Новости

ЖИВУЧИЙ ТАРЕЛКИН

ЖИВУЧИЙ ТАРЕЛКИН

В Малом театре премьера – «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина в постановке режиссера Василия Федорова. Спектакль будет идти на малой сцене филиала театра. Пьесу «Смерть Тарелкина» Александр Сухово-Кобылин написал в 1869 году. «Если сцены эти доставят Публике несколько минут простого, веселого смеха и тем дадут случай на время забыть ту злобу, которая, по словам Писания, каждому Дневи Довлеет, то я сочту себя вполне удовлетворенным», – обратился тогда драматург к читателям своего нового произведения...

Достаточно высоко оценили пьесу некоторые современники. Писатель, журналист Александр Амфитеатров так отозвался о ней: «Но – кто читал «Смерть Тарелкина» со вниманием, способным отличить суть пьесы от двух-трех неудачных фарсов, ее портящих и компрометирующих, – тот не может не сознаться, что по силе негодования, каким дышит здесь сатира Сухово-Кобылина, «Смерть Тарелкина» резче и язвительнее не только «Свадьбы Кречинского», но, пожалуй, и всего, что до сих пор произвела русская обличительная драматургия». «Сатирическим фарсом с чертами символической драмы» окрестил пьесу Александр Блок. А прозаик и театральный деятель Петр Гнедич справедливо отметил, что «Смерть Тарелкина» – это пьеса будущего.

Но все это, разумеется, не помешало пьесу запретить и не пустить на театральные подмостки. Чтобы получить разрешение на постановку, Сухово-Кобылин решил прибегнуть к содействию князя В. П. Мещерского и его влиятельных знакомых. Мещерский был другом детства царя Александра III и близко стоял ко двору. Не помогло. Слишком силен был обличительный пафос. Даже люди искусства, собратья драматурга по цеху сочли недопустимой подобную постановку. Вот что было записано в протоколе Театрально-литературного комитета в 1883 году: «Полицейское самоуправление изображено в главных чертах такими красками, которые в связи с неправдоподобностью фабулы умаляют силу самой задачи и явно действуют во вред художественности. Пьеса единогласно не одобрена». Таким образом, впервые спектакль «Смерть Тарелкина» был поставлен в 1900 году в Санкт-Петербурге в театре Литературно-художественного общества.

Зато сейчас полностью сбываются слова Гнедича о том, что это «пьеса будущего». Благодарные потомки, наши с вами современники сполна отдают дань злободневному произведению Сухово-Кобылина. Недаром сразу несколько московских театров взялись за постановку этой пьесы.

«Смерть Тарелкина» в Малом – спектакль камерный, интимный. Этому способствует и то, что он идет на малой сцене, которая действительно очень мала, и зрители имеют возможность быть чуть ли не участниками действия. В то же время это классическая постановка, безо всяких новомодных добавлений. Да здесь это и не нужно, драматург еще в позапрошлом веке все сказал очень современным языком и описал ситуации, актуальные и по сей день.

Удачен в этом спектакле и актерский ансамбль. Весьма неплох в образе Кандида Касторовича Тарелкина актер Дмитрий Зеничев. Великолепен в роли Максима Кузьмича Варравина Алексей Кудинович. Очень сочно и «вкусно» играет Расплюева Сергей Еремеев. Маргарита Фомина создает замечательный образ кухарки Мавруши, сообщницы Тарелкина в его сомнительном предприятии. Кстати, единственная женщина в этом спектакле. Вторую женскую роль – прачку Брандахлыстову – играет Юрий Ильин.

В общем, спасибо Вам, Александр Васильевич Сухово-Кобылин, Тарелкин жив и по сей день. И частный пристав Ох вместе с квартальным надзирателем Расплюевым продолжает брать взятки, а купец Попугайчиков продолжает их давать. Правда, уж простите, вместо «простого, веселого смеха», как Вы хотели, пьеса заставляет задуматься о вещах серьезных и малорадостных. Но в этом также одно из назначений настоящего искусства.

Александра Иванова

NewsInfo, 25 октября 2005

ОБСУДИТЬ В АНТРАКТЕ

Дата публикации: 26.10.2005
ЖИВУЧИЙ ТАРЕЛКИН

В Малом театре премьера – «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина в постановке режиссера Василия Федорова. Спектакль будет идти на малой сцене филиала театра. Пьесу «Смерть Тарелкина» Александр Сухово-Кобылин написал в 1869 году. «Если сцены эти доставят Публике несколько минут простого, веселого смеха и тем дадут случай на время забыть ту злобу, которая, по словам Писания, каждому Дневи Довлеет, то я сочту себя вполне удовлетворенным», – обратился тогда драматург к читателям своего нового произведения...

Достаточно высоко оценили пьесу некоторые современники. Писатель, журналист Александр Амфитеатров так отозвался о ней: «Но – кто читал «Смерть Тарелкина» со вниманием, способным отличить суть пьесы от двух-трех неудачных фарсов, ее портящих и компрометирующих, – тот не может не сознаться, что по силе негодования, каким дышит здесь сатира Сухово-Кобылина, «Смерть Тарелкина» резче и язвительнее не только «Свадьбы Кречинского», но, пожалуй, и всего, что до сих пор произвела русская обличительная драматургия». «Сатирическим фарсом с чертами символической драмы» окрестил пьесу Александр Блок. А прозаик и театральный деятель Петр Гнедич справедливо отметил, что «Смерть Тарелкина» – это пьеса будущего.

Но все это, разумеется, не помешало пьесу запретить и не пустить на театральные подмостки. Чтобы получить разрешение на постановку, Сухово-Кобылин решил прибегнуть к содействию князя В. П. Мещерского и его влиятельных знакомых. Мещерский был другом детства царя Александра III и близко стоял ко двору. Не помогло. Слишком силен был обличительный пафос. Даже люди искусства, собратья драматурга по цеху сочли недопустимой подобную постановку. Вот что было записано в протоколе Театрально-литературного комитета в 1883 году: «Полицейское самоуправление изображено в главных чертах такими красками, которые в связи с неправдоподобностью фабулы умаляют силу самой задачи и явно действуют во вред художественности. Пьеса единогласно не одобрена». Таким образом, впервые спектакль «Смерть Тарелкина» был поставлен в 1900 году в Санкт-Петербурге в театре Литературно-художественного общества.

Зато сейчас полностью сбываются слова Гнедича о том, что это «пьеса будущего». Благодарные потомки, наши с вами современники сполна отдают дань злободневному произведению Сухово-Кобылина. Недаром сразу несколько московских театров взялись за постановку этой пьесы.

«Смерть Тарелкина» в Малом – спектакль камерный, интимный. Этому способствует и то, что он идет на малой сцене, которая действительно очень мала, и зрители имеют возможность быть чуть ли не участниками действия. В то же время это классическая постановка, безо всяких новомодных добавлений. Да здесь это и не нужно, драматург еще в позапрошлом веке все сказал очень современным языком и описал ситуации, актуальные и по сей день.

Удачен в этом спектакле и актерский ансамбль. Весьма неплох в образе Кандида Касторовича Тарелкина актер Дмитрий Зеничев. Великолепен в роли Максима Кузьмича Варравина Алексей Кудинович. Очень сочно и «вкусно» играет Расплюева Сергей Еремеев. Маргарита Фомина создает замечательный образ кухарки Мавруши, сообщницы Тарелкина в его сомнительном предприятии. Кстати, единственная женщина в этом спектакле. Вторую женскую роль – прачку Брандахлыстову – играет Юрий Ильин.

В общем, спасибо Вам, Александр Васильевич Сухово-Кобылин, Тарелкин жив и по сей день. И частный пристав Ох вместе с квартальным надзирателем Расплюевым продолжает брать взятки, а купец Попугайчиков продолжает их давать. Правда, уж простите, вместо «простого, веселого смеха», как Вы хотели, пьеса заставляет задуматься о вещах серьезных и малорадостных. Но в этом также одно из назначений настоящего искусства.

Александра Иванова

NewsInfo, 25 октября 2005

ОБСУДИТЬ В АНТРАКТЕ

Дата публикации: 26.10.2005