Новости

БАЙКИ МАЛОГО ТЕАТРА

БАЙКИ МАЛОГО ТЕАТРА

Рассказывают Анатолий Торопов и Владимир Дубровский. Продолжение…

Рассказывают Анатолий Торопов и Владимир Дубровский

Шел спектакль «Волки и овцы». Артист Владимир Иванович Головин, игравший дворецкого Павлина Савельича «перебрал» перед спектаклем. В первой сцене Головин, долго ничего не мог вымолвить, совершенно одеревенев. А в сцене с Мурзавецким – А.М.Тороповым, в ответ на его реплику «Тамерлан! Ах, проклятый! Ну, погоди ж! Человек, приведи сюда Тамерлана да подай мне арапник!», Головин вдруг проговорил: «Какой это Тамерлан, это – столяр», вместо текста Островского: «И какой это Тамерлан? Нешто такие Тамерланы бывают?» Головин понял, что «гибнет», Мурзавецкую в спектакле играла Е.Н. Гоголева – актриса строгих правил, блюстительница дисциплины, которая терпеть не могла таких «безобразий». Вернувшись в свою гримуборную, Владимир Иванович обратился за помощью к своему партнеру Г.Д. Сергееву, игравшего столяра. Геннадий Дмитриевич посоветовал ему вынуть челюсть. Затем, выдвинул ящик гримировального стола, вставил туда челюсть и стал ее ломать. Это был выход – оправдаться перед Гоголевой и руководством театра, сославшись на испорченную челюсть, которая и не дала возможность артисту играть. Головина не уволили из театра, но актер все- таки понес наказание. А Царев при встрече с «нарушителем» заметил: «Слышал, наказали тебя, но скажи мне по чести, что за водку стали делать, что челюсти плавятся…»

Рассказывает Анатолий Торопов

Малый театр официозный театр – к таким событиям, как съезд, пленум, или революционные праздники приурочивалась премьера советской пьесы. Царев всегда говорил: «В «портфеле» театре есть пьесы Шекспира, Шиллера, но если будет предложена к постановке советская пьеса – ей будет дана «зеленая улица». И вот принята к постановке пьеса А. Софронова «Московский характер», а ставить спектакль, поручено Алексею Денисовичу Дикому – замечательному мастеру, режиссеру и актеру большой культуры. Пьесы Софронова по своей сути были весьма просты и примитивны. «Пьеса сложная. Задачи перед нами ответственные, поэтому работать мы будем с двенадцати до двух…», – сказал исполнителям Дикий на первой репетиции пьесы. Сразу дав оценку и пьесе и ее автору. Сюжет пьесы таков; комиссия проверяет работу некоего завода и находит ошибки. А естественно – кто виноват в этом – партийная организация. Открывается занавес, проходит обсуждение: указываются ошибки, как такое могло произойти и где при этом была партийная организация… Роль секретаря партийной организации играл любимый артист А.Д.Дикого – Павел Алексеевич Оленев (известен по роли водовоза из кинофильма «Волга-Волга», а в театре гениально играл Гришку в легендарном спектакле «Варвары»). Ответное слово предоставляется секретарю партийной организации. Оленев встает и со свойственной ему органикой и потрясающим обаянием произносит: «Партийная организация завода работает бле-стя-ще!» И садится. В зрительном зале пауза, затем взрыв хохота и аплодисментов. Приезжает на спектакль И.В.Сталин. После спектакля – обсуждение, Сталин спрашивает: «А почему в зале смеются? В пьесе поднимается вопрос о серьезных просчетах в работе партийной организации, а в зале – смех?» Замечание вождя – это серьезно, катастрофа. Следовательно, артиста надо заменить. И П.А. Оленева заменили артистом К. На нем тот же самый пиджак, в руках тот же самый портфель и такая же накладка на голове. Доходит до места, когда артист К. с той же интонацией Оленева произносит: «Партийная организация завода работает бле-стя -ще!» В зале тишина: ни хохота, ни аплодисментов и идет следующая по пьесе сцена. Вот что значит сила таланта. Вспоминаются слова Дикого: «Сколько поднимешь, столько и понесешь…» Дикий был репрессирован, и как режиссер вложил определенный смысл, подтекст во фразу, сказанную Оленевым. И оленевское «бле-стя-ще» у зрителей рождало целую гамму чувств, ассоциаций, невольно читались и непростые взаимоотношения самого Дикого с советской властью …

Рассказывают Анатолий Торопов и Владимир Дубровский
В Малом театре служил актер Михаил Францевич Ленин (настоящая его фамилия Игнатюк) – великолепный актер с прекрасными внешними данными, звучным голосом, с большим успехом игравший такие роли, как Болингброк, Фамусов, Богдан Хмельницкий. Михаил Францевич – подтянутый, интеллигентный человек старой формации, никак не вязался с советской действительностью. Сценическую фамилию «Ленин» он взял еще до революции в честь своей жены – Елены Александровны (преподавала в Щепкинском училище французский язык): Ленин Миша, муж Лены и просто Ленин. Помимо всего прочего Михаил Францевич знаменит тем, что году в восемнадцатом дал в газету объявление: «Прошу не путать меня с политическим авантюристом, Владимиром Ильичем Лениным!». Рассказывают, что однажды прибежали посыльные в кабинет к Станиславскому и закричали: «Константин Сергеевич, несчастье: Ленин умер!» «А-ах, Михаил Францевич!» – вскинул руки Станиславский. «Нет – Владимир Ильич!» «Тьфу-тьфу-тьфу, – застучал по дереву Станиславский, – тьфу-тьфу-тьфу!.. «

Рассказывает Владимир Дубровский
Николай Николаевич Рыбников - прекрасный актер Малого театра, колоритный мужчина в жизни, разоривший нескольких своих жен (одно время был женат на дочери спичечного короля), имел пагубную страсть к спиртному и позволял себе перед спектаклем выпить дюжину бутылок пива и бутылку водки. Ко времени, о котором ведется рассказ, Рыбников был пожилым человеком и играл только две роли князя Тугоуховского («Горе от ума») и Богдана Хмельницкого («Богдан Хмельницкий»). Обычно Рыбников сидел и дремал в кулисах, когда подходила его сцена, помощник режиссера Смолкин будил Рыбникова. Очнувшись, актер, не сразу мог сообразить, какую роль ему предстоит сейчас играть. Иногда он начинал кряхтеть, охать, входя в образ князя Тугоуховского. И тут-то Смолкин в спину ему кричал: «Хмельницкий!» А это означало, что сегодня идет не «Горе от ума», а «Богдан Хмельницкий». Мгновенно перевоплотившись, Рыбников издавал какое-то рычание - раскатистое и бодрое: «А….а….!!!», подчеркивая героическое начало своего другого персонажа.

Рассказывает Владимир Дубровский
Забавный случай произошел на гастролях Малого театра в Ливии. В Триполи мы играли «Вишневый сад». Ливия - религиозная страна. Помещение, в котором играли спектакли актеры Малого театра было в одном дворе с мечетью, здесь находился и невысокий минарет. Двери на улицу были открыты. Только начался спектакль, муэдзин влез на минарет и начал призывать народ к вечерней молитве, но подобающие этому обряду громкие его «призывы», заглушали актеров на сцене и являлись серьезной помехой спектаклю. Волнуясь, помощник режиссера Валентина Кувшинова выбежала во дворик и стала призывать «нарушителя» к порядку: «Вы с ума сошли, у меня спектакль идет, немедленно прекратите!!!» Муэдзин остановился и стал сверху вниз смотреть на Валентину. Она не унималась: «Вы мне мешаете, у меня идет спектакль, немедленно прекратите это безобразие!» Гневная тирада Вали так потрясла муэдзина, что он удалился… Наверное, такое случилось впервые в религиозной стране – театр вмешался в жизнь…
Актеры часто любят «раскалывать» друг друга на сцене. Многие актеры и МХАТа, и Малого театра делали это мастерски. На сцене есть актеры очень смешливые, (например, Елена Николаевна Гоголева), а есть актеры «расколоть» которых невозможно. Мы с Анатолием Михайловичем учились в разные годы у одного педагога Леонида Андреевича Волкова, который говорил мне, тогда еще студенту: «Володя, если тебя будут «раскалывать» партнеры на сцене, посмотри в зрительный зал». Я пользуюсь его советом, и это мне очень помогает. Нельзя подвести партнеров, разочаровать публику, которая пришла посмотреть спектакль. Особенно страшны на сцене неожиданные театральные «накладки» и розыгрыши партнеров. Вот тут-то совершенно невозможно бывает устоять, особенно когда тебя разыгрывает мастер этого дела. Таким был Е.Я. Весник. Но и Евгения Яковлевича по молодости тоже «раскалывали», особенно в этом преуспел на спектакле «Горе от ума» Борис Васильевич Телегин.
– Телегин играл роль офицера, а Весник, будучи еще студентом был занят в массовой сцене: ему нужно было просто стоять у стены и изображать гостя в доме Фамусовых. Во время спектакля к нему пошел Телегин и спросил вполголоса:
- Простите, вы не Чацкий будете?
Весник с трудом сдержал истерический смех, услышав этот нелепый вопрос, и во время антракта попросил прекратить издевательства. Шутник вежливо извинился и пообещал. Однако едва началось действие, Телегин снова подошел к молча стоявшему Веснику и спросил:
- Вы не подскажете, где здесь туалет?
Этой фразы оказалось достаточно для того, чтобы юный артист, согнувшись пополам, уполз за кулисы.

Окончание следует…


Дата публикации: 31.07.2011
БАЙКИ МАЛОГО ТЕАТРА

Рассказывают Анатолий Торопов и Владимир Дубровский. Продолжение…

Рассказывают Анатолий Торопов и Владимир Дубровский

Шел спектакль «Волки и овцы». Артист Владимир Иванович Головин, игравший дворецкого Павлина Савельича «перебрал» перед спектаклем. В первой сцене Головин, долго ничего не мог вымолвить, совершенно одеревенев. А в сцене с Мурзавецким – А.М.Тороповым, в ответ на его реплику «Тамерлан! Ах, проклятый! Ну, погоди ж! Человек, приведи сюда Тамерлана да подай мне арапник!», Головин вдруг проговорил: «Какой это Тамерлан, это – столяр», вместо текста Островского: «И какой это Тамерлан? Нешто такие Тамерланы бывают?» Головин понял, что «гибнет», Мурзавецкую в спектакле играла Е.Н. Гоголева – актриса строгих правил, блюстительница дисциплины, которая терпеть не могла таких «безобразий». Вернувшись в свою гримуборную, Владимир Иванович обратился за помощью к своему партнеру Г.Д. Сергееву, игравшего столяра. Геннадий Дмитриевич посоветовал ему вынуть челюсть. Затем, выдвинул ящик гримировального стола, вставил туда челюсть и стал ее ломать. Это был выход – оправдаться перед Гоголевой и руководством театра, сославшись на испорченную челюсть, которая и не дала возможность артисту играть. Головина не уволили из театра, но актер все- таки понес наказание. А Царев при встрече с «нарушителем» заметил: «Слышал, наказали тебя, но скажи мне по чести, что за водку стали делать, что челюсти плавятся…»

Рассказывает Анатолий Торопов

Малый театр официозный театр – к таким событиям, как съезд, пленум, или революционные праздники приурочивалась премьера советской пьесы. Царев всегда говорил: «В «портфеле» театре есть пьесы Шекспира, Шиллера, но если будет предложена к постановке советская пьеса – ей будет дана «зеленая улица». И вот принята к постановке пьеса А. Софронова «Московский характер», а ставить спектакль, поручено Алексею Денисовичу Дикому – замечательному мастеру, режиссеру и актеру большой культуры. Пьесы Софронова по своей сути были весьма просты и примитивны. «Пьеса сложная. Задачи перед нами ответственные, поэтому работать мы будем с двенадцати до двух…», – сказал исполнителям Дикий на первой репетиции пьесы. Сразу дав оценку и пьесе и ее автору. Сюжет пьесы таков; комиссия проверяет работу некоего завода и находит ошибки. А естественно – кто виноват в этом – партийная организация. Открывается занавес, проходит обсуждение: указываются ошибки, как такое могло произойти и где при этом была партийная организация… Роль секретаря партийной организации играл любимый артист А.Д.Дикого – Павел Алексеевич Оленев (известен по роли водовоза из кинофильма «Волга-Волга», а в театре гениально играл Гришку в легендарном спектакле «Варвары»). Ответное слово предоставляется секретарю партийной организации. Оленев встает и со свойственной ему органикой и потрясающим обаянием произносит: «Партийная организация завода работает бле-стя-ще!» И садится. В зрительном зале пауза, затем взрыв хохота и аплодисментов. Приезжает на спектакль И.В.Сталин. После спектакля – обсуждение, Сталин спрашивает: «А почему в зале смеются? В пьесе поднимается вопрос о серьезных просчетах в работе партийной организации, а в зале – смех?» Замечание вождя – это серьезно, катастрофа. Следовательно, артиста надо заменить. И П.А. Оленева заменили артистом К. На нем тот же самый пиджак, в руках тот же самый портфель и такая же накладка на голове. Доходит до места, когда артист К. с той же интонацией Оленева произносит: «Партийная организация завода работает бле-стя -ще!» В зале тишина: ни хохота, ни аплодисментов и идет следующая по пьесе сцена. Вот что значит сила таланта. Вспоминаются слова Дикого: «Сколько поднимешь, столько и понесешь…» Дикий был репрессирован, и как режиссер вложил определенный смысл, подтекст во фразу, сказанную Оленевым. И оленевское «бле-стя-ще» у зрителей рождало целую гамму чувств, ассоциаций, невольно читались и непростые взаимоотношения самого Дикого с советской властью …

Рассказывают Анатолий Торопов и Владимир Дубровский
В Малом театре служил актер Михаил Францевич Ленин (настоящая его фамилия Игнатюк) – великолепный актер с прекрасными внешними данными, звучным голосом, с большим успехом игравший такие роли, как Болингброк, Фамусов, Богдан Хмельницкий. Михаил Францевич – подтянутый, интеллигентный человек старой формации, никак не вязался с советской действительностью. Сценическую фамилию «Ленин» он взял еще до революции в честь своей жены – Елены Александровны (преподавала в Щепкинском училище французский язык): Ленин Миша, муж Лены и просто Ленин. Помимо всего прочего Михаил Францевич знаменит тем, что году в восемнадцатом дал в газету объявление: «Прошу не путать меня с политическим авантюристом, Владимиром Ильичем Лениным!». Рассказывают, что однажды прибежали посыльные в кабинет к Станиславскому и закричали: «Константин Сергеевич, несчастье: Ленин умер!» «А-ах, Михаил Францевич!» – вскинул руки Станиславский. «Нет – Владимир Ильич!» «Тьфу-тьфу-тьфу, – застучал по дереву Станиславский, – тьфу-тьфу-тьфу!.. «

Рассказывает Владимир Дубровский
Николай Николаевич Рыбников - прекрасный актер Малого театра, колоритный мужчина в жизни, разоривший нескольких своих жен (одно время был женат на дочери спичечного короля), имел пагубную страсть к спиртному и позволял себе перед спектаклем выпить дюжину бутылок пива и бутылку водки. Ко времени, о котором ведется рассказ, Рыбников был пожилым человеком и играл только две роли князя Тугоуховского («Горе от ума») и Богдана Хмельницкого («Богдан Хмельницкий»). Обычно Рыбников сидел и дремал в кулисах, когда подходила его сцена, помощник режиссера Смолкин будил Рыбникова. Очнувшись, актер, не сразу мог сообразить, какую роль ему предстоит сейчас играть. Иногда он начинал кряхтеть, охать, входя в образ князя Тугоуховского. И тут-то Смолкин в спину ему кричал: «Хмельницкий!» А это означало, что сегодня идет не «Горе от ума», а «Богдан Хмельницкий». Мгновенно перевоплотившись, Рыбников издавал какое-то рычание - раскатистое и бодрое: «А….а….!!!», подчеркивая героическое начало своего другого персонажа.

Рассказывает Владимир Дубровский
Забавный случай произошел на гастролях Малого театра в Ливии. В Триполи мы играли «Вишневый сад». Ливия - религиозная страна. Помещение, в котором играли спектакли актеры Малого театра было в одном дворе с мечетью, здесь находился и невысокий минарет. Двери на улицу были открыты. Только начался спектакль, муэдзин влез на минарет и начал призывать народ к вечерней молитве, но подобающие этому обряду громкие его «призывы», заглушали актеров на сцене и являлись серьезной помехой спектаклю. Волнуясь, помощник режиссера Валентина Кувшинова выбежала во дворик и стала призывать «нарушителя» к порядку: «Вы с ума сошли, у меня спектакль идет, немедленно прекратите!!!» Муэдзин остановился и стал сверху вниз смотреть на Валентину. Она не унималась: «Вы мне мешаете, у меня идет спектакль, немедленно прекратите это безобразие!» Гневная тирада Вали так потрясла муэдзина, что он удалился… Наверное, такое случилось впервые в религиозной стране – театр вмешался в жизнь…
Актеры часто любят «раскалывать» друг друга на сцене. Многие актеры и МХАТа, и Малого театра делали это мастерски. На сцене есть актеры очень смешливые, (например, Елена Николаевна Гоголева), а есть актеры «расколоть» которых невозможно. Мы с Анатолием Михайловичем учились в разные годы у одного педагога Леонида Андреевича Волкова, который говорил мне, тогда еще студенту: «Володя, если тебя будут «раскалывать» партнеры на сцене, посмотри в зрительный зал». Я пользуюсь его советом, и это мне очень помогает. Нельзя подвести партнеров, разочаровать публику, которая пришла посмотреть спектакль. Особенно страшны на сцене неожиданные театральные «накладки» и розыгрыши партнеров. Вот тут-то совершенно невозможно бывает устоять, особенно когда тебя разыгрывает мастер этого дела. Таким был Е.Я. Весник. Но и Евгения Яковлевича по молодости тоже «раскалывали», особенно в этом преуспел на спектакле «Горе от ума» Борис Васильевич Телегин.
– Телегин играл роль офицера, а Весник, будучи еще студентом был занят в массовой сцене: ему нужно было просто стоять у стены и изображать гостя в доме Фамусовых. Во время спектакля к нему пошел Телегин и спросил вполголоса:
- Простите, вы не Чацкий будете?
Весник с трудом сдержал истерический смех, услышав этот нелепый вопрос, и во время антракта попросил прекратить издевательства. Шутник вежливо извинился и пообещал. Однако едва началось действие, Телегин снова подошел к молча стоявшему Веснику и спросил:
- Вы не подскажете, где здесь туалет?
Этой фразы оказалось достаточно для того, чтобы юный артист, согнувшись пополам, уполз за кулисы.

Окончание следует…


Дата публикации: 31.07.2011