Новости

«Памяти Бориса Ивановича Равенских» Евгения Трипольская ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ

«Памяти Бориса Ивановича Равенских»

Евгения Трипольская
ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ

Воскресенье. Вечер, половина седьмого. Как говорится «прайм тайм» для всяких развлекательных передач. И вдруг вместо веселого шоумена звучит тихий глуховатый и оттого особенно проникающий в душу голос замечательного Петра Наумовича Фоменко, который очень просто, но с болью и печалью говорит о яркой и драматической судьбе режиссера Бориса Ивановича Равенских, имя которого замалчивалось многие годы.

Так на канале культура начинается документальный фильм режиссера Орозалиева «Драматическая песня» об одном из выдающихся театральных деятелей нашей страны. Фильм производит огромное впечатление. Обычно документальные фильмы бывают эпически-спокойными, чисто познавательными, с фактами биографий, вехами творчества. Фильм «Драматическая песня» – это действительно и песня, и драма. Это как бы еще одна постановка, еще один волнующе-страстный спектакль самого режиссера Равенских. Мы не только смотрим фотографии, документы, сцены спектаклей. Вместе с Борисом Ивановичем мы разделяем его успех, славу – и страдаем вместе с ним в его ожесточенной борьбе за свои взгляды, свое видение искусства. На экране – красивый юноша из Курской губернии, который благодаря своему таланту, преданности театру, неустанному стремлению к творчеству стал одним из любимых учеников В. Мейерхольда, с которым он работал. Мы видим становление личности не только крупного художника, но человека сильного духом, неистового в работе, открытого и честного и требовавшего того же от других. Он имел всевозможные регалии своего времени: был лауреатом нескольких премий, Народным артистом СССР, главным режиссером Малого театра. Но не это делало его известным. Известным сделало его творчество. Он поставил много спектаклей – в Большом театре, в театре Сатиры, в театре им. Пушкина и, конечно, в Академическом Малом театре. А такие его спектакли, как «Свадьба с приданым», «Власть тьмы», «Царь Федор Иоаннович», стали классикой нашего театра.

Авторы фильма часто показывают красоту русской природы, которую Борис Иванович очень любил. Она была источником его творчества, потому что самобытность его таланта шла от этой природы, от самого народа. С экрана часто звучит музыка из спектаклей Б.И. Равенских. Он был очень музыкальным человеком, в детстве пел в церковном хоре, и все его постановки просто пронизаны музыкой. Она неотъемлемая часть творческого решения любого его спектакля. Он использовал классическую и народную музыку, для него специально писали лучшие советские композиторы, например прекрасный песенник Б. Мокроусов, Г. Свиридов, создавший такую пронзительную музыку к спектаклю «Царь Федор Иоаннович». В фильме много волнующих зрителя эпизодов: это и монологи самого режиссера, отрывки из письма Б. Мокроусова к нему, разговор Бориса Ивановича с И. Смоктуновским, который играл Царя Федора в одноименном спектакле. Но самым сильным моментом, на мой взгляд, был показ материалов протокола обсуждения, а вернее, неприятия худсоветом Малого театра постановки Б.И. Равенских «Власть тьмы» Л. Толстого. Актер Бочкарев, очень тонко чувствующий текст фильма, в этом месте ровным, бесстрастным голосом читает строки выступлений ведущих актеров Малого театра, выступающих против концепции режиссера и вообще против выпуска спектакля.

Но спектакль «Власть тьмы» все же появился на сцене. И стал триумфом Равенских, торжеством победы таланта режиссера. Он пользовался огромным успехом и у нас, и за рубежом.

Фильм Орозалиева современен. В нем чувствуются реалии сегодняшнего времени, в нем ощущается борьба добра со злом, света с тенью, где, с одной стороны, ярчайший русский талант, с другой – людская недоброжелательность, зависть, доходящая до жестокости. Борис Иванович не сдался, не сломился. Он поставил в конце жизни свой последний спектакль «Возвращение на круги своя» о Льве Толстом и умер от сердечного приступа в 1980 году в возрасте 67 лет.

А свет все равно побеждает. И свидетельством этого является тот факт, что спектакль народного артиста СССР режиссера Б.И. Равенских «Царь Федор Иоаннович» идет в Малом театре до сих пор уже тридцать лет.

Е.В. Трипольская

Благодарим Галину Борисовну Ровенских за предоставленные материалы

Дата публикации: 08.07.2009
«Памяти Бориса Ивановича Равенских»

Евгения Трипольская
ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ

Воскресенье. Вечер, половина седьмого. Как говорится «прайм тайм» для всяких развлекательных передач. И вдруг вместо веселого шоумена звучит тихий глуховатый и оттого особенно проникающий в душу голос замечательного Петра Наумовича Фоменко, который очень просто, но с болью и печалью говорит о яркой и драматической судьбе режиссера Бориса Ивановича Равенских, имя которого замалчивалось многие годы.

Так на канале культура начинается документальный фильм режиссера Орозалиева «Драматическая песня» об одном из выдающихся театральных деятелей нашей страны. Фильм производит огромное впечатление. Обычно документальные фильмы бывают эпически-спокойными, чисто познавательными, с фактами биографий, вехами творчества. Фильм «Драматическая песня» – это действительно и песня, и драма. Это как бы еще одна постановка, еще один волнующе-страстный спектакль самого режиссера Равенских. Мы не только смотрим фотографии, документы, сцены спектаклей. Вместе с Борисом Ивановичем мы разделяем его успех, славу – и страдаем вместе с ним в его ожесточенной борьбе за свои взгляды, свое видение искусства. На экране – красивый юноша из Курской губернии, который благодаря своему таланту, преданности театру, неустанному стремлению к творчеству стал одним из любимых учеников В. Мейерхольда, с которым он работал. Мы видим становление личности не только крупного художника, но человека сильного духом, неистового в работе, открытого и честного и требовавшего того же от других. Он имел всевозможные регалии своего времени: был лауреатом нескольких премий, Народным артистом СССР, главным режиссером Малого театра. Но не это делало его известным. Известным сделало его творчество. Он поставил много спектаклей – в Большом театре, в театре Сатиры, в театре им. Пушкина и, конечно, в Академическом Малом театре. А такие его спектакли, как «Свадьба с приданым», «Власть тьмы», «Царь Федор Иоаннович», стали классикой нашего театра.

Авторы фильма часто показывают красоту русской природы, которую Борис Иванович очень любил. Она была источником его творчества, потому что самобытность его таланта шла от этой природы, от самого народа. С экрана часто звучит музыка из спектаклей Б.И. Равенских. Он был очень музыкальным человеком, в детстве пел в церковном хоре, и все его постановки просто пронизаны музыкой. Она неотъемлемая часть творческого решения любого его спектакля. Он использовал классическую и народную музыку, для него специально писали лучшие советские композиторы, например прекрасный песенник Б. Мокроусов, Г. Свиридов, создавший такую пронзительную музыку к спектаклю «Царь Федор Иоаннович». В фильме много волнующих зрителя эпизодов: это и монологи самого режиссера, отрывки из письма Б. Мокроусова к нему, разговор Бориса Ивановича с И. Смоктуновским, который играл Царя Федора в одноименном спектакле. Но самым сильным моментом, на мой взгляд, был показ материалов протокола обсуждения, а вернее, неприятия худсоветом Малого театра постановки Б.И. Равенских «Власть тьмы» Л. Толстого. Актер Бочкарев, очень тонко чувствующий текст фильма, в этом месте ровным, бесстрастным голосом читает строки выступлений ведущих актеров Малого театра, выступающих против концепции режиссера и вообще против выпуска спектакля.

Но спектакль «Власть тьмы» все же появился на сцене. И стал триумфом Равенских, торжеством победы таланта режиссера. Он пользовался огромным успехом и у нас, и за рубежом.

Фильм Орозалиева современен. В нем чувствуются реалии сегодняшнего времени, в нем ощущается борьба добра со злом, света с тенью, где, с одной стороны, ярчайший русский талант, с другой – людская недоброжелательность, зависть, доходящая до жестокости. Борис Иванович не сдался, не сломился. Он поставил в конце жизни свой последний спектакль «Возвращение на круги своя» о Льве Толстом и умер от сердечного приступа в 1980 году в возрасте 67 лет.

А свет все равно побеждает. И свидетельством этого является тот факт, что спектакль народного артиста СССР режиссера Б.И. Равенских «Царь Федор Иоаннович» идет в Малом театре до сих пор уже тридцать лет.

Е.В. Трипольская

Благодарим Галину Борисовну Ровенских за предоставленные материалы

Дата публикации: 08.07.2009