Новости

​КЛАССОВАЯ СХВАТКА

«Трамвай «Желание»» Т. Уильямса

Малый театр, режиссер Сергей Потапов, художник В. Беспалова.


Западная переводная драматургия в репертуаре этой цитадели русской классики — редкость, раритет. И спектакль так и выглядит — отдельно, и идет на Малой сцене филиала поэтому. При всей иллюстративности по отношению к Уильямсу и нежелании режиссера вторгаться в замысел драматурга, в спектакле чувствуются нерв и ритм сегодняшнего дня. Намечена (но только намечена) любопытная тема: Бланш, которую играет народная артистка Елена Харитонова, — человек театра, манерная, всматривающаяся в несуществующую точку, с блуждающими многозначительными эмоциями на лице, часто со словно выродившейся мимикой. Человек элитарной культуры, она залетела в реальность из далекого прошлого, не заметив, как резко поменялось время. И ее бытовое поведение — по законам театра, масочной природы, с наглядным страданием и страстью к публичной перемене костюмов — тут, в здешности, в горизонтальных эгалитарных отношениях выглядит, как неуместное кривлянье, раздражающий фактор. Многозначительная сложность, которая скрывает звенящую пустоту и неконкретность, непрактичность. Нездоровье, которое требует пространства для себя чуть больше, чем даже пышущая здоровьем жизнь молодых влюбленных, ждущих пополнения семейства, расширения своей зоны. Стелла и Стэнли (Ольга Абрамова и сам Сергей Потапов) — люди, стоящие крепко на земле. В спектакле есть несколько весьма впечатляющих эротических сцен вольного телесного характера, в особенности если учитывать репутацию национальной сцены. И это очень и очень здорово, так как ярко проявляет характер персонажей и философию Теннесси Уильямса. Тот здраво и справедливо верил в то, что сексуальный инстинкт, либидо — это то, что заставляет человека смириться с жизнью, принять ее с радостью, испытать восторг перед неуютным жестоким миром. Миром правит сексуальное желание — то самое, что в заглавии пьесы. У Бланш оно выродилось, а у Митча не родилось. В этом и вся проблема. А эти двое счастливы и устраняют препятствие, которое сокрушило в лоскуты их домашний покой. Таков жестокий психотерапевтический анализ Уильямса.


Стелла Ольги Абрамовой — взволнованная, чувственная, с обволакивающим взором, крепко держащаяся за реальность, особенно когда уже сильно беременна. Возникает ощущение, что она держит целый мир в своих руках, охраняя зону комфорта для младенчика. У Ковальского тоже все неплохо, правда, ненависти значительно больше, чем любви. Медленно, стадийно Стэнли взвращивает в себе озверевшего хозяина, офигевающего от бесцеремонной гостьи, которой всегда много. Сумрачный, свирепый, с низким голосом — когда он рядом с Бланш, это словно диалог монтировщика декораций и балерины в образе перед выходом на сцену. В этом спектакле Стэнли буквально слышит, как Бланш поносит его, называя животным. Такое выдержит не каждый, и в бунте Ковальского против пустотелой сложности Бланш содержится классовый бунт плебея, который смертельно устал от вечной указки высшего класса, что и как ему делать. Перед изнасилованием Стэнли выходит в своей любимой пижаме, которую намеревается разорвать после рождения младенца. И жест повязывания пояса на пижаме напоминает жест самбиста перед схваткой. Ходит боком, подпрыгивая от ожидания, рассматривая, как удобнее взяться за жертву. Хотя, разумеется, в такой концепции есть некоторое выпрямление уильямсовского драматизма. Но это уже, как говорится, на вырост.


На самом деле надо сказать главное, чем этот спектакль важен. В кои веки в Малом театре появился интересный молодой режиссер из своей собственной среды, не варяг. Сергей когда-то прекрасно дебютировал в роли ухарского Андрея Титыча с удалым русским танцем в пьесе Островского «День на день не приходится». Были и дальше актерские успехи. Теперь Потапов поставил спектакль, который одновременно и существует в традициях актерской школы Малого театра, и пытается предложить хоть какую-то альтернативу традиционному репертуару. Самое время театру эту инициативу как можно более активно поддержать.


Павел Руднев, "Петербургский театральный журнал"


Дата публикации: 20.12.2016

«Трамвай «Желание»» Т. Уильямса

Малый театр, режиссер Сергей Потапов, художник В. Беспалова.


Западная переводная драматургия в репертуаре этой цитадели русской классики — редкость, раритет. И спектакль так и выглядит — отдельно, и идет на Малой сцене филиала поэтому. При всей иллюстративности по отношению к Уильямсу и нежелании режиссера вторгаться в замысел драматурга, в спектакле чувствуются нерв и ритм сегодняшнего дня. Намечена (но только намечена) любопытная тема: Бланш, которую играет народная артистка Елена Харитонова, — человек театра, манерная, всматривающаяся в несуществующую точку, с блуждающими многозначительными эмоциями на лице, часто со словно выродившейся мимикой. Человек элитарной культуры, она залетела в реальность из далекого прошлого, не заметив, как резко поменялось время. И ее бытовое поведение — по законам театра, масочной природы, с наглядным страданием и страстью к публичной перемене костюмов — тут, в здешности, в горизонтальных эгалитарных отношениях выглядит, как неуместное кривлянье, раздражающий фактор. Многозначительная сложность, которая скрывает звенящую пустоту и неконкретность, непрактичность. Нездоровье, которое требует пространства для себя чуть больше, чем даже пышущая здоровьем жизнь молодых влюбленных, ждущих пополнения семейства, расширения своей зоны. Стелла и Стэнли (Ольга Абрамова и сам Сергей Потапов) — люди, стоящие крепко на земле. В спектакле есть несколько весьма впечатляющих эротических сцен вольного телесного характера, в особенности если учитывать репутацию национальной сцены. И это очень и очень здорово, так как ярко проявляет характер персонажей и философию Теннесси Уильямса. Тот здраво и справедливо верил в то, что сексуальный инстинкт, либидо — это то, что заставляет человека смириться с жизнью, принять ее с радостью, испытать восторг перед неуютным жестоким миром. Миром правит сексуальное желание — то самое, что в заглавии пьесы. У Бланш оно выродилось, а у Митча не родилось. В этом и вся проблема. А эти двое счастливы и устраняют препятствие, которое сокрушило в лоскуты их домашний покой. Таков жестокий психотерапевтический анализ Уильямса.


Стелла Ольги Абрамовой — взволнованная, чувственная, с обволакивающим взором, крепко держащаяся за реальность, особенно когда уже сильно беременна. Возникает ощущение, что она держит целый мир в своих руках, охраняя зону комфорта для младенчика. У Ковальского тоже все неплохо, правда, ненависти значительно больше, чем любви. Медленно, стадийно Стэнли взвращивает в себе озверевшего хозяина, офигевающего от бесцеремонной гостьи, которой всегда много. Сумрачный, свирепый, с низким голосом — когда он рядом с Бланш, это словно диалог монтировщика декораций и балерины в образе перед выходом на сцену. В этом спектакле Стэнли буквально слышит, как Бланш поносит его, называя животным. Такое выдержит не каждый, и в бунте Ковальского против пустотелой сложности Бланш содержится классовый бунт плебея, который смертельно устал от вечной указки высшего класса, что и как ему делать. Перед изнасилованием Стэнли выходит в своей любимой пижаме, которую намеревается разорвать после рождения младенца. И жест повязывания пояса на пижаме напоминает жест самбиста перед схваткой. Ходит боком, подпрыгивая от ожидания, рассматривая, как удобнее взяться за жертву. Хотя, разумеется, в такой концепции есть некоторое выпрямление уильямсовского драматизма. Но это уже, как говорится, на вырост.


На самом деле надо сказать главное, чем этот спектакль важен. В кои веки в Малом театре появился интересный молодой режиссер из своей собственной среды, не варяг. Сергей когда-то прекрасно дебютировал в роли ухарского Андрея Титыча с удалым русским танцем в пьесе Островского «День на день не приходится». Были и дальше актерские успехи. Теперь Потапов поставил спектакль, который одновременно и существует в традициях актерской школы Малого театра, и пытается предложить хоть какую-то альтернативу традиционному репертуару. Самое время театру эту инициативу как можно более активно поддержать.


Павел Руднев, "Петербургский театральный журнал"


Дата публикации: 20.12.2016