Новости

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РЕЖИССЕРА БОРИСА РАВЕНСКИХ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РЕЖИССЕРА БОРИСА РАВЕНСКИХ

Репортаж телеканала «Культура»

Режиссер Борис Равенских был убежден – театр должен будить в человеке поэтический взгляд на мир. Кстати, он часто повторял, что драматургия родилась из поэзии. Для него были важны образный язык, сила эмоций. И работал Равенских, используя все средства художественной выразительности. Музыка, свет, цвет, мизансцена имели для него не меньшее значение, чем игра артиста. Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося театрального режиссера Бориса Равенских. Рассказывают «Новости культуры».

Песню «Я люблю тебя так!» в исполнении Веры Васильевой и Владимира Ушакова пела вся страна. Зрителя покорил спекталь «Свадьба с приданым», поставленный режиссером Борисом Равенских. На сцене Театра Сатиры он прошел с аншлагом 900 раз.

«Борис Иванович часто любил повторять: «Удиви меня хоть раз, и я пойду за тобой. И люди возвращались на его лучшие спектакли по много-много раз», – вспоминает дочь режиссера Александра Равенских.

Последний ученик Мейрхольда, Борис Равенских никогда не забывал его слов: «Помнить о корнях своих, но быть человеком своего времени». Режиссер подчеркнуто национальный, он воплощал на сцене могучее эпическое начало. В спектаклях «Поднятая целина», «Царь Федор Иоанннович», «Возвращение на круги своя» создавал грандиозное полотно народной жизни.

«В нем была сила народного духа, сила народного таланта – то, что встречается редко среди режиссеров», – отмечает режиссер Театра имени К.С. Станиславского, народный артист России Валерий Белякович.

В 1956 году в Малом театре Равенских поставил «Власть тьмы» Толстого – пьеса не шла на сцене около полувека. Спектакль прозвучал, как гром среди ясного неба. Одни утверждали, что режиссер исказил толстовский текст и авторский замысел. Другие почувствовали в постановке свежее дыхание перемен. Судьбу спектакля решили зрители. Был триумф.

«Этот спектакль входит в число лучших поставленных в Росси в ХХ веке. Выдающиеся актерские создания. Звук Игоря Ильинского, играющего Акима, сохраняется во мне на протяжение очень десятилетий. Или финал этого спектакля. Исповедь Никикты в исполнении Виталия Доронина – это переворачивало душу», – говорит театральный режиссёр и педагог, профессор Российской академии театрального искусства Леонид Хейфец.

В его спектаклях играли Жаров, Смоктуновский. К его постановкам писали музыку Свиридов, Дунаевский. Театр Бориса Равенских был исповедальным, пронзительным. В нем выражалась яркая индивидуальность режиссера. Его репетиции – многочасовые, изнурительные – становились для актеров настоящей школой.

Главной мечтой Равенских было создание собственного театра, где собрались бы его ученики. Но этот проект не осуществился. Разрешение пришло буквально накануне его смерти. О Борисе Равенских говорили: он был режиссером, который «героев своих постановок, актеров и зрителей заставлял быть лучше».

«Культура», 27 июня 2012 года

Дата публикации: 28.06.2012
100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РЕЖИССЕРА БОРИСА РАВЕНСКИХ

Репортаж телеканала «Культура»

Режиссер Борис Равенских был убежден – театр должен будить в человеке поэтический взгляд на мир. Кстати, он часто повторял, что драматургия родилась из поэзии. Для него были важны образный язык, сила эмоций. И работал Равенских, используя все средства художественной выразительности. Музыка, свет, цвет, мизансцена имели для него не меньшее значение, чем игра артиста. Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося театрального режиссера Бориса Равенских. Рассказывают «Новости культуры».

Песню «Я люблю тебя так!» в исполнении Веры Васильевой и Владимира Ушакова пела вся страна. Зрителя покорил спекталь «Свадьба с приданым», поставленный режиссером Борисом Равенских. На сцене Театра Сатиры он прошел с аншлагом 900 раз.

«Борис Иванович часто любил повторять: «Удиви меня хоть раз, и я пойду за тобой. И люди возвращались на его лучшие спектакли по много-много раз», – вспоминает дочь режиссера Александра Равенских.

Последний ученик Мейрхольда, Борис Равенских никогда не забывал его слов: «Помнить о корнях своих, но быть человеком своего времени». Режиссер подчеркнуто национальный, он воплощал на сцене могучее эпическое начало. В спектаклях «Поднятая целина», «Царь Федор Иоанннович», «Возвращение на круги своя» создавал грандиозное полотно народной жизни.

«В нем была сила народного духа, сила народного таланта – то, что встречается редко среди режиссеров», – отмечает режиссер Театра имени К.С. Станиславского, народный артист России Валерий Белякович.

В 1956 году в Малом театре Равенских поставил «Власть тьмы» Толстого – пьеса не шла на сцене около полувека. Спектакль прозвучал, как гром среди ясного неба. Одни утверждали, что режиссер исказил толстовский текст и авторский замысел. Другие почувствовали в постановке свежее дыхание перемен. Судьбу спектакля решили зрители. Был триумф.

«Этот спектакль входит в число лучших поставленных в Росси в ХХ веке. Выдающиеся актерские создания. Звук Игоря Ильинского, играющего Акима, сохраняется во мне на протяжение очень десятилетий. Или финал этого спектакля. Исповедь Никикты в исполнении Виталия Доронина – это переворачивало душу», – говорит театральный режиссёр и педагог, профессор Российской академии театрального искусства Леонид Хейфец.

В его спектаклях играли Жаров, Смоктуновский. К его постановкам писали музыку Свиридов, Дунаевский. Театр Бориса Равенских был исповедальным, пронзительным. В нем выражалась яркая индивидуальность режиссера. Его репетиции – многочасовые, изнурительные – становились для актеров настоящей школой.

Главной мечтой Равенских было создание собственного театра, где собрались бы его ученики. Но этот проект не осуществился. Разрешение пришло буквально накануне его смерти. О Борисе Равенских говорили: он был режиссером, который «героев своих постановок, актеров и зрителей заставлял быть лучше».

«Культура», 27 июня 2012 года

Дата публикации: 28.06.2012