Новости

АКТЕРЫ ПРАВЯТ РЕМЕСЛО

АКТЕРЫ ПРАВЯТ РЕМЕСЛО

Александр Галин «Сон героини», Малый театр

Когда главным героем театральной постановки оказывается актер, то почти всегда возникает мотив исповедальности и стремление поговорить о наболевшем. В нынешнем сезоне артист стал центральной фигурой в двух очень разных премьерах Малого театра. В одной — это булгаковский Мольер, в котором создатели спектакля увидели не только затравленного властью тирана великого драматурга, актера и руководителя театра, но и трагически противоречивую личность — человека с «необузданным характером», ценой разочарований и утрат обретшего мудрое великодушие, гордое достоинство и умение ценить краткие мгновения театрального братства. В другом премьерном спектакле, поставленном Александром Галиным по собственной пьесе, в центре внимания наш современник — забытый актер кино, вершиной карьеры которого была роль Ленина, в свое время принесшая ему славу, почет и социалистические блага, а после смены исторических эпох перевернувшая и перечеркнувшая всю его дальнейшую жизнь.
В своем «Сне героини» автор традиционно затрагивает темы весьма актуальные, в данном случае включая в общий контекст современных реалий и проблемы узко профессиональные. Действие начинается с того, что гаснут софиты на съемочной площадке, поскольку бастуют не получившие денег осветители. Без отрыва от мобильного телефона мечется по сцене энергичная ассистентка Аня (Л.Милюзина), деловито осуждающая организационные проблемы с дамой-режиссером попутно с циничной пренебрежительностью дающая оценку пожилому актеру. В подобной атмосфере абсолютно оправданно звучат сердитые реплики старого гримера, сетующего нa то, что режиссером теперь может стать любой, доставший деньги, и что истинные мастера никому не нужны, а рейтинги популярности бьют «звезды-однодневки», засветившиеся в сериалах и клипах. Со всем этим, разумеется, не поспоришь, хотя порой в некоторых высказываниях все же чувствуется излишняя прямолинейность и публицистическая декларативность. При этом в самом построении пьесы, названой комедией, присутствует некоторая жанрово-смысловая невнятность, обычно Галину несвойственная. Так, не до конца ясно, что же ставится во главу угла: забавная история об актере, оказавшемся пленником роли Ленина, или серьезный разговор о быстром забвении былых кумиров, незаслуженно выброшенных на обочину? И кто же в итоге перед нами: трагические жертвы очередного социального катаклизма или комические персонажи, сами виновные в том, что не способны смеясь расстаться со своим прошлым?

Окончательные акценты расставляют, пожалуй, сами исполнители двух центральных ролей — Юрий Каюров и Владимир Носик, обогащающие характеры героев чертами собственной актерской и человеческой индивидуальности, что, впрочем, вполне соответствует традициям Малого театра, испокон веков исповедующего первенство артиста в спектакле. Персонажи, обретшие внутренний объем и некий личностный масштаб, скорее вызывают сочувствие, нежели желание смеяться над их «непродвинутыми» взглядами и несовременными принципами. Два человека, вместе шедшие по жизни, связанные профессиональными и непростыми личными отношениями, понимают друг друга с полуслова. В какие-то моменты даже возникают переклички с блистательным дуэтом Всеволода Якута и Зиновия Гердта, в середине 8о-х игравших в Театре имени М.Н. Ермоловой знаменитого «Костюмера» Рональда Харвуда. Нынешние герои, конечно, не столь масштабны, как премьер сэр Джон и его незаменимый костюмер Норман. Однако неразрывная общность судеб актера Шубина и гримера Горячева не менее очевидна: их прежние критерии утрачены, а новых они принять не могут.

Верный гример в исполнении Владимира Носика и сегодня от души готов угодить забытому артисту, старательно подавая реплики или включая его любимую музыку. А потому не вызывает сомнений, что и прежде им руководило не подобострастное стремление к обслуживанию именитой персоны, а желание служить настоящему таланту. Возможно, такая фанатичная привязанность к человеку, являвшемуся, к тому же, его соперником в личной жизни, кажется смешной, так же, как и нелепая уверенность в том, что измена жены с исполнителем роли Ленина — это проявление народной любви к вождю. Но в то же время герой Носика предельно искренен в своей трогательной преданности человеку, в чьем профессионализме он абсолютно уверен. А Юрий Каюров играет именно профессионала, заслуживающего уважения совсем не потому, что играл Ленина. Ведь даже получив в новом коммерческом триллере нелепейшую роль ожившего памятника Ильичу, он пытается работать «по системе», с истинно артистическим азартом осмысливая мотивы поведения персонажа и подбирая разнообразные интонации к единственному междометию, которым «побаловал» его сценарист. Каюров тонко передает трагедию невостребованного актера и одинокого человека, прекрасно понимающего, что его нынешняя жизнь — это расплата за предыдущую. Но корит он себя не за сыгранную роль, а за то, что, живя в ореоле ее славы, прошел мимо главного: интересных работ, любившей его женщины, собственной дочери, о которой не знал или не хотел знать. И потому теперь так же проходит мимо незнакомого старика, привезенного из Дома ветеранов, его внучка — прагматичная ассистентка Аня, откупающаяся копеечной подачкой от не вписавшегося в новое кино старого актера. В финале Шубин уходит в глубину сцены, вновь оставаясь один на один со своим прошлым. Но герой Каюрова — артист, и у него никогда не хватит сил отказаться от роли, если ему скажут, что он еще нужен.

Марина ГАЕВСКАЯ
Театральный мир, №6 2010

Дата публикации: 24.09.2010
АКТЕРЫ ПРАВЯТ РЕМЕСЛО

Александр Галин «Сон героини», Малый театр

Когда главным героем театральной постановки оказывается актер, то почти всегда возникает мотив исповедальности и стремление поговорить о наболевшем. В нынешнем сезоне артист стал центральной фигурой в двух очень разных премьерах Малого театра. В одной — это булгаковский Мольер, в котором создатели спектакля увидели не только затравленного властью тирана великого драматурга, актера и руководителя театра, но и трагически противоречивую личность — человека с «необузданным характером», ценой разочарований и утрат обретшего мудрое великодушие, гордое достоинство и умение ценить краткие мгновения театрального братства. В другом премьерном спектакле, поставленном Александром Галиным по собственной пьесе, в центре внимания наш современник — забытый актер кино, вершиной карьеры которого была роль Ленина, в свое время принесшая ему славу, почет и социалистические блага, а после смены исторических эпох перевернувшая и перечеркнувшая всю его дальнейшую жизнь.
В своем «Сне героини» автор традиционно затрагивает темы весьма актуальные, в данном случае включая в общий контекст современных реалий и проблемы узко профессиональные. Действие начинается с того, что гаснут софиты на съемочной площадке, поскольку бастуют не получившие денег осветители. Без отрыва от мобильного телефона мечется по сцене энергичная ассистентка Аня (Л.Милюзина), деловито осуждающая организационные проблемы с дамой-режиссером попутно с циничной пренебрежительностью дающая оценку пожилому актеру. В подобной атмосфере абсолютно оправданно звучат сердитые реплики старого гримера, сетующего нa то, что режиссером теперь может стать любой, доставший деньги, и что истинные мастера никому не нужны, а рейтинги популярности бьют «звезды-однодневки», засветившиеся в сериалах и клипах. Со всем этим, разумеется, не поспоришь, хотя порой в некоторых высказываниях все же чувствуется излишняя прямолинейность и публицистическая декларативность. При этом в самом построении пьесы, названой комедией, присутствует некоторая жанрово-смысловая невнятность, обычно Галину несвойственная. Так, не до конца ясно, что же ставится во главу угла: забавная история об актере, оказавшемся пленником роли Ленина, или серьезный разговор о быстром забвении былых кумиров, незаслуженно выброшенных на обочину? И кто же в итоге перед нами: трагические жертвы очередного социального катаклизма или комические персонажи, сами виновные в том, что не способны смеясь расстаться со своим прошлым?

Окончательные акценты расставляют, пожалуй, сами исполнители двух центральных ролей — Юрий Каюров и Владимир Носик, обогащающие характеры героев чертами собственной актерской и человеческой индивидуальности, что, впрочем, вполне соответствует традициям Малого театра, испокон веков исповедующего первенство артиста в спектакле. Персонажи, обретшие внутренний объем и некий личностный масштаб, скорее вызывают сочувствие, нежели желание смеяться над их «непродвинутыми» взглядами и несовременными принципами. Два человека, вместе шедшие по жизни, связанные профессиональными и непростыми личными отношениями, понимают друг друга с полуслова. В какие-то моменты даже возникают переклички с блистательным дуэтом Всеволода Якута и Зиновия Гердта, в середине 8о-х игравших в Театре имени М.Н. Ермоловой знаменитого «Костюмера» Рональда Харвуда. Нынешние герои, конечно, не столь масштабны, как премьер сэр Джон и его незаменимый костюмер Норман. Однако неразрывная общность судеб актера Шубина и гримера Горячева не менее очевидна: их прежние критерии утрачены, а новых они принять не могут.

Верный гример в исполнении Владимира Носика и сегодня от души готов угодить забытому артисту, старательно подавая реплики или включая его любимую музыку. А потому не вызывает сомнений, что и прежде им руководило не подобострастное стремление к обслуживанию именитой персоны, а желание служить настоящему таланту. Возможно, такая фанатичная привязанность к человеку, являвшемуся, к тому же, его соперником в личной жизни, кажется смешной, так же, как и нелепая уверенность в том, что измена жены с исполнителем роли Ленина — это проявление народной любви к вождю. Но в то же время герой Носика предельно искренен в своей трогательной преданности человеку, в чьем профессионализме он абсолютно уверен. А Юрий Каюров играет именно профессионала, заслуживающего уважения совсем не потому, что играл Ленина. Ведь даже получив в новом коммерческом триллере нелепейшую роль ожившего памятника Ильичу, он пытается работать «по системе», с истинно артистическим азартом осмысливая мотивы поведения персонажа и подбирая разнообразные интонации к единственному междометию, которым «побаловал» его сценарист. Каюров тонко передает трагедию невостребованного актера и одинокого человека, прекрасно понимающего, что его нынешняя жизнь — это расплата за предыдущую. Но корит он себя не за сыгранную роль, а за то, что, живя в ореоле ее славы, прошел мимо главного: интересных работ, любившей его женщины, собственной дочери, о которой не знал или не хотел знать. И потому теперь так же проходит мимо незнакомого старика, привезенного из Дома ветеранов, его внучка — прагматичная ассистентка Аня, откупающаяся копеечной подачкой от не вписавшегося в новое кино старого актера. В финале Шубин уходит в глубину сцены, вновь оставаясь один на один со своим прошлым. Но герой Каюрова — артист, и у него никогда не хватит сил отказаться от роли, если ему скажут, что он еще нужен.

Марина ГАЕВСКАЯ
Театральный мир, №6 2010

Дата публикации: 24.09.2010