Новости

МАЛЫЙ ТЕАТР В САРАТОВЕ

МАЛЫЙ ТЕАТР В САРАТОВЕ

В Саратове с огромным успехом прошли гастроли Государственного академического Малого театра. Художественный руководитель, народный артист СССР Юрий Соломин в разговоре с журналистами сказал, что на сегодняшний день Малый театр—не просто государственный театр, а национальное достояние. Сегодня это единственный психологический театр, основанный на русской театральной школе. В правильности этих слов мы могли легко убедиться, присутствуя на постановках Малого театра: в наш город были привезены четыре спектакля, каждый из них шел два вечера подряд.

***
«На всякого мудреца довольно простоты»
Пьеса А. Н. Островского в постановке народного артиста России Владимира Бейлиса решена в строго классическом стиле, но при этом свежа и современна. Слова Нила Мамаева (его играет народный артист России, лауреат Государственной премии Александр Потапов): «Да, мы куда-то идем, куда-то ведут нас, но ни мы не знаем куда, ни те, которые ведут нас. И чем все это кончится?» — вызвали громкие аплодисменты, настолько они оказались современными нынешнему настроению зрителей. А разве не современны для нынешних дней мысли Крутицкого (этот колоритный образ великолепно создает на сцене народный артист России Борис Клюев) о легкомысленном подходе к реформам: «Переменить легко. Вот возьму да поставлю всю мебель вверх ногами. Вот и перемена». Эта сцена тоже вызвала оживление в зале. Как при этом не вспомнить известный афоризм: «Классика всегда современна»? И современна сама по себе, своим философским мудрым содержанием, а не модным пренебрежением к декорациям или введением в них атрибутов сегодняшнего дня. Успеху спектакля, несомненно, способствует участие в нем народной артистки России, лауреата Государственной премии СССР Ирины Муравьевой (которая не побоялась корчить рожицы и подпрыгивать, играя великовозрастную, но влюбчивую Мамаеву), народной артистки России Лилии Юдиной (богатая вдова Турусина). Но при всем этом великолепии актерского состава ось спектакля составляет игра молодого талантливого, но уже имеющего звание заслуженного артиста России Александра Вершинина (он сыграл главную роль — Егора Глумова).
Кто он, Глумов — положительный или отрицательный герой? Он, как сказали бы современные психологи, отличный манипулятор и легко владеет всеми методами манипулирования. Благодаря своему виртуозному умению играть на слабостях других людей, он, умный, способный, талантливый человек, имеет сногсшибательных успех в их высоком обществе. Поступки его аморальны. И общество ему мстит. Но легко, как в пинг-понге, он посылает мячик обратно. И вновь выходит победителем. С него как с гуся вода. Увы, за годы, прошедшие со времени написания пьесы, общество стало еще аморальнее. Об этом говорит тот факт, что теперь этим приемам манипулирования учат осознанно и профессионально. «Успех — любой ценой!» — вот он, постыдный девиз современного общества. Как же нам быть, живя в нем? Не забывать библейскую истину: «Не заблуждайтесь. Плохое общение портит полезные привычки».

***
«Тайны Мадридского двора»
Комедия Э. Скриба и Е. Легуве (сценический вариант Малого театра) поставлена также Владимиром Бейлисом. Это увлекательная история о том, как в далеком от нас шестнадцатом веке французская принцесса Маргарита (в исполнении заслуженной артистки России Елены Харитоновой) своим умом и очарованием вызволила из испанского плена своего брата — короля Франции Франциска I. Яркими красками создает образ короля Испании Карла V народный артист России, уроженец Саратова, Вячеслав Езепов. Очень хорош в роли министра Гватинары уже знакомый нам по предыдущему спектаклю Александр Вершинин. Сегодня в это трудно поверить, но сюжет этой пьесы, полной хитроумных интриг и неожиданных поворотов судьбы, соответствует историческим событиям. Великолепие нарядов и декораций производит сильное впечатление. Народный художник России Энар Стенберг был главным художником театра на протяжении очень долгого времени. Несколько лет назад он погиб при трагических обстоятельствах. У Стенберга была совершено очаровательная внешность милого интеллигентного пожилого человека... Его нашли избитым недалеко от дорожки собственной дачи. Ради мобильного телефона убили одного из самых талантливых театральных художников современной России!
Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», с которого мы начали свой рассказ, стал последним спектаклем, который художник оформил от начала и до конца. Вышел еще один водевиль («Таинственный ящик» по Петру Каратыгину в постановке Соломина), там костюмы шили по его эскизам, но в последних этапах работы он уже не участвовал...

***
«Свадьба, свадьба!»
Жанр спектакля определен как сцены-шутки в двух действиях по произведениям А. П. Чехова (режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Виталий Иванов). В основу первого действия положена пьеса-шутка (по определению самого автора) «Предложение». Именно эта вещь легла в основу занимательного спектакля «А чой-то ты во фраке?», поставленного московским театром Школа современной пьесы.
Зрители вновь увидели Александра Потапова. Этот актер, так хорошо знакомый нам своими киноработами, был очень ярок в роли хозяйственного помещика Чубукова, заботливого отца, но при всем этом человека очень своенравного и упрямого. Эти качества унаследовала его дочь Наталья Степанова (актриса Ольга Жевакина). До болезненности нервный сосед Чубуковых Ломов был очень смешон и в то же время вызывал к себе сочувствие в исполнении заслуженного артиста России, лауреата Государственной премии России Глеба Подгородинского.
На сцене так достоверно варят варенье и перебирают горох. И так же достоверны яростные споры: кому принадлежат Воловьи лужки, подуздоват ли пес? Как смогут жить потом эти двое, если само предложение руки и сердца, неожиданное и радостное и для невесты и для ее отца, в этих спорах то вовсе не сделано, то отходит на второй план?
Во втором отделении спектакля зрители увидели пьесу-шутку «Медведь». Театр, конечно, знает о том, что люди старшего поколения помнят экранизацию этого произведения с участием легендарных Михаила Жарова и Ольги Андровской, и что сравнение фильма и постановки при этом просто неизбежно. Но Малый театр этого не испугался и правильно сделал! Об этом говорил неудержимый смех зрителей. Хохот стоял и в первом отделении, во время пьесы «Предложение».
В «Медведе» также три действующих лица. Конечно, все здесь держится на главном персонаже — Смирнове. Заслуженный артист России Виталий Петров играет так красочно, что невольно вспоминается история создания этой пьесы.
«Из воспоминаний об Антоне Чехове» И. Л. Леоньева-Щеглова мы нашли следующее: «Драматургом же сделался он, можно сказать, нечаянно попав однажды на представление заигранной одноактной [французской"> пьески... У Корша (частный театр Федора Корша блистал в то время в Москве. — Авт.) отличались и господин Соловцов, находившийся, кстати сказать, в приятельских отношениях с Чеховым. Соловцов своей дюжей фигурой, зычным голосом и резкой манерой, подходивший как нельзя более к заглавной роли, настолько понравился Чехову, что у него, как он сам мне рассказывал, явилась мысль написать для него «роль»... нечто вроде русского медведя, взамен французского. Таким образом появился на свет водевиль «Медведь» — чеховский театральный первенец, жизненностью и оригинальностью оставивший далеко за флагом своих шаблонных водевильных сверстников. «Медведь» написан был для Соловцова, что называется, в один присест».

***
«Чайка»
Напомним нашим читателям, что впервые «Чайка» А. П. Чехова была поставлена в Александрийском театре в Петербурге в октябре 1896 года. Несмотря на участие в «Чайке» великой Комиссаржевской (игравшей роль Нины Заречной), пьеса в Александринке успеха не имела. (Не тот ли это случай, когда литература опережает саму жизнь? Ведь «пьеса в пьесе» Константина Треплева в «Чайке» тоже провалилась. — Авт.) Подлинным же триумфом для «Чайки» явилась ее постановка в Московском Художественном театре (МХТ) в сезон 1898— 1899 гг. На медальоне, подаренном Чеховым Владимиру Немировичу-Данченко, было выгравировано: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!». После этого «Чайка» являлась символом, визитной карточкой МХТа, позже ставшего носить имя А. П. Чехова. Несмотря на это, Малый театр решил предложить свою версию «Чайки». Московские критики, конечно, сравнивают постановки ведущих столичных театров. И при этом, по мнению большинства рецензентов, Чехов выигрывает в постановке Малого тетра (режиссер спектакля Владимир Драгунов, руководство постановкой Юрия Соломина).

Занавес еще не успевает открыться, а зрители уже слышат пронзительные крики чаек. Затем перед нашими глазами возникает облик дворянской усадьбы, очень напоминающей чеховское Мелихово, в мезонине которого он и написал эту пьесу. И в этой усадьбе разворачивается действие тонкого и полного полутонов и настроений спектакля. В нем многое просто восхищает. Это безупречная игра Юрия Соломина (беллетрист Трйгорин), Ирины Муравьевой (актриса Аркадина), Валерия Бабятинского (брат Аркадиной Сорин), Вячеслава Езепова (Шамраев, управляющий у Сорина), Ярослава Барышева (доктор Дорн). На сцене мы видим совершенно разных по своему характеру людей: любимого женщинами, но при этом безвольного Тригорина; по-чеховски милого, деликатного интеллигента Сорина, искренне любящего своего племянника Костю; преуспевающего и уверенного в себе Дорна. С большим психологическим накалом и удачными театральными эффектами проходит сцена, в которой Нина Заречная (Ольга Молочная) исполняет пьесу Константина Треплева (Степан Коршунов). Нельзя не отметить великолепные декорации, в которых учтены даже такие детали, как статуэтки и флакончики на этажерке в гостиной старого дома. Очень удачно световое решение спектакля.

Об уникальности гастролей говорит высочайший уровень труппы. Скажем лишь, что в «Чайке» играли семь (!) народных артистов России, из которых четверо являются лауреатами Государственной премии СССР или России. Всего же в Саратов ради четырех спектаклей прибыли более ста человек и десять фургонов декораций.
Восемь вечеров, радующих театралов Саратова, остались позади. Но впечатления и воспоминания останутся с нами. Жаркое лето (и вместе с ним и «мертвый сезон» в театрально-концертной жизни города) вступает в свои права. Что ж, будем надеяться, что наши театры, а вместе с ними и продюсерские центры, будут радовать нас в предстоящем театральном сезоне спектаклями и концертами такого же добротного качества, как только что увиденные постановки Малого театра.

Автор: Татьяна Лисина
Источник: Известия - Саратов
Дата: 18.06.2008

Дата публикации: 23.06.2008
МАЛЫЙ ТЕАТР В САРАТОВЕ

В Саратове с огромным успехом прошли гастроли Государственного академического Малого театра. Художественный руководитель, народный артист СССР Юрий Соломин в разговоре с журналистами сказал, что на сегодняшний день Малый театр—не просто государственный театр, а национальное достояние. Сегодня это единственный психологический театр, основанный на русской театральной школе. В правильности этих слов мы могли легко убедиться, присутствуя на постановках Малого театра: в наш город были привезены четыре спектакля, каждый из них шел два вечера подряд.

***
«На всякого мудреца довольно простоты»
Пьеса А. Н. Островского в постановке народного артиста России Владимира Бейлиса решена в строго классическом стиле, но при этом свежа и современна. Слова Нила Мамаева (его играет народный артист России, лауреат Государственной премии Александр Потапов): «Да, мы куда-то идем, куда-то ведут нас, но ни мы не знаем куда, ни те, которые ведут нас. И чем все это кончится?» — вызвали громкие аплодисменты, настолько они оказались современными нынешнему настроению зрителей. А разве не современны для нынешних дней мысли Крутицкого (этот колоритный образ великолепно создает на сцене народный артист России Борис Клюев) о легкомысленном подходе к реформам: «Переменить легко. Вот возьму да поставлю всю мебель вверх ногами. Вот и перемена». Эта сцена тоже вызвала оживление в зале. Как при этом не вспомнить известный афоризм: «Классика всегда современна»? И современна сама по себе, своим философским мудрым содержанием, а не модным пренебрежением к декорациям или введением в них атрибутов сегодняшнего дня. Успеху спектакля, несомненно, способствует участие в нем народной артистки России, лауреата Государственной премии СССР Ирины Муравьевой (которая не побоялась корчить рожицы и подпрыгивать, играя великовозрастную, но влюбчивую Мамаеву), народной артистки России Лилии Юдиной (богатая вдова Турусина). Но при всем этом великолепии актерского состава ось спектакля составляет игра молодого талантливого, но уже имеющего звание заслуженного артиста России Александра Вершинина (он сыграл главную роль — Егора Глумова).
Кто он, Глумов — положительный или отрицательный герой? Он, как сказали бы современные психологи, отличный манипулятор и легко владеет всеми методами манипулирования. Благодаря своему виртуозному умению играть на слабостях других людей, он, умный, способный, талантливый человек, имеет сногсшибательных успех в их высоком обществе. Поступки его аморальны. И общество ему мстит. Но легко, как в пинг-понге, он посылает мячик обратно. И вновь выходит победителем. С него как с гуся вода. Увы, за годы, прошедшие со времени написания пьесы, общество стало еще аморальнее. Об этом говорит тот факт, что теперь этим приемам манипулирования учат осознанно и профессионально. «Успех — любой ценой!» — вот он, постыдный девиз современного общества. Как же нам быть, живя в нем? Не забывать библейскую истину: «Не заблуждайтесь. Плохое общение портит полезные привычки».

***
«Тайны Мадридского двора»
Комедия Э. Скриба и Е. Легуве (сценический вариант Малого театра) поставлена также Владимиром Бейлисом. Это увлекательная история о том, как в далеком от нас шестнадцатом веке французская принцесса Маргарита (в исполнении заслуженной артистки России Елены Харитоновой) своим умом и очарованием вызволила из испанского плена своего брата — короля Франции Франциска I. Яркими красками создает образ короля Испании Карла V народный артист России, уроженец Саратова, Вячеслав Езепов. Очень хорош в роли министра Гватинары уже знакомый нам по предыдущему спектаклю Александр Вершинин. Сегодня в это трудно поверить, но сюжет этой пьесы, полной хитроумных интриг и неожиданных поворотов судьбы, соответствует историческим событиям. Великолепие нарядов и декораций производит сильное впечатление. Народный художник России Энар Стенберг был главным художником театра на протяжении очень долгого времени. Несколько лет назад он погиб при трагических обстоятельствах. У Стенберга была совершено очаровательная внешность милого интеллигентного пожилого человека... Его нашли избитым недалеко от дорожки собственной дачи. Ради мобильного телефона убили одного из самых талантливых театральных художников современной России!
Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», с которого мы начали свой рассказ, стал последним спектаклем, который художник оформил от начала и до конца. Вышел еще один водевиль («Таинственный ящик» по Петру Каратыгину в постановке Соломина), там костюмы шили по его эскизам, но в последних этапах работы он уже не участвовал...

***
«Свадьба, свадьба!»
Жанр спектакля определен как сцены-шутки в двух действиях по произведениям А. П. Чехова (режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Виталий Иванов). В основу первого действия положена пьеса-шутка (по определению самого автора) «Предложение». Именно эта вещь легла в основу занимательного спектакля «А чой-то ты во фраке?», поставленного московским театром Школа современной пьесы.
Зрители вновь увидели Александра Потапова. Этот актер, так хорошо знакомый нам своими киноработами, был очень ярок в роли хозяйственного помещика Чубукова, заботливого отца, но при всем этом человека очень своенравного и упрямого. Эти качества унаследовала его дочь Наталья Степанова (актриса Ольга Жевакина). До болезненности нервный сосед Чубуковых Ломов был очень смешон и в то же время вызывал к себе сочувствие в исполнении заслуженного артиста России, лауреата Государственной премии России Глеба Подгородинского.
На сцене так достоверно варят варенье и перебирают горох. И так же достоверны яростные споры: кому принадлежат Воловьи лужки, подуздоват ли пес? Как смогут жить потом эти двое, если само предложение руки и сердца, неожиданное и радостное и для невесты и для ее отца, в этих спорах то вовсе не сделано, то отходит на второй план?
Во втором отделении спектакля зрители увидели пьесу-шутку «Медведь». Театр, конечно, знает о том, что люди старшего поколения помнят экранизацию этого произведения с участием легендарных Михаила Жарова и Ольги Андровской, и что сравнение фильма и постановки при этом просто неизбежно. Но Малый театр этого не испугался и правильно сделал! Об этом говорил неудержимый смех зрителей. Хохот стоял и в первом отделении, во время пьесы «Предложение».
В «Медведе» также три действующих лица. Конечно, все здесь держится на главном персонаже — Смирнове. Заслуженный артист России Виталий Петров играет так красочно, что невольно вспоминается история создания этой пьесы.
«Из воспоминаний об Антоне Чехове» И. Л. Леоньева-Щеглова мы нашли следующее: «Драматургом же сделался он, можно сказать, нечаянно попав однажды на представление заигранной одноактной [французской"> пьески... У Корша (частный театр Федора Корша блистал в то время в Москве. — Авт.) отличались и господин Соловцов, находившийся, кстати сказать, в приятельских отношениях с Чеховым. Соловцов своей дюжей фигурой, зычным голосом и резкой манерой, подходивший как нельзя более к заглавной роли, настолько понравился Чехову, что у него, как он сам мне рассказывал, явилась мысль написать для него «роль»... нечто вроде русского медведя, взамен французского. Таким образом появился на свет водевиль «Медведь» — чеховский театральный первенец, жизненностью и оригинальностью оставивший далеко за флагом своих шаблонных водевильных сверстников. «Медведь» написан был для Соловцова, что называется, в один присест».

***
«Чайка»
Напомним нашим читателям, что впервые «Чайка» А. П. Чехова была поставлена в Александрийском театре в Петербурге в октябре 1896 года. Несмотря на участие в «Чайке» великой Комиссаржевской (игравшей роль Нины Заречной), пьеса в Александринке успеха не имела. (Не тот ли это случай, когда литература опережает саму жизнь? Ведь «пьеса в пьесе» Константина Треплева в «Чайке» тоже провалилась. — Авт.) Подлинным же триумфом для «Чайки» явилась ее постановка в Московском Художественном театре (МХТ) в сезон 1898— 1899 гг. На медальоне, подаренном Чеховым Владимиру Немировичу-Данченко, было выгравировано: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!». После этого «Чайка» являлась символом, визитной карточкой МХТа, позже ставшего носить имя А. П. Чехова. Несмотря на это, Малый театр решил предложить свою версию «Чайки». Московские критики, конечно, сравнивают постановки ведущих столичных театров. И при этом, по мнению большинства рецензентов, Чехов выигрывает в постановке Малого тетра (режиссер спектакля Владимир Драгунов, руководство постановкой Юрия Соломина).

Занавес еще не успевает открыться, а зрители уже слышат пронзительные крики чаек. Затем перед нашими глазами возникает облик дворянской усадьбы, очень напоминающей чеховское Мелихово, в мезонине которого он и написал эту пьесу. И в этой усадьбе разворачивается действие тонкого и полного полутонов и настроений спектакля. В нем многое просто восхищает. Это безупречная игра Юрия Соломина (беллетрист Трйгорин), Ирины Муравьевой (актриса Аркадина), Валерия Бабятинского (брат Аркадиной Сорин), Вячеслава Езепова (Шамраев, управляющий у Сорина), Ярослава Барышева (доктор Дорн). На сцене мы видим совершенно разных по своему характеру людей: любимого женщинами, но при этом безвольного Тригорина; по-чеховски милого, деликатного интеллигента Сорина, искренне любящего своего племянника Костю; преуспевающего и уверенного в себе Дорна. С большим психологическим накалом и удачными театральными эффектами проходит сцена, в которой Нина Заречная (Ольга Молочная) исполняет пьесу Константина Треплева (Степан Коршунов). Нельзя не отметить великолепные декорации, в которых учтены даже такие детали, как статуэтки и флакончики на этажерке в гостиной старого дома. Очень удачно световое решение спектакля.

Об уникальности гастролей говорит высочайший уровень труппы. Скажем лишь, что в «Чайке» играли семь (!) народных артистов России, из которых четверо являются лауреатами Государственной премии СССР или России. Всего же в Саратов ради четырех спектаклей прибыли более ста человек и десять фургонов декораций.
Восемь вечеров, радующих театралов Саратова, остались позади. Но впечатления и воспоминания останутся с нами. Жаркое лето (и вместе с ним и «мертвый сезон» в театрально-концертной жизни города) вступает в свои права. Что ж, будем надеяться, что наши театры, а вместе с ними и продюсерские центры, будут радовать нас в предстоящем театральном сезоне спектаклями и концертами такого же добротного качества, как только что увиденные постановки Малого театра.

Автор: Татьяна Лисина
Источник: Известия - Саратов
Дата: 18.06.2008

Дата публикации: 23.06.2008