Новости

БОРИС ИВАНОВИЧ ВОЛКОВ

БОРИС ИВАНОВИЧ ВОЛКОВ

23 декабря исполнилось 40 лет со дня смерти народного художника СССР, главного художника Малого театра в период с 1951 по 1970 гг. Б.И. Волкова (1900 – 1970).

Рано проявив склонность к художественному творчеству, юный Волков поступил в мастерские Строгановского училища, где изучал ремесло ювелира, занимался резьбой по дереву, набойкой. Эти занятия обогатили будущего театрального декоратора ценными практическими знаниями, весьма пригодившимися в последующей работе, но ни одно из изучаемых ремесел профессией Волкова не стало. Зато практика в декорационной мастерской училища, которой руководил известный театральный художник Ф.Ф. Федоровский, а также участие в работе мастерской Поленовского народного театра навсегда определили будущую специальность Волкова. Он избирает для себя искусство театральной декорации.

Интерес и любовь к театру еще больше усиливает его собственное участие в массовых эпизодах спектаклей оперы Зимина, где он выступает на сцене одновременно с великим Шаляпиным. Большое влияние на формирование творческой индивидуальности Волкова и определение его постановочных принципов оказал также В.И. Немирович-Данченко, под руководством которого художник работал в музыкальном театре.

Замечательный живописец, склонный к романтическому восприятию мира, Волков создавал на сцене пространство, преобразованное его фантазией, поэтически осмысленное, художественно преображенное. Его постановочные решения образны, метафоричны, но при этом всегда конкретны. Интерьеры художника точно воссоздают эпоху, привязаны к месту и времени действия, психологически и социально оправданы. Пейзаж, играющий важную роль в его декорациях, всегда эмоционален. Порой лиричный, элегический, порой драматически-страстный, тревожный, он всегда органично связан с содержанием спектакля, помогает раскрыть его основную идею.

За 50 лет творческой деятельности Волков оформил более двухсот спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Казани… Он создавал декорации опер и балетов в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, в Большом, ленинградском Малом оперном, ставил спектакли в театре МГСПС, МХАТ… Последние 20 лет работал в Малом театре, где оформил около 30-ти спектаклей, многие из которых (например, «Снегурочку», «Власть тьмы», «Грозу», «Отцы и дети») можно по праву отнести к шедеврам театрально-декорационного искусства.

Наталия Пашкина

Газета «Малый театр», 2000 г.



Дата публикации: 23.12.2010
БОРИС ИВАНОВИЧ ВОЛКОВ

23 декабря исполнилось 40 лет со дня смерти народного художника СССР, главного художника Малого театра в период с 1951 по 1970 гг. Б.И. Волкова (1900 – 1970).

Рано проявив склонность к художественному творчеству, юный Волков поступил в мастерские Строгановского училища, где изучал ремесло ювелира, занимался резьбой по дереву, набойкой. Эти занятия обогатили будущего театрального декоратора ценными практическими знаниями, весьма пригодившимися в последующей работе, но ни одно из изучаемых ремесел профессией Волкова не стало. Зато практика в декорационной мастерской училища, которой руководил известный театральный художник Ф.Ф. Федоровский, а также участие в работе мастерской Поленовского народного театра навсегда определили будущую специальность Волкова. Он избирает для себя искусство театральной декорации.

Интерес и любовь к театру еще больше усиливает его собственное участие в массовых эпизодах спектаклей оперы Зимина, где он выступает на сцене одновременно с великим Шаляпиным. Большое влияние на формирование творческой индивидуальности Волкова и определение его постановочных принципов оказал также В.И. Немирович-Данченко, под руководством которого художник работал в музыкальном театре.

Замечательный живописец, склонный к романтическому восприятию мира, Волков создавал на сцене пространство, преобразованное его фантазией, поэтически осмысленное, художественно преображенное. Его постановочные решения образны, метафоричны, но при этом всегда конкретны. Интерьеры художника точно воссоздают эпоху, привязаны к месту и времени действия, психологически и социально оправданы. Пейзаж, играющий важную роль в его декорациях, всегда эмоционален. Порой лиричный, элегический, порой драматически-страстный, тревожный, он всегда органично связан с содержанием спектакля, помогает раскрыть его основную идею.

За 50 лет творческой деятельности Волков оформил более двухсот спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Казани… Он создавал декорации опер и балетов в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, в Большом, ленинградском Малом оперном, ставил спектакли в театре МГСПС, МХАТ… Последние 20 лет работал в Малом театре, где оформил около 30-ти спектаклей, многие из которых (например, «Снегурочку», «Власть тьмы», «Грозу», «Отцы и дети») можно по праву отнести к шедеврам театрально-декорационного искусства.

Наталия Пашкина

Газета «Малый театр», 2000 г.



Дата публикации: 23.12.2010