Парижем…

Анна Тарубарова: Здорово! Зрители пишут: "Браво! Вы талантливы во всем". И спрашивают, где можно услышать музыку вашу?
Валерий Афанасьев: Как сказать, где?
Анна Тарубарова: Это только дома, квартирники, для своих?
Валерий Афанасьев: Наверное, да. Ну, я не записываю, так сказать, нигде. Есть такой диск, но для себя, в общем. У меня нет, знаете, здравой паранойи пробиться. Просто как будто… Кто-то это услышал, кто-то не услышал.
Анна Тарубарова: Может, стоит задуматься?
Валерий Афанасьев: Ну, стоит, наверное, да. Причем есть возможность. Мне все время друг – он хороший звукорежиссер – говорит: "Когда ты придешь записываться ко мне?" Ну, созрею.
Анна Тарубарова: Значит, в следующий раз мы вас ждем с диском.
Валерий Афанасьев: Хорошо, ладно.
Анна Тарубарова: Спасибо вам.
Валерий Афанасьев: Спасибо и вам.

Анна Тарубарова: У нас в гостях был народный артист России Валерий Афанасьев. Увидимся через неделю.


Дата публикации: 03.11.2017