Новости

​В СПЕКТАКЛЕ ЗАНЯТЫ. МИХАИЛ МАРТЬЯНОВ

Поводом для разговора с артистом стала его роль в спектакле «Молодость Людовика XIV», где ему удалось воплотить на сцене образ будущего Короля-Солнце таким, каким его представил миру знаменитый создатель «Трех мушкетеров» Александр Дюма (Режиссёр-постановщик - народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Юрий Соломин). Кроме того, Михаил рассказал нам о своей последней премьере «Поздняя любовь» А.Н.Островского и о том, что счастливый финал не всегда такой, каким кажется. Интервью опубликовано в газете «Малый театр», 1 (43) 2016.



- Расскажи о спектакле «Молодость Людовика XIV», о своем герое.


- Во-первых, эта роль пересекается с реальной исторической личностью. Мой Людовик - персонаж придуманный, но есть и прототип - король Франции Людовик XIV, существовавший в реальности. Это создает определенные рамки, но в тоже время и разрушает преграды. Важно, когда есть исторический или литературный материал, на который можно опереться. Он помогает тебе – актеру.
У меня была роль в спектакле «Усилия любви», где я играл короля Наварры. Изучая роль, я наткнулся информацию о том, что мой король Фердинанд вполне мог бы быть Генрихом IV, дедом короля Людовика XIV. Когда я об этом узнал, мне сама мысль очень понравилась и стала небольшим трамплином в моей работе.




- Сложно ли рождался образ?




- Нет, не сложно. Наверное, многое зависело от режиссера, он с самого начала репетировал с нами очень спокойно. Мы подробно разбирали текст за столом, и незаметно для нас, складывалась реальная история. Но я уверен, что эту неспешность, спокойствие, отсутствие в работе нервности и нехорошей паники, уверенность в том, что мы идем в правильном направлении дал нам Юрий Мефодьевич Соломин. Он говорил, что все будет идти своим чередом и в своем темпе развития. Так и вышло.




- Сознательно ли вы сократили любовную линию?




- Конечно, мы с Лерой Князевой, исполнительницей роли Марии Манчини, хотели показать больше, но режиссер принял решение и спорить с ним мы не стали. Большую любовную сцену убрали, но решили сыграть эти эмоции в отношениях двух персонажей в других сценах.




- Любовные письма Марии, которые Людовик находит, адресованы не ему, а другому человеку. Это первый формальный повод к расставанию с ней или это действительно в его глазах настоящее предательство?




- Я думаю, что эмоциональное восприятие у Людовика в тот момент сильнее рационального и болезненно его «обжигает». Когда женщина предает, это в любом случае сильный удар. Простить ее предательство невозможно. К слову сказать, это и мое личное мнение. Но и использовать это предательство, как повод расстаться с возлюбленной – невозможно, она очень много для него значит. Конечно, расставание для короля мучительно, хотя Людовик и сознает, что расстаться с Марией – необходимая жертва во имя его королевского будущего. Хотя, я никогда не думал об их романе в таком ракурсе; не размышлял о том, что было бы, если бы они остались вместе? Возможно, что обозначенное в пьесе сильное потрясение изменило жизненный путь короля.




- А что ты скажешь о легендарной дружбе твоего героя с Мольером? Как в простом подмастерье король угадал великого драматурга?




- Вот это и отличает рядового человека от личности выдающейся – чувствительность к особенному, уникальному. Почему великие правители находили гениальных архитекторов, композиторов, писателей, драматургов? Мольер для короля Франции не просто бывший обойщик, актер, писатель... Дар отличать особенное, гениальное от посредственного и обыкновенного и выделяет Людовика среди других. Мольер обладал уникальным, восхитительным талантом и не мог быть не замечен умнейшим властителем Франции. Я верю в то, что Людовик какое-то время мог доверять ему и что он некоторое время был очень близким для короля человеком.




- А чем тогда объяснить их разрыв в конце жизни? Почему два великих человека, пройдя вместе такой путь, прекратили отношения в финале?




- Мне кажется, ответ на этот вопрос есть в нашем спектакле «Жизнь и любовь господина де Мольера», где речь идет о конце истории Людовика и Мольера. Что происходит, когда друг становится врагом? Мне кажется, сам Мольер запутался в конце пути, что у него в душе и сознании переплелись черные и белые краски. Король не способен находиться рядом с человеком, очерняющим его образ. Он тоже мучается при разрыве, ему нелегко поступить подобным образом. Это мука для него – отвергнуть друга, во имя спасения собственной королевской репутации и самого государства. Король, который дружит с «развратником» и разрушителем морали, – это уже не Король.




- Тебе самому каких героев интереснее играть – положительных или отрицательных?




- Мне это неважно. В любом положительном герое можно найти червоточину, ошибки и грехи, которые интересно играть. А в отрицательном герое – такие свойства, как доброта или храбрость, дерзость. В спектакле «Поздняя любовь», например, кажется, что герой отрицательный, а к концу он перерождается. Мы же все - люди и понимаем, что порой нами управляют наши грешные желания, а не совесть и разум.




- Твой Николай в «Поздней любви» когда перерождается? Он берет документ у любящей его молодой женщины, зная, что ломает ее жизнь, что ради него она предает отца. Когда и почему Николай меняет свое решение?




- Так буквально я стараюсь роль не разбирать, иначе у меня не останется воздуха. А пока затрудняюсь ответить, когда именно Николай решил, что деньги он не возьмет. Возможно, через несколько спектаклей я смогу ответить на этот вопрос, но пока точку перелома не нащупал. Знаю, что душевный переворот в моем герое совершится, но пока не назову момента. Может быть, все происходит постепенно и решение пришло к нему тогда, когда зрители вовсе не видят его на сцене. То, что он перерождается, - это точно, но не факт, что он поменяет жизнь полностью. Это не столько зависит от него, сколько от обстоятельств, потому и финал неопределенный и открытый. Мы не утверждаем, что влюбленные будут счастливы. Есть финальная мизансцена, есть ощущение положительного конца, но как сложатся их судьбы, мы не знаем. Я понимаю, что человек не может измениться в одночасье. Просто сейчас в их жизни наступает момент, когда они оба повернулись к свету. И героиня заслужила покой и счастье рядом с Николаем. Мне бы хотелось, чтобы зритель чувствовал и понимал, что это не конец истории, а конец определенного ее этапа.
Финал почти сказочный, счастливый! Хорошо, чтобы зритель это понимал. Мне кажется, ко многим пьесам Островского подходит определение – сказочный финал. Но пусть каждый решит для себя, может ли такое случиться в жизни? Если зритель думает, что такого в жизни быть не может, и не верит в перерождение моего героя, то пусть это будет притча, которую мы показываем для того, чтобы заставить людей поразмышлять о своей судьбе.




Беседовала Дарья Антонова


Дата публикации: 13.04.2016

Поводом для разговора с артистом стала его роль в спектакле «Молодость Людовика XIV», где ему удалось воплотить на сцене образ будущего Короля-Солнце таким, каким его представил миру знаменитый создатель «Трех мушкетеров» Александр Дюма (Режиссёр-постановщик - народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Юрий Соломин). Кроме того, Михаил рассказал нам о своей последней премьере «Поздняя любовь» А.Н.Островского и о том, что счастливый финал не всегда такой, каким кажется. Интервью опубликовано в газете «Малый театр», 1 (43) 2016.



- Расскажи о спектакле «Молодость Людовика XIV», о своем герое.


- Во-первых, эта роль пересекается с реальной исторической личностью. Мой Людовик - персонаж придуманный, но есть и прототип - король Франции Людовик XIV, существовавший в реальности. Это создает определенные рамки, но в тоже время и разрушает преграды. Важно, когда есть исторический или литературный материал, на который можно опереться. Он помогает тебе – актеру.
У меня была роль в спектакле «Усилия любви», где я играл короля Наварры. Изучая роль, я наткнулся информацию о том, что мой король Фердинанд вполне мог бы быть Генрихом IV, дедом короля Людовика XIV. Когда я об этом узнал, мне сама мысль очень понравилась и стала небольшим трамплином в моей работе.




- Сложно ли рождался образ?




- Нет, не сложно. Наверное, многое зависело от режиссера, он с самого начала репетировал с нами очень спокойно. Мы подробно разбирали текст за столом, и незаметно для нас, складывалась реальная история. Но я уверен, что эту неспешность, спокойствие, отсутствие в работе нервности и нехорошей паники, уверенность в том, что мы идем в правильном направлении дал нам Юрий Мефодьевич Соломин. Он говорил, что все будет идти своим чередом и в своем темпе развития. Так и вышло.




- Сознательно ли вы сократили любовную линию?




- Конечно, мы с Лерой Князевой, исполнительницей роли Марии Манчини, хотели показать больше, но режиссер принял решение и спорить с ним мы не стали. Большую любовную сцену убрали, но решили сыграть эти эмоции в отношениях двух персонажей в других сценах.




- Любовные письма Марии, которые Людовик находит, адресованы не ему, а другому человеку. Это первый формальный повод к расставанию с ней или это действительно в его глазах настоящее предательство?




- Я думаю, что эмоциональное восприятие у Людовика в тот момент сильнее рационального и болезненно его «обжигает». Когда женщина предает, это в любом случае сильный удар. Простить ее предательство невозможно. К слову сказать, это и мое личное мнение. Но и использовать это предательство, как повод расстаться с возлюбленной – невозможно, она очень много для него значит. Конечно, расставание для короля мучительно, хотя Людовик и сознает, что расстаться с Марией – необходимая жертва во имя его королевского будущего. Хотя, я никогда не думал об их романе в таком ракурсе; не размышлял о том, что было бы, если бы они остались вместе? Возможно, что обозначенное в пьесе сильное потрясение изменило жизненный путь короля.




- А что ты скажешь о легендарной дружбе твоего героя с Мольером? Как в простом подмастерье король угадал великого драматурга?




- Вот это и отличает рядового человека от личности выдающейся – чувствительность к особенному, уникальному. Почему великие правители находили гениальных архитекторов, композиторов, писателей, драматургов? Мольер для короля Франции не просто бывший обойщик, актер, писатель... Дар отличать особенное, гениальное от посредственного и обыкновенного и выделяет Людовика среди других. Мольер обладал уникальным, восхитительным талантом и не мог быть не замечен умнейшим властителем Франции. Я верю в то, что Людовик какое-то время мог доверять ему и что он некоторое время был очень близким для короля человеком.




- А чем тогда объяснить их разрыв в конце жизни? Почему два великих человека, пройдя вместе такой путь, прекратили отношения в финале?




- Мне кажется, ответ на этот вопрос есть в нашем спектакле «Жизнь и любовь господина де Мольера», где речь идет о конце истории Людовика и Мольера. Что происходит, когда друг становится врагом? Мне кажется, сам Мольер запутался в конце пути, что у него в душе и сознании переплелись черные и белые краски. Король не способен находиться рядом с человеком, очерняющим его образ. Он тоже мучается при разрыве, ему нелегко поступить подобным образом. Это мука для него – отвергнуть друга, во имя спасения собственной королевской репутации и самого государства. Король, который дружит с «развратником» и разрушителем морали, – это уже не Король.




- Тебе самому каких героев интереснее играть – положительных или отрицательных?




- Мне это неважно. В любом положительном герое можно найти червоточину, ошибки и грехи, которые интересно играть. А в отрицательном герое – такие свойства, как доброта или храбрость, дерзость. В спектакле «Поздняя любовь», например, кажется, что герой отрицательный, а к концу он перерождается. Мы же все - люди и понимаем, что порой нами управляют наши грешные желания, а не совесть и разум.




- Твой Николай в «Поздней любви» когда перерождается? Он берет документ у любящей его молодой женщины, зная, что ломает ее жизнь, что ради него она предает отца. Когда и почему Николай меняет свое решение?




- Так буквально я стараюсь роль не разбирать, иначе у меня не останется воздуха. А пока затрудняюсь ответить, когда именно Николай решил, что деньги он не возьмет. Возможно, через несколько спектаклей я смогу ответить на этот вопрос, но пока точку перелома не нащупал. Знаю, что душевный переворот в моем герое совершится, но пока не назову момента. Может быть, все происходит постепенно и решение пришло к нему тогда, когда зрители вовсе не видят его на сцене. То, что он перерождается, - это точно, но не факт, что он поменяет жизнь полностью. Это не столько зависит от него, сколько от обстоятельств, потому и финал неопределенный и открытый. Мы не утверждаем, что влюбленные будут счастливы. Есть финальная мизансцена, есть ощущение положительного конца, но как сложатся их судьбы, мы не знаем. Я понимаю, что человек не может измениться в одночасье. Просто сейчас в их жизни наступает момент, когда они оба повернулись к свету. И героиня заслужила покой и счастье рядом с Николаем. Мне бы хотелось, чтобы зритель чувствовал и понимал, что это не конец истории, а конец определенного ее этапа.
Финал почти сказочный, счастливый! Хорошо, чтобы зритель это понимал. Мне кажется, ко многим пьесам Островского подходит определение – сказочный финал. Но пусть каждый решит для себя, может ли такое случиться в жизни? Если зритель думает, что такого в жизни быть не может, и не верит в перерождение моего героя, то пусть это будет притча, которую мы показываем для того, чтобы заставить людей поразмышлять о своей судьбе.




Беседовала Дарья Антонова


Дата публикации: 13.04.2016