Новости

«Листая старые подшивки» ВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ...

«Листая старые подшивки»

ВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ...

«Видеть, знать, уметь». Актер Виталий Коняев любит повторять эти слова. Они в немалой степени стали его творческим кредо, его девизом в работе. В этом убеждаешься, обозревая путь актера в искусстве, роли, сыгранные им в театре и кино. ...Когда Виталий Коняев заканчивал среднюю школу, все, кто его знал, были уверены, что он непременно будет поступать в Краснознаменное военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В самом деле, кто из мальчишек, что родились у моря, не мечтал об этом легендарном учебном заведении, о нелегкой морской службе, о матросской тельняшке и лентах на бескозырке? Для Виталия эта мечта наполнялась еще и своим, особым содержанием. Он рос в семье моряка. Большим праздником были те редкие часы, когда Герой Советского Союза Анатолий Михайлович Коняев находился дома. Как любил Виталий слушать увлекательные, захватывающие дух рассказы отца об опасных морских походах, о беспримерной храбрости краснофлотцев. Конечно же, и он станет моряком! Ведь даже подарки отца сопровождались обязательной надписью: «Будущему моряку».

Но вопрос «кем быть» решился для Виталия иначе. Решился неожиданно и бесповоротно. На экранах родного Таллина демонстрировался фильм «Человек в футляре», центральную роль в котором исполнял народный артист СССР Н. П. Хмелев. Глубоко правдивый образ чиновника Беликова, созданный прославленным артистом, произвел на юношу неизгладимое впечатление, открыл для него мир прекрасного, мир искусства. Под влиянием этой встречи Виталий становится активным участником школьной художественной самодеятельности, в нем все больше и больше крепнет желание учиться актерскому мастерству. Такое решение требовало упорного труда, веры в свои силы и, конечно, хороших знаний. Это был первый экзамен, поставленный самой жизнью, и Коняев выдержал его. Он был принят в Театральное училище имени М. С. Щепкина на курс профессора Л. А. Волкова — замечательного актера и педагога. Можно ли считать закономерным то, что произошло с Виталием Коняевым под впечатлением игры Хмелева? Да, можно. Встреча с образом, созданным выдающимся актером, была толчком, своеобразным импульсом, который пробудил к жизни глубоко скрытые природные способности юноши, помог ему поверить в реальность мечты. Вне всякого сомнения, рано или поздно под влиянием, может быть, других причин, но Виталий обязательно пришел бы в искусство — другого пути не было. В студенческие годы Виталий Коняев сыграл немало ролей в пьесах разных авторов — советских и зарубежных. Четыре из них занимают особое место в творческой биографии актера: это Муратов в пьесе М. Горького «Зыковы», Гольцов в «Шутниках» А. Островского, Малько и Ярцев в драмах А. Афиногенова «Далекое» и Б. Лавренева «Разлом». Каждый из этих образов дал молодому актеру эмоциональный заряд эпохи, описанной в пьесе, показал значение индивидуального подхода к решению образа как главной движущей силы творчества, не только научил находить в герое его авторскую сущность, но и оперировать ею, чтобы творчески осмыслить задачу драматурга. От каждого из названных героев В. Коняев взял одну, главную черточку, которую привнес в свои будущие театральные и кинообразы. В Сергее Вохминцеве билось горячее сердце коммуниста, как и у Малько, тонкая, поэтическая душа Алексея Кольцова в чем-то сродни духовной чистоте Саши Гольцова, а в яркой, полной эксцентрики роли Наследника из пьесы С. Я. Маршака «Умные вещи» мы явно ощущаем острохарактерные интонации, найденные актером в образе полковника Ярцева.

Вскоре Коняева пригласили сниматься в кино, и здесь его ожидало много интересного. В большинстве случаев актеры начинают в кинематографе с небольших ролей. Раскрывая свои творческие возможности, они постепенно идут от малого к большому, от эпизодов к ролям, от азов к совершенству. Первые две роли Коняева в кино — Семен Слободков («Наш корреспондент») и Алексей Громов («Стучись в любую дверь»)— были небольшими и не очень интересными. Такие роли актеры обычно называют ролями «освоения», знакомства с кинематографом, с его особенностями и принципами. И все-таки молодому артисту удалось несколько «оживить» обе эти работы, особенно — вторую.

Комбайнер Слободков, каким его сыграл Коняев,— это человек беспокойный, болезненно относящийся к судьбе урожая, политого трудом и потом колхозников. Вначале он решительно борется с расхитителями колхозного добра, потом смиряется с человеческим равнодушием и, наконец, решает покинуть колхоз... Сил для борьбы с недостатками у Слободкова явно не хватает. В. Коняев на ограниченном драматургическом материале показывает противоречивость характера молодого парня, его добрые намерения и отсутствие решительности, его силу и слабость одновременно.

Первые роли Виталия в кино были почти эпизодическими. Однако вместе с театральными работами они послужили хорошей основой для следующей большой кинематографической роли в фильме «Песня о Кольцове».

Работа над ролью Кольцова заставила В. Коняева глубже осмыслить историю своей страны, историю русской поэзии и народной песни. Жизнь и творчество Алексея Кольцова, замечательного народного поэта, стихи и песни которого так высоко ценил В. Г. Белинский, глубоко взволновали молодого актера. Он преклонялся перед человеком, чья судьба восхищала современников Пушкина и чей образ теперь предстояло воплотить ему. Актер отдал этой работе все свои силы, многие месяцы напряженного труда. Десятки раз перечитывал он произведения Кольцова, стараясь найти в них ключ к раскрытию образа поэта. Именно в песенных строках Кольцова актер «услышал» отношение своего героя к окружающей жизни, русскому народу, России.

Жизнь замечательного поэта сложилась далеко не поэтично. Сын воронежского купца, он вынужден был по настоянию отца заниматься торговыми делами. Мальчиком и юношей Кольцов беспрестанно разъезжал по отцовским поручениям, ел с погонщиками из одного котла, пел с ними народные песни, сроднился с русской природой и повсюду возил с собой тетрадку, обмотанную кожаным ремешком, в которую записывал свои стихи. В этих поездках Кольцов хорошо узнал жизнь крестьян — из самых недр деревенской России вышли его замечательные стихотворения и песни.

В лучших эпизодах фильма В. Коняеву удалось вдохновенно раскрыть черты впечатлительного, открытого для добра и щедрого в своих чувствах человека, беспощадно затравленного окружавшими его людьми. С нескрываемой горечью актер показывает, как страшный домашний быт, козни воронежских «литераторов», отсутствие средств на жизнь в конце концов сломили тонкую и нежную натуру поэта. Кольцов умирает в одиночестве, оставляя людям свои замечательные песни. Важным событием в творчестве Виталия Коняева стала встреча с режиссером Григорием Чухраем, который пригласил его на роль Петра Волошина в картину «Чистое небо». Роль была небольшой, но след оставила в жизни актера глубокий, потому что это была встреча с большим мастером, творческое общение с которым всегда полезно артисту.

«Встреча с Г. Н. Чухраем, — рассказывает Виталий, — была настоящей школой кинематографического мастерства. Все для меня было как будто бы впервые: и удивительно спокойная творческая атмосфера, которая царила на съемках «Чистого неба», и бережное отношение режиссера к нам, актерам, и то, как Григорий Наумович снимал — точно, уверенно, взволнованно: В фильме Чухрая я открыл для себя значение кинематографической паузы как одного из элементов выразительности, имеющей наряду с драматургией сюжета, композицией кадра, игрой актера, музыкой решающую роль для будущей картины. «Нередко пауза может выразить больше и лучше, чем иной монолог», — любил повторять нам режиссер».

Чтобы воплотить на экране образ Петра Волошина, актеру не потребовалось большой подготовительной работы, которая была необходима в фильме «Песня о Кольцове». Духовный облик Пети был понятен и близок актеру. Таких людей он знал лично, дружил с ними, немало своих черточек находил в характере героя. Сюжетная задача роли также была несложна — история любви к Сашеньке Львовой. Это чувство Петя проносит через всю свою жизнь.

Виталий Коняев сыграл Петю мягко, с большим тактом, глубоко раскрыл чистоту и благородство его души. Хотя любовь Петра Волошина осталась без взаимности, герой Коняева не вызывает жалости к себе. Скорее наоборот — мы понимаем, что эта любовь, нравственно обогатив его, рождает глубокое уважение к Сашеньке, заставляет понять, какое это счастье — любить такую женщину... И зрители верили — Петя еще будет счастлив, должен быть счастлив — ведь его чувство к Сашеньке Львовой по своей силе и чистоте не уступает ее любви к другому человеку.

Участие в фильме «Чистое небо» во многом подготовило актера к работе над образом нашего современника, прошедшего по трудным дорогам жизни и строящего сегодня коммунистическое общество.

...В павильонах «Мосфильма» шли актерские пробы к двухсерийному фильму «Тишина» по одноименному роману Ю. Бондарева. Уже были утверждены многие актеры, не было только исполнителя роли главного героя — Сергея Вохминцева. Удивление всех, в том числе и режиссера В. Басова, вызвало приглашение на эту роль внешне ничем не примечательного актера В. Коняева. Однако после первых же кинопроб утвержден был именно он.

Виталию вновь предстояла огромная работа, еще более значительная и ответственная, чем все, что он делал до сих пор. Сергей Вохминцев — представитель поколения, которое со школьной скамьи ушло на фронт защищать Родину. Вернувшись к мирной жизни, сверстники Вохминцева отдали все свои силы созиданию. И здесь их ждали новые сражения и новые победы. Высокая принципиальность и идейная убежденность отличали Сергея Вохминцева. И хотя моральная победа героя далась ему нелегко, зрители ни на секунду не переставали верить в торжество справедливости, за которую боролся Вохминцев. События, происходившие в фильме, были для Коняева уже историей. Актеру пришлось изучать материалы того времени, книги о войне, о Москве первых послевоенных лет. Он кропотливо искал черты индивидуальности своего героя: его походку, манеру речи, жест и т. д. Актер стремился к воплощению неповторимого человеческого характера, используя для этого краски глубоко реалистические, максимально приближенные к жизни.

Незначительными на первый взгляд деталями актер точно передает душевное состояние своего героя.

...Вот только что увели отца, арестованного по доносу проходимца. Мы видим застывшего Сергея, его спину с поникшими плечами. Он растерян, подавлен. «Сережа, что же будет?» — спрашивает сестра Ася. «Не знаю», — механически отвечает Сергей Проходит несколько мгновений, и плечи Сергея выпрямляются. Еще полностью не осознав случившегося, он подходит к Асе, обнимает ее. И мы понимаем, что Вохминцев полон желания бороться до конца, до победы. Сложнейшим экзаменом на актерскую зрелость явилась для Коняева другая сцена в фильме — сцена партийного собрания, на котором разбирается персональное дело коммуниста Сергея Вохминцева. Идет настоящее сражение за правду. Все складывается против Сергея, но борьба, которую он ведет, находит горячую поддержку у его друзей, у всего зрительного зала. Пусть Сергей проиграл это сражение, но он не потерял

веры в партию, хорошо зная, что не Свиридовы и уваровы выражают партийную правду и партийную волю. Справедливо писала в газете «Правда» критик Л. Погожева: «Умно сыграл Виталий Коняев роль Сергея Вохминцева — человека честного, ничего для себя лично не ищущего. Ив мирные дни остался Сергей солдатом, таким, на которого можно положиться, кто не дрогнет, не отступит, не предаст».

Лучшие эпизоды фильма «Тишина», исполненные большого напряжения, свидетельствовали о выросшем мастерстве актера. Работа в этой картине утвердила его как серьезного художника, получила высокую оценку критики и зрителей. Недавно италий Коняев снова встретился с режиссером В. Басовым в фильме «Без права быть собой». Это — первый из четырех фильмов, которые режиссер снимает по роману В. Кожевникова «Щит и меч». Здесь В. Коняев исполняет роль Пауля, самодовольного, чванливого немца. Хотя роль эта и незначительна по объему, актеру удалось показаться в ней в новом для себя качестве — сатирическом.

В фильме режиссера В. Монахова «Про чудеса человеческие», созданном по мотивам книги Г. Николаевой «Рассказы бабки Василисы про чудеса», Коняев исполнял небольшую, но очень ответственную роль Степана. Актер воплотил на экране одно из «чудес»: великую любовь к женщине, искалеченной на фронте. Граня, которую любит герой Коняева, не желая обременять собой любимого человека, уезжает от него. Но Степан находит ее.

Режиссер В. Монахов рассказывает: «Самую трудную сцену — встречу Грани и Степана — нам предстояло снимать в один день. Сцена требовала от актеров—Т. Семиной и В. Коняева — высшего напряжения нравственных сил. Нужно было точно передать психологическое состояние героев, глубоко взволнованных встречей, показать истоки душевного благородства Степана. Это было нелегко, и тем приятнее отметить здесь успех Виталия Коняева».

На сцене Малого театра В. Коняев сыграл немало ролей, среди которых несомненный интерес представляют: Швандя («Любовь Яровая»), Звонарев («Порт-Артур»), князь Звездич («Маскарад»), Наследник («Умные вещи»), Вайнонен («Оптимистическая трагедия»). Эти работы отмечены настоящим творческим поиском, стремлением актера проникнуть в глубину образа, добиться его современного звучания.

Виталий Коняев много ездит по стране, выступает с концертами, делится опытом. Он встречался со зрителями Алма-Аты и Орска, Оренбурга и Хабаровска, Камчатки и Сахалина. Это не просто страсть к путешествиям, а большая общественная работа актера-коммуниста. Он побывал в пятнадцати зарубежных странах, участвовал во многих международных кинофестивалях... Виталий Коняев — в начале пути. Но можно не сомневаться, что путь этот верный, что будет он большим и интересным, что девиз актера «видеть, знать, уметь» еще принесет свои плоды.

ЕЛЕНА ТРЕТЬЯК

«Актеры советского кино», 1968


Дата публикации: 30.05.2006
«Листая старые подшивки»

ВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ...

«Видеть, знать, уметь». Актер Виталий Коняев любит повторять эти слова. Они в немалой степени стали его творческим кредо, его девизом в работе. В этом убеждаешься, обозревая путь актера в искусстве, роли, сыгранные им в театре и кино. ...Когда Виталий Коняев заканчивал среднюю школу, все, кто его знал, были уверены, что он непременно будет поступать в Краснознаменное военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В самом деле, кто из мальчишек, что родились у моря, не мечтал об этом легендарном учебном заведении, о нелегкой морской службе, о матросской тельняшке и лентах на бескозырке? Для Виталия эта мечта наполнялась еще и своим, особым содержанием. Он рос в семье моряка. Большим праздником были те редкие часы, когда Герой Советского Союза Анатолий Михайлович Коняев находился дома. Как любил Виталий слушать увлекательные, захватывающие дух рассказы отца об опасных морских походах, о беспримерной храбрости краснофлотцев. Конечно же, и он станет моряком! Ведь даже подарки отца сопровождались обязательной надписью: «Будущему моряку».

Но вопрос «кем быть» решился для Виталия иначе. Решился неожиданно и бесповоротно. На экранах родного Таллина демонстрировался фильм «Человек в футляре», центральную роль в котором исполнял народный артист СССР Н. П. Хмелев. Глубоко правдивый образ чиновника Беликова, созданный прославленным артистом, произвел на юношу неизгладимое впечатление, открыл для него мир прекрасного, мир искусства. Под влиянием этой встречи Виталий становится активным участником школьной художественной самодеятельности, в нем все больше и больше крепнет желание учиться актерскому мастерству. Такое решение требовало упорного труда, веры в свои силы и, конечно, хороших знаний. Это был первый экзамен, поставленный самой жизнью, и Коняев выдержал его. Он был принят в Театральное училище имени М. С. Щепкина на курс профессора Л. А. Волкова — замечательного актера и педагога. Можно ли считать закономерным то, что произошло с Виталием Коняевым под впечатлением игры Хмелева? Да, можно. Встреча с образом, созданным выдающимся актером, была толчком, своеобразным импульсом, который пробудил к жизни глубоко скрытые природные способности юноши, помог ему поверить в реальность мечты. Вне всякого сомнения, рано или поздно под влиянием, может быть, других причин, но Виталий обязательно пришел бы в искусство — другого пути не было. В студенческие годы Виталий Коняев сыграл немало ролей в пьесах разных авторов — советских и зарубежных. Четыре из них занимают особое место в творческой биографии актера: это Муратов в пьесе М. Горького «Зыковы», Гольцов в «Шутниках» А. Островского, Малько и Ярцев в драмах А. Афиногенова «Далекое» и Б. Лавренева «Разлом». Каждый из этих образов дал молодому актеру эмоциональный заряд эпохи, описанной в пьесе, показал значение индивидуального подхода к решению образа как главной движущей силы творчества, не только научил находить в герое его авторскую сущность, но и оперировать ею, чтобы творчески осмыслить задачу драматурга. От каждого из названных героев В. Коняев взял одну, главную черточку, которую привнес в свои будущие театральные и кинообразы. В Сергее Вохминцеве билось горячее сердце коммуниста, как и у Малько, тонкая, поэтическая душа Алексея Кольцова в чем-то сродни духовной чистоте Саши Гольцова, а в яркой, полной эксцентрики роли Наследника из пьесы С. Я. Маршака «Умные вещи» мы явно ощущаем острохарактерные интонации, найденные актером в образе полковника Ярцева.

Вскоре Коняева пригласили сниматься в кино, и здесь его ожидало много интересного. В большинстве случаев актеры начинают в кинематографе с небольших ролей. Раскрывая свои творческие возможности, они постепенно идут от малого к большому, от эпизодов к ролям, от азов к совершенству. Первые две роли Коняева в кино — Семен Слободков («Наш корреспондент») и Алексей Громов («Стучись в любую дверь»)— были небольшими и не очень интересными. Такие роли актеры обычно называют ролями «освоения», знакомства с кинематографом, с его особенностями и принципами. И все-таки молодому артисту удалось несколько «оживить» обе эти работы, особенно — вторую.

Комбайнер Слободков, каким его сыграл Коняев,— это человек беспокойный, болезненно относящийся к судьбе урожая, политого трудом и потом колхозников. Вначале он решительно борется с расхитителями колхозного добра, потом смиряется с человеческим равнодушием и, наконец, решает покинуть колхоз... Сил для борьбы с недостатками у Слободкова явно не хватает. В. Коняев на ограниченном драматургическом материале показывает противоречивость характера молодого парня, его добрые намерения и отсутствие решительности, его силу и слабость одновременно.

Первые роли Виталия в кино были почти эпизодическими. Однако вместе с театральными работами они послужили хорошей основой для следующей большой кинематографической роли в фильме «Песня о Кольцове».

Работа над ролью Кольцова заставила В. Коняева глубже осмыслить историю своей страны, историю русской поэзии и народной песни. Жизнь и творчество Алексея Кольцова, замечательного народного поэта, стихи и песни которого так высоко ценил В. Г. Белинский, глубоко взволновали молодого актера. Он преклонялся перед человеком, чья судьба восхищала современников Пушкина и чей образ теперь предстояло воплотить ему. Актер отдал этой работе все свои силы, многие месяцы напряженного труда. Десятки раз перечитывал он произведения Кольцова, стараясь найти в них ключ к раскрытию образа поэта. Именно в песенных строках Кольцова актер «услышал» отношение своего героя к окружающей жизни, русскому народу, России.

Жизнь замечательного поэта сложилась далеко не поэтично. Сын воронежского купца, он вынужден был по настоянию отца заниматься торговыми делами. Мальчиком и юношей Кольцов беспрестанно разъезжал по отцовским поручениям, ел с погонщиками из одного котла, пел с ними народные песни, сроднился с русской природой и повсюду возил с собой тетрадку, обмотанную кожаным ремешком, в которую записывал свои стихи. В этих поездках Кольцов хорошо узнал жизнь крестьян — из самых недр деревенской России вышли его замечательные стихотворения и песни.

В лучших эпизодах фильма В. Коняеву удалось вдохновенно раскрыть черты впечатлительного, открытого для добра и щедрого в своих чувствах человека, беспощадно затравленного окружавшими его людьми. С нескрываемой горечью актер показывает, как страшный домашний быт, козни воронежских «литераторов», отсутствие средств на жизнь в конце концов сломили тонкую и нежную натуру поэта. Кольцов умирает в одиночестве, оставляя людям свои замечательные песни. Важным событием в творчестве Виталия Коняева стала встреча с режиссером Григорием Чухраем, который пригласил его на роль Петра Волошина в картину «Чистое небо». Роль была небольшой, но след оставила в жизни актера глубокий, потому что это была встреча с большим мастером, творческое общение с которым всегда полезно артисту.

«Встреча с Г. Н. Чухраем, — рассказывает Виталий, — была настоящей школой кинематографического мастерства. Все для меня было как будто бы впервые: и удивительно спокойная творческая атмосфера, которая царила на съемках «Чистого неба», и бережное отношение режиссера к нам, актерам, и то, как Григорий Наумович снимал — точно, уверенно, взволнованно: В фильме Чухрая я открыл для себя значение кинематографической паузы как одного из элементов выразительности, имеющей наряду с драматургией сюжета, композицией кадра, игрой актера, музыкой решающую роль для будущей картины. «Нередко пауза может выразить больше и лучше, чем иной монолог», — любил повторять нам режиссер».

Чтобы воплотить на экране образ Петра Волошина, актеру не потребовалось большой подготовительной работы, которая была необходима в фильме «Песня о Кольцове». Духовный облик Пети был понятен и близок актеру. Таких людей он знал лично, дружил с ними, немало своих черточек находил в характере героя. Сюжетная задача роли также была несложна — история любви к Сашеньке Львовой. Это чувство Петя проносит через всю свою жизнь.

Виталий Коняев сыграл Петю мягко, с большим тактом, глубоко раскрыл чистоту и благородство его души. Хотя любовь Петра Волошина осталась без взаимности, герой Коняева не вызывает жалости к себе. Скорее наоборот — мы понимаем, что эта любовь, нравственно обогатив его, рождает глубокое уважение к Сашеньке, заставляет понять, какое это счастье — любить такую женщину... И зрители верили — Петя еще будет счастлив, должен быть счастлив — ведь его чувство к Сашеньке Львовой по своей силе и чистоте не уступает ее любви к другому человеку.

Участие в фильме «Чистое небо» во многом подготовило актера к работе над образом нашего современника, прошедшего по трудным дорогам жизни и строящего сегодня коммунистическое общество.

...В павильонах «Мосфильма» шли актерские пробы к двухсерийному фильму «Тишина» по одноименному роману Ю. Бондарева. Уже были утверждены многие актеры, не было только исполнителя роли главного героя — Сергея Вохминцева. Удивление всех, в том числе и режиссера В. Басова, вызвало приглашение на эту роль внешне ничем не примечательного актера В. Коняева. Однако после первых же кинопроб утвержден был именно он.

Виталию вновь предстояла огромная работа, еще более значительная и ответственная, чем все, что он делал до сих пор. Сергей Вохминцев — представитель поколения, которое со школьной скамьи ушло на фронт защищать Родину. Вернувшись к мирной жизни, сверстники Вохминцева отдали все свои силы созиданию. И здесь их ждали новые сражения и новые победы. Высокая принципиальность и идейная убежденность отличали Сергея Вохминцева. И хотя моральная победа героя далась ему нелегко, зрители ни на секунду не переставали верить в торжество справедливости, за которую боролся Вохминцев. События, происходившие в фильме, были для Коняева уже историей. Актеру пришлось изучать материалы того времени, книги о войне, о Москве первых послевоенных лет. Он кропотливо искал черты индивидуальности своего героя: его походку, манеру речи, жест и т. д. Актер стремился к воплощению неповторимого человеческого характера, используя для этого краски глубоко реалистические, максимально приближенные к жизни.

Незначительными на первый взгляд деталями актер точно передает душевное состояние своего героя.

...Вот только что увели отца, арестованного по доносу проходимца. Мы видим застывшего Сергея, его спину с поникшими плечами. Он растерян, подавлен. «Сережа, что же будет?» — спрашивает сестра Ася. «Не знаю», — механически отвечает Сергей Проходит несколько мгновений, и плечи Сергея выпрямляются. Еще полностью не осознав случившегося, он подходит к Асе, обнимает ее. И мы понимаем, что Вохминцев полон желания бороться до конца, до победы. Сложнейшим экзаменом на актерскую зрелость явилась для Коняева другая сцена в фильме — сцена партийного собрания, на котором разбирается персональное дело коммуниста Сергея Вохминцева. Идет настоящее сражение за правду. Все складывается против Сергея, но борьба, которую он ведет, находит горячую поддержку у его друзей, у всего зрительного зала. Пусть Сергей проиграл это сражение, но он не потерял

веры в партию, хорошо зная, что не Свиридовы и уваровы выражают партийную правду и партийную волю. Справедливо писала в газете «Правда» критик Л. Погожева: «Умно сыграл Виталий Коняев роль Сергея Вохминцева — человека честного, ничего для себя лично не ищущего. Ив мирные дни остался Сергей солдатом, таким, на которого можно положиться, кто не дрогнет, не отступит, не предаст».

Лучшие эпизоды фильма «Тишина», исполненные большого напряжения, свидетельствовали о выросшем мастерстве актера. Работа в этой картине утвердила его как серьезного художника, получила высокую оценку критики и зрителей. Недавно италий Коняев снова встретился с режиссером В. Басовым в фильме «Без права быть собой». Это — первый из четырех фильмов, которые режиссер снимает по роману В. Кожевникова «Щит и меч». Здесь В. Коняев исполняет роль Пауля, самодовольного, чванливого немца. Хотя роль эта и незначительна по объему, актеру удалось показаться в ней в новом для себя качестве — сатирическом.

В фильме режиссера В. Монахова «Про чудеса человеческие», созданном по мотивам книги Г. Николаевой «Рассказы бабки Василисы про чудеса», Коняев исполнял небольшую, но очень ответственную роль Степана. Актер воплотил на экране одно из «чудес»: великую любовь к женщине, искалеченной на фронте. Граня, которую любит герой Коняева, не желая обременять собой любимого человека, уезжает от него. Но Степан находит ее.

Режиссер В. Монахов рассказывает: «Самую трудную сцену — встречу Грани и Степана — нам предстояло снимать в один день. Сцена требовала от актеров—Т. Семиной и В. Коняева — высшего напряжения нравственных сил. Нужно было точно передать психологическое состояние героев, глубоко взволнованных встречей, показать истоки душевного благородства Степана. Это было нелегко, и тем приятнее отметить здесь успех Виталия Коняева».

На сцене Малого театра В. Коняев сыграл немало ролей, среди которых несомненный интерес представляют: Швандя («Любовь Яровая»), Звонарев («Порт-Артур»), князь Звездич («Маскарад»), Наследник («Умные вещи»), Вайнонен («Оптимистическая трагедия»). Эти работы отмечены настоящим творческим поиском, стремлением актера проникнуть в глубину образа, добиться его современного звучания.

Виталий Коняев много ездит по стране, выступает с концертами, делится опытом. Он встречался со зрителями Алма-Аты и Орска, Оренбурга и Хабаровска, Камчатки и Сахалина. Это не просто страсть к путешествиям, а большая общественная работа актера-коммуниста. Он побывал в пятнадцати зарубежных странах, участвовал во многих международных кинофестивалях... Виталий Коняев — в начале пути. Но можно не сомневаться, что путь этот верный, что будет он большим и интересным, что девиз актера «видеть, знать, уметь» еще принесет свои плоды.

ЕЛЕНА ТРЕТЬЯК

«Актеры советского кино», 1968


Дата публикации: 30.05.2006