Новости

ВСЕЛЯЮЩИЙ НАДЕЖДУ

ВСЕЛЯЮЩИЙ НАДЕЖДУ

В Малом театре состоялась премьера спектакля «Дети Солнца»

Принято считать, что Малый театр, в отличие, к примеру, от Художественного, - актерский, где правят бал не режиссеры, а актеры. Объясняется это многими обстоятельствами, в том числе историческими.

Малый театр возник на полтора века раньше Художественного, когда профессия режиссера сводилась лишь к тому, чтобы организовать спектакль. Как правило, он строился вокруг одного-двух выдающихся мастеров, они-то и диктовали условия игры, меньше всего заботясь об общем решении спектакля. К сожалению, тенденция нет-нет да и проявляется и сейчас, хотя в XX веке в Малый наведывались замечательные режиссеры, прошедшие школу К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, А. Д. Попова. Среди них назову К. П. Хохлова, А. Д. Дикого, И. Я. Судакова, Б. И. Равенских, Л. В. Варпаховского, А. Б. Шатрина, Б. А. Львова-Анохина. Некоторые поставленные ими спектакли вошли в историю Малого театра как бесспорные достижения. Однако жизнь этих режиссеров в Малом театре никак не назовешь счастливой. Не потому ли они и уходили отсюда, что уставали от борьбы с аборигенами, которые в работе над пьесой, скажем, из времен Средневековья часто опирались на личные воспоминания. А. А. Яблочкина как-то заметила, что и сама охотно бы посмеялась над этой шуткой, если бы в ней не таилась доля правды.

Однако хорошо еще, если спектакль возникает вокруг талантливых актеров, пусть и без помощи талантливого режиссера. Подобных примеров в недавней истории Малого театра достаточно. Но бывает же - и не только здесь, - когда заурядные актеры пытаются обойтись собственными силами или приглашают к сотрудничеству режиссеров, которые никак бы не потревожили их покой. Ни к чему хорошему подобные опыты, естественно, привести не могут.

Но вот недавно в Малом театре состоялась премьера пьесы М. Горького «Дети солнца», которая ставится относительно редко.

Как правило, постановка любой пьесы М. Горького знаменуется рядом выдающихся актерских работ. Напомню некоторые из них: Васса Железнова (Ф. Раневская, С. Бирман, В. Пашенная, Н. Сазонова, Е. Никищихина), Егор Булычев (Б. Щукин, С. Лукьянов, М. Ульянов, М. Крушельницкий), Надежда Монахова (Е. Гоголева, Т. Доронина, В. Артмане), Цыганов (К. Зубов, В. Стржельчик), Старик (П. Гайдебуров, М. Царев, Н. Пастухов), Лиза (А. Коонен, Э. Кириллова, Э. Попова, Г. Пашкова).

Новая встреча с «Детьми солнца» отмечена парадом актерских удач: то ли звезды так сошлись, то ли какое-то волшебное слово знал режиссер Адольф Шапиро, только представление смотрится на одном дыхании. Спектакль - в который раз! - подтвердил, что в Малом собрана великолепная труппа во всех поколениях. Нет ничего удивительного в успехе Василия Бочкарева - одержимого своими опытами профессора Протасова, Евгении Глушенко - безнадежно влюбленной в него купчихе Меланьи, Людмилы Поляковой - няньки, хранительницы домашнего очага Антоновне, Александра Коршунова - взрывоопасного слесаря Егора, Виктора Низового - ветеринара-лирика Чепурного. Зная этих актеров, можно было предположить, что сыгранные ими роли были изначально для них написаны. Но вот Светлана Аманова - Елена, Людмила Титова - Лиза, Глеб Подгородинский - Вагин, Виталий Коняев - Выгрузов предстали сейчас в совершенно новом качестве, хотя служат здесь не первый сезон. И «виноват» в этом, конечно же, режиссер. Как и в том, как точно работают Ольга Жевакина - пройдоха Фимка, Виктор Андрианов - «интеллигент» Трошин, Сергей Потапов - Михаил Выгрузов, что вот-вот проглотит не только Протасова, но и отца родного. Я не говорю уже о Евгении Куршинском: ему досталась почти бессловесная роль дворника Романа. Но он сыграл его так, что и о нем можно написать отдельное сочинение.

В последнее время на вопрос знакомых, в какой театр стоит сходить, я, не задумываясь, отсылаю всех в Малый. Там, к сожалению, иногда может быть и скучно, и недостаточно талантливо, но уж точно никогда не бывает ни стыдно, ни противно. А это тоже, согласитесь, во времена вседозволенности дорогого стоит. И если вы соберетесь на «Детей солнца», уверен, вам снова захочется сходить в театр, потому что такие спектакли, к счастью, вселяют надежду и веру в то, что не все потеряно.

«Москвичка», 20.05.2009
Борис ПОЮРОВСКИЙ



Дата публикации: 01.06.2009
ВСЕЛЯЮЩИЙ НАДЕЖДУ

В Малом театре состоялась премьера спектакля «Дети Солнца»

Принято считать, что Малый театр, в отличие, к примеру, от Художественного, - актерский, где правят бал не режиссеры, а актеры. Объясняется это многими обстоятельствами, в том числе историческими.

Малый театр возник на полтора века раньше Художественного, когда профессия режиссера сводилась лишь к тому, чтобы организовать спектакль. Как правило, он строился вокруг одного-двух выдающихся мастеров, они-то и диктовали условия игры, меньше всего заботясь об общем решении спектакля. К сожалению, тенденция нет-нет да и проявляется и сейчас, хотя в XX веке в Малый наведывались замечательные режиссеры, прошедшие школу К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, А. Д. Попова. Среди них назову К. П. Хохлова, А. Д. Дикого, И. Я. Судакова, Б. И. Равенских, Л. В. Варпаховского, А. Б. Шатрина, Б. А. Львова-Анохина. Некоторые поставленные ими спектакли вошли в историю Малого театра как бесспорные достижения. Однако жизнь этих режиссеров в Малом театре никак не назовешь счастливой. Не потому ли они и уходили отсюда, что уставали от борьбы с аборигенами, которые в работе над пьесой, скажем, из времен Средневековья часто опирались на личные воспоминания. А. А. Яблочкина как-то заметила, что и сама охотно бы посмеялась над этой шуткой, если бы в ней не таилась доля правды.

Однако хорошо еще, если спектакль возникает вокруг талантливых актеров, пусть и без помощи талантливого режиссера. Подобных примеров в недавней истории Малого театра достаточно. Но бывает же - и не только здесь, - когда заурядные актеры пытаются обойтись собственными силами или приглашают к сотрудничеству режиссеров, которые никак бы не потревожили их покой. Ни к чему хорошему подобные опыты, естественно, привести не могут.

Но вот недавно в Малом театре состоялась премьера пьесы М. Горького «Дети солнца», которая ставится относительно редко.

Как правило, постановка любой пьесы М. Горького знаменуется рядом выдающихся актерских работ. Напомню некоторые из них: Васса Железнова (Ф. Раневская, С. Бирман, В. Пашенная, Н. Сазонова, Е. Никищихина), Егор Булычев (Б. Щукин, С. Лукьянов, М. Ульянов, М. Крушельницкий), Надежда Монахова (Е. Гоголева, Т. Доронина, В. Артмане), Цыганов (К. Зубов, В. Стржельчик), Старик (П. Гайдебуров, М. Царев, Н. Пастухов), Лиза (А. Коонен, Э. Кириллова, Э. Попова, Г. Пашкова).

Новая встреча с «Детьми солнца» отмечена парадом актерских удач: то ли звезды так сошлись, то ли какое-то волшебное слово знал режиссер Адольф Шапиро, только представление смотрится на одном дыхании. Спектакль - в который раз! - подтвердил, что в Малом собрана великолепная труппа во всех поколениях. Нет ничего удивительного в успехе Василия Бочкарева - одержимого своими опытами профессора Протасова, Евгении Глушенко - безнадежно влюбленной в него купчихе Меланьи, Людмилы Поляковой - няньки, хранительницы домашнего очага Антоновне, Александра Коршунова - взрывоопасного слесаря Егора, Виктора Низового - ветеринара-лирика Чепурного. Зная этих актеров, можно было предположить, что сыгранные ими роли были изначально для них написаны. Но вот Светлана Аманова - Елена, Людмила Титова - Лиза, Глеб Подгородинский - Вагин, Виталий Коняев - Выгрузов предстали сейчас в совершенно новом качестве, хотя служат здесь не первый сезон. И «виноват» в этом, конечно же, режиссер. Как и в том, как точно работают Ольга Жевакина - пройдоха Фимка, Виктор Андрианов - «интеллигент» Трошин, Сергей Потапов - Михаил Выгрузов, что вот-вот проглотит не только Протасова, но и отца родного. Я не говорю уже о Евгении Куршинском: ему досталась почти бессловесная роль дворника Романа. Но он сыграл его так, что и о нем можно написать отдельное сочинение.

В последнее время на вопрос знакомых, в какой театр стоит сходить, я, не задумываясь, отсылаю всех в Малый. Там, к сожалению, иногда может быть и скучно, и недостаточно талантливо, но уж точно никогда не бывает ни стыдно, ни противно. А это тоже, согласитесь, во времена вседозволенности дорогого стоит. И если вы соберетесь на «Детей солнца», уверен, вам снова захочется сходить в театр, потому что такие спектакли, к счастью, вселяют надежду и веру в то, что не все потеряно.

«Москвичка», 20.05.2009
Борис ПОЮРОВСКИЙ



Дата публикации: 01.06.2009