Новости

ЛЕРМОНТОВ ПО СТАРИННОМУ РЕЦЕПТУ

ЛЕРМОНТОВ ПО СТАРИННОМУ РЕЦЕПТУ

Малый театр, М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

Вероятно, увидеть романтическую пьесу Лермонтова «Маскарад» на сцене без купюр и безжалостного режиссерского монтажа сегодня можно только в Малом театре. И стоит это сделать не только для того, чтобы переменить свое мнение относительно исполнителя главной роли Бориса Клюева, неотделимого в последние годы от своего сериального персонажа Воронина. Здесь, как нигде, умеют произносить поэтический текст органично, но при этом не упрощая его суть, даже если речь идет о романтической, проникнутой пафосом и наполненной страстями трагедии русского Отелло–Арбенина.

В премьерной постановке Малого театра мелодия лермонтовского стиха побеждает все спорные режиссерские ходы вроде идеи записать ключевые монологи Арбенина на пленку, превратив их во внутренние размышления, или многозначительные мизансцены, придуманные режиссером Андреем Житинкиным, решившим подстраховать и без того насыщенное действо.

Его опасения были совершенно напрасны. Пожалуй, нигде за последние годы не встречалось в «Маскараде» столько блестящих актерских работ, столько полнокровных, мастерски сыгранных персонажей: азартный и обольстительный Звездич в исполнении Александра Дривеня, неожиданная, искренняя Нина Арбенина Полины Долинской, трагическая баронесса Штраль Елены Харитоновой, перевоплотившиеся до неузнаваемости Владимир Носик – мелкий бес Шприх и Борис Невзоров – инфернальный Неизвестный.

В исполнении мощного актерского ансамбля пьеса «Маскарад» играет гранями, как драгоценный камень, не требующий дополнительной огранки. Постановка Андрея Житинкина сочетает большой стиль императорского театра с аскетизмом современного европейского. По освобожденному от лишних деталей планшету сцены, как по подиуму, двигаются герои трагедии в роскошных костюмах Вячеслава Зайцева. Главную партию исполняет степенный и солидный Арбенин Бориса Клюева, постепенно превращающийся на глазах зрителей в безумца.

Пресловутая старомодность для одних, сохраненная традиция для других – тот старинный рецепт, по которому в Малом «заготовляют вишню» не один век, – стабильно дают в результате высокопрофессиональный мастерский спектакль, во главе которого стоит совершенное слово автора.

Режиссер-постановщик А. Житинкин. Художник-постановщик С. Бархин. Художник по костюмам В. Зайцев

Алла Шевелева, «Театральная афиша» ноябрь 2014



Дата публикации: 21.10.2014
ЛЕРМОНТОВ ПО СТАРИННОМУ РЕЦЕПТУ

Малый театр, М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

Вероятно, увидеть романтическую пьесу Лермонтова «Маскарад» на сцене без купюр и безжалостного режиссерского монтажа сегодня можно только в Малом театре. И стоит это сделать не только для того, чтобы переменить свое мнение относительно исполнителя главной роли Бориса Клюева, неотделимого в последние годы от своего сериального персонажа Воронина. Здесь, как нигде, умеют произносить поэтический текст органично, но при этом не упрощая его суть, даже если речь идет о романтической, проникнутой пафосом и наполненной страстями трагедии русского Отелло–Арбенина.

В премьерной постановке Малого театра мелодия лермонтовского стиха побеждает все спорные режиссерские ходы вроде идеи записать ключевые монологи Арбенина на пленку, превратив их во внутренние размышления, или многозначительные мизансцены, придуманные режиссером Андреем Житинкиным, решившим подстраховать и без того насыщенное действо.

Его опасения были совершенно напрасны. Пожалуй, нигде за последние годы не встречалось в «Маскараде» столько блестящих актерских работ, столько полнокровных, мастерски сыгранных персонажей: азартный и обольстительный Звездич в исполнении Александра Дривеня, неожиданная, искренняя Нина Арбенина Полины Долинской, трагическая баронесса Штраль Елены Харитоновой, перевоплотившиеся до неузнаваемости Владимир Носик – мелкий бес Шприх и Борис Невзоров – инфернальный Неизвестный.

В исполнении мощного актерского ансамбля пьеса «Маскарад» играет гранями, как драгоценный камень, не требующий дополнительной огранки. Постановка Андрея Житинкина сочетает большой стиль императорского театра с аскетизмом современного европейского. По освобожденному от лишних деталей планшету сцены, как по подиуму, двигаются герои трагедии в роскошных костюмах Вячеслава Зайцева. Главную партию исполняет степенный и солидный Арбенин Бориса Клюева, постепенно превращающийся на глазах зрителей в безумца.

Пресловутая старомодность для одних, сохраненная традиция для других – тот старинный рецепт, по которому в Малом «заготовляют вишню» не один век, – стабильно дают в результате высокопрофессиональный мастерский спектакль, во главе которого стоит совершенное слово автора.

Режиссер-постановщик А. Житинкин. Художник-постановщик С. Бархин. Художник по костюмам В. Зайцев

Алла Шевелева, «Театральная афиша» ноябрь 2014



Дата публикации: 21.10.2014