Новости

«НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ....»

«НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ....»

В конце марта мы отметили Международный день театра. Какова роль театра сегодня? Актуальна ли для современного зрителя столь привычная нам система Станиславского, или для того, чтобы нести в массы доброе и светлое, нужно активнее искать новые, порой шокирующие, формы. И вообще, нужен ли театр молодому поколению? На столь «горячие театральные» темы мы сегодня беседуем с актёром Малого театра, заслуженным артистом РФ, лауреатом Государственной премии России Юрием Борисовичем Ильиным.

Юрий Борисович, необходимо отметить тот отрадный факт, что сегодня люди охотно идут в театр. Даже в будни залы переполнены. На рейтинговые спектакли и премьерные постановки билеты выкупаются, а то и бронируются за несколько месяцев. Режиссёры изыскивают всё новые и новые сценические приёмы. И всё же, несмотря на модные тенденции, именно на сцене Малого театра сегодня можно посмотреть старую, добрую классику. И ничто не будет смущать твой дух и слух, будут соблюдены все общепризнанные формы морали, и при этом, зрителю, и даже молодому зрителю, будет не менее интересно смотреть на сцену. А нужен ли молодёжи сегодня классический театр? Что он может дать поколению, не представляющему своей жизни без интернета, виртуального общения и т.д.?

Думаю, что именно классика и классический театр сегодня способны просвещать зрителя, в хорошем смысле этого слова. В том числе и молодого. До прихода в Малый я много лет проработал вЛипецком государственном академическом театре драмы им. Льва Толстого. В то время его художественным руководителем был талантливый режиссёр, народный артист России Владимир Пахомов. Однажды в начале перестройки кто-то обратился к режиссёру с укором, что хватит, мол, кормить зрителя Чеховым и Буниным. Пора опуститься до уровня народа. «Извините, - заметил на это Пахомов. - Это зритель должен подниматься до уровня классического театра. Иначе нет смысла вообще сюда приходить». Эту твёрдую просветительскую, а не угодническую позицию, ради зарабатывания денег, Владимир Михайлович всегда отстаивал. Может, именно поэтому Липецкий театр долгие годы входил в ряд лучших театров России.

Уже несколько лет вы играете на сцене «национального достояния России», как именуют сегодня Малый. И вам, наверное, известен ответ на вопрос: в чём же секрет успеха этого театра?

Либеральные принципы в разных государственных сферах не принесли ощутимых плодов. Многие хорошие эстетические и культурные традиции так и остались в прошлом веке. Старое старательно забыли, а современного искусства фактически не создали. И сегодня Малый театр, бережно, я бы сказал, ревностно сохраняя свои традиции, остаётся островком искусства национального. В театре сохранилось понятие строгой сценической дисциплины, понимание, как нужно правильно, прежде всего, ответственно перед зрителем вести себя на сцене. В стенах театра оберегается особая атмосфера, которая оказывает влияние и на актёров, и на зрителей, приходящих к нам на спектакли. Атмосфера складывается из многих факторов, но главный - это актёры театра. На сцену должны выходить воспитанные, ответственные, образованные, морально здоровые люди. Дело в том, что сцена имеет определённые особенности. Она приуменьшает достоинства человека и преувеличивает его недостатки. И если в жизни ты хочешь казаться добреньким, а на самом деле - негодяй, то сцена это обязательно проявит.

Сегодня в спектаклях Малого тетра занято много молодых артистов, но от этого постановки не стали хуже или поверхностнее...

Это не удивительно. Малый театр сумел сохранить свою собственную артистическую школу, Щепкинское училище, где студентам прививают трепетное отношение к традициям. И когда молодёжь вливается в основной актёрский состав, она с придыханием относится к старшим актёрам, к уже сложившейся атмосфере, принципам и правилам, вбирая в себя лучшее.

Насколько я знаю, вы из семьи потомственных военных, и вдруг увлечение театром.

И по линии мамы, и по линии отца у нас военные семьи, при этом в несколько поколений. В детстве мы с сёстрами часто ходили в театр, и под маминым руководством увлечённо участвовали в домашних спектаклях, но после окончания школы, по семейной традиции, подал документы в Киевское высшее инженерно-авиационное военное училище ВВС. И довольно быстро понял, что вся эта высшая математика не для меня. Готовясь к экзаменам, с упоением читал Чехова. Чехов делал мою жизнь интересной и осмысленной, отвечал на многие жизненные вопросы. Я учился, работал, даже проверил свои творческие силы на сцене народного театра и понял окончательно, что сцена - это то, чем я хочу заниматься в жизни. Так что к профессиональному выбору подошёл совершенно осознанно.

А вы помните свои студенческие годы?

Помню и бережно храню эту память. Учился я в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Как и в любом театральном вузе, нам, будущим актёрам, педагоги постоянно старались привить навык потребности формирования себя, своего характера, воспитания своей души, в развитии творческого вкуса. Благо, Питер всегда давал для этого огромные возможности. В нашем распоряжении были лучшие музеи, театры, библиотеки.

А что вы имеете в виду, когда говорите «воспитанная душа актёра»?

Для актёра очень важно, чтобы душа стала более чувствительной, более реагирующей, что ли, мобильной, «звенящей» от волнения. Это одно из важнейших условий формирования себя как актёра. Процесс долгий, он не ограничивается только годами обучения в вузе.
Лично для меня это процесс бесконечный. Мне кажется, и театром занимаюсь потому, что это помогает воспитывать себя внутренне. В обыденной жизни люди ведут себя ограниченно. А ведь в человеке есть всё! Человека не зря называют моделью Вселенной. Человек бесконечен в своих проявлениях. А когда у тебя есть возможность проживать на сцене разные образы, вживаться в разные ситуации и характеры, начинаешь постигать авторскую логику, то всё глубже погружаешься в себя «иного», начинаешь действовать «по-иному», да так, что никогда и представить не мог бы себе, что можно вот так... Каждая роль открывает в актёре новые проявления, если, конечно, ты к ней подходишь осознанно.

Есть зрители, которые откровенно признаются, что не понимают искусство театра, оно им не близко. А можно как- то разобраться в этом?

Думаю, что зритель, в том числе молодой, должен ходить в театр подготовленным. Сейчас объясню. Произведения классической литературы нужно перечитывать несколько раз. И каждый раз вы будете открывать для себя всё новые грани произведения. С первого раза на выставке вам отроется только верхний колористический слой картины, и чтобы понять манеру художника, нужно не раз посетить выставку и эту саму картину увидеть. Также и театральные постановки. Чтобы понять манеру режиссёра, нужно посмотреть не один его спектакль. Я бы даже сказал, что нужно нарабатывать в себе зрительский театральный опыт и верный глаз.

Но немало зависит и от работы актёров?

Когда артисты холодны, как собачьи носы, «закрыты» от зрителя, то и зритель будет «закрываться». Понимаете, нервные клетки должны гореть. Когда актёр выкладывается, когда нервные клетки его сгорают, то это завораживает. Перед поступлением в театральный институт мне посчастливилось побеседовать с народным артистом СССР, актёром БДТ Юрием Владимировичем Толубеевым, и мне запомнилась фраза, что актёру в театре важно «летать», а не выполнять функцию. Думаю, что не важно, большая у тебя роль или эпизод. Если ты каждый раз «выкладываешься», и для тебя нет значимых и не значимых ролей, то каждый раз ты именно летаешь. Но в основе всего лежит труд, упорный и напряжённый, с неравнодушным отношением и любовью к своему делу. Вот это и есть то, на чём основан успех Малого театра.

В интервью журналу «Студенческий меридиан» один известный российской актёр, главный режиссёр одного из столичных театров обронил фразу, что наш сегодняшний русский театр не знает, в какую сторону идти. Вы бы согласились с этим высказываем?

«Нет театра - нет нации», так сказал наш великий русский драматург Александр Николаевич Островский. Мне повезло служить в театре, который знает, куда идти, понимает свою значимость и ответственность перед зрителем, и потому он уверенно смотрит в будущее.

Беседовала Елена Белозёрова
ЖИЛЦЕНТР, № 88, 15 апреля 2013,


Дата публикации: 25.04.2013
«НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ....»

В конце марта мы отметили Международный день театра. Какова роль театра сегодня? Актуальна ли для современного зрителя столь привычная нам система Станиславского, или для того, чтобы нести в массы доброе и светлое, нужно активнее искать новые, порой шокирующие, формы. И вообще, нужен ли театр молодому поколению? На столь «горячие театральные» темы мы сегодня беседуем с актёром Малого театра, заслуженным артистом РФ, лауреатом Государственной премии России Юрием Борисовичем Ильиным.

Юрий Борисович, необходимо отметить тот отрадный факт, что сегодня люди охотно идут в театр. Даже в будни залы переполнены. На рейтинговые спектакли и премьерные постановки билеты выкупаются, а то и бронируются за несколько месяцев. Режиссёры изыскивают всё новые и новые сценические приёмы. И всё же, несмотря на модные тенденции, именно на сцене Малого театра сегодня можно посмотреть старую, добрую классику. И ничто не будет смущать твой дух и слух, будут соблюдены все общепризнанные формы морали, и при этом, зрителю, и даже молодому зрителю, будет не менее интересно смотреть на сцену. А нужен ли молодёжи сегодня классический театр? Что он может дать поколению, не представляющему своей жизни без интернета, виртуального общения и т.д.?

Думаю, что именно классика и классический театр сегодня способны просвещать зрителя, в хорошем смысле этого слова. В том числе и молодого. До прихода в Малый я много лет проработал вЛипецком государственном академическом театре драмы им. Льва Толстого. В то время его художественным руководителем был талантливый режиссёр, народный артист России Владимир Пахомов. Однажды в начале перестройки кто-то обратился к режиссёру с укором, что хватит, мол, кормить зрителя Чеховым и Буниным. Пора опуститься до уровня народа. «Извините, - заметил на это Пахомов. - Это зритель должен подниматься до уровня классического театра. Иначе нет смысла вообще сюда приходить». Эту твёрдую просветительскую, а не угодническую позицию, ради зарабатывания денег, Владимир Михайлович всегда отстаивал. Может, именно поэтому Липецкий театр долгие годы входил в ряд лучших театров России.

Уже несколько лет вы играете на сцене «национального достояния России», как именуют сегодня Малый. И вам, наверное, известен ответ на вопрос: в чём же секрет успеха этого театра?

Либеральные принципы в разных государственных сферах не принесли ощутимых плодов. Многие хорошие эстетические и культурные традиции так и остались в прошлом веке. Старое старательно забыли, а современного искусства фактически не создали. И сегодня Малый театр, бережно, я бы сказал, ревностно сохраняя свои традиции, остаётся островком искусства национального. В театре сохранилось понятие строгой сценической дисциплины, понимание, как нужно правильно, прежде всего, ответственно перед зрителем вести себя на сцене. В стенах театра оберегается особая атмосфера, которая оказывает влияние и на актёров, и на зрителей, приходящих к нам на спектакли. Атмосфера складывается из многих факторов, но главный - это актёры театра. На сцену должны выходить воспитанные, ответственные, образованные, морально здоровые люди. Дело в том, что сцена имеет определённые особенности. Она приуменьшает достоинства человека и преувеличивает его недостатки. И если в жизни ты хочешь казаться добреньким, а на самом деле - негодяй, то сцена это обязательно проявит.

Сегодня в спектаклях Малого тетра занято много молодых артистов, но от этого постановки не стали хуже или поверхностнее...

Это не удивительно. Малый театр сумел сохранить свою собственную артистическую школу, Щепкинское училище, где студентам прививают трепетное отношение к традициям. И когда молодёжь вливается в основной актёрский состав, она с придыханием относится к старшим актёрам, к уже сложившейся атмосфере, принципам и правилам, вбирая в себя лучшее.

Насколько я знаю, вы из семьи потомственных военных, и вдруг увлечение театром.

И по линии мамы, и по линии отца у нас военные семьи, при этом в несколько поколений. В детстве мы с сёстрами часто ходили в театр, и под маминым руководством увлечённо участвовали в домашних спектаклях, но после окончания школы, по семейной традиции, подал документы в Киевское высшее инженерно-авиационное военное училище ВВС. И довольно быстро понял, что вся эта высшая математика не для меня. Готовясь к экзаменам, с упоением читал Чехова. Чехов делал мою жизнь интересной и осмысленной, отвечал на многие жизненные вопросы. Я учился, работал, даже проверил свои творческие силы на сцене народного театра и понял окончательно, что сцена - это то, чем я хочу заниматься в жизни. Так что к профессиональному выбору подошёл совершенно осознанно.

А вы помните свои студенческие годы?

Помню и бережно храню эту память. Учился я в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Как и в любом театральном вузе, нам, будущим актёрам, педагоги постоянно старались привить навык потребности формирования себя, своего характера, воспитания своей души, в развитии творческого вкуса. Благо, Питер всегда давал для этого огромные возможности. В нашем распоряжении были лучшие музеи, театры, библиотеки.

А что вы имеете в виду, когда говорите «воспитанная душа актёра»?

Для актёра очень важно, чтобы душа стала более чувствительной, более реагирующей, что ли, мобильной, «звенящей» от волнения. Это одно из важнейших условий формирования себя как актёра. Процесс долгий, он не ограничивается только годами обучения в вузе.
Лично для меня это процесс бесконечный. Мне кажется, и театром занимаюсь потому, что это помогает воспитывать себя внутренне. В обыденной жизни люди ведут себя ограниченно. А ведь в человеке есть всё! Человека не зря называют моделью Вселенной. Человек бесконечен в своих проявлениях. А когда у тебя есть возможность проживать на сцене разные образы, вживаться в разные ситуации и характеры, начинаешь постигать авторскую логику, то всё глубже погружаешься в себя «иного», начинаешь действовать «по-иному», да так, что никогда и представить не мог бы себе, что можно вот так... Каждая роль открывает в актёре новые проявления, если, конечно, ты к ней подходишь осознанно.

Есть зрители, которые откровенно признаются, что не понимают искусство театра, оно им не близко. А можно как- то разобраться в этом?

Думаю, что зритель, в том числе молодой, должен ходить в театр подготовленным. Сейчас объясню. Произведения классической литературы нужно перечитывать несколько раз. И каждый раз вы будете открывать для себя всё новые грани произведения. С первого раза на выставке вам отроется только верхний колористический слой картины, и чтобы понять манеру художника, нужно не раз посетить выставку и эту саму картину увидеть. Также и театральные постановки. Чтобы понять манеру режиссёра, нужно посмотреть не один его спектакль. Я бы даже сказал, что нужно нарабатывать в себе зрительский театральный опыт и верный глаз.

Но немало зависит и от работы актёров?

Когда артисты холодны, как собачьи носы, «закрыты» от зрителя, то и зритель будет «закрываться». Понимаете, нервные клетки должны гореть. Когда актёр выкладывается, когда нервные клетки его сгорают, то это завораживает. Перед поступлением в театральный институт мне посчастливилось побеседовать с народным артистом СССР, актёром БДТ Юрием Владимировичем Толубеевым, и мне запомнилась фраза, что актёру в театре важно «летать», а не выполнять функцию. Думаю, что не важно, большая у тебя роль или эпизод. Если ты каждый раз «выкладываешься», и для тебя нет значимых и не значимых ролей, то каждый раз ты именно летаешь. Но в основе всего лежит труд, упорный и напряжённый, с неравнодушным отношением и любовью к своему делу. Вот это и есть то, на чём основан успех Малого театра.

В интервью журналу «Студенческий меридиан» один известный российской актёр, главный режиссёр одного из столичных театров обронил фразу, что наш сегодняшний русский театр не знает, в какую сторону идти. Вы бы согласились с этим высказываем?

«Нет театра - нет нации», так сказал наш великий русский драматург Александр Николаевич Островский. Мне повезло служить в театре, который знает, куда идти, понимает свою значимость и ответственность перед зрителем, и потому он уверенно смотрит в будущее.

Беседовала Елена Белозёрова
ЖИЛЦЕНТР, № 88, 15 апреля 2013,


Дата публикации: 25.04.2013