Новости

БРИТЬЕ В СУФЛЕРСКОЙ БУДКЕ И ЕРМОЛОВА В ИНТЕРНЕТЕ

БРИТЬЕ В СУФЛЕРСКОЙ БУДКЕ И ЕРМОЛОВА В ИНТЕРНЕТЕ

Новые технологии и старые подсказчики Малого театра...

Малый театр широко отмечает 250-летие русского профессионального театра. Проходят пышные правительственные концерты, пишутся большие исторические эссе, даются ностальгические и устремленные в будущее интервью.

Мы сконцентрировались на двух необычных артефактах Малого театра, интересных даже вне юбилея. В новом сезоне Малый предлагает своим поклонникам уникальные возможности сайта www.maly.ru и сохраняет единственный в Москве институт театральных суфлеров. Хранители тайн «детей подземелья» и театрального Рунета согласились выдать свои секреты «Новой».

Островский в пьесе «Таланты и поклонники» говорит устами Нарокова: «Я не choufleur («цветная капуста», фр., ), не siffleur («свистун»), а soufleur («произносящий еле слышно слова»)». Мейерхольд позднее требовал упразднить суфлеров, говорил: новому времени не нужны подсказчики в будке! Станиславский возражал: уберите суфлерскую будку, и я уйду из театра! (Может, поэтому в МХТ суфлеры сохранились до наших дней.) Итог этой битвы — только в двух театрах Москвы, МХТ и Малом, есть суфлеры. О самой редкой театральной профессии, о людях, чьи имена не пишут на программке даже самым мелким шрифтом, «Новой» рассказал Виталий КОНЯЕВ, и.о. профессора факультета искусств МГУ, народный артист России, 48 лет в Малом театре:

- Необходимость в суфлере возникла вместе с появлением профессионального театра. Пьесы ставились быстро, «банка пьес» не было, учить их нужно было немедленно. К тому же многие пьесы были переводными.

Я застал в Малом театре актеров и актрис, которые в начале XX века служили в театре Корша. Премьеры шли каждую пятницу — Шекспир, Шиллер, огромные массивы текста. Неспроста будка в те времена была большая и чуть ли не перегораживала сцену — и в ней сидел его величество суфлер.

Уже великий Александр Павлович Ленский (актер и режиссер, с 1876 до 1908-го с небольшим перерывом работал в Малом. — Е.В.) сделал так, что будки не стало видно и суфлер ушел в подполье. Отчего многие суфлеры так и называли свои воспоминания — «Записки из подполья».

Иосиф Иванович Дарьяльский

Профессию суфлера Малого театра в XX веке прославил Иосиф Иванович Дарьяльский. Сам он был из Владикавказа, учился в одной гимназии с Евгением Вахтанговым. Всю жизнь Дарьяльский отдал Малому, работал суфлером с 1914 года более полувека — суфлерскую будку Малого тогда называли «Дарьяльское ущелье». Без Иосифа Ивановича не могла обойтись ни Мария Николаевна Ермолова (ее отец был суфлером Малого, и Машенька шагнула из суфлерской будки на сцену, однажды заменив заболевшую актрису), ни позднее Вера Николаевна Пашенная. Когда Дарьяльский сидел в будке, актер был спокоен.

У Иосифа Ивановича был дар — он чувствовал, когда актер забывает текст. И сказать тогда нужно не первое слово, а мысль. Тексты порой меняют, сокращают — и суфлер знает об этом обязательно.

А еще были времена, когда режиссер работал над спектаклем годами — и суфлер сидел на репетициях год-два с тетрадочкой...

Актеры хорошо помнят о помощи, которую они получили от наших суфлеров — Тины Армининой, Сергея Остроумова, Светланы Бернар, Серафимы Гиндиной, Ирины Варламовой.

На суфлеров не учат, нет. Люди приходят, чтобы быть полезными театру. Иногда это получается. Суфлер Малого Лариса Меркулова, пришедшая в Малый из Народного театра ДК ЗИЛ, прямо говорит: «Без меня театр обойдется, я без него — нет». У суфлеров нет личной жизни: утром они на репетиции, вечером — на спектакле. Это очень скромные люди, привыкшие быть в тени. Теперь, я думаю, вы понимаете, почему они не общаются с журналистами.

Порой актер, любящий подержать паузы, ругает суфлера: «Зачем ты мне подсказываешь, когда я помню? «. А он такую паузу закатил, что суфлер уже заволновался. Тогда говорят: «У вас не пауза, а антракт».

Бывали и обратные случаи. Вера Николаевна Пашенная со сцены вдруг увидела, что суфлер уснул, и чуть не упала в обморок. А суфлер был уверен, что актеры знают текст, и позволил себе...

Иногда суфлеры «позволяют себе»: потихонечку пьют чай, кто-то вяжет, один из суфлеров брился, держа в руках чашечку с мыльной пеной, вызывая смех у актеров.

Если суфлера в будке нет, а слова ты все-таки забыл, у нас применяют такой прием: «Ты мне хотел сказать то-то и то-то? Так я тебе отвечу, что ты не прав! «. И партнер тогда подсказывает тебе твои слова.

Попасть в будку суфлера не так просто. Спускаешься под сцену, там с трудом влезаешь в узкую дверь, за дверью стульчик — и перед ним окошечко на сцену. Есть место для пьесы. Все пространство — 60 см в ширину, чуть больше метра в высоту.

Друзьям и студентам я иногда устраиваю экскурсию по маршруту суфлера и по подземному переходу между Большим и Малым театрами под Петровкой. Я всегда помню, что Малый театр вышел из МГУ, выпускники университета составили первую труппу, отчего наш театр стал называться «вторым университетом». И вот теперь его артисты преподают в МГУ — круг замкнулся.

Минута загрузки — и компьютерные колонки транслируют голос Марии Ермоловой. Как это стало возможно, рассказал Максим РЕДИН, редактор сайта
www.maly.ru:

- Обдумывая обновление сайта, я исходил из того, что интернет — это потрясающая по своим возможностям информационная среда. Я недоверчиво отношусь к заявлениям, что интернет — это зло, сплошная порнография и беспредел. Здесь все зависит от нас самих: чем больше культурной информации мы вбросим туда, тем лучше будет Рунет.

К юбилею русского государственного театра на сайте опубликован полный репертуар Малого театра с 1824 по 2006 год. (Репертуар с 1756 по 1824 год представляет огромный интерес, но он еще не собран, хотя работа над этим ведется.)

Многие позиции в этом списке интерактивны, то есть ведут на материалы о спектакле. Перспектива здесь широкая — заполнить эту матрицу как можно более полной информацией: рецензии, фотографии, звуковые фрагменты.

«История», помимо упомянутого репертуара, содержит разделы, в которых собраны странички актеров и режиссеров, начиная с Мочалова и заканчивая еще здравствующим Евгением Весником. Сейчас там уже представлено около ста персон.

Зимой этого года на сайте появился раздел «Звуковой архив». В нем я собрал отрывки и полные записи спектаклей, чтецкие программы и интервью с актерами и режиссерами Малого театра.

Все фотогалереи, посвященные актерам, спектаклям и другим событиям в жизни театра, собраны в разделе «Фотоархив». Здесь можно увидеть даже то, как актеры Малого играют в футбол.

Чтобы посетителям было легче ориентироваться на сайте, мы написали краткий гид-навигатор. Его можно найти, кликнув на кнопку «О сайте», расположенную в основном меню на главной странице слева.

Много любопытного нахожу в интернете, но все же большую часть готовлю сам — сканирую фотографии и тексты из старых газет и книг, оцифровываю грампластинки.
Целый комплект виниловых дисков был предоставлен мне Ниной Ивановной Сорокиной — директором Музея Малого театра.

Оцифровка спектаклей в аудиоварианте занимает немало времени. Вот уже полгода еженедельно выкладываю на сайт по 2-3-мегабайтному фрагменту в формате mp3.

Сам я давно коллекционирую аудио- и видеозаписи спектаклей Малого театра. Это потрясающая вещь: благодаря нашему архиву можно услышать голоса Федотовой, Остужева, Южина, Ермоловой. И подборка будет расширяться.

Конечно, большинство все же интересует, что сейчас происходит в театре? Репертуар, цены на билеты, биографии актеров, составы на спектакли — информация постоянно обновляется.

Через сайт успешно работает wеb-касса. Я сам ею пользовался, еще когда не работал в театре.

Кроме сайта, я принимаю участие в подготовке компьютерной викторины, посвященной театру. Компания «Виртуальный парк идей «Искра» уже создала и успешно внедрила в школы и военные училища викторину, посвященную Великой Отечественной войне.
Другая викторина — о мировом культурном наследии — проводилась прошлой осенью в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

Игра о Малом театре для всех возрастов в режиме «вопрос-ответ».Играющий должен выбрать правильный ответ из предложенных четырех, а для этого нужно прочитать некоторое количество текстов.

Вопросы могут быть фото-, аудио-, видео- и текстовые. Вообще это сетевая викторина. Есть дерзкая надежда, что школьники будут не все время резаться в Counter Strike, а найдут время и для викторины о Малом театре.


Екатерина ВАСЕНИНА
«Новая газета», 25.09.2006

Дата публикации: 25.09.2006
БРИТЬЕ В СУФЛЕРСКОЙ БУДКЕ И ЕРМОЛОВА В ИНТЕРНЕТЕ

Новые технологии и старые подсказчики Малого театра...

Малый театр широко отмечает 250-летие русского профессионального театра. Проходят пышные правительственные концерты, пишутся большие исторические эссе, даются ностальгические и устремленные в будущее интервью.

Мы сконцентрировались на двух необычных артефактах Малого театра, интересных даже вне юбилея. В новом сезоне Малый предлагает своим поклонникам уникальные возможности сайта www.maly.ru и сохраняет единственный в Москве институт театральных суфлеров. Хранители тайн «детей подземелья» и театрального Рунета согласились выдать свои секреты «Новой».

Островский в пьесе «Таланты и поклонники» говорит устами Нарокова: «Я не choufleur («цветная капуста», фр., ), не siffleur («свистун»), а soufleur («произносящий еле слышно слова»)». Мейерхольд позднее требовал упразднить суфлеров, говорил: новому времени не нужны подсказчики в будке! Станиславский возражал: уберите суфлерскую будку, и я уйду из театра! (Может, поэтому в МХТ суфлеры сохранились до наших дней.) Итог этой битвы — только в двух театрах Москвы, МХТ и Малом, есть суфлеры. О самой редкой театральной профессии, о людях, чьи имена не пишут на программке даже самым мелким шрифтом, «Новой» рассказал Виталий КОНЯЕВ, и.о. профессора факультета искусств МГУ, народный артист России, 48 лет в Малом театре:

- Необходимость в суфлере возникла вместе с появлением профессионального театра. Пьесы ставились быстро, «банка пьес» не было, учить их нужно было немедленно. К тому же многие пьесы были переводными.

Я застал в Малом театре актеров и актрис, которые в начале XX века служили в театре Корша. Премьеры шли каждую пятницу — Шекспир, Шиллер, огромные массивы текста. Неспроста будка в те времена была большая и чуть ли не перегораживала сцену — и в ней сидел его величество суфлер.

Уже великий Александр Павлович Ленский (актер и режиссер, с 1876 до 1908-го с небольшим перерывом работал в Малом. — Е.В.) сделал так, что будки не стало видно и суфлер ушел в подполье. Отчего многие суфлеры так и называли свои воспоминания — «Записки из подполья».

Иосиф Иванович Дарьяльский

Профессию суфлера Малого театра в XX веке прославил Иосиф Иванович Дарьяльский. Сам он был из Владикавказа, учился в одной гимназии с Евгением Вахтанговым. Всю жизнь Дарьяльский отдал Малому, работал суфлером с 1914 года более полувека — суфлерскую будку Малого тогда называли «Дарьяльское ущелье». Без Иосифа Ивановича не могла обойтись ни Мария Николаевна Ермолова (ее отец был суфлером Малого, и Машенька шагнула из суфлерской будки на сцену, однажды заменив заболевшую актрису), ни позднее Вера Николаевна Пашенная. Когда Дарьяльский сидел в будке, актер был спокоен.

У Иосифа Ивановича был дар — он чувствовал, когда актер забывает текст. И сказать тогда нужно не первое слово, а мысль. Тексты порой меняют, сокращают — и суфлер знает об этом обязательно.

А еще были времена, когда режиссер работал над спектаклем годами — и суфлер сидел на репетициях год-два с тетрадочкой...

Актеры хорошо помнят о помощи, которую они получили от наших суфлеров — Тины Армининой, Сергея Остроумова, Светланы Бернар, Серафимы Гиндиной, Ирины Варламовой.

На суфлеров не учат, нет. Люди приходят, чтобы быть полезными театру. Иногда это получается. Суфлер Малого Лариса Меркулова, пришедшая в Малый из Народного театра ДК ЗИЛ, прямо говорит: «Без меня театр обойдется, я без него — нет». У суфлеров нет личной жизни: утром они на репетиции, вечером — на спектакле. Это очень скромные люди, привыкшие быть в тени. Теперь, я думаю, вы понимаете, почему они не общаются с журналистами.

Порой актер, любящий подержать паузы, ругает суфлера: «Зачем ты мне подсказываешь, когда я помню? «. А он такую паузу закатил, что суфлер уже заволновался. Тогда говорят: «У вас не пауза, а антракт».

Бывали и обратные случаи. Вера Николаевна Пашенная со сцены вдруг увидела, что суфлер уснул, и чуть не упала в обморок. А суфлер был уверен, что актеры знают текст, и позволил себе...

Иногда суфлеры «позволяют себе»: потихонечку пьют чай, кто-то вяжет, один из суфлеров брился, держа в руках чашечку с мыльной пеной, вызывая смех у актеров.

Если суфлера в будке нет, а слова ты все-таки забыл, у нас применяют такой прием: «Ты мне хотел сказать то-то и то-то? Так я тебе отвечу, что ты не прав! «. И партнер тогда подсказывает тебе твои слова.

Попасть в будку суфлера не так просто. Спускаешься под сцену, там с трудом влезаешь в узкую дверь, за дверью стульчик — и перед ним окошечко на сцену. Есть место для пьесы. Все пространство — 60 см в ширину, чуть больше метра в высоту.

Друзьям и студентам я иногда устраиваю экскурсию по маршруту суфлера и по подземному переходу между Большим и Малым театрами под Петровкой. Я всегда помню, что Малый театр вышел из МГУ, выпускники университета составили первую труппу, отчего наш театр стал называться «вторым университетом». И вот теперь его артисты преподают в МГУ — круг замкнулся.

Минута загрузки — и компьютерные колонки транслируют голос Марии Ермоловой. Как это стало возможно, рассказал Максим РЕДИН, редактор сайта
www.maly.ru:

- Обдумывая обновление сайта, я исходил из того, что интернет — это потрясающая по своим возможностям информационная среда. Я недоверчиво отношусь к заявлениям, что интернет — это зло, сплошная порнография и беспредел. Здесь все зависит от нас самих: чем больше культурной информации мы вбросим туда, тем лучше будет Рунет.

К юбилею русского государственного театра на сайте опубликован полный репертуар Малого театра с 1824 по 2006 год. (Репертуар с 1756 по 1824 год представляет огромный интерес, но он еще не собран, хотя работа над этим ведется.)

Многие позиции в этом списке интерактивны, то есть ведут на материалы о спектакле. Перспектива здесь широкая — заполнить эту матрицу как можно более полной информацией: рецензии, фотографии, звуковые фрагменты.

«История», помимо упомянутого репертуара, содержит разделы, в которых собраны странички актеров и режиссеров, начиная с Мочалова и заканчивая еще здравствующим Евгением Весником. Сейчас там уже представлено около ста персон.

Зимой этого года на сайте появился раздел «Звуковой архив». В нем я собрал отрывки и полные записи спектаклей, чтецкие программы и интервью с актерами и режиссерами Малого театра.

Все фотогалереи, посвященные актерам, спектаклям и другим событиям в жизни театра, собраны в разделе «Фотоархив». Здесь можно увидеть даже то, как актеры Малого играют в футбол.

Чтобы посетителям было легче ориентироваться на сайте, мы написали краткий гид-навигатор. Его можно найти, кликнув на кнопку «О сайте», расположенную в основном меню на главной странице слева.

Много любопытного нахожу в интернете, но все же большую часть готовлю сам — сканирую фотографии и тексты из старых газет и книг, оцифровываю грампластинки.
Целый комплект виниловых дисков был предоставлен мне Ниной Ивановной Сорокиной — директором Музея Малого театра.

Оцифровка спектаклей в аудиоварианте занимает немало времени. Вот уже полгода еженедельно выкладываю на сайт по 2-3-мегабайтному фрагменту в формате mp3.

Сам я давно коллекционирую аудио- и видеозаписи спектаклей Малого театра. Это потрясающая вещь: благодаря нашему архиву можно услышать голоса Федотовой, Остужева, Южина, Ермоловой. И подборка будет расширяться.

Конечно, большинство все же интересует, что сейчас происходит в театре? Репертуар, цены на билеты, биографии актеров, составы на спектакли — информация постоянно обновляется.

Через сайт успешно работает wеb-касса. Я сам ею пользовался, еще когда не работал в театре.

Кроме сайта, я принимаю участие в подготовке компьютерной викторины, посвященной театру. Компания «Виртуальный парк идей «Искра» уже создала и успешно внедрила в школы и военные училища викторину, посвященную Великой Отечественной войне.
Другая викторина — о мировом культурном наследии — проводилась прошлой осенью в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

Игра о Малом театре для всех возрастов в режиме «вопрос-ответ».Играющий должен выбрать правильный ответ из предложенных четырех, а для этого нужно прочитать некоторое количество текстов.

Вопросы могут быть фото-, аудио-, видео- и текстовые. Вообще это сетевая викторина. Есть дерзкая надежда, что школьники будут не все время резаться в Counter Strike, а найдут время и для викторины о Малом театре.


Екатерина ВАСЕНИНА
«Новая газета», 25.09.2006

Дата публикации: 25.09.2006