Новости

ИНТРИГИ И ЛЮБОВЬ НА ПОСТОЯЛОМ ДВОРЕ

К двухсотлетию Александра Островского в Малом театре выпускают спектакли по его пьесам. Один из них — «На бойком месте» (режиссер Андрей Цисарук), премьера которого состоялась в ноябре прошлого года в филиале на Большой Ордынке. Филипп Геллер считает, что постановка может стать визитной карточкой труппы.

Последняя интерпретация этого произведения в Малом датирована постановкой 1933 года, в которой выступала легендарная Вера Пашенная. «Бойким местом», кстати, открывалась сцена филиала в 1944 году. Так что пьеса эта — знаковая для труппы театра и нельзя не порадоваться, что она вернулась в родные пенаты.

Автор новой версии Андрей Цисарук сделал в высшей степени классический спектакль, соответствующий всем канонам и эстетике театра. Лирико-психологическая драма Островского оказалась очень близка режиссеру — он лишь чуть огранил ее первозданную прелесть и самобытность. В его спектакле правит и утверждает себя любовь — скромная, но чистая Аннушка преображает своими чувствами помещика Миловидова, который попал в сети хозяйки постоялого двора Евгении Мироновны, и добивается личного счастья.

Маленький, но важный штришок от постановщика — красивое воссоединение влюбленных в финале (этого нет у Островского) ставит точку и показывает победу светлых сил.

Оформление (художник Нана Абдрашитова) дополняет реалистический облик постановки, правда, не исключает и использование современных технологий — на сцене темно-красные арки постоялого двора, а в качестве задника выступает видеоэкран с изображением густого леса.

В спектакле задействованы артисты всех поколений. В роли Вукола Ермолаева Бессудного — хозяина постоялого двора, который опаивает и грабит приезжих, выступает заслуженный артист России Виктор Бунаков. Актер не лепит образ крупными мазками (как это, например, делал Афанасий Кочетков в фильме-спектакле 1986 года), а создает его с помощью мельчайших деталей и нюансов. Его герой совсем не страшен публике, наоборот — понятен и доступен. Разбойники же ведь тоже люди. А финальный эпизод показывает Бессудного как человека, не лишенного настоящих чувств — он прощает свою жену-изменницу и обнимает ее. Эту любительницу приключений, которая приманивает своей красотой и лаской гостей, играет Мари Марк. Евгения Мироновна в ее интерпретации — хитрая и изворотливая девушка, которая и закручивает водоворот страстей в доме Бессудного. Ей ничего не стоит обмануть или сделать подлость. Именно она говорит Миловидову, что у Аннушки есть любовник, отталкивая помещика от той, кто ему судьбой и Богом послана. Сам Миловидов (блистательная работа Олега Добрована), на первый взгляд — типичный мачо, на деле же оказывается истинным романтиком и глубоко любящим человеком.

Сложнейший образ в этой пьесе — Аннушка. В ней должны сочетаться непорочность и гордость, романтическая окрыленность и одновременно глубокая духовность. О романтизме приходится говорить не случайно — как большинство оперных героинь 1830-40-х годов, из-за измены возлюбленного Аннушка пытается покончить с собой, выпив яда. Но Островский сделал в своей пьесе счастливую развязку — героиня по ошибке принимает снотворное и остается в живых. Анна Шишкина, играющая роль своей тезки, весьма убедительна, но пока что ей не хватает истинного трагизма и безысходности. Думается, это дело времени.

Единственный комический персонаж, оттеняющий драматическое повествование произведения — Петр Мартыныч Непутевый. В этой роли «купается» Алексей Коновалов — этот персонаж любит и вкусно поесть, и за красивой девушкой побегать. Органичность и обаятельность этого актера в любом эпизоде вызывают шквал аплодисментов у публики.

Спектакль Андрея Цисарука возвратил на сцену Малого театра подзабытый шедевр великого драматурга. Его сила — в прочной связи с великими традициями русского реалистического театра. Ближайшие показы состоятся 7 и 28 февраля, а также 31 марта.

Филипп Геллер, "Без Фальши", 5 февраля 2023 года

https://bezfalshi.ru/?p=6265


Дата публикации: 05.02.2023

К двухсотлетию Александра Островского в Малом театре выпускают спектакли по его пьесам. Один из них — «На бойком месте» (режиссер Андрей Цисарук), премьера которого состоялась в ноябре прошлого года в филиале на Большой Ордынке. Филипп Геллер считает, что постановка может стать визитной карточкой труппы.

Последняя интерпретация этого произведения в Малом датирована постановкой 1933 года, в которой выступала легендарная Вера Пашенная. «Бойким местом», кстати, открывалась сцена филиала в 1944 году. Так что пьеса эта — знаковая для труппы театра и нельзя не порадоваться, что она вернулась в родные пенаты.

Автор новой версии Андрей Цисарук сделал в высшей степени классический спектакль, соответствующий всем канонам и эстетике театра. Лирико-психологическая драма Островского оказалась очень близка режиссеру — он лишь чуть огранил ее первозданную прелесть и самобытность. В его спектакле правит и утверждает себя любовь — скромная, но чистая Аннушка преображает своими чувствами помещика Миловидова, который попал в сети хозяйки постоялого двора Евгении Мироновны, и добивается личного счастья.

Маленький, но важный штришок от постановщика — красивое воссоединение влюбленных в финале (этого нет у Островского) ставит точку и показывает победу светлых сил.

Оформление (художник Нана Абдрашитова) дополняет реалистический облик постановки, правда, не исключает и использование современных технологий — на сцене темно-красные арки постоялого двора, а в качестве задника выступает видеоэкран с изображением густого леса.

В спектакле задействованы артисты всех поколений. В роли Вукола Ермолаева Бессудного — хозяина постоялого двора, который опаивает и грабит приезжих, выступает заслуженный артист России Виктор Бунаков. Актер не лепит образ крупными мазками (как это, например, делал Афанасий Кочетков в фильме-спектакле 1986 года), а создает его с помощью мельчайших деталей и нюансов. Его герой совсем не страшен публике, наоборот — понятен и доступен. Разбойники же ведь тоже люди. А финальный эпизод показывает Бессудного как человека, не лишенного настоящих чувств — он прощает свою жену-изменницу и обнимает ее. Эту любительницу приключений, которая приманивает своей красотой и лаской гостей, играет Мари Марк. Евгения Мироновна в ее интерпретации — хитрая и изворотливая девушка, которая и закручивает водоворот страстей в доме Бессудного. Ей ничего не стоит обмануть или сделать подлость. Именно она говорит Миловидову, что у Аннушки есть любовник, отталкивая помещика от той, кто ему судьбой и Богом послана. Сам Миловидов (блистательная работа Олега Добрована), на первый взгляд — типичный мачо, на деле же оказывается истинным романтиком и глубоко любящим человеком.

Сложнейший образ в этой пьесе — Аннушка. В ней должны сочетаться непорочность и гордость, романтическая окрыленность и одновременно глубокая духовность. О романтизме приходится говорить не случайно — как большинство оперных героинь 1830-40-х годов, из-за измены возлюбленного Аннушка пытается покончить с собой, выпив яда. Но Островский сделал в своей пьесе счастливую развязку — героиня по ошибке принимает снотворное и остается в живых. Анна Шишкина, играющая роль своей тезки, весьма убедительна, но пока что ей не хватает истинного трагизма и безысходности. Думается, это дело времени.

Единственный комический персонаж, оттеняющий драматическое повествование произведения — Петр Мартыныч Непутевый. В этой роли «купается» Алексей Коновалов — этот персонаж любит и вкусно поесть, и за красивой девушкой побегать. Органичность и обаятельность этого актера в любом эпизоде вызывают шквал аплодисментов у публики.

Спектакль Андрея Цисарука возвратил на сцену Малого театра подзабытый шедевр великого драматурга. Его сила — в прочной связи с великими традициями русского реалистического театра. Ближайшие показы состоятся 7 и 28 февраля, а также 31 марта.

Филипп Геллер, "Без Фальши", 5 февраля 2023 года

https://bezfalshi.ru/?p=6265


Дата публикации: 05.02.2023