Новости

ФОМА ФОМИЧ И ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ

ФОМА ФОМИЧ И ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ

Повесть Федора Михайловича Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» — очень интересный материал для театрального спектакля, особенно если в труппе есть глубокий, умный актер, способный подняться до подлинных психологических высот и одновременно склонный к лицедейству, темпераментный и увлекающийся. Такой актер в Малом театре есть — это Василий Бочкарев. Про таких людей обычно говорят — яркая личность, обладающая харизмой. Все это весьма удачно ложится на материал классического произведения, который представил Малый театр. Режиссер Антон Яковлев, предлагая художественному руководителю театра Юрию Соломину поставить свою инсценировку повести Ф.М. Достоевского, представлял в этой роли только Бочкарева.

В одном из интервью режиссер сказал: «Отличие нашего спектакля от предыдущих в том, что он не о конкретном человеке Фоме Опискине, наш Фома — многолик, это образ, аккумулирующий все грехи, которые есть в каждом из нас. Он как бес, который незаметно может оказаться внутри вас. Он провоцирует вас, давит на самые больные места, он ловит вас на зависти, тщеславии. Он старается подчинить вас своему влиянию, и если вы начинаете ему верить, то он не замедлит это использовать, а энергия у Опискина мощнейшая. Он не хамоватый, глупый приживала, как его часто изображают, Фома — талантливый режиссер в Селе Степанчиково, которое он превратил в свой театр, а его обитателей — в марионетки и ловко ими манипулирует». И еще одна фраза режиссера кажется важной: «Опискин — гениальная формула власти, а Степанчиково — идеальная модель мира, где каждый, как актер, играет роль».

Итак, в некое село из Санкт-Петербурга к родному дяде приезжает молодой человек, бывший студент Сергей (Александр Дривень), и удивляется переменам, которые произошли на родине. В доме дяди — полковника Ростанева (Виктор Низовой) — все живут по законам, установленным ничтожным приживалой, почти мольеровским Тартюфом с наполеоновскими претензиями.

В начале спектакля — своеобразный пролог, задающий тон всему действу: Фома Фомич Опискин в окружении лакеев (дворовых мужиков, одетых во фраки), исполняющих роли шутов при нем — Шуте еще более возвышенном и великом, — слушают нелепые стихи — «Вопли» Видоплясова (Дмитрий Марин). Фома Опискин будет манипулировать и играть людьми, устраивать и решать их судьбы, наслаждаться тем, как весь дом выполняет его малейшие прихоти и капризы.

Интересно, что в спектакле нет музыки как таковой. Режиссер предложил композитору Григорию Гобернику не иллюстрировать действие музыкой, а использовать для атмосферы спектакля разнообразные шумы, создать некий ритмический фон.

Сценическое пространство здесь разомкнуто и словно приглашает к игре. Две полукруглые лестницы ведут на верхнюю площадку. Там наверху находятся большой глобус — модель мира — и манекен в кресле в наполеоновской треуголке. По сути, это нелепое чучело, правящее миром, которое не решается сбросить никто из присутствующих, в том числе и Сергей, попадающий под влияние этого странного лицедея. Это, кажется, даже немного расходится с трактовкой самого Ф.М. Достоевского. Все-таки у автора Фома предстает более омерзительным. Бочка- рев наделяет своего героя неким обаянием, а уж энергия от него исходит воистину наполеоновская. Тем не менее нельзя назвать спектакль бенефисом одного Бочкарева. «Обитатели» села Степанчикова живут, влюбляются, страдают, радуются. Здесь и замечательный, трогательный Мизинчиков — Глеб Подгородинский, и добродушный Ростанев — Виктор Низовой, и смешной старик Гаврила — Владимир Носик, изучающий французский язык под руководством опять же неугомонного Фомы Опискина.

Режиссер еще более размыкает пространство, разрушает четвертую стену, предлагая актеру произносить свои реплики и монологи к зрителям, выходить к ним в зал и играть, играть, играть, влюбляя в себя всех окружающих. И если в начале спектакля зрители вместе с приезжим студентом не понимают, как этот доморощенный тиран заставил весть мир плясать под свою дудку, то на финальную реплику Фомы, сидящего на кромке сцены и лукаво смотрящего им в глаза: «Заронил ли я в вас искру небесного огня?», дружно отвечают: «Заронил!»

Галина Степанова
«Театральный мир», № 6-7 2013 год

Дата публикации: 28.06.2013
ФОМА ФОМИЧ И ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ

Повесть Федора Михайловича Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» — очень интересный материал для театрального спектакля, особенно если в труппе есть глубокий, умный актер, способный подняться до подлинных психологических высот и одновременно склонный к лицедейству, темпераментный и увлекающийся. Такой актер в Малом театре есть — это Василий Бочкарев. Про таких людей обычно говорят — яркая личность, обладающая харизмой. Все это весьма удачно ложится на материал классического произведения, который представил Малый театр. Режиссер Антон Яковлев, предлагая художественному руководителю театра Юрию Соломину поставить свою инсценировку повести Ф.М. Достоевского, представлял в этой роли только Бочкарева.

В одном из интервью режиссер сказал: «Отличие нашего спектакля от предыдущих в том, что он не о конкретном человеке Фоме Опискине, наш Фома — многолик, это образ, аккумулирующий все грехи, которые есть в каждом из нас. Он как бес, который незаметно может оказаться внутри вас. Он провоцирует вас, давит на самые больные места, он ловит вас на зависти, тщеславии. Он старается подчинить вас своему влиянию, и если вы начинаете ему верить, то он не замедлит это использовать, а энергия у Опискина мощнейшая. Он не хамоватый, глупый приживала, как его часто изображают, Фома — талантливый режиссер в Селе Степанчиково, которое он превратил в свой театр, а его обитателей — в марионетки и ловко ими манипулирует». И еще одна фраза режиссера кажется важной: «Опискин — гениальная формула власти, а Степанчиково — идеальная модель мира, где каждый, как актер, играет роль».

Итак, в некое село из Санкт-Петербурга к родному дяде приезжает молодой человек, бывший студент Сергей (Александр Дривень), и удивляется переменам, которые произошли на родине. В доме дяди — полковника Ростанева (Виктор Низовой) — все живут по законам, установленным ничтожным приживалой, почти мольеровским Тартюфом с наполеоновскими претензиями.

В начале спектакля — своеобразный пролог, задающий тон всему действу: Фома Фомич Опискин в окружении лакеев (дворовых мужиков, одетых во фраки), исполняющих роли шутов при нем — Шуте еще более возвышенном и великом, — слушают нелепые стихи — «Вопли» Видоплясова (Дмитрий Марин). Фома Опискин будет манипулировать и играть людьми, устраивать и решать их судьбы, наслаждаться тем, как весь дом выполняет его малейшие прихоти и капризы.

Интересно, что в спектакле нет музыки как таковой. Режиссер предложил композитору Григорию Гобернику не иллюстрировать действие музыкой, а использовать для атмосферы спектакля разнообразные шумы, создать некий ритмический фон.

Сценическое пространство здесь разомкнуто и словно приглашает к игре. Две полукруглые лестницы ведут на верхнюю площадку. Там наверху находятся большой глобус — модель мира — и манекен в кресле в наполеоновской треуголке. По сути, это нелепое чучело, правящее миром, которое не решается сбросить никто из присутствующих, в том числе и Сергей, попадающий под влияние этого странного лицедея. Это, кажется, даже немного расходится с трактовкой самого Ф.М. Достоевского. Все-таки у автора Фома предстает более омерзительным. Бочка- рев наделяет своего героя неким обаянием, а уж энергия от него исходит воистину наполеоновская. Тем не менее нельзя назвать спектакль бенефисом одного Бочкарева. «Обитатели» села Степанчикова живут, влюбляются, страдают, радуются. Здесь и замечательный, трогательный Мизинчиков — Глеб Подгородинский, и добродушный Ростанев — Виктор Низовой, и смешной старик Гаврила — Владимир Носик, изучающий французский язык под руководством опять же неугомонного Фомы Опискина.

Режиссер еще более размыкает пространство, разрушает четвертую стену, предлагая актеру произносить свои реплики и монологи к зрителям, выходить к ним в зал и играть, играть, играть, влюбляя в себя всех окружающих. И если в начале спектакля зрители вместе с приезжим студентом не понимают, как этот доморощенный тиран заставил весть мир плясать под свою дудку, то на финальную реплику Фомы, сидящего на кромке сцены и лукаво смотрящего им в глаза: «Заронил ли я в вас искру небесного огня?», дружно отвечают: «Заронил!»

Галина Степанова
«Театральный мир», № 6-7 2013 год

Дата публикации: 28.06.2013