Новости

ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ ВЕЛИХОВ

ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ ВЕЛИХОВ

24 апреля исполнилось 105 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Евгения Павловича Велихова. Предлагаем посетителям сайта текст заметки Николая Александровича Анненкова о своем друге и коллеге Е.П.Велихове, написанный к 70-летию артиста и опубликованный в стенгазете Малого театра.

Очень трудно писать о многогранной, интересной, содержательной творческой жизни такого большого художника-артиста, подлинного артиста Малого театра, каким является Евгений Павлович Велихов.

Вся жизнь Евгения Павловича — со школьной театральной площадки до 70-летия — прошла на моих глазах, мы однокурсники. Впечатления от моего человеческого и творческого общения с Евгением Павловичем столь глубоки и обширны, что высказать все в одной статье просто невозможно. Горячо поздравляя Евгения Павловича с 70-летием, можно лишь слегка коснуться отдельных сторон деятельности и звучания для Малого театра этого артиста. Это умница, интересный собеседник, образованнейший человек. Он подлинный служитель Малого театра, он «неотделим от его стен». Его общественное служение искусству Малого театра показывает глубокое чувствование самого содержательного, заветного, что представляет собой Малый театр. Глубокая любовь и преданность театру, понимание его искусства велики и безграничны. От него, буквально, веет Малым, он несет в себе подлинную атмосферу Малого и распространяет вокруг себя ее аромат.

С одной стороны, мне, постоянно общающемуся с Евгением Павловичем, легче, чем другим, понять удельный вес этого художника. Но, с другой стороны, эта близкая связь не дает возможности обобщить все содержание деятельности артиста — для этого надо отойти на расстояние. Знаю Евгения Павловича, как талантливого, яркого, острого и всегда умного художника, артиста тонкого рисунка. Невозможно перечислить всех ролей, великолепно сыгранных Евгением Павловичем. Легкая возбудимость, мягкость, — мне запомнились еще на экзаменах при поступлении в школу Малого театра (он играл Эрекле в отрывке из «Измены» Южина). Очень интересно, ярко он заявил о себе будучи молодым актером в роли Пьера Гренгуара из спектакля «Собор Парижской Богоматери» по В.Гюго.

Помню, я с уважением и восторгом смотрел, как интересно, мягко и по-человечески просто он исполнял характерную роль Писаря в «Альбине Мегурской». С радостью и благодарностью вспоминаю свое общение с ним на сцене в пьесе «Женитьба Белугина», где Евгений Павлович великолепно исполнил роль Агишина. Он был тонким и глубоким партнером, необычайно сильное впечатление производила на зрителей страшная, зловещая фигура Вурма («Коварство и любовь»), Евгений Павлович играл эту роль с присущим ему вкусом и тонкостью. Неподражаемы были тонкость, интеллигентность, изящество Велихова в роли Пикеринга («Пигмалион»). Глубокое проникновение в образ, точность рисунка и подлинная глубокая правда поведения были у Евгения Павловича в роли Монахова из «Варваров» Горького. Много интересного можно было бы написать, как проживал Велихов вою роль Виктора Каренина («Живой труп» Л.Толстого). Высокохудожественное звучание образа, достойное великого писателя. Далее не могу не отметить среди многих работ яркого самобытного исполнения ролей Болингброка из «Стакана воды» Скриба, Шабельского («Иванов» Чехов), Казарина из лермонтовского «Маскарада». Нужно вспомнить сильное, проникновенное исполнение роли Отца в спектакле «Криминальное танго», поднимающее идейный смысл всего спектакля.

Подлинно тургеневской атмосферой веяло со сцены в спектакле «Отцы и дети», пользовавшемся большим успехом. Этой удаче весьма способствовало блестящее исполнение Е.П.Велиховым роли Кирсанова. Целостность образа была необъятна. Тут всё было гармонией: и речь, и движения, и осанка, и полет мысли. Все изящно, все легко, а в то же время содержательно. Это взлет таланта с изящными виражами мысли и чувства в течение всего спектакля. Не могу умолчать о чудной, мягкой душевности Гайгера в спектакле «Перед заходом солнца». Неизменный успех «Средства Макропулоса» Чапека во многом зависит от яркого, артистического звучания роли Гаука Шендорфа в исполнении Евгения Павловича. Каждый его шаг в этой роли радостно воспринимается зрителем. Многогранность дарования Евгения Павловича позволила ему успешно заняться режиссурой. Памятны спектакли, поставленные им самостоятельно или в соавторстве: «За Камой-рекой», «Васса Железнова», «Макбет», «Стакан воды» и, наконец, «Униженные и оскорбленные» — высоко оценены внутри театра и пользуются большим успехом у зрителя.

Работая над этим спектаклем, Евгений Павлович создавал на репетициях необыкновенно творческую, благожелательную атмосферу. Как он умеет все сказать о достоинствах и недостатках каждому актеру, сказать правду, и иногда неприятную, но всегда с уважением к актерскому труду и поиску. Чуткое отношение умного, тонкого художника, понимающего ранимость актера, умеющего всегда поставить перед ним четкую задачу, не стесняя свободы индивидуальности. Я с чувством благодарности, как участник спектакля, вспоминаю творческое общение с Евгением Павловичем.

Е.П.Велихов — член Худсовета, очень ценный участник его заседаний, вносящий в работу свой ум, образованность и понимание искусства Малого театра.

70 лет, дорогой Евгений Павлович застают Вас полным свежести, творческого задора, интереса к работе и к жизни. Вы полны страстного желания жить и творить. Желаю Вам здоровья, радости и успеха!

Н.А.Анненков
Стенгазета Малого театра, 1977 год

Дата публикации: 03.05.2012
ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ ВЕЛИХОВ

24 апреля исполнилось 105 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Евгения Павловича Велихова. Предлагаем посетителям сайта текст заметки Николая Александровича Анненкова о своем друге и коллеге Е.П.Велихове, написанный к 70-летию артиста и опубликованный в стенгазете Малого театра.

Очень трудно писать о многогранной, интересной, содержательной творческой жизни такого большого художника-артиста, подлинного артиста Малого театра, каким является Евгений Павлович Велихов.

Вся жизнь Евгения Павловича — со школьной театральной площадки до 70-летия — прошла на моих глазах, мы однокурсники. Впечатления от моего человеческого и творческого общения с Евгением Павловичем столь глубоки и обширны, что высказать все в одной статье просто невозможно. Горячо поздравляя Евгения Павловича с 70-летием, можно лишь слегка коснуться отдельных сторон деятельности и звучания для Малого театра этого артиста. Это умница, интересный собеседник, образованнейший человек. Он подлинный служитель Малого театра, он «неотделим от его стен». Его общественное служение искусству Малого театра показывает глубокое чувствование самого содержательного, заветного, что представляет собой Малый театр. Глубокая любовь и преданность театру, понимание его искусства велики и безграничны. От него, буквально, веет Малым, он несет в себе подлинную атмосферу Малого и распространяет вокруг себя ее аромат.

С одной стороны, мне, постоянно общающемуся с Евгением Павловичем, легче, чем другим, понять удельный вес этого художника. Но, с другой стороны, эта близкая связь не дает возможности обобщить все содержание деятельности артиста — для этого надо отойти на расстояние. Знаю Евгения Павловича, как талантливого, яркого, острого и всегда умного художника, артиста тонкого рисунка. Невозможно перечислить всех ролей, великолепно сыгранных Евгением Павловичем. Легкая возбудимость, мягкость, — мне запомнились еще на экзаменах при поступлении в школу Малого театра (он играл Эрекле в отрывке из «Измены» Южина). Очень интересно, ярко он заявил о себе будучи молодым актером в роли Пьера Гренгуара из спектакля «Собор Парижской Богоматери» по В.Гюго.

Помню, я с уважением и восторгом смотрел, как интересно, мягко и по-человечески просто он исполнял характерную роль Писаря в «Альбине Мегурской». С радостью и благодарностью вспоминаю свое общение с ним на сцене в пьесе «Женитьба Белугина», где Евгений Павлович великолепно исполнил роль Агишина. Он был тонким и глубоким партнером, необычайно сильное впечатление производила на зрителей страшная, зловещая фигура Вурма («Коварство и любовь»), Евгений Павлович играл эту роль с присущим ему вкусом и тонкостью. Неподражаемы были тонкость, интеллигентность, изящество Велихова в роли Пикеринга («Пигмалион»). Глубокое проникновение в образ, точность рисунка и подлинная глубокая правда поведения были у Евгения Павловича в роли Монахова из «Варваров» Горького. Много интересного можно было бы написать, как проживал Велихов вою роль Виктора Каренина («Живой труп» Л.Толстого). Высокохудожественное звучание образа, достойное великого писателя. Далее не могу не отметить среди многих работ яркого самобытного исполнения ролей Болингброка из «Стакана воды» Скриба, Шабельского («Иванов» Чехов), Казарина из лермонтовского «Маскарада». Нужно вспомнить сильное, проникновенное исполнение роли Отца в спектакле «Криминальное танго», поднимающее идейный смысл всего спектакля.

Подлинно тургеневской атмосферой веяло со сцены в спектакле «Отцы и дети», пользовавшемся большим успехом. Этой удаче весьма способствовало блестящее исполнение Е.П.Велиховым роли Кирсанова. Целостность образа была необъятна. Тут всё было гармонией: и речь, и движения, и осанка, и полет мысли. Все изящно, все легко, а в то же время содержательно. Это взлет таланта с изящными виражами мысли и чувства в течение всего спектакля. Не могу умолчать о чудной, мягкой душевности Гайгера в спектакле «Перед заходом солнца». Неизменный успех «Средства Макропулоса» Чапека во многом зависит от яркого, артистического звучания роли Гаука Шендорфа в исполнении Евгения Павловича. Каждый его шаг в этой роли радостно воспринимается зрителем. Многогранность дарования Евгения Павловича позволила ему успешно заняться режиссурой. Памятны спектакли, поставленные им самостоятельно или в соавторстве: «За Камой-рекой», «Васса Железнова», «Макбет», «Стакан воды» и, наконец, «Униженные и оскорбленные» — высоко оценены внутри театра и пользуются большим успехом у зрителя.

Работая над этим спектаклем, Евгений Павлович создавал на репетициях необыкновенно творческую, благожелательную атмосферу. Как он умеет все сказать о достоинствах и недостатках каждому актеру, сказать правду, и иногда неприятную, но всегда с уважением к актерскому труду и поиску. Чуткое отношение умного, тонкого художника, понимающего ранимость актера, умеющего всегда поставить перед ним четкую задачу, не стесняя свободы индивидуальности. Я с чувством благодарности, как участник спектакля, вспоминаю творческое общение с Евгением Павловичем.

Е.П.Велихов — член Худсовета, очень ценный участник его заседаний, вносящий в работу свой ум, образованность и понимание искусства Малого театра.

70 лет, дорогой Евгений Павлович застают Вас полным свежести, творческого задора, интереса к работе и к жизни. Вы полны страстного желания жить и творить. Желаю Вам здоровья, радости и успеха!

Н.А.Анненков
Стенгазета Малого театра, 1977 год

Дата публикации: 03.05.2012