Новости

«Листая старые подшивки» ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОБАЯНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

«Листая старые подшивки»

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОБАЯНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

В оттепельные шестидесятые фильм режиссера Владимира Басова «Тишина» стал программным, а его выпуск — делом государственным. Во всяком случае решение о выходе картины на экран принимал сам глава государства — Никита Хрущев. (Потом рассказывали: «Он плакал на просмотре».) А на следующий день после премьеры почти все центральные газеты страны разразились огромными рецензиями — почти на правах передовых. Такое уж было время! Главного героя — Сергея Вохминцева — сыграл молодой актер Виталий Коняев. Карьера начиналась головокружительно... В девятнадцать его принимают на работу в Малый театр. В двадцать один он играет народного поэта Алексея Кольцова в фильме «Песня о Кольцове» и Петра в «Чистом небе». Через пару лет Коняев создает в отечественном кинематографе образ героя своего времени. Это фронтовик Сергей Вохминцев в «Тишине». Сын репрессированного, он не предает своего отца, восстает (о ужас!) против секретаря парткома и, будучи исключенным из института, остается верным своим идеалам. Дальше и по сегодняшний день заслуженный артист России Виталий Коняев работает в Малом театре. За сорок лет — сто ролей. ...Быть кинозвездой в России, когда хорошие фильмы смотрела вся страна, совсем не то, что сегодня, когда кино практически не смотрят. Это было признание всенародное. Его именем называли детей, узнавали в метро, просили автографы, почтальоны приносили ему домой мешки писем. Тем более что «Чистое небо» и «Тишина» были фильмами о современниках, которые в шестидесятые годы строили новую жизнь. Песня из «Тишины» «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят...» стала гимном этого поколения. А Коняев не стал богат, не получил, как было принято по тем временам, квартиру в одной из сталинских «высоток», не нанял домработницу. Но фильм изменил его жизнь. Виталий использовал свой успех, чтобы как можно больше путешествовать. Он объездил двадцать семь стран мира. Начав свой путь в кино с образов сверхположительных, Виталий Анатольевич в театре всю жизнь играл отрицательных героев. А оставив в стороне князя Звездича из лермонтовского «Маскарада», острохарактерных Репетилова, Землянику, Вральмана, то можно сказать — и злодеев. Это Эрих Кламрот в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца», Горецкий в «Волках и овцах», Корнуэл в «Короле Лире»... Только в текущем репертуаре у него Малюта Скуратов в «Князе Серебряном», Градобоев в «Горячем сердце», Советник в «Снежной королеве»... Почему? Говорят, что у него «отрицательное обаяние». Что это значит? Мне захотелось уточнить:

- Вы оправдываете своих героев?

- Стараюсь понять. Посмотрите вокруг. Никто и никогда о себе не скажет, что он подлец. Каждый человек находит выстраданное жизнью основание для своего поступка. Например, у того же Советника в «Снежной королеве» есть своя теория счастья и теория добра. Он хочет купить розы, которые зимой расцветают, чтобы разводить их и продавать. Может быть, часть вырученных денег он отдаст и на добрые дела... А тут эта мелочь пузатая с бабушкой роз не отдают! Да как они посмели! «Я отомщу, — думает он. — Я дойду до самой Королевы!» И доходит. Королева увозит Кая. Так что у всякого зла есть свои основания...

...Но вот пришла пора больших юбилеев и для Виталия Анатольевича Коняева. Ему исполняется шестьдесят, из них сорок лет — на сцене Малого. Виталий Коняев знает, во имя чего он выходит на сцену, знает смысл каждого жеста, цену каждому слову. От этого ему легко играть и нелегко жить.

Татьяна СЕМАШКО
(C) «РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ» N 079(1246) 26/04/97 10.00

Дата публикации: 11.05.2006
«Листая старые подшивки»

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОБАЯНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

В оттепельные шестидесятые фильм режиссера Владимира Басова «Тишина» стал программным, а его выпуск — делом государственным. Во всяком случае решение о выходе картины на экран принимал сам глава государства — Никита Хрущев. (Потом рассказывали: «Он плакал на просмотре».) А на следующий день после премьеры почти все центральные газеты страны разразились огромными рецензиями — почти на правах передовых. Такое уж было время! Главного героя — Сергея Вохминцева — сыграл молодой актер Виталий Коняев. Карьера начиналась головокружительно... В девятнадцать его принимают на работу в Малый театр. В двадцать один он играет народного поэта Алексея Кольцова в фильме «Песня о Кольцове» и Петра в «Чистом небе». Через пару лет Коняев создает в отечественном кинематографе образ героя своего времени. Это фронтовик Сергей Вохминцев в «Тишине». Сын репрессированного, он не предает своего отца, восстает (о ужас!) против секретаря парткома и, будучи исключенным из института, остается верным своим идеалам. Дальше и по сегодняшний день заслуженный артист России Виталий Коняев работает в Малом театре. За сорок лет — сто ролей. ...Быть кинозвездой в России, когда хорошие фильмы смотрела вся страна, совсем не то, что сегодня, когда кино практически не смотрят. Это было признание всенародное. Его именем называли детей, узнавали в метро, просили автографы, почтальоны приносили ему домой мешки писем. Тем более что «Чистое небо» и «Тишина» были фильмами о современниках, которые в шестидесятые годы строили новую жизнь. Песня из «Тишины» «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят...» стала гимном этого поколения. А Коняев не стал богат, не получил, как было принято по тем временам, квартиру в одной из сталинских «высоток», не нанял домработницу. Но фильм изменил его жизнь. Виталий использовал свой успех, чтобы как можно больше путешествовать. Он объездил двадцать семь стран мира. Начав свой путь в кино с образов сверхположительных, Виталий Анатольевич в театре всю жизнь играл отрицательных героев. А оставив в стороне князя Звездича из лермонтовского «Маскарада», острохарактерных Репетилова, Землянику, Вральмана, то можно сказать — и злодеев. Это Эрих Кламрот в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца», Горецкий в «Волках и овцах», Корнуэл в «Короле Лире»... Только в текущем репертуаре у него Малюта Скуратов в «Князе Серебряном», Градобоев в «Горячем сердце», Советник в «Снежной королеве»... Почему? Говорят, что у него «отрицательное обаяние». Что это значит? Мне захотелось уточнить:

- Вы оправдываете своих героев?

- Стараюсь понять. Посмотрите вокруг. Никто и никогда о себе не скажет, что он подлец. Каждый человек находит выстраданное жизнью основание для своего поступка. Например, у того же Советника в «Снежной королеве» есть своя теория счастья и теория добра. Он хочет купить розы, которые зимой расцветают, чтобы разводить их и продавать. Может быть, часть вырученных денег он отдаст и на добрые дела... А тут эта мелочь пузатая с бабушкой роз не отдают! Да как они посмели! «Я отомщу, — думает он. — Я дойду до самой Королевы!» И доходит. Королева увозит Кая. Так что у всякого зла есть свои основания...

...Но вот пришла пора больших юбилеев и для Виталия Анатольевича Коняева. Ему исполняется шестьдесят, из них сорок лет — на сцене Малого. Виталий Коняев знает, во имя чего он выходит на сцену, знает смысл каждого жеста, цену каждому слову. От этого ему легко играть и нелегко жить.

Татьяна СЕМАШКО
(C) «РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ» N 079(1246) 26/04/97 10.00

Дата публикации: 11.05.2006