Новости

СЛУГА ВСЕХ МУЗ 9 октября народному артисту РФ Б.А.Львову-Анохину исполнилось 70 лет

СЛУГА ВСЕХ МУЗ

9 октября народному артисту РФ Б.А.Львову-Анохину исполнилось 70 лет


Трудно обнаружить такую область искусства, к которой не был бы причастен Борис Александрович Львов-Анохин. Разве что -пока он не занимался сочинительством музыки да ваянием и зодчеством...
Зато ставит спектакли в драматических театрах, на эстраде, радио и ТВ. Сочиняет либретто балетов. Работает в качестве режиссера с чтецами. Пишет статьи и книги. Рассказывает по ТВ о балете. И делает это с таким удовольствием, которое незамедлительно передается и нам.
Я уже точно и не припомню, когда впервые прочел его статьи в газете «Советское искусство» о Д.Журавлевой Л.Гриценко. Вероятно, речь должна идти о самом начале 50-х годов. Это были даже не статьи, а какие-то стихи в прозе. Публикации те произвели на меня такое сильное впечатление, что мне и сегодня кажется, будто я читал их накануне. Больше того, не исключаю, что именно они во многом определили мой собственный выбор профессии: заразительны ведь не только дурные примеры...
Что отличает любые формы деятельности Львова-Анохина, помимо бесспорного таланта, тонкого, изысканного вкуса, высокой культуры. Прежде всего, верность себе, собственным принципам, чуждым любых проявлений суетности в наш суетный век, отмеченный бесконечными победами современных Репетиловых и Загорецких, которые и не снились героям грибоедовской Москвы.
Может быть и потому первые знаки официального признания пришли к Борису Александровичу с таким опозданием? Не в том ли и состоит подлинное достоинство человека — и в жизни, и в искусстве, — что он не хлопочет ни о чинах, ни о званиях, а занят лишь делом.
Львов-Анохин начинал как режиссер в ЦТСА у А.Д.Попова. Его лучшие спектакли в этом театре — «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу, «Фабричная девчонка» А.Володина, «Средство Макропулоса» К.Чапека, «Всеми забытый» Н.Хикмета, «Добряки» Л.Зорина, «Каса маре» И.Друцэ принесли молодому режиссеру заслуженный успех у зрителей и уважение коллег. Они ознаменовались выдающимися актерскими созданиями Любови Добржанской, Людмилы Фетисовой, Николая Пастухова, Андрея Петрова и других замечательных мастеров главного военного театра страны, с которым Б.А. был связан на протяжении 12 лет — до перехода в качестве главного режиссера в Театр имени К.С.Станиславского.
«Антигона» Ж.Ануя, «Палуба» Л.Зорина, «Однажды, в двадцатом» Н.Коржавина, «Анна» М.Ганиной, «Материнское поле» по Ч.Айтматову, «Шестое июля» М.Шатрова опять-таки были отмечены актерскими открытиями Елизаветы Никищихиной, Евгения Леонова, Риммы Быковой, Алевтины Константиновой, Алексея Глазырина, Генриетты Рыжковой, Лидии Савченко, Георгия Буркова. Ведь Львов-Анохин тем и славится, что умеет отыскивать неведомое в известном, дарить уверенность в себе сомневающимся, помогая им подняться на новую ступеньку, никого при этом не унижая.
Он ставил «Старшую сестру» А.Володина в «Современнике», «О женщине» Эд. Радзинского во МХАТе. Два последних спектакля — «Мужчина и женщины» и «Номер в отеле» — в Театре двух актеров Марии Мироновой — Александра Менакера тоже поставил Б.А. Продлил счастливую творческую жизнь Елене Николаевне Гоголевой в «Мамуре» и «Холопах» на сцене Малого театра. Наконец, принял на себя художественное руководство Богом забытого Нового театра, располож+нного в одном из спальных районов Москвы.
Оказалось, что и здесь можно интересно трудиться. В театр потянулись за Б.А. не только зрители, но и хорошие актеры разных поколений — от Оксаны Мысиной до Эды Урусовой и Веры Васильевой. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!», и ставит «Воительницу» Н.Лескова в Театре сатиры...
Я не случайно вспомнил стихотворение М.Ю.Лермонтова. Те, кто хорошо знает творческий путь Б.А., вероятно, помнят, какие тяжкие испытания выпали в свое время на его долю. Сколько запретов и некомпетентных суждений пришлось ему выслушать. Но он не дрогнул, предпочел сказать твердое «нет», когда от него всего-навсего требовали поставить очередную пьесу Анатолия Софронова.
Наконец, нельзя не вспомнить, что Б.А. — не просто знаток и строгий ценитель театра, но и талантливый писатель. Его книги — подлинные художественные произведения, рассказывает ли он об Амвросии Бучме или Галине Улановой — все равно.
Ко дню рождения принято делать подарки. Но и здесь юбиляр оказался верен себе. Он сам преподнес нам дивный подарок — монографию о выдающемся танцовщике Владимире Васильеве.
Кто знает, какие еще сюрпризы ожидают нас в ближайшее время. Было бы здоровье, а творческую фантазию Борису Александровичу не занимать. Он готов одаривать новыми художественными идеями все музы, которым верой и правдой служит вот уже почти полвека!

Борис ПОЮРОВСКИЙ
«МП-Московская область», 10.10.1996

Дата публикации: 10.10.1996
СЛУГА ВСЕХ МУЗ

9 октября народному артисту РФ Б.А.Львову-Анохину исполнилось 70 лет


Трудно обнаружить такую область искусства, к которой не был бы причастен Борис Александрович Львов-Анохин. Разве что -пока он не занимался сочинительством музыки да ваянием и зодчеством...
Зато ставит спектакли в драматических театрах, на эстраде, радио и ТВ. Сочиняет либретто балетов. Работает в качестве режиссера с чтецами. Пишет статьи и книги. Рассказывает по ТВ о балете. И делает это с таким удовольствием, которое незамедлительно передается и нам.
Я уже точно и не припомню, когда впервые прочел его статьи в газете «Советское искусство» о Д.Журавлевой Л.Гриценко. Вероятно, речь должна идти о самом начале 50-х годов. Это были даже не статьи, а какие-то стихи в прозе. Публикации те произвели на меня такое сильное впечатление, что мне и сегодня кажется, будто я читал их накануне. Больше того, не исключаю, что именно они во многом определили мой собственный выбор профессии: заразительны ведь не только дурные примеры...
Что отличает любые формы деятельности Львова-Анохина, помимо бесспорного таланта, тонкого, изысканного вкуса, высокой культуры. Прежде всего, верность себе, собственным принципам, чуждым любых проявлений суетности в наш суетный век, отмеченный бесконечными победами современных Репетиловых и Загорецких, которые и не снились героям грибоедовской Москвы.
Может быть и потому первые знаки официального признания пришли к Борису Александровичу с таким опозданием? Не в том ли и состоит подлинное достоинство человека — и в жизни, и в искусстве, — что он не хлопочет ни о чинах, ни о званиях, а занят лишь делом.
Львов-Анохин начинал как режиссер в ЦТСА у А.Д.Попова. Его лучшие спектакли в этом театре — «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу, «Фабричная девчонка» А.Володина, «Средство Макропулоса» К.Чапека, «Всеми забытый» Н.Хикмета, «Добряки» Л.Зорина, «Каса маре» И.Друцэ принесли молодому режиссеру заслуженный успех у зрителей и уважение коллег. Они ознаменовались выдающимися актерскими созданиями Любови Добржанской, Людмилы Фетисовой, Николая Пастухова, Андрея Петрова и других замечательных мастеров главного военного театра страны, с которым Б.А. был связан на протяжении 12 лет — до перехода в качестве главного режиссера в Театр имени К.С.Станиславского.
«Антигона» Ж.Ануя, «Палуба» Л.Зорина, «Однажды, в двадцатом» Н.Коржавина, «Анна» М.Ганиной, «Материнское поле» по Ч.Айтматову, «Шестое июля» М.Шатрова опять-таки были отмечены актерскими открытиями Елизаветы Никищихиной, Евгения Леонова, Риммы Быковой, Алевтины Константиновой, Алексея Глазырина, Генриетты Рыжковой, Лидии Савченко, Георгия Буркова. Ведь Львов-Анохин тем и славится, что умеет отыскивать неведомое в известном, дарить уверенность в себе сомневающимся, помогая им подняться на новую ступеньку, никого при этом не унижая.
Он ставил «Старшую сестру» А.Володина в «Современнике», «О женщине» Эд. Радзинского во МХАТе. Два последних спектакля — «Мужчина и женщины» и «Номер в отеле» — в Театре двух актеров Марии Мироновой — Александра Менакера тоже поставил Б.А. Продлил счастливую творческую жизнь Елене Николаевне Гоголевой в «Мамуре» и «Холопах» на сцене Малого театра. Наконец, принял на себя художественное руководство Богом забытого Нового театра, располож+нного в одном из спальных районов Москвы.
Оказалось, что и здесь можно интересно трудиться. В театр потянулись за Б.А. не только зрители, но и хорошие актеры разных поколений — от Оксаны Мысиной до Эды Урусовой и Веры Васильевой. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!», и ставит «Воительницу» Н.Лескова в Театре сатиры...
Я не случайно вспомнил стихотворение М.Ю.Лермонтова. Те, кто хорошо знает творческий путь Б.А., вероятно, помнят, какие тяжкие испытания выпали в свое время на его долю. Сколько запретов и некомпетентных суждений пришлось ему выслушать. Но он не дрогнул, предпочел сказать твердое «нет», когда от него всего-навсего требовали поставить очередную пьесу Анатолия Софронова.
Наконец, нельзя не вспомнить, что Б.А. — не просто знаток и строгий ценитель театра, но и талантливый писатель. Его книги — подлинные художественные произведения, рассказывает ли он об Амвросии Бучме или Галине Улановой — все равно.
Ко дню рождения принято делать подарки. Но и здесь юбиляр оказался верен себе. Он сам преподнес нам дивный подарок — монографию о выдающемся танцовщике Владимире Васильеве.
Кто знает, какие еще сюрпризы ожидают нас в ближайшее время. Было бы здоровье, а творческую фантазию Борису Александровичу не занимать. Он готов одаривать новыми художественными идеями все музы, которым верой и правдой служит вот уже почти полвека!

Борис ПОЮРОВСКИЙ
«МП-Московская область», 10.10.1996

Дата публикации: 10.10.1996