Новости

«К 105-летию со дня рождения Елены Николаевны Гоголевой» Е.Н. ГОГОЛЕВА

«К 105-летию со дня рождения Елены Николаевны Гоголевой»

Е.Н. ГОГОЛЕВА
«НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ»
КОНСТАНТИН ЗУБОВ

Я говорила о многих артистах Малого театра, составивших его славу в предреволюционные годы и первые годы Советской власти. Сейчас я хочу рассказать о выдающихся деятелях, чье творчество наложило значительный отпечаток на развитие Малого театра. Я имею в виду Зубова, Бабочкина, Царева и Ильинского.

С Константином Александровичем Зубовым у меня всегда существовали прекрасные отношения. Он много раз был моим партнером и всегда внимательно следил за моими работами.

По своему творческому профилю Зубов был скорее артистом театра Корша, нежели Малого. Но и Малым он руководил умело и умно. Зубов принадлежал к категории образованных актеров, учился в Нанси, затем в Петербургском университете и Школе драматического искусства у В. Н. Давыдова. П. М. Садовский относился к нему свысока и внутренне над ним посмеивался. Но то, что Зубов был человек умный, интеллигентный и воспитанный, всегда выручало его и помогало ему.

Я уже писала, что он очень хорошо играл в «Стакане воды», был обаятелен, вел себя как истинно светский человек и блистательно парировал реплики своих врагов. Вообще Зубов был превосходный актер комедии. Во всех своих комедийных ролях он отличался абсолютной достоверностью, избегал утрировки и шаржа. Зубов поставил «Пигмалиона» Шоу и сыграл Хиггинса. Пьеса, конечно, не в стиле Малого театра. Зубов и поставил ее, как ставили коршевские спектакли — занимательно, легко, весело. В известной мере он сделал этот спектакль для Зеркаловой, которая виртуозно играла Элизу Дулиттл. Исполняя роль Генри Хиггинса, он изображал скорее француза, чем англичанина. Но в рамках задуманного образа Зубов был неотразим. Кстати, в этом спектакле Велихов удивительно верно и точно играл корректного англичанина полковника Пиккеринга.

Две роли Зубова были особенно хороши. Прежде всего — Цыганов в горьковских «Варварах». Некогда хороший инженер, Цыганов начинает спиваться и постепенно деградирует. Этим воспользовался грубый Черкун, чтобы восторжествовать над ним и захватить первенство. Эволюция Цыганова была передана Зубовым безукоризненно.
Но вершиной достижений Зубова-актера был Стессель в «Порт-Артуре» А. Степанова и И. Попова. Это был военный высокого ранга, воспитанный, обладающий выправкой, элегантностью. Такого Стесселя можно было представить и на приеме у его величества. Однако формула «чего изволите» вовсе не противоречила его выправке и достоинству. Стессель не глуп, как это может показаться на первый взгляд. Но он человек мягкий и бесхарактерный и целиком находится под каблуком у своей жены. Она фактически командует им и направляет всю его деятельность.

Зубов был режиссером старого типа. При работе над спектаклем он не открывал особых глубин, не искал новых форм. Он умело подбирал исполнителей и добивался хорошей игры.

Дата публикации: 28.07.2005
«К 105-летию со дня рождения Елены Николаевны Гоголевой»

Е.Н. ГОГОЛЕВА
«НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ»
КОНСТАНТИН ЗУБОВ

Я говорила о многих артистах Малого театра, составивших его славу в предреволюционные годы и первые годы Советской власти. Сейчас я хочу рассказать о выдающихся деятелях, чье творчество наложило значительный отпечаток на развитие Малого театра. Я имею в виду Зубова, Бабочкина, Царева и Ильинского.

С Константином Александровичем Зубовым у меня всегда существовали прекрасные отношения. Он много раз был моим партнером и всегда внимательно следил за моими работами.

По своему творческому профилю Зубов был скорее артистом театра Корша, нежели Малого. Но и Малым он руководил умело и умно. Зубов принадлежал к категории образованных актеров, учился в Нанси, затем в Петербургском университете и Школе драматического искусства у В. Н. Давыдова. П. М. Садовский относился к нему свысока и внутренне над ним посмеивался. Но то, что Зубов был человек умный, интеллигентный и воспитанный, всегда выручало его и помогало ему.

Я уже писала, что он очень хорошо играл в «Стакане воды», был обаятелен, вел себя как истинно светский человек и блистательно парировал реплики своих врагов. Вообще Зубов был превосходный актер комедии. Во всех своих комедийных ролях он отличался абсолютной достоверностью, избегал утрировки и шаржа. Зубов поставил «Пигмалиона» Шоу и сыграл Хиггинса. Пьеса, конечно, не в стиле Малого театра. Зубов и поставил ее, как ставили коршевские спектакли — занимательно, легко, весело. В известной мере он сделал этот спектакль для Зеркаловой, которая виртуозно играла Элизу Дулиттл. Исполняя роль Генри Хиггинса, он изображал скорее француза, чем англичанина. Но в рамках задуманного образа Зубов был неотразим. Кстати, в этом спектакле Велихов удивительно верно и точно играл корректного англичанина полковника Пиккеринга.

Две роли Зубова были особенно хороши. Прежде всего — Цыганов в горьковских «Варварах». Некогда хороший инженер, Цыганов начинает спиваться и постепенно деградирует. Этим воспользовался грубый Черкун, чтобы восторжествовать над ним и захватить первенство. Эволюция Цыганова была передана Зубовым безукоризненно.
Но вершиной достижений Зубова-актера был Стессель в «Порт-Артуре» А. Степанова и И. Попова. Это был военный высокого ранга, воспитанный, обладающий выправкой, элегантностью. Такого Стесселя можно было представить и на приеме у его величества. Однако формула «чего изволите» вовсе не противоречила его выправке и достоинству. Стессель не глуп, как это может показаться на первый взгляд. Но он человек мягкий и бесхарактерный и целиком находится под каблуком у своей жены. Она фактически командует им и направляет всю его деятельность.

Зубов был режиссером старого типа. При работе над спектаклем он не открывал особых глубин, не искал новых форм. Он умело подбирал исполнителей и добивался хорошей игры.

Дата публикации: 28.07.2005