Новости

РАСПАД ИМПЕРИИ

РАСПАД ИМПЕРИИ

Государственный академический Малый театр представил вниманию зрителя премьеру спектакля «Последний идол» по одноименной пьесе Александра Звягинцева.

Любопытно, эта пьеса явилась первым драматическим произведением автора - ранее он был известен своей прозой. Режиссером-постановщиком выступил Владимир Драгунов. Спектакль идет на подмостках филиала на Ордынке, ставших основной сценой на время ремонта в историческом здании на Театральной площади.

Действие разворачивается в начале 90-х годов прошлого века, в преддверии пресловутого развала Союза. На этом фоне семья видного деятеля Иконникова вынуждена после его смерти покинуть государственную дачу, полученную много лет назад главой семейства. С первых сцен зритель понимает, что в семье дела обстоят неладно. Дети не приняли идеи отца, его память для них не свята. Рушатся не только казавшиеся незыблемыми государственные устои, рушится семья. Одна трагедия накладывается на другую, создавая атмосферу тотального разброда и неразберихи. На лицо проблема отцов и детей, которая, будучи затронутой еще И.С.Тургеневым, в наше время не потеряла и крупицы своей актуальности.

Однако волнует ли героев утрата дачи, выступавшей ранее монолитным символом нерушимости семейного очага? Оказывается, потеря дома берет за живое только вдову Иконникова, которую играет Татьяна Лебедева. Эта дача для нее – место, где она провела свою молодость, встретила зрелость, а затем и старость, здесь выросли ее дети. В этом доме каждая мелочь, каждая деталь напоминают ей о светлом прошлом. Она тяжело больна этими воспоминаниями.

В это самое время, когда найти точку опоры ни внутри семьи, ни вне ее не представляется возможным, старый дом манит ее призраком былого благополучия и счастья. Для нее, которая по словам одной из героинь совсем «потерялась во времени», этот дом – последний островок стабильности. Однако сыновья Виктор (Глеб Подгородинский) и Максим (Григорий Скряпкин) смотрят на эту проблему-незнакомку как на причуду старого человека. Они не знают как, а главное, зачем ее решать. Имя отца, которое еще помнят в кабинетах сильных мира сего, дает хороший шанс добиться сохранения дачи в собственности семьи. Кроме того, повлиять на судьбу дома может и Инга Завидонова (Варвара Андреева), которая в годы своей юности была влюблена в Максима, а теперь занимает высокий пост в администрации поселка. Тем не менее, молодому поколению отъезд представляется событием скорее желанным, нежели трагичным. Они видят в нем спасительное бегство от старых предрассудков, им не терпится перевернуть эту страницу своей жизни.

Уехать-то они уедут, но остается еще один неразрешенный вопрос, что делать с бюстом отца семейства – «последнего идола» эпохи. Этот вопрос пытаются решить на протяжении всего спектакля. Забрать монумент с собой в Москву не представляется возможным, оставить его без надлежащего надзора жалко. Можно, конечно, отдать его сторожихе дачного поселка Клаве (Инна Иванова), которая всей душой радеет за такой исход, поскольку у нее имеются свои тайные мотивы. Однако этот вариант неприемлем для Веры Александровны, вдовы Иконникова. Одним словом, монумент мало чем отличается от небезызвестного чемодана без ручки. В конце концов, памятник символично предан земле. Этот жест можно расценить как прощание с уходящей эпохой. Но только эти самые похороны не спасут никого от знания, где находится «могила», а еще останется в сознании людей память об ушедших временах. А посещать могилу или дать ей зарасти землей – это уже их личный выбор.



Екатерина Фролова

Театрон, 27 ноября 2013 года

Дата публикации: 29.11.2013
РАСПАД ИМПЕРИИ

Государственный академический Малый театр представил вниманию зрителя премьеру спектакля «Последний идол» по одноименной пьесе Александра Звягинцева.

Любопытно, эта пьеса явилась первым драматическим произведением автора - ранее он был известен своей прозой. Режиссером-постановщиком выступил Владимир Драгунов. Спектакль идет на подмостках филиала на Ордынке, ставших основной сценой на время ремонта в историческом здании на Театральной площади.

Действие разворачивается в начале 90-х годов прошлого века, в преддверии пресловутого развала Союза. На этом фоне семья видного деятеля Иконникова вынуждена после его смерти покинуть государственную дачу, полученную много лет назад главой семейства. С первых сцен зритель понимает, что в семье дела обстоят неладно. Дети не приняли идеи отца, его память для них не свята. Рушатся не только казавшиеся незыблемыми государственные устои, рушится семья. Одна трагедия накладывается на другую, создавая атмосферу тотального разброда и неразберихи. На лицо проблема отцов и детей, которая, будучи затронутой еще И.С.Тургеневым, в наше время не потеряла и крупицы своей актуальности.

Однако волнует ли героев утрата дачи, выступавшей ранее монолитным символом нерушимости семейного очага? Оказывается, потеря дома берет за живое только вдову Иконникова, которую играет Татьяна Лебедева. Эта дача для нее – место, где она провела свою молодость, встретила зрелость, а затем и старость, здесь выросли ее дети. В этом доме каждая мелочь, каждая деталь напоминают ей о светлом прошлом. Она тяжело больна этими воспоминаниями.

В это самое время, когда найти точку опоры ни внутри семьи, ни вне ее не представляется возможным, старый дом манит ее призраком былого благополучия и счастья. Для нее, которая по словам одной из героинь совсем «потерялась во времени», этот дом – последний островок стабильности. Однако сыновья Виктор (Глеб Подгородинский) и Максим (Григорий Скряпкин) смотрят на эту проблему-незнакомку как на причуду старого человека. Они не знают как, а главное, зачем ее решать. Имя отца, которое еще помнят в кабинетах сильных мира сего, дает хороший шанс добиться сохранения дачи в собственности семьи. Кроме того, повлиять на судьбу дома может и Инга Завидонова (Варвара Андреева), которая в годы своей юности была влюблена в Максима, а теперь занимает высокий пост в администрации поселка. Тем не менее, молодому поколению отъезд представляется событием скорее желанным, нежели трагичным. Они видят в нем спасительное бегство от старых предрассудков, им не терпится перевернуть эту страницу своей жизни.

Уехать-то они уедут, но остается еще один неразрешенный вопрос, что делать с бюстом отца семейства – «последнего идола» эпохи. Этот вопрос пытаются решить на протяжении всего спектакля. Забрать монумент с собой в Москву не представляется возможным, оставить его без надлежащего надзора жалко. Можно, конечно, отдать его сторожихе дачного поселка Клаве (Инна Иванова), которая всей душой радеет за такой исход, поскольку у нее имеются свои тайные мотивы. Однако этот вариант неприемлем для Веры Александровны, вдовы Иконникова. Одним словом, монумент мало чем отличается от небезызвестного чемодана без ручки. В конце концов, памятник символично предан земле. Этот жест можно расценить как прощание с уходящей эпохой. Но только эти самые похороны не спасут никого от знания, где находится «могила», а еще останется в сознании людей память об ушедших временах. А посещать могилу или дать ей зарасти землей – это уже их личный выбор.



Екатерина Фролова

Театрон, 27 ноября 2013 года

Дата публикации: 29.11.2013