Новости

«Листая старые подшивки» ВИКТОР КОРШУНОВ О НИКИТЕ ПОДГОРНОМ — ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО АКТЕР

«Листая старые подшивки»

ВИКТОР КОРШУНОВ О НИКИТЕ ПОДГОРНОМ — ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО АКТЕР

Сегодня Никите Подгорному исполнилось бы 70. Его творческая жизнь и успехи (за исключением нечастых выходов на съемочную площадку) связаны с единственным в его жизни театром – Малым. Это был его дом, здесь остались его друзья, которые вспоминают о нем с теплотой и нежностью.

- Мы с Никитой, — рассказывает Виктор Иванович Коршунов, — люди одного поколения. Он пришел в театр через два года после меня. Молодежи в Малом было немного — в основном наши старики — титаны. И мы все время шли рядом, дружили, участвовали в одних спектаклях. Но я с ним работал и как режиссер, когда ставил свои первые постановки. Так что нам приходилось много общаться и по делу, и по жизни.
Если мы говорим о том, что Малый держится на актерах, что здесь всегда был главным Его Величество Актер, так вот Никита Подгорный — Его Величество Актер в лучшем своем воплощении. У него была яркая, необычная индивидуальность, острота восприятия жизни, характеров, оригинальность мышления, наконец, обаяние.

Первое большое впечатление на зрителей он произвел будучи еще студентом. В пьесе «Северные зори» — об интервенции в семнадцатом году на Севере — он выходил на сцену в роли адъютанта и докладывал: «Генерал Аэрон-сайт! « И его выход, и то, как он произносил эти слова, было так ярко и необычно, что зал принимал его с огромным интересом. Вы спросите: что же он делал? Я не смогу объяснить. Но он сразу «выдавал» какой-то интереснейший характер. Произносил: «Генерал Аэрон-сайт», и зритель невольно подавался вперед. А когда спектакль показывали артистам труппы, то на его выходе все зашушукались: «Кто это? Кто это?»

Я, конечно, не могу не вспомнить о «Коллегах» в моей собственной постановке, где он играл главную роль Зеленина, а я — Максимова. В 60-е годы мы с театром выехали в Париж на театральный фестиваль. Там было проявлено огромное внимание зрителей и прессы к нашему спектаклю. Здесь, конечно, сыграл большую роль сам факт приезда театра из СССР — национального академического театра. Говоря о спектакле, французы удивлялись, что проблемы молодежи у нас те же, что и у них, и те же характеры, и так же, как у нас выпускники вузов не хотят ехать из Парижа в провинцию... Никита сумел создать в этом спектакле необычайно трогательный характер.

В роли генерала Тафто «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея.

А вообще он был интересен во всем, что играл. Мне запомнились и его Рюмин в постановке Бориса Бабочкина «Дачники», и эпизодическая роль генерала в постановке Игоря Ильинского «Ярмарка тщеславия». Он блистательно играл Телятева в «Бешеных деньгах» и Освальда в «Привидениях» Ибсена. То есть ему были подвластны разные роли. Мало снимался, но всем запомнились и работы Подгорного в кинематографе. Тот же Ганя в «Идиоте» по Достоевскому.

Он был прекрасным партнером. Хотя иногда мог и созоровать, не выходя при этом из образа и характера спектакля. Своим озорством Никита не хотел выбить партнера из игры, а, наоборот, подвигнуть его к каким-то неожиданным ходам.

Мы с ним играли в «Иване Рыбакове». Я играл Рыбакова, он — одного из моих товарищей. Анатолий Торопов исполнял роль милиционера. И Никита совершенно незаметно, отдельными междометиями смешил его до слез. Наконец Торопов взмолился: «Не делай этого, не смеши меня!» И тот ответил: «Не буду я ничего говорить!» Сцена уже заканчивалась, и Торопов-милиционер уводил моего героя в милицию. Артист успокоился, что все сошло благополучно, и перед уходом посмотрел на Никиту, а тот улыбнулся. И Толя, образно говоря, опять чуть ли не на карачках уполз со сцены, корчась от смеха. Потому что Никита помазал все зубы черным гримом и один оставил белым. Получилось, что у него во рту только один зуб торчит. Причем столь сложный карнавал Никита Подгорный устроил только для Торопова — публика ничего этого не видела. А обещание свое сдержал — не сказал ни слова.

«Парламентская газета» 16.02.2001

Дата публикации: 17.02.2006
«Листая старые подшивки»

ВИКТОР КОРШУНОВ О НИКИТЕ ПОДГОРНОМ — ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО АКТЕР

Сегодня Никите Подгорному исполнилось бы 70. Его творческая жизнь и успехи (за исключением нечастых выходов на съемочную площадку) связаны с единственным в его жизни театром – Малым. Это был его дом, здесь остались его друзья, которые вспоминают о нем с теплотой и нежностью.

- Мы с Никитой, — рассказывает Виктор Иванович Коршунов, — люди одного поколения. Он пришел в театр через два года после меня. Молодежи в Малом было немного — в основном наши старики — титаны. И мы все время шли рядом, дружили, участвовали в одних спектаклях. Но я с ним работал и как режиссер, когда ставил свои первые постановки. Так что нам приходилось много общаться и по делу, и по жизни.
Если мы говорим о том, что Малый держится на актерах, что здесь всегда был главным Его Величество Актер, так вот Никита Подгорный — Его Величество Актер в лучшем своем воплощении. У него была яркая, необычная индивидуальность, острота восприятия жизни, характеров, оригинальность мышления, наконец, обаяние.

Первое большое впечатление на зрителей он произвел будучи еще студентом. В пьесе «Северные зори» — об интервенции в семнадцатом году на Севере — он выходил на сцену в роли адъютанта и докладывал: «Генерал Аэрон-сайт! « И его выход, и то, как он произносил эти слова, было так ярко и необычно, что зал принимал его с огромным интересом. Вы спросите: что же он делал? Я не смогу объяснить. Но он сразу «выдавал» какой-то интереснейший характер. Произносил: «Генерал Аэрон-сайт», и зритель невольно подавался вперед. А когда спектакль показывали артистам труппы, то на его выходе все зашушукались: «Кто это? Кто это?»

Я, конечно, не могу не вспомнить о «Коллегах» в моей собственной постановке, где он играл главную роль Зеленина, а я — Максимова. В 60-е годы мы с театром выехали в Париж на театральный фестиваль. Там было проявлено огромное внимание зрителей и прессы к нашему спектаклю. Здесь, конечно, сыграл большую роль сам факт приезда театра из СССР — национального академического театра. Говоря о спектакле, французы удивлялись, что проблемы молодежи у нас те же, что и у них, и те же характеры, и так же, как у нас выпускники вузов не хотят ехать из Парижа в провинцию... Никита сумел создать в этом спектакле необычайно трогательный характер.

В роли генерала Тафто «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея.

А вообще он был интересен во всем, что играл. Мне запомнились и его Рюмин в постановке Бориса Бабочкина «Дачники», и эпизодическая роль генерала в постановке Игоря Ильинского «Ярмарка тщеславия». Он блистательно играл Телятева в «Бешеных деньгах» и Освальда в «Привидениях» Ибсена. То есть ему были подвластны разные роли. Мало снимался, но всем запомнились и работы Подгорного в кинематографе. Тот же Ганя в «Идиоте» по Достоевскому.

Он был прекрасным партнером. Хотя иногда мог и созоровать, не выходя при этом из образа и характера спектакля. Своим озорством Никита не хотел выбить партнера из игры, а, наоборот, подвигнуть его к каким-то неожиданным ходам.

Мы с ним играли в «Иване Рыбакове». Я играл Рыбакова, он — одного из моих товарищей. Анатолий Торопов исполнял роль милиционера. И Никита совершенно незаметно, отдельными междометиями смешил его до слез. Наконец Торопов взмолился: «Не делай этого, не смеши меня!» И тот ответил: «Не буду я ничего говорить!» Сцена уже заканчивалась, и Торопов-милиционер уводил моего героя в милицию. Артист успокоился, что все сошло благополучно, и перед уходом посмотрел на Никиту, а тот улыбнулся. И Толя, образно говоря, опять чуть ли не на карачках уполз со сцены, корчась от смеха. Потому что Никита помазал все зубы черным гримом и один оставил белым. Получилось, что у него во рту только один зуб торчит. Причем столь сложный карнавал Никита Подгорный устроил только для Торопова — публика ничего этого не видела. А обещание свое сдержал — не сказал ни слова.

«Парламентская газета» 16.02.2001

Дата публикации: 17.02.2006