Новости

НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ: СОВРЕМЕННО КАК НИКОГДА

НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ: СОВРЕМЕННО КАК НИКОГДА

Ольга ЛЕВИНА, Горобзор (Уфа), 28.10.2014

Гастроли Государственного академического Малого театра в Уфе завершились 26 октября комедией Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Зал, что ожидаемо, был полон.

Публика – самая разнообразная: молодая и в годах, фешенебельная (вплоть до перьев в высоких прическах) и демократично одетая. Эта пестрота, несомненно, легко объяснимая, в какой-то мере, кажется, может быть соотнесена с одной из ключевых мыслей, которая остается после спектакля: Островский универсален. Был, есть и остается таким для всех, во всяком случае, если речь идет о его соотечественниках – живи они хоть во времена автора, хоть полтора века спустя. Не оригинально прозвучит, но классика – она на то и классика, что – смени декорации, возьми другие костюмы, подправь имена и (немного) речь персонажей – и вот оно, наше с вами сегодня. «На всякого мудреца довольно простоты» не хуже других комедий Островского это правило подтверждает. В особенности в постановке Малого театра.

История молодого человека, который пытается «выбиться в люди», актуальна как никогда. Ведь набор приемов с течением времени мало изменился: найти себе богатого покровителя, стать вхожим в его круг, получить несколько выгодных карьерных предложений, наконец, заключить выгодный брак. И все это – благодаря умению подстроиться под «нужного» человека, вовремя польстить, угодить, обернуть обстоятельства себе на пользу.

Глумов в исполнении Василия Зотова по-своему симпатичен. Амбициозные планы героя вкупе с ловкостью их реализации вызывают сочувствие, сам он – даже восхищение. Такое, знаете ли, пушкинское по эмоциональной окраске: «Ай да Глумов! Ай да...» – и далее по тексту. Тем более что образ-то получился не вполне однозначный. Лицемеря, совершая подлости, Глумов делает это не из природного раболепия, а вполне сознательно, вполне сознательно же переступая через самого себя. Значит, есть через что переступать, есть некий стержень личности, есть моральный барометр, компас совести. И вот тут перед зрителем встает интересный вопрос. Вести себя низко – признак подлеца? Но что тогда является большей подлостью: быть таким вполне искренне, «из любви к искусству» или постоянно борясь с чувством гадливости и раздражения? В зависимости от вашего ответа на вопрос будет меняться и ваше отношение к главному герою пьесы.

На мой взгляд, ключ к разгадке кроется в финальном монологе, который Василий Зотов произносит из зрительного зала. Прием традиционный (в лучшем из смыслов, учитывая трепетное отношение художественного руководителя театра, Юрия Соломина, к классике – об этом ГОРОБЗОР.РУ уже писал), но знаковый для понимания образа. Разоблачение наконец-то позволяет Глумову вырваться из порочного круга нанизываемой одну на другую лжи, в который он себя загоняет. Его злые слова, брошенные тем, перед кем он так долго пресмыкался, внутренне исходя желчью, звучат как слова резонера. Это приговор, который выносит сам Островский – приговор своим современникам, России, нам с вами: ничего не может измениться в лучшую сторону в обществе, которое с удовольствием принимает худшие свои стороны и поощряет их в угоду сиюминутной выгоде. Пользоваться людьми нехорошо, это все знают; а пользоваться теми, кто думает, что пользуется тобой? «Припряжем подлеца!», – воскликнем вслед за Гоголем. И актер полностью вытягивает на себе все это.

Кстати, что бросается в глаза в постановке Малого театра, так это удивительно равномерное распределение «нагрузки» между актерами вне зависимости от того, какой степени важности роли они исполняют. Конечно, скажет кто-то, состав-то звездный. Но ведь именно при «звездности» состава велика вероятность постоянного «перетягивания одеяла» на себя; здесь же подобного нет и в помине. Мастерство (и актеров, и режиссера-постановщика Владимира Бейлиса) каждую роль делает шедевральной, каждый образ – по-человечески вызывающим участие. Вот Клеопатра Львовна в исполнении блистательной Ирины Муравьевой (ах, как молод голос, как легки и пластичны движения!) – молодящаяся замужняя дама, которая мечтает о роковой страсти – хотя бы в том виде, какой она предстает в бульварных романах. Вот ее супруг Нил Федосеевич Мамаев (Александр Потапов) – самодовольный, надутый, но вызывающий жалость старый барин, единственная отрада которого – раздавать непрошенные советы. Самодур, играющий своими родственниками? Конечно. Но что еще делать, если представляешь для них ценность лишь как денежный мешок? Вот Городулин (Александр Клюквин) – безвредный, в общем-то, чинуша, самые значительные пороки которого – мелкое тщеславие и желание всегда оставаться на виду, из-за которого он и в конфликт-то ни с кем не вступит, будь то хоть разоблаченный аферист, хоть его бесчестные разоблачители. Вот, наконец, Григорий (Петр Складчиков), которому до такой степени опостылела его вздорная суеверная барыня, что он утратил всякую почтительность: дерзит в лицо и передразнивает за спиной.

Словом, как вы уже могли понять, спектакль представляет собой по-настоящему цельное действо – психологически выверенное, талантливо реализованное. Ничего лишнего, ничего недостающего, а в наше время это особенно ценно. Поэтому – будем с нетерпением ждать следующих гастролей, которые, как сообщила генеральный директор театра Тамара Михайлова, возможно, состоятся в 2015 или 2016 году.


Дата публикации: 29.10.2014
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ: СОВРЕМЕННО КАК НИКОГДА

Ольга ЛЕВИНА, Горобзор (Уфа), 28.10.2014

Гастроли Государственного академического Малого театра в Уфе завершились 26 октября комедией Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Зал, что ожидаемо, был полон.

Публика – самая разнообразная: молодая и в годах, фешенебельная (вплоть до перьев в высоких прическах) и демократично одетая. Эта пестрота, несомненно, легко объяснимая, в какой-то мере, кажется, может быть соотнесена с одной из ключевых мыслей, которая остается после спектакля: Островский универсален. Был, есть и остается таким для всех, во всяком случае, если речь идет о его соотечественниках – живи они хоть во времена автора, хоть полтора века спустя. Не оригинально прозвучит, но классика – она на то и классика, что – смени декорации, возьми другие костюмы, подправь имена и (немного) речь персонажей – и вот оно, наше с вами сегодня. «На всякого мудреца довольно простоты» не хуже других комедий Островского это правило подтверждает. В особенности в постановке Малого театра.

История молодого человека, который пытается «выбиться в люди», актуальна как никогда. Ведь набор приемов с течением времени мало изменился: найти себе богатого покровителя, стать вхожим в его круг, получить несколько выгодных карьерных предложений, наконец, заключить выгодный брак. И все это – благодаря умению подстроиться под «нужного» человека, вовремя польстить, угодить, обернуть обстоятельства себе на пользу.

Глумов в исполнении Василия Зотова по-своему симпатичен. Амбициозные планы героя вкупе с ловкостью их реализации вызывают сочувствие, сам он – даже восхищение. Такое, знаете ли, пушкинское по эмоциональной окраске: «Ай да Глумов! Ай да...» – и далее по тексту. Тем более что образ-то получился не вполне однозначный. Лицемеря, совершая подлости, Глумов делает это не из природного раболепия, а вполне сознательно, вполне сознательно же переступая через самого себя. Значит, есть через что переступать, есть некий стержень личности, есть моральный барометр, компас совести. И вот тут перед зрителем встает интересный вопрос. Вести себя низко – признак подлеца? Но что тогда является большей подлостью: быть таким вполне искренне, «из любви к искусству» или постоянно борясь с чувством гадливости и раздражения? В зависимости от вашего ответа на вопрос будет меняться и ваше отношение к главному герою пьесы.

На мой взгляд, ключ к разгадке кроется в финальном монологе, который Василий Зотов произносит из зрительного зала. Прием традиционный (в лучшем из смыслов, учитывая трепетное отношение художественного руководителя театра, Юрия Соломина, к классике – об этом ГОРОБЗОР.РУ уже писал), но знаковый для понимания образа. Разоблачение наконец-то позволяет Глумову вырваться из порочного круга нанизываемой одну на другую лжи, в который он себя загоняет. Его злые слова, брошенные тем, перед кем он так долго пресмыкался, внутренне исходя желчью, звучат как слова резонера. Это приговор, который выносит сам Островский – приговор своим современникам, России, нам с вами: ничего не может измениться в лучшую сторону в обществе, которое с удовольствием принимает худшие свои стороны и поощряет их в угоду сиюминутной выгоде. Пользоваться людьми нехорошо, это все знают; а пользоваться теми, кто думает, что пользуется тобой? «Припряжем подлеца!», – воскликнем вслед за Гоголем. И актер полностью вытягивает на себе все это.

Кстати, что бросается в глаза в постановке Малого театра, так это удивительно равномерное распределение «нагрузки» между актерами вне зависимости от того, какой степени важности роли они исполняют. Конечно, скажет кто-то, состав-то звездный. Но ведь именно при «звездности» состава велика вероятность постоянного «перетягивания одеяла» на себя; здесь же подобного нет и в помине. Мастерство (и актеров, и режиссера-постановщика Владимира Бейлиса) каждую роль делает шедевральной, каждый образ – по-человечески вызывающим участие. Вот Клеопатра Львовна в исполнении блистательной Ирины Муравьевой (ах, как молод голос, как легки и пластичны движения!) – молодящаяся замужняя дама, которая мечтает о роковой страсти – хотя бы в том виде, какой она предстает в бульварных романах. Вот ее супруг Нил Федосеевич Мамаев (Александр Потапов) – самодовольный, надутый, но вызывающий жалость старый барин, единственная отрада которого – раздавать непрошенные советы. Самодур, играющий своими родственниками? Конечно. Но что еще делать, если представляешь для них ценность лишь как денежный мешок? Вот Городулин (Александр Клюквин) – безвредный, в общем-то, чинуша, самые значительные пороки которого – мелкое тщеславие и желание всегда оставаться на виду, из-за которого он и в конфликт-то ни с кем не вступит, будь то хоть разоблаченный аферист, хоть его бесчестные разоблачители. Вот, наконец, Григорий (Петр Складчиков), которому до такой степени опостылела его вздорная суеверная барыня, что он утратил всякую почтительность: дерзит в лицо и передразнивает за спиной.

Словом, как вы уже могли понять, спектакль представляет собой по-настоящему цельное действо – психологически выверенное, талантливо реализованное. Ничего лишнего, ничего недостающего, а в наше время это особенно ценно. Поэтому – будем с нетерпением ждать следующих гастролей, которые, как сообщила генеральный директор театра Тамара Михайлова, возможно, состоятся в 2015 или 2016 году.


Дата публикации: 29.10.2014