Новости

"МЫ СЛЫШИМ И ХОТИМ ГОВОРИТЬ"

30 января в Новом Щепкинском фойе Исторической сцены Малого театра прошел круглый стол по теме реализации проекта для слабослышащих детей

В красивом зале собрались представители Министерства культуры РФ, представители учреждений культуры, различных автономных некоммерческих организаций, региональных органов исполнительной и законодательной власти, а также медицинских, научных и общественных организаций, артисты, музыканты. Это был серьезный детальный разговор на тему «Популяризация технологий социокультурной интеграции детей с нарушениями слуха. Опыт реализации проекта «ЛогоТеатр» Государственного академического Малого театра». С 2021 года в Малом существует новое направление Детской студии – ЛОГОТЕАТР, где занимаются дети с нарушением слуха. За почти полтора года существования он показал те возможности, какие может дать театр и культурные учреждения в целом для слабослышащих детей. Проект был реализован совместно с Национальным медицинским исследовательским центром оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России. И некоторые выступающие начали с того, что столкнулись с этой проблемой не понаслышке, а в своей семье. У директора Малого театра Тамары Анатольевны Михайловой глухой внук. Она отметила с горечью, что не всегда детям удается выстоять при такой инвалидности и страдает психика. У художественного руководителя театра Юрия Мефодьевича Соломина этим недугом страдала матушка, музыкальный педагог Зинаида Ананьевна Рябцева; она окончила два курса консерватории, а потом оглохла. Да и последние лет пять народный артист жалуется на слух, потому больше не выходит на сцену, хотя очень этого хочет, а прислушивается к советам «просто руководить театром». Но, конечно, он не мог не отреагировать на приглашение посмотреть на занятия и по-актерски изобразил нам мальчика лет семи, у которого всё считал по выражению лица, когда тот приглашал на танец свою юную даму.

С невероятной любовью Юрий Мефодьевич вспоминал своих школьных педагогов, которые в сложнейшие годы войны, в 1942-43 годах, сумели на всю жизнь заложить в него любовь к родной литературе и пению… Я не могла не улыбнуться его оговорке «по Станиславскому»: «Учительница попросила в антракте зайти, обсудить задание». И вот теперь внучка Александра, которую он обожает, заместитель художественного руководителя по специальным и детским театральным проектам, руководитель Детской студии Малого театра, которая пошла по стопам своей матери и является дипломированной пианисткой, взялась за дело милосердия.

Александра Юрьевна показала видео отрывки занятий с детишками, которые перенесли операцию по внедрению кохлеарного имплантата, позволяющего в нескорой степени компенсировать потерю слуха. С воспитанниками «ЛогоТеатра» занимаются по тем же дисциплинам, что и в остальных группах Детской студии Малого. Классические театральные дисциплины – актёрское мастерство, сценическую речь и пластическое воспитание – ведут педагоги, артисты Малого, и специалисты медицинского центра. За это время детки стали гораздо более открытыми, коммуникативными и уже исполняют театральные роли. Театр - пример тенденции гуманистического развития, цель которого - посредством искусства сделать мир насыщеннее, краше; ребенок должен врастать в культуру в самый важный для него период.

Также одна из благородных целей - вытащить из повседневной рутины родителей, которым всё дается непросто. С жаром выступал один из главных модераторов круглого стола Николай Аркадьевич Дайхес, директор Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России. Сам врач, хирург, он уверен «Одно дело - сделать памперс, а поднять ребенка на ноги - совсем другое». Идея помощи детям-инвалидам по слуху родилась несколько дет назад и уроженец Астрахани видит в ней три составляющие части «Музыка - живопись - театр», куда вовлечены и Московская Консерватория, и Строгановский институт, и Малый театр. Николай Аркадьевич заверил, что вскоре в России научатся выпускать лучшие средства реабилитации для таких инвалидов. Представитель Всероссийского общества глухих, которое было образовано в 1926 году, назвала внушительную цифру: в России творческих коллективов инвалидов по слуху - 726! В него вовлечены тысячи людей и театр дает наиболее подходящую возможность себя реализовать. В Московском Театре мимики и жеста (мне в детстве довелось там разок выступать в школьном хоре на День Победы) ежегодно проходят серьезные фестивали, где многие поддерживают жестовый язык.

Интересно, что немало подростков после творческих студий поступают в Бауманский институт, который уже десятки лет готовит глухих инженеров со стопроцентным трудоустройством. Директор Астраханского драматического театра, старейшего на юге России, рассказала об инклюзивном проекте своего коллектива «Мы слышим и хотим говорить», который формирует у детей позитивную мотивацию. Одним из важных событий в рамках проекта было проведение фотовыставки, героями которой стали воспитанники «ЛогоТеатра». Она получила название «Я слышу в театре», подчеркнув тем самым роль театра и театрального воспитания в процессе реабилитации детей. Выставка и сейчас представлена в фойе. На ее открытии директор Малого Тамара Михайлова отметила: «Мне радостно от мысли, что наш проект состоялся. Мы очень переживали за возможность создания подобной студии в театре. Но в процессе ее становления и нашей работы мы нашли много замечательных друзей, которые нас понимают и поддерживают. Вместе с ними мы можем привлечь внимание к сложностям адаптации детей с нарушениями слуха».

Елена Посувалюк, Культурные новости столицы

http://ntm-news.ru/index.php/2266-my-slyshim-i-kho...


Дата публикации: 02.02.2023

30 января в Новом Щепкинском фойе Исторической сцены Малого театра прошел круглый стол по теме реализации проекта для слабослышащих детей

В красивом зале собрались представители Министерства культуры РФ, представители учреждений культуры, различных автономных некоммерческих организаций, региональных органов исполнительной и законодательной власти, а также медицинских, научных и общественных организаций, артисты, музыканты. Это был серьезный детальный разговор на тему «Популяризация технологий социокультурной интеграции детей с нарушениями слуха. Опыт реализации проекта «ЛогоТеатр» Государственного академического Малого театра». С 2021 года в Малом существует новое направление Детской студии – ЛОГОТЕАТР, где занимаются дети с нарушением слуха. За почти полтора года существования он показал те возможности, какие может дать театр и культурные учреждения в целом для слабослышащих детей. Проект был реализован совместно с Национальным медицинским исследовательским центром оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России. И некоторые выступающие начали с того, что столкнулись с этой проблемой не понаслышке, а в своей семье. У директора Малого театра Тамары Анатольевны Михайловой глухой внук. Она отметила с горечью, что не всегда детям удается выстоять при такой инвалидности и страдает психика. У художественного руководителя театра Юрия Мефодьевича Соломина этим недугом страдала матушка, музыкальный педагог Зинаида Ананьевна Рябцева; она окончила два курса консерватории, а потом оглохла. Да и последние лет пять народный артист жалуется на слух, потому больше не выходит на сцену, хотя очень этого хочет, а прислушивается к советам «просто руководить театром». Но, конечно, он не мог не отреагировать на приглашение посмотреть на занятия и по-актерски изобразил нам мальчика лет семи, у которого всё считал по выражению лица, когда тот приглашал на танец свою юную даму.

С невероятной любовью Юрий Мефодьевич вспоминал своих школьных педагогов, которые в сложнейшие годы войны, в 1942-43 годах, сумели на всю жизнь заложить в него любовь к родной литературе и пению… Я не могла не улыбнуться его оговорке «по Станиславскому»: «Учительница попросила в антракте зайти, обсудить задание». И вот теперь внучка Александра, которую он обожает, заместитель художественного руководителя по специальным и детским театральным проектам, руководитель Детской студии Малого театра, которая пошла по стопам своей матери и является дипломированной пианисткой, взялась за дело милосердия.

Александра Юрьевна показала видео отрывки занятий с детишками, которые перенесли операцию по внедрению кохлеарного имплантата, позволяющего в нескорой степени компенсировать потерю слуха. С воспитанниками «ЛогоТеатра» занимаются по тем же дисциплинам, что и в остальных группах Детской студии Малого. Классические театральные дисциплины – актёрское мастерство, сценическую речь и пластическое воспитание – ведут педагоги, артисты Малого, и специалисты медицинского центра. За это время детки стали гораздо более открытыми, коммуникативными и уже исполняют театральные роли. Театр - пример тенденции гуманистического развития, цель которого - посредством искусства сделать мир насыщеннее, краше; ребенок должен врастать в культуру в самый важный для него период.

Также одна из благородных целей - вытащить из повседневной рутины родителей, которым всё дается непросто. С жаром выступал один из главных модераторов круглого стола Николай Аркадьевич Дайхес, директор Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России. Сам врач, хирург, он уверен «Одно дело - сделать памперс, а поднять ребенка на ноги - совсем другое». Идея помощи детям-инвалидам по слуху родилась несколько дет назад и уроженец Астрахани видит в ней три составляющие части «Музыка - живопись - театр», куда вовлечены и Московская Консерватория, и Строгановский институт, и Малый театр. Николай Аркадьевич заверил, что вскоре в России научатся выпускать лучшие средства реабилитации для таких инвалидов. Представитель Всероссийского общества глухих, которое было образовано в 1926 году, назвала внушительную цифру: в России творческих коллективов инвалидов по слуху - 726! В него вовлечены тысячи людей и театр дает наиболее подходящую возможность себя реализовать. В Московском Театре мимики и жеста (мне в детстве довелось там разок выступать в школьном хоре на День Победы) ежегодно проходят серьезные фестивали, где многие поддерживают жестовый язык.

Интересно, что немало подростков после творческих студий поступают в Бауманский институт, который уже десятки лет готовит глухих инженеров со стопроцентным трудоустройством. Директор Астраханского драматического театра, старейшего на юге России, рассказала об инклюзивном проекте своего коллектива «Мы слышим и хотим говорить», который формирует у детей позитивную мотивацию. Одним из важных событий в рамках проекта было проведение фотовыставки, героями которой стали воспитанники «ЛогоТеатра». Она получила название «Я слышу в театре», подчеркнув тем самым роль театра и театрального воспитания в процессе реабилитации детей. Выставка и сейчас представлена в фойе. На ее открытии директор Малого Тамара Михайлова отметила: «Мне радостно от мысли, что наш проект состоялся. Мы очень переживали за возможность создания подобной студии в театре. Но в процессе ее становления и нашей работы мы нашли много замечательных друзей, которые нас понимают и поддерживают. Вместе с ними мы можем привлечь внимание к сложностям адаптации детей с нарушениями слуха».

Елена Посувалюк, Культурные новости столицы

http://ntm-news.ru/index.php/2266-my-slyshim-i-kho...


Дата публикации: 02.02.2023