Новости

«К 105-летию со дня рождения Елены Николаевны Гоголевой» Е.Н. ГОГОЛЕВА

«К 105-летию со дня рождения Елены Николаевны Гоголевой»

Е.Н. ГОГОЛЕВА
«НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ»
СТАЯ СЛАВНЫХ. ЕВДОКИЯ ТУРЧАНИНОВА

Постоянной партнершей и другом Яковлева была Е. Д. Турчанинова. Турчанинова обладала огромным природным умом. Дочь билетера, она благодаря своей настойчивости стала одной из самых образованных актрис Малого театра. У нее был широкий круг интересов. Она бывала на премьерах во всех театрах, на всех значительных спектаклях и концертах. Конечно, эта ее культура и разносторонность сказывались самым благотворным образом на ее искусстве.

Евдокия Дмитриевна была мужественным, волевым человеком. Она обожала свою дочь, но воспитывала ее мудро. Спокойно относилась к сценическим данным дочери и не предпринимала никаких попыток устроить ее в Малый театр. Когда дочь заболела чахоткой, Евдокия Дмитриевна делала все возможное для ее исцеления. Но ничего не помогло, дочь умерла. А когда зять Турчаниновой оказался в очень сложных обстоятельствах, она самоотверженно заботилась о нем.

Турчанинова часто исполняла те же роли, что и В. Н. Рыжова. У Рыжовой была знатная родня в Малом театре, она потомок Музилей-Бороздиных. К тому же Варвара Николаевна — энергичная и напористая—не всегда правильно вела себя и захватывала лучшие роли. Евдокия Дмитриевна была сама сдержанность и деликатность. Она уклонялась от этой борьбы за признание и успех.

Рыжова — яркая комедийная актриса — часто имела более громкий зрительский успех. Но Турчанинова была, бесспорно, глубже, ее игра шла от сердца, от души.

Любопытен и еще один штрих их творческой характеристики. Варвара Николаевна, патриотка Малого театра, не ходила даже во МХАТ. Евдокия Дмитриевна — мудрая ученица Ленского — испытывала живой интерес к «системе» Станиславского и хотела применять ее в своей работе.

Положение Евдокии Дмитриевны в театре осложнялось еще одним обстоятельством. Из двух премьеров на героические роли — Горева и Южина — она предпочитала Горева. Несмотря на всю воспитанность и деликатность Южина, в его отношении к Турчаниновой был холодок.

Нужно отметить также отношение Турчаниновой к молодежи, которое было необыкновенным. Зорко и внимательно присматривалась она к молодым. И всегда с готовностью помогала им — материально, морально. Я строила дачу. Нужны были деньги. К кому обратиться за помощью? Конечно, к Евдокии Дмитриевне. «Евдокия Дмитриевна, можете мне одолжить нужную сумму?»— «Приходите завтра». — «Но я не знаю, когда смогу вам отдать». — «Отдадите, когда появится возможность».

Она ходила смотреть молодых исполнителей помногу раз, прямо и нелицеприятно, внимательно и умно разбирала и оценивала их работу. Она прекрасно понимала людей. Все, кто влюблялся или разводился, шли плакаться к Евдокии Дмитриевне и находили у нее мудрый совет и понимание.

А как мила и остроумна она была, когда в свой день рождения, 16 марта, собирала у себя людей, какое веселье царило в доме, какое собрание талантов, как прекрасно угощали!

Какие роли Турчаниновой запомнились мне? В «Горе от ума» она играла Тугоуховскую и рядом с Садовской казалась суховатой. К тому же Тугоуховских играли очень древними. Их старили напрасно. Непонятно, откуда у этих стариков были такие молодые дочери.

Блестяще играла Евдокия Дмитриевна в пьесе «Ночной туман». Она изображала дамочку-психопатку, которая выламывалась и мнила себя «культурной». Все было в ее исполнении правдивым—интонации, позы, пластика.

Я впервые соприкоснулась с Турчаниновой как с партнершей в пьесе Л. Гордина «За океаном». В ней Климов и Турчанинова играли провинциальную еврейскую пару, родителей музыканта. В очередь с Турчаниновой играла Рыжова, которая никак не могла схватить колорит и характер провинциальной еврейской женщины. Культура, начитанность, кругозор стали здесь превосходным подспорьем для Турчаниновой. И она талантливо и верно воспроизвела облик и внутренний мир персонажа.

Турчанинова считала себя актрисой театра Островского. В пьесах Островского она была всегда «иконопис-на» и внешне очень выразительна. В «Бешеных деньгах» играли два состава Чебоксаровых—Яблочкина и я, Шатрова с Турчаниновой. Я показывала более аристократическую, «породистую» Лидию, Шатрова — более комедийную. Я тогда не вполне могла оценить искусство Турчаниновой, но теперь понимаю, что она играла вернее, чем Яблочкина. Чебоксарова Яблочкиной была глупой, Турчаниновой — умной. И это больше отвечало пьесе Островского. Ведь Чебоксарова вполне понимает ничтожество окружающих ее людей.

Арина Галчиха в «Без вины виноватых» в исполнении Турчаниновой не была сумасшедшей. Эта женщина служила богатым барам. И ей надоела эта роль. Вот она и произносит заученные слова.

Кручинина словно встряхивала, ее. Галчиха старалась, мучительно старалась вспомнить. Вместе с Кручининой искренне пыталась восстановить в памяти то, что было. Здесь возникал большой трагический момент. Основной рисунок роли был подсказан исполнением Ольги Осиповны Садовской. Но играла Турчанинова сильно и верно.

В роли Барабошевой в «Правда — хорошо, а счастье лучше» Турчаниновой трудно было уйти от трактовки Садовской. Но и здесь она смогла найти оригинальные краски — давала в последнем объяснении с Грозновым, глубокую лирическую ноту.

Блестяще играла Турчанинова миссис Хиггинс в «Пигмалионе». Ее привыкли считать русской бытовой актрисой. Но она продемонстрировала замечательное проникновение в сущность английского национального характера. Была типична ее внешность, манера держаться, весь стиль отношения к жизни.

Запомнилась мне Турчанинова в двух ролях русской классической драматургии.

В «Живом трупе» она играла светскую даму — мать Каренина. В этой тонкой и воспитанной даме она показывала нечто человеческое. Каренина полюбила Лизу и сочувствовала ей.

Грандиозна была ее Богаевская в «Варварах» Горького — настоящая дворянка, женщина умная и даже мудрая. Я запомнила ее интонацию, когда она говорила с Лидией по поводу Черкуна: «Скажи, он нравится тебе?.. Груб он, резок...» В этом было не пренебрежение, но интуитивно правильная оценка Черкуна.

Вторая замечательная сцена — когда Богаевская раскладывала пасьянс и говорила: «Скоро ты умрешь, старая дура... да...» В этой фразе не было ни сентиментальности, ни ужаса. Просто познание жизни и смерти.

Интересно выявляла Турчанинова отношение Богаевской к Надежде. Богаевская любила Надежду, понимала, что она не глупая, но из-за своего простодушия, чистоты и правдивости кажется глупой. Однако ей, Богаевской, не дано поставить все на место.

Для меня Турчанинова навсегда остается образцом высокого и мудрого сценического мастерства, образцом прекрасного человека.

Дата публикации: 30.06.2005
«К 105-летию со дня рождения Елены Николаевны Гоголевой»

Е.Н. ГОГОЛЕВА
«НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ»
СТАЯ СЛАВНЫХ. ЕВДОКИЯ ТУРЧАНИНОВА

Постоянной партнершей и другом Яковлева была Е. Д. Турчанинова. Турчанинова обладала огромным природным умом. Дочь билетера, она благодаря своей настойчивости стала одной из самых образованных актрис Малого театра. У нее был широкий круг интересов. Она бывала на премьерах во всех театрах, на всех значительных спектаклях и концертах. Конечно, эта ее культура и разносторонность сказывались самым благотворным образом на ее искусстве.

Евдокия Дмитриевна была мужественным, волевым человеком. Она обожала свою дочь, но воспитывала ее мудро. Спокойно относилась к сценическим данным дочери и не предпринимала никаких попыток устроить ее в Малый театр. Когда дочь заболела чахоткой, Евдокия Дмитриевна делала все возможное для ее исцеления. Но ничего не помогло, дочь умерла. А когда зять Турчаниновой оказался в очень сложных обстоятельствах, она самоотверженно заботилась о нем.

Турчанинова часто исполняла те же роли, что и В. Н. Рыжова. У Рыжовой была знатная родня в Малом театре, она потомок Музилей-Бороздиных. К тому же Варвара Николаевна — энергичная и напористая—не всегда правильно вела себя и захватывала лучшие роли. Евдокия Дмитриевна была сама сдержанность и деликатность. Она уклонялась от этой борьбы за признание и успех.

Рыжова — яркая комедийная актриса — часто имела более громкий зрительский успех. Но Турчанинова была, бесспорно, глубже, ее игра шла от сердца, от души.

Любопытен и еще один штрих их творческой характеристики. Варвара Николаевна, патриотка Малого театра, не ходила даже во МХАТ. Евдокия Дмитриевна — мудрая ученица Ленского — испытывала живой интерес к «системе» Станиславского и хотела применять ее в своей работе.

Положение Евдокии Дмитриевны в театре осложнялось еще одним обстоятельством. Из двух премьеров на героические роли — Горева и Южина — она предпочитала Горева. Несмотря на всю воспитанность и деликатность Южина, в его отношении к Турчаниновой был холодок.

Нужно отметить также отношение Турчаниновой к молодежи, которое было необыкновенным. Зорко и внимательно присматривалась она к молодым. И всегда с готовностью помогала им — материально, морально. Я строила дачу. Нужны были деньги. К кому обратиться за помощью? Конечно, к Евдокии Дмитриевне. «Евдокия Дмитриевна, можете мне одолжить нужную сумму?»— «Приходите завтра». — «Но я не знаю, когда смогу вам отдать». — «Отдадите, когда появится возможность».

Она ходила смотреть молодых исполнителей помногу раз, прямо и нелицеприятно, внимательно и умно разбирала и оценивала их работу. Она прекрасно понимала людей. Все, кто влюблялся или разводился, шли плакаться к Евдокии Дмитриевне и находили у нее мудрый совет и понимание.

А как мила и остроумна она была, когда в свой день рождения, 16 марта, собирала у себя людей, какое веселье царило в доме, какое собрание талантов, как прекрасно угощали!

Какие роли Турчаниновой запомнились мне? В «Горе от ума» она играла Тугоуховскую и рядом с Садовской казалась суховатой. К тому же Тугоуховских играли очень древними. Их старили напрасно. Непонятно, откуда у этих стариков были такие молодые дочери.

Блестяще играла Евдокия Дмитриевна в пьесе «Ночной туман». Она изображала дамочку-психопатку, которая выламывалась и мнила себя «культурной». Все было в ее исполнении правдивым—интонации, позы, пластика.

Я впервые соприкоснулась с Турчаниновой как с партнершей в пьесе Л. Гордина «За океаном». В ней Климов и Турчанинова играли провинциальную еврейскую пару, родителей музыканта. В очередь с Турчаниновой играла Рыжова, которая никак не могла схватить колорит и характер провинциальной еврейской женщины. Культура, начитанность, кругозор стали здесь превосходным подспорьем для Турчаниновой. И она талантливо и верно воспроизвела облик и внутренний мир персонажа.

Турчанинова считала себя актрисой театра Островского. В пьесах Островского она была всегда «иконопис-на» и внешне очень выразительна. В «Бешеных деньгах» играли два состава Чебоксаровых—Яблочкина и я, Шатрова с Турчаниновой. Я показывала более аристократическую, «породистую» Лидию, Шатрова — более комедийную. Я тогда не вполне могла оценить искусство Турчаниновой, но теперь понимаю, что она играла вернее, чем Яблочкина. Чебоксарова Яблочкиной была глупой, Турчаниновой — умной. И это больше отвечало пьесе Островского. Ведь Чебоксарова вполне понимает ничтожество окружающих ее людей.

Арина Галчиха в «Без вины виноватых» в исполнении Турчаниновой не была сумасшедшей. Эта женщина служила богатым барам. И ей надоела эта роль. Вот она и произносит заученные слова.

Кручинина словно встряхивала, ее. Галчиха старалась, мучительно старалась вспомнить. Вместе с Кручининой искренне пыталась восстановить в памяти то, что было. Здесь возникал большой трагический момент. Основной рисунок роли был подсказан исполнением Ольги Осиповны Садовской. Но играла Турчанинова сильно и верно.

В роли Барабошевой в «Правда — хорошо, а счастье лучше» Турчаниновой трудно было уйти от трактовки Садовской. Но и здесь она смогла найти оригинальные краски — давала в последнем объяснении с Грозновым, глубокую лирическую ноту.

Блестяще играла Турчанинова миссис Хиггинс в «Пигмалионе». Ее привыкли считать русской бытовой актрисой. Но она продемонстрировала замечательное проникновение в сущность английского национального характера. Была типична ее внешность, манера держаться, весь стиль отношения к жизни.

Запомнилась мне Турчанинова в двух ролях русской классической драматургии.

В «Живом трупе» она играла светскую даму — мать Каренина. В этой тонкой и воспитанной даме она показывала нечто человеческое. Каренина полюбила Лизу и сочувствовала ей.

Грандиозна была ее Богаевская в «Варварах» Горького — настоящая дворянка, женщина умная и даже мудрая. Я запомнила ее интонацию, когда она говорила с Лидией по поводу Черкуна: «Скажи, он нравится тебе?.. Груб он, резок...» В этом было не пренебрежение, но интуитивно правильная оценка Черкуна.

Вторая замечательная сцена — когда Богаевская раскладывала пасьянс и говорила: «Скоро ты умрешь, старая дура... да...» В этой фразе не было ни сентиментальности, ни ужаса. Просто познание жизни и смерти.

Интересно выявляла Турчанинова отношение Богаевской к Надежде. Богаевская любила Надежду, понимала, что она не глупая, но из-за своего простодушия, чистоты и правдивости кажется глупой. Однако ей, Богаевской, не дано поставить все на место.

Для меня Турчанинова навсегда остается образцом высокого и мудрого сценического мастерства, образцом прекрасного человека.

Дата публикации: 30.06.2005