Новости

АКТЕР ИМПЕРАТОРСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА К 60-ЛЕТИЮ Н.А.ВЕРЕЩЕНКО 29 февраля 2004 года исполняется 60 лет со дня рождения замечательного актера Малого театра Н.А.Верещенко. Николай Алексеевич не дожил до своего 60-летия меньше месяца…

АКТЕР ИМПЕРАТОРСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА
К 60-ЛЕТИЮ Н.А.ВЕРЕЩЕНКО

29 февраля 2004 года исполняется 60 лет со дня рождения замечательного актера Малого театра Н.А.Верещенко. Николай Алексеевич не дожил до своего 60-летия меньше месяца…
Так случилось, что последним спектаклем, сыгранным Н.А.Верещенко на сцене Малого театра, стал спектакль «Тайны Мадридского двора». Это был один из его любимых спектаклей…
Прощаясь с Николаем Алексеевичем, один из его коллег сказал, что актер Верещенко по сути своей явился носителем самого духа Малого театра. И действительно, его творчество давало зрителю классические образы в первозданном смысле слова «классический» — эталонный. Искусство Н.А.Верещенко определялось четкими классическими линиями, было лишено актерского популизма, заигрывания со зрителем. Сегодня даже на прославленной русской сцене можно встретить иные примеры. Так в одном из спектаклей классического репертуара Народная артистка изображает пьяную барыню, чего в пьесе и в помине нет. Какие уж тут нюансы постановки, когда зритель только и следит за тем, как «воплощает» хорошо знакомый по повседневной жизни образ любимая актриса. Вот таких, с позволения сказать, «приемов» в творческом арсенале Н.А.Верещенко не было. Его искусство по настоящему воспитывало умного и чуткого зрителя.
Определить амплуа Н.А.Верещенко довольно сложно. Творческий диапазон актера был необычайно широк. Но можно сказать, что он продолжил в театре линию, восходящую к А.П.Ленскому и разработанную такими актерами Малого, как М.И.Царев, Е.П.Велихов, продолженную Н.В.Подгорным, Ю.Н.Васильевым, линию героев с ярко выраженным мужским началом. Это не герой-любовник в романтическом смысле, это интеллигент, умница, деятельный человек. Очень жаль, что Н.А.Верещенко не пришлось сыграть роль Глумова в пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Это его роль, которая позволила бы увидеть многие стороны многогранного таланта Н.А.Верещенко. Но в этом амплуа им сыграны роли, ставшие значительными вехами в его творчестве и в истории постановок Малого театра. Это, прежде всего, Беркутов в спектакле «Волки и овцы», Великатов в «Талантах и поклонниках» А.Н.Островского. И тот и другой спектакли в Малом и других театрах были поставлены не раз. Даже на памяти нынешнего зрителя несколько постановок, имеются экранные версии этих спектаклей, так что нам есть с чем сравнивать. Что же выделяло исполнение Н.А.Верещенко? Прежде всего, чувство интонации автора пьесы. Язык Островского нельзя править, невозможно переиначить, что-то вымарать. Он совершенен, и любая, даже самая малая, на первый взгляд, деталь имеет огромное значение. Вот этих-то деталей и не упускал Н.А.Верещенко. В его сценической речи в любом спектакле не было ни одного «смятого» слова, ни одной небрежности, никакой суетности.
Но техника речи, как и другие профессиональные навыки, – это ремесло, средство, признак, необходимый для большого актера, но недостаточный. Н.А.Верещенко умел подчинить это средство общей сценической задаче – созданию образа. Все образы, рожденные талантом Н.А.Верещенко на сцене, были хорошо, четко нарисованы, реалистичны, контурны. В этом состояла важная черта творческого стиля актера, отличающегося изяществом, грациозностью, большим талантом и уважением к зрителям.
В пьесах Островского интонации актера поразительно верно передавали ироничный стиль великого драматурга. У Островского абсолютно отсутствуют, с позволения сказать, примитивные «хохмы». Юмор великого драматурга предназначен для тонкого слуха, и, к сожалению, часто бывает не услышан даже режиссерами-постановщиками. Но Н.А.Верещенко не упускал интонации автора. Возьмите текст любой пьесы Островского. Чтобы понять вкус, особый смысл фразы, требуется внимательно ее прочитать, услышать, вдуматься, необходимо обладать особым чувством языка, стиля. Н.А.Верещенко помогал нам добиться этого понимания, распознав, раскрыв, показав то, что хотел сказать драматург. Чтобы ставить и играть Островского необходимо главное – понять слово великого автора и избегать собственных «прочтений», и в этом нас еще и еще раз убеждал Н.А.Верещенко.
Пьесы современных авторов сравнительно редки на сцене Малого театра. Это во многом объясняется высоким уровнем требований театра к драматическому материалу. Постановки таких пьес имеют определенный риск. Чтобы уменьшить его, в качестве «страховки» привлекаются надежные проверенные актеры. Можно указать на две такие пьесы, до недавнего времени шедшие на сцене Малого театра: «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, «Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта. В обеих постановках в главной роли выступал Н.А.Верещенко. Не разбирая качество драматургического материала и уровень постановок, можно определенно сказать, что участие Н.А.Верещенко придавало спектаклям особую основательность, фундаментальность, значимость. К примеру, в пьесе «Хроника дворцового переворота» главный герой Петр III (Н.А.Верещенко) окружен заговорщиками, фигуры которых, такие как братья Орловы, исторически значимы и хорошо известны. Но они кажутся карликами в сравнении с мощной и трагической в своей противоречивости фигурой Петра III, который в отечественной истории имеет скорее негативные, нежели положительные оценки своей деятельности. Сценический образ Петра III, созданный Н.А.Верещенко, заставлял задуматься над тем, что не все так однозначно и хрестоматийно в отношении исторической фигуры Петра III.
Послужной список Н.А.Верещенко огромен. Здесь отечественная и мировая классика, советская драматургия, трагические и комедийные роли. Именно к последним можно отнести роль придворного интригана министра Гватинара в «Тайнах Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве. В этой роли очень ярко раскрылось комедийное дарование Н.А.Верещенко, дарование особого свойства. Он был абсолютно серьезен в этой роли, даже драматичен, и это необычайно точно подчеркивало комедийную линию роли.
Популярность актера – вещь изменчивая. Более постоянны – авторитет и мастерство. На протяжении многих лет Н.А.Верещенко, год за годом, спектакль за спектаклем, демонстрировал блестящее актерское мастерство, стабильность и надежность. Он был одним из тех, кто «везет» репертуар Малого театра. Да, он был стабилен и надежен, и это еще одна актерская черта, восходящая к традициям императорских театров. Надежен и стабилен во всем: в приверженности к высокой классической школе Малого театра, в постоянной творческой работе, в партнерстве на сцене, в высочайшем профессиональном уровне, в следовании авторскому замыслу при создании сценического образа, в умении избегать заигрывания со зрителем, в достойном ношении миссии актера императорского Малого театра.

В. Соломатин

Дата публикации: 29.02.2004
АКТЕР ИМПЕРАТОРСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА
К 60-ЛЕТИЮ Н.А.ВЕРЕЩЕНКО

29 февраля 2004 года исполняется 60 лет со дня рождения замечательного актера Малого театра Н.А.Верещенко. Николай Алексеевич не дожил до своего 60-летия меньше месяца…
Так случилось, что последним спектаклем, сыгранным Н.А.Верещенко на сцене Малого театра, стал спектакль «Тайны Мадридского двора». Это был один из его любимых спектаклей…
Прощаясь с Николаем Алексеевичем, один из его коллег сказал, что актер Верещенко по сути своей явился носителем самого духа Малого театра. И действительно, его творчество давало зрителю классические образы в первозданном смысле слова «классический» — эталонный. Искусство Н.А.Верещенко определялось четкими классическими линиями, было лишено актерского популизма, заигрывания со зрителем. Сегодня даже на прославленной русской сцене можно встретить иные примеры. Так в одном из спектаклей классического репертуара Народная артистка изображает пьяную барыню, чего в пьесе и в помине нет. Какие уж тут нюансы постановки, когда зритель только и следит за тем, как «воплощает» хорошо знакомый по повседневной жизни образ любимая актриса. Вот таких, с позволения сказать, «приемов» в творческом арсенале Н.А.Верещенко не было. Его искусство по настоящему воспитывало умного и чуткого зрителя.
Определить амплуа Н.А.Верещенко довольно сложно. Творческий диапазон актера был необычайно широк. Но можно сказать, что он продолжил в театре линию, восходящую к А.П.Ленскому и разработанную такими актерами Малого, как М.И.Царев, Е.П.Велихов, продолженную Н.В.Подгорным, Ю.Н.Васильевым, линию героев с ярко выраженным мужским началом. Это не герой-любовник в романтическом смысле, это интеллигент, умница, деятельный человек. Очень жаль, что Н.А.Верещенко не пришлось сыграть роль Глумова в пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Это его роль, которая позволила бы увидеть многие стороны многогранного таланта Н.А.Верещенко. Но в этом амплуа им сыграны роли, ставшие значительными вехами в его творчестве и в истории постановок Малого театра. Это, прежде всего, Беркутов в спектакле «Волки и овцы», Великатов в «Талантах и поклонниках» А.Н.Островского. И тот и другой спектакли в Малом и других театрах были поставлены не раз. Даже на памяти нынешнего зрителя несколько постановок, имеются экранные версии этих спектаклей, так что нам есть с чем сравнивать. Что же выделяло исполнение Н.А.Верещенко? Прежде всего, чувство интонации автора пьесы. Язык Островского нельзя править, невозможно переиначить, что-то вымарать. Он совершенен, и любая, даже самая малая, на первый взгляд, деталь имеет огромное значение. Вот этих-то деталей и не упускал Н.А.Верещенко. В его сценической речи в любом спектакле не было ни одного «смятого» слова, ни одной небрежности, никакой суетности.
Но техника речи, как и другие профессиональные навыки, – это ремесло, средство, признак, необходимый для большого актера, но недостаточный. Н.А.Верещенко умел подчинить это средство общей сценической задаче – созданию образа. Все образы, рожденные талантом Н.А.Верещенко на сцене, были хорошо, четко нарисованы, реалистичны, контурны. В этом состояла важная черта творческого стиля актера, отличающегося изяществом, грациозностью, большим талантом и уважением к зрителям.
В пьесах Островского интонации актера поразительно верно передавали ироничный стиль великого драматурга. У Островского абсолютно отсутствуют, с позволения сказать, примитивные «хохмы». Юмор великого драматурга предназначен для тонкого слуха, и, к сожалению, часто бывает не услышан даже режиссерами-постановщиками. Но Н.А.Верещенко не упускал интонации автора. Возьмите текст любой пьесы Островского. Чтобы понять вкус, особый смысл фразы, требуется внимательно ее прочитать, услышать, вдуматься, необходимо обладать особым чувством языка, стиля. Н.А.Верещенко помогал нам добиться этого понимания, распознав, раскрыв, показав то, что хотел сказать драматург. Чтобы ставить и играть Островского необходимо главное – понять слово великого автора и избегать собственных «прочтений», и в этом нас еще и еще раз убеждал Н.А.Верещенко.
Пьесы современных авторов сравнительно редки на сцене Малого театра. Это во многом объясняется высоким уровнем требований театра к драматическому материалу. Постановки таких пьес имеют определенный риск. Чтобы уменьшить его, в качестве «страховки» привлекаются надежные проверенные актеры. Можно указать на две такие пьесы, до недавнего времени шедшие на сцене Малого театра: «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, «Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта. В обеих постановках в главной роли выступал Н.А.Верещенко. Не разбирая качество драматургического материала и уровень постановок, можно определенно сказать, что участие Н.А.Верещенко придавало спектаклям особую основательность, фундаментальность, значимость. К примеру, в пьесе «Хроника дворцового переворота» главный герой Петр III (Н.А.Верещенко) окружен заговорщиками, фигуры которых, такие как братья Орловы, исторически значимы и хорошо известны. Но они кажутся карликами в сравнении с мощной и трагической в своей противоречивости фигурой Петра III, который в отечественной истории имеет скорее негативные, нежели положительные оценки своей деятельности. Сценический образ Петра III, созданный Н.А.Верещенко, заставлял задуматься над тем, что не все так однозначно и хрестоматийно в отношении исторической фигуры Петра III.
Послужной список Н.А.Верещенко огромен. Здесь отечественная и мировая классика, советская драматургия, трагические и комедийные роли. Именно к последним можно отнести роль придворного интригана министра Гватинара в «Тайнах Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве. В этой роли очень ярко раскрылось комедийное дарование Н.А.Верещенко, дарование особого свойства. Он был абсолютно серьезен в этой роли, даже драматичен, и это необычайно точно подчеркивало комедийную линию роли.
Популярность актера – вещь изменчивая. Более постоянны – авторитет и мастерство. На протяжении многих лет Н.А.Верещенко, год за годом, спектакль за спектаклем, демонстрировал блестящее актерское мастерство, стабильность и надежность. Он был одним из тех, кто «везет» репертуар Малого театра. Да, он был стабилен и надежен, и это еще одна актерская черта, восходящая к традициям императорских театров. Надежен и стабилен во всем: в приверженности к высокой классической школе Малого театра, в постоянной творческой работе, в партнерстве на сцене, в высочайшем профессиональном уровне, в следовании авторскому замыслу при создании сценического образа, в умении избегать заигрывания со зрителем, в достойном ношении миссии актера императорского Малого театра.

В. Соломатин

Дата публикации: 29.02.2004