Новости

ОКОЛО ВЫСОТЫ НОЛЬ ШЕСТЬ…

Москва 3 июля 1941 года. По радио передают сообщение СовИнформБюро: «Наши войска ведут упорные бои»… Борис Бороздин – молодой инженер секретного завода, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт. Его невеста Вероника уверена, что он, как специалист, останется на заводе в Москве: «Отлично знаешь, что тебе дадут броню. Ты работаешь на заводе государственного значения» , — упрекает его она.

«…Пойми, война уже пришла. Как же я мог иначе? Если я честный, я должен быть там», — убеждает её Борис. Так начинается история семьи доктора Федора Бороздина во время Великой Отечественной войны, добровольцах и приспособленцах, любви и предательстве, нравственном выборе каждого.

Пьесу «Вечно живые» Виктор Розов написал в 1943 году в госпитале, где лечился после ранения. В то время пьеса не прошла цензуру, и только спустя 13 лет спектакль вышел в Костромском театре. В 1956 году этой пьесой в постановке Олега Ефремова открывается театр «Современник». В 1957 году режиссер Михаил Калатозов снимает художественный фильм «Летят журавли» по сценарию Виктора Розова, где в главных ролях снимались Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Спустя 20 лет после первой постановки в 1976 году «Вечно живые» вновь на сцене «Современника». Сегодня премьера «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» на сцене Малого театре России.

Почему режиссер Андрей Житинкин обратился именно к этой пьесе? Сегодня она звучит актуально и своевременно — будто и не прошло 80 лет: военные действия вновь у границ России. Многим известна эта военно-лирическая история по знаменитому фильму режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Режиссер постановки наверняка учел это, но вряд ли стремился конкурировать с картиной, завоевавшей «Золотую пальмовую ветвь» на Международном Каннском кинофестивале 1958 года.

Наверняка будут сравнивать Веронику в исполнении Татьяны Самойловой с героиней спектакля Варвары Шаталовой, Бориса — Алексея Баталова и Андрея Чернышова. Но сравнение — не столько отрицание, но сопоставление. Семьдесят лет назад у страны были свои экранные и театральные кумиры, сегодня время новых. Молодая актриса Варвара Шаталова безусловно рисковала, создавая образ Вероники, — конкурировать с Вероникой Татьяны Самойловой нет смысла. Актриса и режиссер создали свою героиню в спектакле «Летят журавли». В начале истории семьи Бороздиных она, пока еще не знающая жизни, видит в том, что Борис добровольцем ушел на фронт при возможности получить бронь, лишь необдуманный поступок. «Иди, воюй, проявляй героизм, может быть, орден получишь. Как же! Славы хочется! Иди-иди!» — выпаливает Вероника в ответ на слова Бориса: «Пойми, война уже пришла. Я подал заявление сам».

Потеряв любимого, Вероника пытается как-то наладить свою жизнь, веря в то, что Борис жив и обязательно вернется. Однако, война диктует свои условия, и несостоявшаяся студентка Суриковского института опускает руки: «Я умираю, — говорит она Анне Михайловне, преподавательнице истории (Людмила Титова), с которой оказалась вместе в комнате, где поселились Бороздины после эвакуации из Москвы. «Поступила здесь учиться — не могла, ушла. Работала на заводе только две недели — тоже ушла. Все рассыпается…», — растерянно пожимает плечами Вероника.

Узнав о гибели любимого, она, словно перерождается — его смерть на поле боя помогает отчаявшейся девушке взглянуть на мир по-другому, обрести себя и сделать свой выбор в жизни. Правда, одна из кульминационных сцен спектакля — опоздание Вероники на проводы Бориса: «Хотелось что-нибудь купить ему на дорогу… Зашла в магазин, а вышла — не могла улицу перебежать — мобилизованные идут… колонны… Трамваи остановились, машины. Все замерло… Только они идут, идут… Очень много…», — сбивчиво, объясняет она бабушке Бориса Варваре Капитоновне (Людмила Полякова) прозвучала буднично, без особых эмоций и переживаний.

Вспомним душераздирающие кадры из фильма «Летят журавли», когда Вероника, протискиваясь через толпу провожающих на фронт солдат, пытается увидеть в шеренге призывников Бориса. Андрей Чернышов представляет своего героя — добровольца без ложного пафоса и самолюбования. Его Борис мало чем отличается от наших современников — защищать Родину главное для него. Двоюродный брат Бориса музыкант Марк ( Александр Вершинин) из тех, кто и в лихолетье найдет место под солнцем: «Тут закономерность времени, комсомол, идеи… Все это понятно… Это же массовый гипноз, как в цирке… Вы сидите… Все засыпают, потом пляшут, поют. А я никогда не поддавался гипнотизерам, даже когда хотел… Да, иногда я в отчаяние прихожу».

Он откупился от службы в армии, дает концерты в тылу и предпочитает общаться с теми, кто приспособился к жизни вдали от войны. Ему под стать Антонина Монастырская (Светлана Аманова), подруга Марка. Круг, который собирается в доме бывшей светской дамы, далек от тягот военного времени, узнаваем и современен. Блистательный Николай Николаевич Чернов, администратор филармонии (Владимир Носик), готовый всегда обзавестись нужными связями, типичная представительница работников торговли — хлеборезка Нюра ( Екатерина Базарова), для которой «война — мать родна» , наивная, доверчивая работница мыловаренного завода Варя (Мария Дунаевская).

«Нехорошая эта Нюрка, верно, — говорит Варя. — Рассказала бы я вам, откуда эта Нюрка хлеб берет, как она его вешает». Шальные частушки в исполнении Нюрки — отъявленной хапуги, что выживет при всех режимах, добавляют образу гротеска и пародии. Сын Анны Михайловны Владимир (Владимир Алексеев), вернувшись после ранения с фронта, рассказывает, как его спас неизвестный солдат: «…Он тоже из разведки полз, а когда посылают в разведку, ничего не разрешают брать с собой…».

Когда становится ясно, что речь идет о Борисе, Вероника спрашивает бойца, где это произошло? Владимир помнит точно: «Западная окраина Смоленска, около высоты ноль шесть…». Место смерти Бориса станет для Вероники маяком жизни. В финале она обращается к залу: «И как мы будем жить?..»

В семье доктора Бороздина и его окружении знают ответ на этот вопрос. Федор Иванович ( Александр Клюквин) спасал жизни в госпитале, его дочь Ирина (Варвара Андреева) трудилась вместе с ним. Анна Михайловна Ковалева преподавала историю. Степан (Игнатий Кузнецов), приятель Бориса пошел добровольцем на фронт. Анатолий Кузьмин (Александр Волков), сослуживец Бориса остался работать на заводе: «Я остаюсь. Конечно, может быть, это нехорошо, но война, фронт… меня, знаете, как-то не манят. Конечно, если и я понадоблюсь… Ну что же, возьму, как говорят, штык в руки…»

Марк и его окружение сумели приспособиться к тяготам войны. «Ох, эта война, война! – восклицает пианист. — Ну, ничего, будет и ей конец. Самое главное сейчас — выстоять». Слово «выстоять» из его уст звучит двусмысленно и кощунственно, но, к сожалению, в наше время вполне узнаваемо. «Наш спектакль не об окопах, а о том, что ломает война в душах человеческих. Это метафора памяти. Только любовь помогает выжить в условиях войны и не потерять себя. Сегодня очень важно подарить зрителям надежду», — говорит режиссер Андрей Житинкин. Еще долго будут писать воспоминания, снимать фильмы, ставить спектакли о Великой Отечественной войне. 80 лет назад Виктор Розов рассказал о своем поколении. Сегодня военные действия вновь у границ России — специальная военная операция на Украине диктует свои условия военного времени. Кто-то сегодня становится героем, некоторые как Марк и его единомышленники, выбирают для себя иной путь. Спектакль «Летят журавли» в Малом театре расставляет многие точки над i в сегодняшней России.

Из чернильницы

Я ЗАВЕДУ ЧАСЫ НА ЖИЗНЬ

Я заведу часы на Жизнь —

Я так прошу Вас не спешить,

Вы постарайтесь сохранить

Все, что хотела я забыть…

Все, что пыталась я понять,

Так, не сумев обид прощать,

И отмените свой обет —

Когда-нибудь закончить бег.

Тогда у Вас я научусь

Не останавливать свой путь,

Не выдавая своих чувств.

Весельем мерить стану грусть,

А может быть, я и дождусь —

Измерю счастьем свою грусть.

Екатерина Куштапина, Закулисье, 22 мая 2023 года

https://zakulisy.wordpress.com/2023/05/22/%D0%BE%D...


Дата публикации: 30.05.2023

Москва 3 июля 1941 года. По радио передают сообщение СовИнформБюро: «Наши войска ведут упорные бои»… Борис Бороздин – молодой инженер секретного завода, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт. Его невеста Вероника уверена, что он, как специалист, останется на заводе в Москве: «Отлично знаешь, что тебе дадут броню. Ты работаешь на заводе государственного значения» , — упрекает его она.

«…Пойми, война уже пришла. Как же я мог иначе? Если я честный, я должен быть там», — убеждает её Борис. Так начинается история семьи доктора Федора Бороздина во время Великой Отечественной войны, добровольцах и приспособленцах, любви и предательстве, нравственном выборе каждого.

Пьесу «Вечно живые» Виктор Розов написал в 1943 году в госпитале, где лечился после ранения. В то время пьеса не прошла цензуру, и только спустя 13 лет спектакль вышел в Костромском театре. В 1956 году этой пьесой в постановке Олега Ефремова открывается театр «Современник». В 1957 году режиссер Михаил Калатозов снимает художественный фильм «Летят журавли» по сценарию Виктора Розова, где в главных ролях снимались Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Спустя 20 лет после первой постановки в 1976 году «Вечно живые» вновь на сцене «Современника». Сегодня премьера «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» на сцене Малого театре России.

Почему режиссер Андрей Житинкин обратился именно к этой пьесе? Сегодня она звучит актуально и своевременно — будто и не прошло 80 лет: военные действия вновь у границ России. Многим известна эта военно-лирическая история по знаменитому фильму режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Режиссер постановки наверняка учел это, но вряд ли стремился конкурировать с картиной, завоевавшей «Золотую пальмовую ветвь» на Международном Каннском кинофестивале 1958 года.

Наверняка будут сравнивать Веронику в исполнении Татьяны Самойловой с героиней спектакля Варвары Шаталовой, Бориса — Алексея Баталова и Андрея Чернышова. Но сравнение — не столько отрицание, но сопоставление. Семьдесят лет назад у страны были свои экранные и театральные кумиры, сегодня время новых. Молодая актриса Варвара Шаталова безусловно рисковала, создавая образ Вероники, — конкурировать с Вероникой Татьяны Самойловой нет смысла. Актриса и режиссер создали свою героиню в спектакле «Летят журавли». В начале истории семьи Бороздиных она, пока еще не знающая жизни, видит в том, что Борис добровольцем ушел на фронт при возможности получить бронь, лишь необдуманный поступок. «Иди, воюй, проявляй героизм, может быть, орден получишь. Как же! Славы хочется! Иди-иди!» — выпаливает Вероника в ответ на слова Бориса: «Пойми, война уже пришла. Я подал заявление сам».

Потеряв любимого, Вероника пытается как-то наладить свою жизнь, веря в то, что Борис жив и обязательно вернется. Однако, война диктует свои условия, и несостоявшаяся студентка Суриковского института опускает руки: «Я умираю, — говорит она Анне Михайловне, преподавательнице истории (Людмила Титова), с которой оказалась вместе в комнате, где поселились Бороздины после эвакуации из Москвы. «Поступила здесь учиться — не могла, ушла. Работала на заводе только две недели — тоже ушла. Все рассыпается…», — растерянно пожимает плечами Вероника.

Узнав о гибели любимого, она, словно перерождается — его смерть на поле боя помогает отчаявшейся девушке взглянуть на мир по-другому, обрести себя и сделать свой выбор в жизни. Правда, одна из кульминационных сцен спектакля — опоздание Вероники на проводы Бориса: «Хотелось что-нибудь купить ему на дорогу… Зашла в магазин, а вышла — не могла улицу перебежать — мобилизованные идут… колонны… Трамваи остановились, машины. Все замерло… Только они идут, идут… Очень много…», — сбивчиво, объясняет она бабушке Бориса Варваре Капитоновне (Людмила Полякова) прозвучала буднично, без особых эмоций и переживаний.

Вспомним душераздирающие кадры из фильма «Летят журавли», когда Вероника, протискиваясь через толпу провожающих на фронт солдат, пытается увидеть в шеренге призывников Бориса. Андрей Чернышов представляет своего героя — добровольца без ложного пафоса и самолюбования. Его Борис мало чем отличается от наших современников — защищать Родину главное для него. Двоюродный брат Бориса музыкант Марк ( Александр Вершинин) из тех, кто и в лихолетье найдет место под солнцем: «Тут закономерность времени, комсомол, идеи… Все это понятно… Это же массовый гипноз, как в цирке… Вы сидите… Все засыпают, потом пляшут, поют. А я никогда не поддавался гипнотизерам, даже когда хотел… Да, иногда я в отчаяние прихожу».

Он откупился от службы в армии, дает концерты в тылу и предпочитает общаться с теми, кто приспособился к жизни вдали от войны. Ему под стать Антонина Монастырская (Светлана Аманова), подруга Марка. Круг, который собирается в доме бывшей светской дамы, далек от тягот военного времени, узнаваем и современен. Блистательный Николай Николаевич Чернов, администратор филармонии (Владимир Носик), готовый всегда обзавестись нужными связями, типичная представительница работников торговли — хлеборезка Нюра ( Екатерина Базарова), для которой «война — мать родна» , наивная, доверчивая работница мыловаренного завода Варя (Мария Дунаевская).

«Нехорошая эта Нюрка, верно, — говорит Варя. — Рассказала бы я вам, откуда эта Нюрка хлеб берет, как она его вешает». Шальные частушки в исполнении Нюрки — отъявленной хапуги, что выживет при всех режимах, добавляют образу гротеска и пародии. Сын Анны Михайловны Владимир (Владимир Алексеев), вернувшись после ранения с фронта, рассказывает, как его спас неизвестный солдат: «…Он тоже из разведки полз, а когда посылают в разведку, ничего не разрешают брать с собой…».

Когда становится ясно, что речь идет о Борисе, Вероника спрашивает бойца, где это произошло? Владимир помнит точно: «Западная окраина Смоленска, около высоты ноль шесть…». Место смерти Бориса станет для Вероники маяком жизни. В финале она обращается к залу: «И как мы будем жить?..»

В семье доктора Бороздина и его окружении знают ответ на этот вопрос. Федор Иванович ( Александр Клюквин) спасал жизни в госпитале, его дочь Ирина (Варвара Андреева) трудилась вместе с ним. Анна Михайловна Ковалева преподавала историю. Степан (Игнатий Кузнецов), приятель Бориса пошел добровольцем на фронт. Анатолий Кузьмин (Александр Волков), сослуживец Бориса остался работать на заводе: «Я остаюсь. Конечно, может быть, это нехорошо, но война, фронт… меня, знаете, как-то не манят. Конечно, если и я понадоблюсь… Ну что же, возьму, как говорят, штык в руки…»

Марк и его окружение сумели приспособиться к тяготам войны. «Ох, эта война, война! – восклицает пианист. — Ну, ничего, будет и ей конец. Самое главное сейчас — выстоять». Слово «выстоять» из его уст звучит двусмысленно и кощунственно, но, к сожалению, в наше время вполне узнаваемо. «Наш спектакль не об окопах, а о том, что ломает война в душах человеческих. Это метафора памяти. Только любовь помогает выжить в условиях войны и не потерять себя. Сегодня очень важно подарить зрителям надежду», — говорит режиссер Андрей Житинкин. Еще долго будут писать воспоминания, снимать фильмы, ставить спектакли о Великой Отечественной войне. 80 лет назад Виктор Розов рассказал о своем поколении. Сегодня военные действия вновь у границ России — специальная военная операция на Украине диктует свои условия военного времени. Кто-то сегодня становится героем, некоторые как Марк и его единомышленники, выбирают для себя иной путь. Спектакль «Летят журавли» в Малом театре расставляет многие точки над i в сегодняшней России.

Из чернильницы

Я ЗАВЕДУ ЧАСЫ НА ЖИЗНЬ

Я заведу часы на Жизнь —

Я так прошу Вас не спешить,

Вы постарайтесь сохранить

Все, что хотела я забыть…

Все, что пыталась я понять,

Так, не сумев обид прощать,

И отмените свой обет —

Когда-нибудь закончить бег.

Тогда у Вас я научусь

Не останавливать свой путь,

Не выдавая своих чувств.

Весельем мерить стану грусть,

А может быть, я и дождусь —

Измерю счастьем свою грусть.

Екатерина Куштапина, Закулисье, 22 мая 2023 года

https://zakulisy.wordpress.com/2023/05/22/%D0%BE%D...


Дата публикации: 30.05.2023