Новости

ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ДОРОНИНА

ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ДОРОНИНА

Виталий Коняев – специально для сайта Малого театра….

В 60 -е годы в Малом театре было много актёров по имени Виталий (может быть это к лучшему, ведь Вита - это Жизнь): Игаров, Иванов, Соломин, я и, конечно, главный Виталий - Доронин. К нему очень подходил эпитет «солнечный».

В 1955 году наш курс вызвали в театр для участия в массовке нового спектакля «Власть тьмы», ставил его режиссёр всего несколько лет работающий в театре - Борис Иванович Равенских. Актёрский состав театра был в те годы великолепен! Гоголевой, Царёву, Ильинскому, Жарову, Велихову, Кенигсону едва перевалило за 50! Живы были Пашенная, Яблочкина, Турчанинова. Можно себе представить, с каким чувством мы вошли в театр, а потом вышли на эту уникальную сцену. Говорят, А.А.Яблочкина завещала ни при каких условиях не пробивать крышу театра во время ремонта, чтобы аура, накопленная поколениями, не смогла вырваться и исчезнуть из театра.

Нас вывели на сцену и Равенских сказал исполнительнице роли Акулины актрисе Элле Далматовой: «Ну, Элла, выбирай себе жениха — Петруньку шельмеца!» - «Я бы взяла вот этого, рыженького!» - робко сказала Элла и показала на меня (да, да, я был тогда рыженький, 18-летний). Мы часто стали бывать на репетициях и я получил возможность наблюдать за рождением этого исторического спектакля! Поражало всё! И золотой стог соломы в последней картине, на который всходили Маринка и Никита, вспоминая, как «на чугунке ночи коротали», и печка в избе, которая благодаря Митричу - М.Жарову, Акиму — И.Ильинскому, Анютке — К.Блохиной становилась главным местом действия! Но Доронин! При взгляде на него невольно вспоминались «добры молодцы» из русских былин! Обаяние, юмор, темперамент — всё было в этом Никите! А потом была «спорная» премьера. Худсовет, принимающий спектакль, раскололся: одни ругали, другие восторгались... равнодушных не было! И лишь история рассудила спорящих. На много лет спектакль «Власть тьмы» стал лицом Малого театра. Равенских с актёрами выиграл этот бой!

Некоторые случаи из жизни, связанные с Виталием Дорониным, вспоминаются особенно ярко. Мне дорог Виталий Дмитриевич ещё и потому, что он был ровесником моего отца, Анатолия Михайловича. Помню их встречу в доме моих родителей в Таллинне: они разговаривали, смеялись, шутили, как будто всю жизнь знали друг друга. Малый театр приезжал в Таллинн со спектаклем «Рождество в доме сеньора Купьелло», замечательно поставленным Л.А.Варпаховским. На наших глазах Виталий Дмитриевич из потрясающего русского человека превращался в детски простодушного сеньора Купьелло, охваченного волнениями по поводу непростой жизни в его итальянском доме. Великолепен был В.В.Кенигсон в роли Паскуалино, он в то время регулярно часто озвучивал фильмы, в которых играли прославленные итальянские комики Тото, Альберто Сорди, сам Эдуардо де Филиппо, и досконально изучил итальянский характер. В роли сына сенора Купьелло выступал Михаил Кононов, только что принятый в труппу, но что-то у него не сложилось в театре и он вскоре ушёл от нас… Как выяснилось на всю жизнь. Спектакль получился очень эмоциональным, очень итальянскими потому парадоксальным: например, зритель не знал, как ему реагировать, когда мать, откинув одеяло с умирающего дона Купьелло, видела у него на груди туфли, спрятанные им от родственников. Художником спектакля был человек, которого Леонид Викторович знал ещё по магаданским лагерям, Л.Вегенер. И этот спектакль, эта трагикомедия стала данью памяти их страшному прошлому, которое они вместе пережили.

Помнится роль Виталия Дмитриевича в «Палате», где он заявлял , что персонаж Констанинова не «коммунист с одна тысяча....года», а мерзость, поднявшаяся «со дна жизни»... А с каким аппетитом Доронин откусывал яблоко, говоря своей жене: «Вот приду домой, вот что я с тобой сделаю!»

Константин Александрович Зубов говорил, что на сцене Виталия Дмитриевича невозможно переиграть: он естественен, как ребёнок! Мне посчастливилось быть его партнёром в спектакле «Порт-Артур». Я играл Звонарёва, он - Борейко. С каким озорством он делал эту роль, как любили его солдаты - студенты Щепкинского училища! Сцены «на батарее» проходили «на ура»!

Конечно, поистине лебединой песней стала для Виталия Дмитриевича роль Иудушки Головлёва в постановке Е.Я.Весника «Господа Головлёвы». Каким-то непонятным образом зритель испытывал большую симпатию к этому обаятельному человеку, бьющемуся на сцене за одному ему известную правду, отстаивающему одному ему известную позицию. Эффект был поразительный! Жаль, что спектакль с участием Виталия Доронина прошёл всего 4 раза.

Весть о смерти Виталия Дмитриевича в 1976 году пришла, когда Малый театр был на гастролях. Помню, как в тот день Михаил Иванович Царёв собрал всю труппу и объявил об этом.

Невольно вспоминаются гастроли Малого театра в Париже в 1962 году, мы показывали спектакли «Власть тьмы» и «Коллеги». И несколько раз от площади Республики, где была наша гостиница, мы шли пешком по парижским улицам до Театра Наций, где проходили гастроли, и Виталий Дмитриевич говорил: «Будешь вспоминать наши прогулки по этому Парижу!» Да, такое забыть невозможно!

Виталий Коняев
13 ноября 2009 года
Специально для сайта Малого театра

Дата публикации: 13.11.2009
ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ДОРОНИНА

Виталий Коняев – специально для сайта Малого театра….

В 60 -е годы в Малом театре было много актёров по имени Виталий (может быть это к лучшему, ведь Вита - это Жизнь): Игаров, Иванов, Соломин, я и, конечно, главный Виталий - Доронин. К нему очень подходил эпитет «солнечный».

В 1955 году наш курс вызвали в театр для участия в массовке нового спектакля «Власть тьмы», ставил его режиссёр всего несколько лет работающий в театре - Борис Иванович Равенских. Актёрский состав театра был в те годы великолепен! Гоголевой, Царёву, Ильинскому, Жарову, Велихову, Кенигсону едва перевалило за 50! Живы были Пашенная, Яблочкина, Турчанинова. Можно себе представить, с каким чувством мы вошли в театр, а потом вышли на эту уникальную сцену. Говорят, А.А.Яблочкина завещала ни при каких условиях не пробивать крышу театра во время ремонта, чтобы аура, накопленная поколениями, не смогла вырваться и исчезнуть из театра.

Нас вывели на сцену и Равенских сказал исполнительнице роли Акулины актрисе Элле Далматовой: «Ну, Элла, выбирай себе жениха — Петруньку шельмеца!» - «Я бы взяла вот этого, рыженького!» - робко сказала Элла и показала на меня (да, да, я был тогда рыженький, 18-летний). Мы часто стали бывать на репетициях и я получил возможность наблюдать за рождением этого исторического спектакля! Поражало всё! И золотой стог соломы в последней картине, на который всходили Маринка и Никита, вспоминая, как «на чугунке ночи коротали», и печка в избе, которая благодаря Митричу - М.Жарову, Акиму — И.Ильинскому, Анютке — К.Блохиной становилась главным местом действия! Но Доронин! При взгляде на него невольно вспоминались «добры молодцы» из русских былин! Обаяние, юмор, темперамент — всё было в этом Никите! А потом была «спорная» премьера. Худсовет, принимающий спектакль, раскололся: одни ругали, другие восторгались... равнодушных не было! И лишь история рассудила спорящих. На много лет спектакль «Власть тьмы» стал лицом Малого театра. Равенских с актёрами выиграл этот бой!

Некоторые случаи из жизни, связанные с Виталием Дорониным, вспоминаются особенно ярко. Мне дорог Виталий Дмитриевич ещё и потому, что он был ровесником моего отца, Анатолия Михайловича. Помню их встречу в доме моих родителей в Таллинне: они разговаривали, смеялись, шутили, как будто всю жизнь знали друг друга. Малый театр приезжал в Таллинн со спектаклем «Рождество в доме сеньора Купьелло», замечательно поставленным Л.А.Варпаховским. На наших глазах Виталий Дмитриевич из потрясающего русского человека превращался в детски простодушного сеньора Купьелло, охваченного волнениями по поводу непростой жизни в его итальянском доме. Великолепен был В.В.Кенигсон в роли Паскуалино, он в то время регулярно часто озвучивал фильмы, в которых играли прославленные итальянские комики Тото, Альберто Сорди, сам Эдуардо де Филиппо, и досконально изучил итальянский характер. В роли сына сенора Купьелло выступал Михаил Кононов, только что принятый в труппу, но что-то у него не сложилось в театре и он вскоре ушёл от нас… Как выяснилось на всю жизнь. Спектакль получился очень эмоциональным, очень итальянскими потому парадоксальным: например, зритель не знал, как ему реагировать, когда мать, откинув одеяло с умирающего дона Купьелло, видела у него на груди туфли, спрятанные им от родственников. Художником спектакля был человек, которого Леонид Викторович знал ещё по магаданским лагерям, Л.Вегенер. И этот спектакль, эта трагикомедия стала данью памяти их страшному прошлому, которое они вместе пережили.

Помнится роль Виталия Дмитриевича в «Палате», где он заявлял , что персонаж Констанинова не «коммунист с одна тысяча....года», а мерзость, поднявшаяся «со дна жизни»... А с каким аппетитом Доронин откусывал яблоко, говоря своей жене: «Вот приду домой, вот что я с тобой сделаю!»

Константин Александрович Зубов говорил, что на сцене Виталия Дмитриевича невозможно переиграть: он естественен, как ребёнок! Мне посчастливилось быть его партнёром в спектакле «Порт-Артур». Я играл Звонарёва, он - Борейко. С каким озорством он делал эту роль, как любили его солдаты - студенты Щепкинского училища! Сцены «на батарее» проходили «на ура»!

Конечно, поистине лебединой песней стала для Виталия Дмитриевича роль Иудушки Головлёва в постановке Е.Я.Весника «Господа Головлёвы». Каким-то непонятным образом зритель испытывал большую симпатию к этому обаятельному человеку, бьющемуся на сцене за одному ему известную правду, отстаивающему одному ему известную позицию. Эффект был поразительный! Жаль, что спектакль с участием Виталия Доронина прошёл всего 4 раза.

Весть о смерти Виталия Дмитриевича в 1976 году пришла, когда Малый театр был на гастролях. Помню, как в тот день Михаил Иванович Царёв собрал всю труппу и объявил об этом.

Невольно вспоминаются гастроли Малого театра в Париже в 1962 году, мы показывали спектакли «Власть тьмы» и «Коллеги». И несколько раз от площади Республики, где была наша гостиница, мы шли пешком по парижским улицам до Театра Наций, где проходили гастроли, и Виталий Дмитриевич говорил: «Будешь вспоминать наши прогулки по этому Парижу!» Да, такое забыть невозможно!

Виталий Коняев
13 ноября 2009 года
Специально для сайта Малого театра

Дата публикации: 13.11.2009